selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Нашествие Дедов Морозов, или как российский бизнес создает новый фольклор. Часть 2

1  56379860-.png


Продолжение темы Нашествие Дедов Морозов, или как российский бизнес создает новый фольклор https://selyanka1.livejournal.com/43411.html
где было описано как создавались и как одеты Русский Дед Мороз в Великом Устюге,татарский Кыш-Бабай, карельские Папакайне и Талви Укко, бурятский Белый Старец Сагаан Убугун  (Саган Убген), удмурдский Тол Бабай и марийский  Юшто Кугыза (Йушто Кугыза)



Номер 7. Мордовский Дед Мороз - Нишке , Мороз Якшамо Атя

7  yakshamo.jpg

В мордовской мифологии есть персонаж Нишке, который считается высшим богом. По легенде Нишке создал небо и землю, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится земля, насадил леса, сотворил человеческий род эрзян, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой. У Нишке есть две дочери, Кастарго и Вецорго, которых призывают в заговорах от болезней, и жена Нишке-ава. Мордва знает, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном живет Дед Мороз, которого называют Мороз-атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать нельзя, и поэтому никто не знает, что там находится.

7 kuzovatovskiy-rayon-peredaet-privet-ot-udmurskogo-deda-moroza-3.jpg

Мороз Якшамо Атя в праздничные дни живет в своей усадьбе, которая находится в мордовском селе Кивать в Кузоватовском районе Ульяновской области.

Сделать из Якшамо Атя Деда Мороза придумали 3 года назад две местные энтузиастки - Ирина Лиясова и Наталья Кузьмина. Последняя вот уже 5 лет исполняет на всех крупных мордовских праздниках роль Масторавы - Матери-Земли. Той самой спутницы Якшамо Атя.

На вопрос, зачем им это было нужно, Наталья отвечает просто: - “Мне захотелось сделать в своем селе сказку”.

7  ded3.jpg

Якшамо Атя, хоть и Дед Мороз, но от своего русского собрата все-таки отличается. Даже внешне. Например, одет он не в красную или синюю шубу, а в кафтан с мордовским орнаментом и белую рубаху. Вместо шапки седую голову украшает красное очелье. В руках посох с рогатиной на конце, на которой висят бубенчики. Чисто внешне мордовский дед выглядит даже добрее, чем русский.

7  ed2.jpg

Но главное отличие - это спутница. Если у русского Деда Мороза - это внучка Снегурочка, то Масторава для Якшамо Атя - скорее, сестра. Это вытекает из довольно сложной мордовской мифологии, в которой Масторава - "Матерь-Земля" - играет одну из главных ролей. Так что называть ее внучкой зимнего волшебника как-то не с руки. Да и выглядит она куда взрослее хрупкой Снегурочки. Масторава - это степенная барышня в мордовском национальном костюме. В отличие от Якшамо Атя, который фигурирует только в новогодние праздники, его сестра в летнюю «спячку» не впадает. Например, ее можно увидеть в Ульяновске на празднике «Шумбрат» или все в той же Кивати на фестивале "Масторавань морот".

7 Ded.jpg

Жилищем Якшамо Атя и Масторавы сейчас "числится" избушка в этнической деревне на окраине Кивати. Отдельную усадьбу сказочным персонажам обещали, но пока не построили. Хотя мордовская изба смотрится в качестве усадьбы просто, но со вкусом. Печка, лавочки, самовар, прялка - детей на зимних каникулах здесь принимать самое то!


Номер 8.  Ямало-Ненецкий Дед Мороз -  Ямал Ири 


8  wx1080 (4).jpg

По ненецки "Ямал Ири" означает "Дедушка Ямала".

Ямал Ири -самый молодой и продвинутый из своих коллег. В 2007 году дочернее предприятие департамента по туризму "Ямал Тур" организовало конкурс "Наш ямальский Дед Мороз", потому что официальный великоустюжский в регион заглядывал редко. Конкурс выиграла девочка из далекого северного поселка. По ее рисунку и был создан образ Ямал Ири. Теперь Дедушка Севера объезжает Ямал, поддерживает общение с коллегами, бывает у губернатора. Ямал Ири живет в волшебном чуме, а в помощниках у него множество лесных персонажей и северная Баба Яга.

