selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Костюмы для ряженых

01.jpg
В последнее время в России все более популярным становится колядование и переодевание в ряженых на Рождество и в Масленицу. За границей русскую Mасленицу журналисты даже иногда стали называть русским Хэллоуином

В принципе, если совсем не понимать русскую культуру, то перепутать можно. Одеваются в коз и медведей и еще чего-то зубастое, мохнатое и лохматое. Кому-то может даже страшным показаться.

Вот три картинки для сравнения. Прикольно выглядят рядом. Ряженые, Хэллоуин и Крампус. Как говорится, почувствуйте разницу.

02.jpg
Ряженые. Детей развлекают играми.

2  dpa-a-group-of-people-pose-in-their-scary-halloween-costumes-on-frankenstein-D3G86C.jpg
Хэллоуин. Детей пугают.

2  Krampuslauf.jpg
Крампус. Детей пугают.

На самом деле костюм ряженого имеет свою собственную историю, и связан совсем не со страхом перед какими-то мёртвыми или чудищами, которые тебя съедят или в могилу утащат, а больше с народными играми и театрализованными постановками.

Я нашла очень интересную статью А. В. Пахомовой, профессора Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова и обладательницы кучи всяких званий и переписала ее совсем немножко, чтобы было менее научно-академически и более читабельно. Ну и картинок от себя слегка  добавила, чтоб понятней было. Материалы взяты с сайта http://www.muzcentrum.ru/
*******************************************

Pяженье (ряжение) – обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники. По веками сложившейся традиции, русские часто надевали необычные костюмы, лицо, как правило, скрывали под масками или мазали сажей, красками, чтобы максимально изменить облик до неузнаваемости. Неотъемлемой частью костюмов многих персонажей были шумопроизводящие украшения, “музыкальные” инструменты (например, две заслонки, вдобавок необходимо было и необычно двигаться – подскакивать, вертеться, приплясывать и т.п.

Ряженых чаще всего можно было увидеть во время празднования масленицы и на святки, реже – на Троицу и праздник Ивана Купалы. В целом ряжение представляло собой обрядовое и игровое переодевание с использованием масок и других приемов изменения внешнего вида.

10.jpg
Маски.
Наверху слева-направо: колядовальная маска; святочная маска; маска, используемая в обрядах плодородия (Исторический музей, г. Бийск); маска козы
Внизу слева-направо: святочные маски (найдены при раскопках в Новгороде); шествие ряженных

В древнерусских памятниках письменности XII века есть упоминания обрядов с ряжением, которым дана негативная окраска. Это вполне понятно – все, что было связано с языческими культами, осуждалось и запрещалось христианской доктриной. Тем не мене в народе прочно укоренились игрища предков, которые сохранялись вплоть до XX века. В XIX веке многие из них носили еще обрядовый характер, часть же стала просто забавами, которыми развлекался и стар, и млад во время народных празднеств. В основном это были масленичные гулянья, свадьбы и др.

3.jpg
М. Павлова. Ряженые

Основными персонажами, которых чаще всего изображали ряженые были:

коза, конь, медведь, тур, аист и журавль – эту группу можно обобщить под названием "животные";

следующая группа – персонажи потустороннего мира и нечистой силы – смерть, покойник, "дед", "баба", кикимора, русалка, черт, ведьма;

часто изображали так называемых "чужих", т.е. представителей других народов, социальных или профессиональных групп – это солдат, барин, нищий, странник, цыган, еврей, немец, арап и т.п.;

святых – Николая, Андрея, Варвару и ангелов.

Во многих восточно-славянских названиях ряженых отражена их потусторонняя природа, например, "кудесники", "буки", "черти", "хухольники", "окрутники", "халявы", "чудики" и т.п.

10 Ряженые.jpg
Ряженые. Русская открытка до 1917 года. В литографии Кушнерев и компания.

Приемы и материалы, которыми достигалось изменение внешности, очень просты, но та находчивость, которую применяли в народе, конечно, поражает искушенное воображение современного человека.

Подручные материалы – солома, коромысло, ухват, веник, горшок, куски рогожи, береста, тулупы, вывернутые наизнанку и мн. др. – все шло в ход и превращало в нужный персонаж, будь то ангел, кикимора или лошадь. К приемам изменения внешности, помимо чернения лица сажей, можно добавить еще обкручивание соломой рук и ног, чтобы они казались толстыми и кривыми, подкладывание горба, закутывание в меховую шубу, вывернутую наизнанку, ношение необычных остроконечных шапок, также нередко на костюм навешивали колокольчики, старые веники, лапти и др. Чтобы придать себе устрашающий вид, ряженые приделывали длинные клыки из репы, надевали на голову тыкву с вырезанными глазницами и прикрепленной внутри свечой, вставали на ходули, закутывались в белое полотно и так далее.

3  image (3).jpg
Современные маски ряженых

В разных местностях были свои излюбленные персонажи, образы которых создавались давно вошедшим в праздничный обиход и ставшим традицией способом. Например, в Костромской губернии на святки вовремя колядования ряженые ходили по домам в виде калек с вымазанными сажей лицами, со страшными горбами и навязанной на голове куделью, чтобы выглядеть косматыми. Такие персонажи назывались "старики" или "пугала". Помимо ряженых страшного вида были смешные, необычные ряженые. Чтобы выглядеть чудно, мужчины переодевались в женскую одежду, а женщины – в мужскую, при этом нередко на ноги надевали непарную обувь, на голову корзину или что-нибудь из посуды.

Ряженые часто старались придать себе вид животного: приделывали рога и хвосты, или носили вырезанную из дерева и обтянутую кожей голову "козы", "кобылы", "тура"; они заходили в дом на четвереньках, бодались, скакали по избе, махали хвостом, подражая поведению изображаемых животных. Иногда два участника составляли одну фигуру "коня", "быка", что требовало слаженности движений и определенных навыков.  Могли нарядиться "курицей" или "журавлем".


12 image (2).jpg12 image (1).jpg
Современные маски ряженых

В  Московской области нарядившийся "журавлем" ходил в вывороченном кожухе, ноги продевал в рукава, а в руках держал кочергу, имитирующую клюв.

На Русском Севере популярным персонажем святочных игр на посиделках был ряженый "покойником": его одевали в белое, натирали лицо мукой, в рот вставляли торчащие зубы, вырезанные из брюквы, клали на скамейку, оплакивали, заставляли девок целовать лежащего.
Добавлю, что ряжение воспринималось во многих местах как грех. Обычно в страшные маски "покойников" рядились лишь мужчины, реже — женщины, но ни в коем случае не девушки и уж тем более не дети. Из материалов, собранных на Русском Севере, следует, что сами участники обрядов и игр редко соглашались на эти роли добровольно, предпочитая бросать жребий. Когда праздничные гулянья заканчивались, принимавшие участие в ряженье должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби, окропить себя святой водой.

А вот как описываются ряженые на Масленицу: "По сказаниям церковных историков в дни эти безумствовали, то есть надевали на себя личины (маски), костюмы, причем переряжались мужчины в женские костюмы, а женщины в мужской наряд, иногда мужчины наряжались в довольно странные костюмы (пугалами), чтобы казаться страшнее и такая костюмировка (народный маскарад) служила на маслянице поводом к самому веселому разгулу…".

6.jpg
Излюбленный персонаж деревенской публики - "медведь". Лубочная картинка

В XIX веке в среде ученых исследователей народной культуры возрастает интерес к обрядовым, фольклорным и театральным действам. Описания масленичного и святочного ряжения довольно широко представлены в дореволюционной литературе. Начиная с 1846 года, после образования Русского географического общества, началось повсеместное собирание сведений по народному быту и фольклору. Разные издания, например, “Вестник Европы”, “Современник” и другие журналы, а также периодические и этнографические издания, губернские ведомости, сборники губернских статистических комитетов печатали материалы о верованиях, обычаях, народных обрядах и праздниках.

B первый день святок ряженье не проводили, к нему готовились. Устраивали складчину и на собранные деньги нанимали просторную избу на все святки, т.е. на две недели, окропляли и освещали её. Примечательно, что в складчине принимали участие все: люди женатые, пожилые, холостые, даже дети-подростки, «…последние обыкновенно платят половину того, что приходится на долю взрослых». “Появляются здесь “тальяночки”, в иных селах – балалайки и даже скрипки, – и деревенский бал открывается!”.