Cудя по фотографиям, концепция, как именно должен быть одет Ямал Ири , все еще в разработке.


8 62.jpg

Как и полагается настоящему северянину, Дедушка Ямала одет в одежду коренных жителей ямальского Севера – теплую малицу, расшитую ярким бисером голубую сорочку, узорчатые кисы.
В руках первоначально вместо посоха была лопатка со звенящими колокольчиками. Она помогала старику пробраться через любые сугробы, а звонкие бубенцы разгоняли недобрых духов. Эта специальная волшебная лопатку-посох была изготовлена из дерева и украшена национальным орнаментом.

8 Ямальский_Дед_Мороз_.jpg

Сейчас у Дедушки Ямала появился и чудесный посох, а его волшебный бубен отгоняет злых духов.  Бубен и посох нужны Ямал Ири для обрядовых действ. Для посвящения в Северные Братья. И для обряда пересечения Полярного круга. Ведь Салехард — единственный город в мире, стоящий на Полярном круге.

8  Ямал_Ири.jpg

Кроме того одежда Ямал Ири стала слегка красочней, оттенок синего цвета изменили и красного добавили.

Путешествует Ямал Ири на оленьей упряжке — нартах. Умеет управлять снегоходом.  Добрый волшебник приходит в гости сам и приглашает гостей к себе, дарит подарки, помогает попавшим в беду и всех по возможности мирит.

Официальный сайт Ямал Ири   http://www.yamaliri.ru/   http://etnoyamal.ru/


Номер 9.  Чувашский Дед Мороз - Хёл Мучи

Дом чувашского Деда Мороза - Хёл Мучи расположен в только что открытом и все еще строящемся этнокомплексe “Ясна” д. Кшауши Чебоксарского района Республики Чувашия.  Этнокомплекс “Ясна” является частью "Этнической Чувашии", главного туристического объекта республики, в развитие которого вложены деньги как федерального бюджета, так и местного Министерства Культуры Чувашии.

9   ded_moroz.jpg

Не уверена, кто именно первым придумал сделать этот персонаж чувашским Дедом Морозом, возможно кто-то в Министерстве Культуры, чтобы объединить общероссийский Новый год с древним чувашским праздником Сурхури.

Хел Мучи — это "дед-зима". Вот только в словаре чувашского языка не найти такого понятия. Зато есть определение языческого праздника Сурхури, во время которого древние чуваши встречали Новый год. Сурхури переводится как «овечья нога». Отсюда, и главное гадание на праздник: чуваши, захмелев от пива, выходили в хлев и начинали ловить за ногу овечку. Попалась белая — удача ждет в новом году, черная — беда на пороге. Его внучку, местную Снегурочку, зовут Юр Пике

Внешний вид Хель Мучи, как, впрочем, и Юр Пике, тоже до сих пор находится в разработке. Внизу помещена фотография Хель Мучи и Юр Пике до переезда в этнокомплекс, когда их зимняя резиденция находилась в Чебоксарах. Разница очень заметна. Нынешний костюм приобрел видимый национальным вид, например, головной убор Юр Пике стал совсем другим, не похожим на снегурочкин, изменилась цветовая гамма, шубы стали намного темнее. И цвет нечасто встречающийся, видимо для того, чтобы персонаж был узнаваем, так же как это сделано с фиолетовой шубой удмуртского Тол Бабая.

9   79ff5474d6ef.jpg

Хель Мучи обладает массой волшебных вещей, например, сундуком, исполняющим желания, маятниковыми часами, приносящими счастье, и говорящим самоваром.

9  yasna_sh.jpg

Гости чувашского деда Мороза погружаются в мир чувашских сказок: слушают звуки волшебного посоха Хель Мучи, катаются на ледяных горках, взлетают ввысь на старинных качелях, посещают волшебную поляну и делают своими руками новогодние подарки.  http://visitvolga.ru/hel-muchi


Номер 10.  Тувинский Дед Мороз - Соок-Ирей

10  shagaatour-1200x800.jpg

Соок-Ирей в центре в одежде желто-бело-голубого цвета.