Непременным развлечением деревенской молодежи на вечеринках служит переряживание. "Ряженые обыкновенно изображают цыган и цыганок-ворожей, толстых купцов, евреев, солдат, скоморохов с медведем, нищих-побирух и т.п.". Излюбленным персонажем деревенской публики был "медведь". Ряженый в медведя представлял, как правило, несколько основных сюжетов: как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало. Другой персонаж – "журав", т.е. представляющий из себя подобие журавля. Чтобы изобразить журавля, парень набрасывает на себя вывороченную шерстью вверх шубу. В один из рукавов которой продевает палку с крючком на конце. Палка изображает клюв журавля, и этим клювом ряженый бьет присутствующих на вечеринке девушек, а те, чтобы откупиться от назойливой птицы, бросают на землю орехи, конфекты, пряники, которые журавль и подбирает». Также автор описывает игры "… непохвального свойства, и некоторые из последних отзываются даже кощунством". К таким играм относятся "венчание" и "похороны".

01  Каверзнев_Ряженые_XIX.jpg
П. Каверзнев. Ряженые (медведь, дед-поводырь, старуха, коза, ряженый в маске с гармошкой) 19 век

Как выглядели игры?
"…с криком и кривляниями, с корзинами снегу, перемешанного сажею, вбежали кикиморы и принялись завывать, хлестать и парить вениками во все стороны, стараясь, получше угостить грязным веником чужих ребят. Эти кикиморы были не кто иной, как туземные ребята, одетые по-старушечьи во всевозможные лохмотья и тряпки с горшком, накрытым тряпицею и заменявшим кокошник на голове, чтобы как можно более походить на кикимор, т.е. ведьм". Вслед за кикиморами являются "торгованы" - купцы с сукнами, нанкою (грубая плотная хлопчатобумажная ткань, одна из самых дешёвых в XIX в.), китайкою (плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань, привозимая из Китая) , кумачом (xлопчатобумажная ткань полотняного переплетения) и другим "красным товаром".

Затем следовал "стрелок", следом "кузнец"».  А за кузнецами следовали музыканты – это были крестьянские ребятишки, стучавшие в сковороды, заслонки, ухваты, кочерги и т.п. "все это шумело, стучало, звенело и выло…". Далее разыгрывалась сценка с рыбаками, и изба превращалась в озеро. Рыбаки, обнаженные по пояс, при свете лучины ловили рыбу – девушек. За этой сценкой был "рекрутский набор", далее следовало "соление снетков". Роль снетков доставалась ребятишкам. В избе появлялся огромный кузов, сплетенный из сосновых драниц. В него сажали раздетых ребятишек, а сверху на них высыпали большую корзину снега – это их посолили, "ребятишки запищали, а выскочить было нельзя. В заключение для рассолу на них вылили ушат холодной воды. С визгом и неимоверной быстротой выпрыгнули ребятишки из кузова и ударились на печку и на полати одеваться и отогреваться". После этой сценки в избу входили "какие-то личности", одетые в полушубки, подвернутые наподобие фрака – это был ревизор и писари, последние держали куски бересты и палки (вместо бумаги и перьев). И далее разыгрывался допрос.

4  Соломаткин_Ряженые_1873.jpg
Л. И. Соломаткин. Ряженые. 1873.

У мещан и крестьян города Василя бытовал ряд своих святочных развлечений.
Долгожданный праздник начинают отмечать на второй день, а в первый идут к нему приготовления. "В отношении наряда святочники представляют самое пестрое разнообразие; все они ходят группами. Одна группа, например, состоит из цыганки, турчанки и старика с непременным горбом; другая состоит из бурлака, черемисина (мариец) в белой рубахе с обшивным воротом, женщины в барском платье и кормилицы с ребенком; третья группа водит медведя на цепи, и все бывают одеты сообразно этому представлению: один изображает мишку, другой – козу, третий – скрипача или барабанщика. Эта группа особенно доставляет удовольствие девицам". Далее в тексте акцентируется фрагмент с появлением персонажа "черт", который предстает перед собравшимися в страшном обличье – с красными глазами, красными губами, длинными когтями, хвостом и рогами, весь обтянутый кожей. Разыгрывается сценка изгнания черта из избы. Историк пишет, что самый "обыкновенный и любимый наряд святочников составляет красная рубаха, обшитая галуном, и при этом шляпа, обвязанная лентами всевозможных цветов".