B Туве роль новогоднего волшебника играет Соок-Ирей. Этот образ пришёл в современность из тувинской “Легенды о сотворении мира”, которая была впервые воссоздана в письменном виде аспирантом Тувинского госуниверситета Ай-беком Соскалом по просьбе директора ансамбля "Эдегей" Кимы Чозаровны Донгак. Для очередной постановки ей необходимо было обосновать: откуда в традиционной тувинской культуре появился Соок-Ирей. Дизайнер и балетмейстер Вячеслав Донгак на основе этой легенды создал костюм Соок-Ирея. Главным исполнителем этой роли в Туве стал директор Национального музыкально-драматического театра имени Виктора Кок-оола, Народный артист Республики Тыва Станислав Ириль, больше известный как "золотой голос Тувы".

10 10296476_442587855935657_699240336641029998_o.jpg

“В самые холодные дни зимы происходит волшебство с духом Улу, он превращается в человека — Соок-Ирея. Тело его, руки, ноги состоят из тош — льда. У него взгляд холодный, вид тоскливый, усталый. Волосы, брови, борода покрыты белым инеем, как все деревья и кусты. Чтобы солнце не растопило и люди не увидели его, он одевается. Его одежда из белого, синего и желтого цвета, напоминает лёд, сосульки, торосы. А на шапке его видны солнечные и лунные цвета, и знаки напоминают о его неземном происхождении”.

10 ec8b6e4c1aaa8886e541dc87c0a43556.jpg

Разумеется, нынешний Соок-Ирей значительно добрее. Он появляется в национальном костюме в сопровождении Тугэни Энекэн — Матушки-Зимы, и приносит детям подарки. Правда, тех, кто вёл себя плохо, Соок-Ирей грозит заморозить, но эта строгость лишь для порядка.

Костюм Соок-Ирея также явно все еще находится в развитии, по крайней мере тот костюм, в котором выступают в Туве (фотография на лошадях) и тот, в котором встречаются с другими Дедами Морозами, как-то сильно отличается. Шапка совсем другая, и на плечах "нечто", видимо символизирующее солнце и луну/месяц

10 sook-irey-i-drugie.jpg

Своей резиденции у Соок-Ирея пока нет. Планируется, что она разместится на территории строящегося в Кызыле туркомплекса “Бай-Булак”. Интересно, что, помимо резиденции тувинского Деда Мороза и других культурных объектов, на территории “Бай-Булак” будет размещена и резиденция главы республики.


Почему-то не попали в рейтинг. Якутские Деды Морозы  - Чисхан и ЭхээДыыл

Самая большая административно-территориальная единица мира — родина целых двух Морозов. Якутия, щедрая душа, приняла обоих. Пока гонку на выживание и славу выигрывает Чысхаан, даже вопреки местному министерству туризма.— В министерстве сказали, что это частный проект, и сочли, что поддерживать его не нужно, — говорит Ирина Прокопьева (Арбугаева), Чысхаанова хозяйка, то есть владелица бренда.

Чысхаан — персонаж еще более удивительный, чем Паккайне. По своей сути он вообще не homo sapiens, а бык. В легендах у него нет имени, чысхаан — нарицательное существительное. В переводе с якутского означает «сильный холод с ветром». "Вот и чысхаан наступил", — говорят в Якутии, когда начинается зима.

11  12235027_902220483146518_1772912492604318667_n.jpg

Чысхаан и ведет себя не по-человечески: не отвечает на письма, не водит хороводы. Он — символ стихии, страшной, неприступной. "Очеловечился" лишь недавно, когда начал общаться с Дедом Морозом и другими волшебниками. Получеловек, полубык, дед Минотавр — таким получился образ, созданный якутским модельером Августиной Филипповой. Самая заметная часть костюма Чысхаана — рога. Ведь именно в рогах соль легенды:

— Осенью из Северного Ледовитого океана выходит бык и идет по земле, — плавно рассказывает Ирина Прокопьева. — С каждым шагом у него растут рога, и чем длиннее рога, тем крепче мороз. В январе прилетает ворон, и у быка падает один рог. Становится теплее. В феврале падает второй рог, в марте — голова. В апреле тело быка рассыпается, и река Лена уносит его обратно в океан.
Легенда о быке пришла к якутам от древних эвенков. Когда обрушивались крутые берега рек, в отвалах земли эвенки находили бивни мамонтов. Люди, никогда не видевшие мамонтов, были уверены, что из земли торчат огромные бычьи рога.

11  12249593_902219576479942_716062780282351696_n.jpg

Теперь Бык Холода встречает туристов в своей резиденции на Полюсе Холода, в Оймяконе — самом холодном обитаемом месте на Земле, куда к нему иногда приезжает великоустюжский Дед Мороз. и Чысхаан вручает ему символ зимы в поддержку идеи "зима начинается в Якутии".

11  12246833_902220486479851_268321054306737403_n.jpg

— Чысхаан — символ Полюса Холода, — объясняет Ирина. — Еще по современной легенде Чысхаан — хранитель вечной мерзлоты. Вся территория Якутии, собственно, в царстве вечной мерзлоты находится...

Чысхаан принимает гостей в ледяной пещере в Оймяконе, и больше всего гостей, включая других дедов Морозов, приезжает к нему в марте, на фестиваль "Полюс холода"




У второго якутского Деда Мороза сложное имя — Эхээ Дьыл, и большая семья. Жена, принцесса Кысын (Зима), три дочери — Саасчана (Весна), Сайыына (Лето), Кусуунэй (Осень). Внук Тыалчаан (Ветерок) — шустрый невидимый парнишка, который ведает информационной почтой своего деда, письмами и звонками. Любимая внучка Хаарчаана (Снегурочка). Ездовое животное — тот же самый Бык Зимы, Бык Дьыла. У Быка есть пастух Чюснаа. Имя пастуха переводится как "холодный злой ветер", и никто его не любит, он ладит только с Быком Зимы.

У всей компании есть названый отец — Гавриил Спиридонович Угаров, доктор биологических наук и писатель. Он сам играет роль деда Дьыла, каждый год облачается в костюм и поздравляет детей. Он же написал книги о своих персонажах в 1999 году — год оказался урожайным на подобные идеи и в Великом Устюге, и в Олонце.

Легенда о деде Дыыле тоже частично завязана на быке. 14 октября, в начале зимы, он выходит из моря. Рога растут, потом медленно отламываются, и 22 мая во время ледохода бык уплывает к Северному Ледовитому океану. А чем занимается Эхээ Дьыл? Он управляет в Срединном мире временами года.

Гавриил Угаров объясняет:
— Всего существует пять времен года: весна, лето, осень, зима и дьыл — зима плюс весна, самый тяжелый и холодный период, стойловый, когда скот кормится заготовленным сеном. С 14 октября по 22 мая. У якутов, собственно, есть свой Новый год: это 22 мая, начало лета. С этого дня в Якутии начинает оживать и пробуждаться природа. Раньше 22 мая якуты встречали свой день рождения. Ведь никто не знал точной даты своего рождения, да и праздновать бы не стали. Просто 22 мая прибавляли себе еще один прожитый год. Говорили — "у меня на плечах столько-то снега стаялo".

11  1482706512167587541.jpg


Живет Дед Дьыл в районе поселков Оймякон и Томтор, где зимой температура воздуха порой опускается до – 71,2 С.

Честно говоря, просмотрев кучу статей и фотографий, я так и не поняла, чем один якутский Дед Мороз внешне отличается от другого. Костюм у них явно от одного дизайнера. Но 2 имени зарегистрированы на 2 враждующих предпринимателей, власти не вмешиваются в разборки, а один из самых красивых этнических Дедов Морозов даже не попадает в туристический рейтинг, видимо во избежание... Вот так-то бывает, когда 2 предпринимателя договориться не могут.


Казачий Дед Мороз.

phoca_thumb_l_DSC08491.jpg

Особые приметы:  кафтан с эполетами, вместо пояса – кушак, на нем – кавалерийская шашка.
К сожалению создатель этого образа Василий Петрович Пестряк-Головатый, который проживал в Калининграде, скончался, и возьмет ли кто на себя миссию продвигать данный образ в будущем, я не знаю.


************************************************************

Ну а теперь перспективные Деды Морозы, за раскрутку чьих имен еще всерьез не взялись.


Что-то ханты-мансийское пока без названия, но был проведен конкурс на костюм.

IMG_1635.JPG

Дело в том, что Ханты-Мансийск в этом году объявлен новогодней столицей России и там был проведен всероссийский слет Дедов Морозов и Снегурочек, поэтому без какого-то местного колоритного персонажа было просто не обойтись.