У многих народов в обрядовых действах помимо специальных, традиционных для каждого конкретного случая костюмов, необходимым дополнением был, назовем его "волшебный" или особенный предмет.  Так, например, изображая Мокошь в руке было веретено, св. Варвару или Люцию – гусиное крыло или нож. Таким особенным предметом могла стать палка, метла и др. У ряженых одним из самых распространенных атрибутов были маски, в частности берестяные. Маска-личина – обязательная и древнейшая святочная принадлежность. Личины делались самые разные, в основном, из бересты. На куске березовой коры вырезались отверстия для глаз, носа и рта, пришивали берестяной же нос, приделывали бороду изо льна или конских хвостов, брови, усы, румянили щеки свеклой. Наиболее выразительные личины часто хранились до следующих Святок.

Вот как выглядели ряженые в этнографических записках Ф.Д. Нефедова" "Показались два парня в берестяных масках и с деревянными лопатками в руках; они подходят то к одной, то к другой девице и спрашивают: "Сколько набить аршин набойки?". Девка говорит. Ряженый бьет ее по спине лопаткой столько раз, сколько она пожелала себе аршин набойки. <…> В избе крик и хохот".

Как выглядели костюмы и как они были сделаны?

11  image.jpg
Современная "коза"

"Коза", доставленная из Московской губернии, представляет из себя вздетую на палку резную, раскрашенную, двигающую нижнею челюстью, голову; "коза" же из Орловской губернии, представляет из себя хотя и очень примитивную, но более полную копию с живой козы: человек садится верхом на стянутую дугою палку, на одном конце которой прикреплена сделанная из тряпок голова, а к другому концу привязан хвост; все покрыто мешковиной, плотно ложащейся на стягивающую палку веревку, которая, таким образом, на спине ряженого образует спинной хребет козы"

А вот как незатейливо, но понятно каждому крестьянскому ребенку в Архангельской губернии выглядел ряженый конем: “Берут дугу с колокольчиком, делают хвост -  под пиджаком – веник-листвяник. Вот колокольчик забренчал <…> Маски делали из бумаги. <…>  В старину конь приходил на посиделки в шубе перевороченной. Шерсть как шкура”.

**************************************************
Во время СССР все эти обычаи особо конечно не приветствовались.

В сельской местности люди иногда продолжали придерживаться традиций, переодевались ряжеными и колядовали.

8.jpg
Ряженые. "Супруги". Деревня Климово, Горьковская обл. Фото, 1960 г.

7.jpg
Ряженые. Святочное вождение "Козы".
Ст-ца Анастасиевская, Краснодарский край. Фото, 1989 г.


Изредка выпускались детские книжки с картинками, где можно  было увидеть ряженых

И совсем редко что-то можно было увидеть в фильмах, например "Сказ про то, как царь Петр арапа женил"



А сейчас, смотрю, опять становится модно и популярно

Ну Масленица - это вообще одни сплошные ряженые и игры, но и на Святки/Рождество тоже часто начали устраивать представления. Любимые персонажи те же самые что и раньше

2  13107a8a29ab085f51f486a240800b62_small.jpg
Медведь в современном карнавальном костюме, ряженым и придумывать особо ничего не надо с какими-то шубами наизнанку.

Колядовщики на Белгородщине. 2012.jpg
Колядовщики на Белгородщине. 2012 год.  К традиционным козе и черту, совсем не страшному, кстати, добавился нетрадиционный для дореволюционного времени дед Мороз.

13.jpg

А это вообще профессиональные артисты - фольклорный ансамбль "Переполох". Ряженых теперь можно на мероприятия приглашают почти как Деда Мороза. Ну а что, вполне веселый может получится даже Новогодний корпоратив.

12.jpg

Веселые эти ряженые, напоминают народный театр, ярмарки, гулянья, игры. Вообще как бы такой древний народный театр.

Абсолютно ничего общего с Хэллоуином, как бы некоторым не хотелось их совместить, ассимилировать и заменить одно на другое, как уже пытались сделать с Дедом Морозом, заменив его на Санта Клауса.

И главное, в ряженых есть смысл и дух праздника, нечто, совершенно в последнее время вымытое потребительским отношением к тому же Рождеству и Санта Клаусу, чем и объясняется такая дикая популярность и Хэллоуина и Крампуса. Пугать интересней, чем по магазинам бесконечно шляться, по крайнем мере в пугалках есть хоть какой-то смысл, в отличие от.....




Tags: #зима, без политики, семья
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 28 comments