Калмыцкий Дед Мороз -  аав Киитн (дед Холод)

Новый год – это еще и праздник пастухов и скотоводов. А поскольку ААв Киитн (так зовут калмыцкого брата Деда Мороза) считается самым главным пастухом, то на праздник к детям он приходит в традиционной калмыцкой одежде скотовода. Он одет в длинный тулуп или шубу, на голове большая заячья шапка треух, к трем концам которой пришиты красные ленты. На поясе у ААва Киитына сумка, в которой табакерка, кремень и огниво, а в руке - длинный кнут. Это древние принадлежности кочевника, который не боится странствий и одиночества. Едит он на телеге запряженной сайгаками.

Краткая новогодняя энциклопедия: Новогодним хозяйством у калмыков заведует целая семья. Главе семейства помогают разносить подарки помощники – внучка Цасна кююкн, имя которой переводится, как снежная девочка, то есть практически Снегурочка, и мальчик Шина Джил (мальчик Новый год). При этом в Калмыкии встречают Новый год не в полночь, как принято, а рано утром, в первый день нового года.

Какого-то специального визуального образа для туристических целей для этого персонажа пока не разработано.


Коми - Кöдзыд Пöль.

33.jpg

В начале этого года Кöдзыд Пöль (Холодный Парень) с персонажами коми легенд Райдой, Яг-Мортом, Войпелем и Перой-Богатырем наконец получил место под свою резиденцию в Финно-угорском этнопарке в селе Ыб Сыктывдинского района Коми.

Я не совсем уверена, кто есть кто на фотографии сверху, но это группа фольклорных персонажей, которые поселятся в селе Ыб. Раньше они перед Новым Годом ездили по Коми на специальном новогоднем поезде.

Сайт этнопарка http://www.ethnopark-rk.ru/



Hовогодний волшебник у саамов — Мунь Каллса.
Резиденция Муня Каллсы открылась в 1990-е. Он проживает в Лапландском заповеднике в Мурманской области.

Как выглядит этот персонаж, непонятно, хотя по сети гуляет вот такой прикольный стишок
Для саамов чудеса
Исполняет Мунь Каллса,
Как приходит Новый Год,
Поспешает он в народ.
Чтоб подарки получить,
Надо Деда удивить.
Соревнуются тут люди,
Новогодний Мунь их судит.
Кто стреляет метко с лука
И кидает свой аркан,-
Получает лично в руки,
За победу, талисман.
Сергей Прилуцкий, Алатырь, 2014

Кавказские Деды Морозы не очень знамениты.

Кабардино-Балкарский  Дед Мороз - Уэс-Дадэ
(“дадэ” – значит «дедушка») – личность довольно скрытная. О нем мало что достоверно известно, но в целом это типичный горец – с бородой, кинжалом и традиционной кучей подарков, хотя и одевается чаще не в национальную одежду, а в традиционную  шубу Деда Мороза.

35  rTBdjrw1Va4.jpg
Тут его, судя по всему, одели во что-то национальное, но описания никакого нет.

Чеченский Гор Дада — благообразный старик с седой бородой. До присоединения к России на Кавказе не праздновали Новый год. Последние 15 лет роль главного сказочника исполняет актер Султан Исламов.

840x560 (2).jpg

Осетинский Дед Мороз -   Артхурон - не просто новогодний дед, а божество по имени Артхурон.

34  89875596-099b-4597-a72a-28a4348c44b8.jpg34  15_07_02_13_24.jpg

Это имя переводится как "Огонь, сын Солнца". Сейчас коренные осетинцы почти не упоминают его имени, оно сохранилось только в названии ритуального пирога, который каждая семья печет на Новый год.



А в Дагестан наведывается из соседнего Азербайджана волшебник Шахта Баба с внучкой Гар Гызы.

Shahta Baba 2222223.jpg

Алтайский край Дед Мороз -  Соок-Таадак

41.jpg
В сети нашлась вот такая картинка и совсем никакого описания.

В общем, простор для творчества еще явно есть.


Рейтинг российских Дедов Морозов с ТурСтата http://turstat.com/bestdedmorozrussia2018


Оригинал взят у selyanka1  в  https://selyanka1.livejournal.com/43739.html


Tags: #зима, дом, общество, семья
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments