Слава (slavikap) wrote in nash_dvor,
Слава
slavikap
nash_dvor

С днем рождения, Владимир Семенович!

«Место встречи изменить нельзя» или
Как получаются шедевры?


Фильм о послевоенных буднях московского уголовного розыска стал гордостью Одесской киностудии и прощальным триумфом непревзойденного Владимира Высоцкого. Последняя роль советского барда №1 обошлась без его авторских песен, но оказалась «лебединой песней» артиста.





Конечно, зрительским успехом пятисерийный фильм Станислава Говорухина во многом обязан исполнителю главной роли Глеба Жеглова, но это качественное кино – не бенефис одного актера, а сплав интригующего сценария, умной режиссуры, крепкого актерского ансамбля, слаженной работы съемочной команды и даже взвешенного вмешательства худсовета.


Образ без прототипа

Пять вечеров премьерного показа по главному каналу Центрального телевидения были телевизионной сенсацией ноября 1979 года. Ни одно другое кино о милиции не вызывало столько интереса, как уголовный сериал «Место встречи изменить нельзя». И заслуга в этом не только сценаристов братьев Вайнеров и режиссера Станислава Говорухина, но и интригующего исполнителя главной роли Владимира Высоцкого. Его несравненный капитан Жеглов держал в напряжении не только банду «Черная кошка», но и терзаемых смутными сомнениями зрителей: по аналогии с образом актера в  «Хозяине тайги» многие готовы были к тому, что и начальник уголовного розыска может оказаться бандитом. Столь непредсказуемым сделал артист своего героя, у которого даже не было реального прототипа. Не зря за свою последнюю экранную работу Владимир Высоцкий удостоился Государственной премии СССР – через семь лет после смерти…
А началась роль с того, что Вайнеры подарили Высоцкому только что вышедший роман «Эра милосердия» (первая публикация была в 1975 году в журнале «Смена»). Творческое  чутье подсказало артисту, что из этого материала получится отличный фильм, и никто не сыграет начальника отдела по борьбе с бандитизмом МУРа лучше него.






«Это не я позвал Высоцкого в картину, а он меня, - вспоминал Станислав Говорухин. – Сказал, что у Вайнеров есть для него выдающаяся роль, и дал почитать роман, пока сам слетает в «Парижск». И когда мы вместе поехали к авторам, Володя еще не читал книги, о чем Вайнеры и не догадывались».



«Для порядка» были проведены актерские пробы на главную роль в фильме, о формальности которых режиссер честно предупредил участников. Одним из «претендентов» был исполнитель эпизодической роли раненного Фоксом во время засады опера Топоркова Евгений Стежко. Естественно, худсовет предпочел Высоцкого.

Но в мае 1978 года артист отказался играть Жеглова. «Чувствую, что мне немного осталось, успеть бы еще что-то написать», - вдруг объявил он режиссеру. «Пожалуйста, отпусти Володю, он не может терять год жизни на кино», - умоляла Говорухина Марина Влади в первый день съемок и свой день рождения 10 мая.


К счастью, режиссёр сумел убедить актёра, что без него фильма не будет. Когда Говорухина потом спрашивали, стоил ли этой роли год жизни Высоцкого, он отвечал, что на чаше весов не были его новые песни. Режиссер знал, что в планах артиста – гастрольный тур по Америке и путешествие с женой на Таити. Съемки были организованы так, что артисту удалось осуществить задуманное.


Сам себе режиссер

Когда писался режиссерский сценарий, Высоцкий приезжал к авторам в Переделкино и тоже участвовал в работе. Это он придумал приклеить на дверь фотографию Вари, чтобы в сцене в подвале подать знак Шарапову. Он же научил Станислава Садальского шепелявить в образе карманника Кирпича. На его счету – дополнение к высказыванию «Вор должен сидеть»  «Значит, будет сидеть – я сказал!» и многие другие импровизации.


Высоцкий внёс в фильм и прямой режиссёрский вклад: оставаясь «за старшего» в отсутствие на съемочной площадке Говорухина, поставил и снял сцены опознания Фокса, допроса и освобождения Груздева. «Он нас замучил!», - с улыбкой жаловалась съемочная группа вернувшемуся с фестиваля Говорухину. Но «доля шутки» была в том, что всем действительно пришлось попотеть: недельный план съемок Высоцкий отрабатывал за четыре дня. Он не давал времени на «обдумывание и раскачку», камера начинала работать сразу, как включался свет. Настраиваться все должны были до входа в павильон. Для той поры это было непривычно.

Но Высоцкий не требовал от других того, на что не был способен сам. Его скромность и работоспособность отмечали все, кто был рядом. Другие расслабляются, отдыхают, вспоминали очевидцы, а он даже с похмелья с карандашом в руках – если на гитаре не играет, то что-то пишет или о чём-то задумывается. На съемках Высоцкий всегда излучал энергию, был готов к работе, приходил на площадку с выстроенной в уме логикой эпизода и характера, назубок помнил текст роли и недоумевал, почему не знает слов партнер по сцене. Говорят, этим грешил Владимир Конкин, которого Высоцкий, как и Вайнеры, изначально не видел в роли Шарапова и заметно недолюбливал на площадке.



Но Всеволоду Абдулову («зажравшийся» муровец Соловьёв) он забывчивость прощал. И не только потому, что лично пригласил его на съемку. Для снисходительности были жизненные основания. За полтора года до картины друг Высоцкого разбился на машине. Три недели комы, несколько больниц и периодическая амнезия. Предложение сниматься для Всеволода Абдулова стало шансом выкарабкаться после тяжелой операции (сценарий с ролями на выбор Высоцкий и Говорухин принесли ему прямо в палату). Но работать актеру было тяжело: он даже не мог запомнить, что Жеглова зовут Глеб, и не только текст забывал, но и не понимал иной раз, где находится.


Помог Высоцкий попасть в картину и исполнителю роли запутавшегося фронтовика Левченко Виктору Павлову. Протягивал он руку помощи и другим артистам в сложных обстоятельствах. Когда у исполнителя роли Копытина Алексея Миронова во время съемок дали о себе знать проблемы со зрением, Высоцкий организовал ему встречу со знаменитым офтальмологом Святославом Федоровым. А когда снимали сцену пеленания подкидыша с потерявшей до этого собственного ребенка Натальей Даниловой (Варя), он один почувствовал, что молодая женщина – на грани срыва, и попросил перерыв якобы для себя, чтобы вывести из кадра и успокоить актрису.


Не форма, а содержание

Консультант фильма генерал-лейтенант К. И. Никитин хотел увидеть Жеглова в милицейской форме. Но Высоцкому пожелания заместителя министра МВД СССР были не указ – отказывался от форменной одежды НКВД наотрез. Говорухину же надо было задобрить начальство за возможность оставить в фильме спорные, но значимые сцены – например, ту, где Жеглов подбрасывает Кирпичу в карман кошелек. Уговорить Высоцкого надеть китель получилось всего раз, и режиссеру пришлось придумать, как обыграть этот факт в картине. Так появился эпизод у зеркала, когда примеряющий китель Жеглов говорит Шарапову, что это – «его домашняя одежда, вроде пижамы», потому что никогда не носил и, наверное, носить не придется.


Именно в парадном мундире капитана милиции Высоцкий присаживается к роялю и исполняет пару строк из репертуара Александра Вертинского. Вместо «Лилового негра» он, конечно, мечтал исполнить собственные сочинения: «Балладу о детстве», «Песню о конце войны» и «За тех, кто в МУРе». Но Говорухин возражал: по его мнению, это нанесло бы ущерб образу сдержанного и немногословного героя, профессия которого не допускает лиричности. Обидевшийся отказом Высоцкий ответил, что не будет тогда петь вообще. И выполнил обещание: вокальный отрывок из романса он щедро перебил репликами к Шарапову, подарив зрителям в собственном исполнении всего несколько нот.



Трудно пришлось Говорухину с артистом и на озвучивании ленты. Тонировка – процесс вторичный. Актер уже прожил свою роль на съемке, и повторять пройденное заново ему было скучно. Озвучивая Жеглова на чистовой записи, Высоцкий торопился и ухудшал образ. На требования режиссера повторить дубль он раздраженно отвечал, что сойдет и так, и нетерпеливо рвался из студии на свободу. Ему хотелось воздуха, простора и новых впечатлений – он спешил жить. Правда, остыв, через полчаса возвращался к микрофону и записывался, пока не получалось безупречно.


Подтекст и контекст

Сериал интересен уже самой реальной основой: в сюжете использованы материалы настоящих уголовных дел. Убийство с инсценировкой бандитского нападения, о котором в начале фильма рассказывает Шарапову Жеглов, было совершено в Москве на самом деле. И расследовал его реальный прототип Шарапова Владимир Павлович Арапов (он и похож был на исполнителя роли Владимира Конкина, но, в отличие от киногероя, в жизни был балагуром и весельчаком).


Имелся жизненный подтекст и у «дела Груздева»: в 1944 году по обвинению в убийстве собственной жены к смертной казни был приговорён кандидат медицинских наук Евгений Ильич Миркин, виновность которого в последний момент удалось опровергнуть работникам МУРа.

Из жизни взята и история преступлений банды «Чёрная кошка»: члены разбойной группировки Ивана Митина из подмосковного Красногорска  специализировались на грабеже сберкасс, что не мешало им в свободное от криминального промысла время трудиться на местном механическом заводе. Правда, это дело расследовал уже не прототип Шарапова: банду ловил другой знаменитый сыщик – Игорь Скорин, с которого списан герой экранизированных повестей Эдуарда Хруцкого полковник Данилов (из фильмов «Приступить к ликвидации» и «По данным уголовного розыска…»).

Даже блатные «малины» в «Место встречи изменить нельзя» - настоящие. Их снимали в реальных условиях в Одессе (съёмочная группа жила недалеко от  киностудии, в гостинице «Аркадия»), в то время как основную натуру и интерьеры – в Москве.

Фильм Станислава Говорухина должен был называться, как и книга Георгия и Аркадия Вайнеров, «Эра милосердия». Поменять название велели кинематографические чиновники, узревшие в слове «милосердие» отголоски «поповщины».



Вторым требованием киношного начальства было изменить финал и, вопреки сюжету романа, оставить Варю и Левченко в живых. После горячих споров Говорухину предоставили выбор: убить кого-то одного. «Пожертвовали» героем Виктора Павлова.

Согласно договору между Одесской киностудией и Гостелерадио СССР, фильм должен был получиться шестисерийным. Но в процессе работы по требованию Гостелерадио ряд сцен пришлось сократить, и в итоге недосчитались целой серии. После перемонтажа пропали, в частности, сцены, предшествовавшие убийству Васи Векшина, и фронтовые эпизоды, объяснявшие дружеские отношения Левченко и Шарапова. Но некоторые не вошедшие в окончательный вариант фильма дубли можно увидеть в коротких сюжетах из предыдущих серий в начале каждой последующей.



Отцы и дети

В связи с купюрами, зрители так и не увидели в картине обозначенного в титрах Пьера Оссейна – снимавшегося в военных эпизодах сына Роберта Оссейна и Марины Влади.

Зато наверняка все запомнили в ярком эпизоде сына другого известного артиста. В роли мальчика, ставшего свидетелем ограбления магазина и убийства деда-сторожа, снялся маленький москвич Михаил Епифанцев. Его отец – актер МХАТа Георгий Епифанцев (Прохор Громов в телесериале «Угрюм-река»). «Место встречи изменить нельзя» - не первый фильм с участием Михаила Георгиевича, хотя ему тогда было всего 9 лет. За два года до этого юный артист дебютировал в ленте «Мы вместе, мама», а с пяти лет выходил с отцом на сцену МХАТа в спектакле «Сталевары». По родительским стопам пошли все трое детей Георгия Епифанцева: актерскую профессию также выбрали средний сын Владимир (популярный ныне артист) и младшая дочь Наталья. Но старший Михаил ненадолго пережил трагически погибшего отца. В 1992 году 51-летний Георгий Епифанцев попал под поезд, а через шесть лет не стало и его 29-летнего сына. Несмотря на ранний опыт актерской работы, Михаил Епифанцев не поступил в театральный институт и, поработав после армии в молодежных студиях «Альбом» и «Китч», устроился продавцом в магазин оптики. Не задалась и личная жизнь повзрослевшего мальчика из «Место встречи изменить нельзя». Жена его оставила, забрав с собой больного церебральным параличом сына. Когда открылось, что ребенок – в детдоме, Михаил взял мальчика к себе, но в депрессии стал пить и 9 ноября 1998 года умер...

А если продолжать факты «семейственности» в картине, то стоит назвать также сына друга Высоцкого Вадима Туманова и дочь писателя Аркадия Вайнера Наталью Дарьялову – их режиссер усадил за ресторанный столик в компании Жеглова в сцене засады на Фокса.


Ба, знакомые все лица!

В ресторанной сцене можно разглядеть еще несколько знакомых персонажей: Тараскин там танцует с Ларисой Гузеевой, а на заднем плане играет на саксофоне Сергей Мазаев (его же видим среди музыкантов оркестра перед показом фильма в кинотеатре, когда Наталья Крачковская поет в дуэте с партнером куплеты «Неудачного свидания»). А среди других посетителей ресторана – концертный директор Высоцкого Владимир Гольдман, получивший вскоре срок за организацию «левых» концертов артиста.

Нашлась в фильме роль и для администратора Высоцкого Валерия Янкловича: он сыграл директора Большого театра, в кабинете которого Высоцкий беседует с вором Ручниковым и его подельницей Волокушиной. Кстати, сыгравший Ручникова Евгений Евстигнеев явился на съемку в собственном костюме – в 40-х годах таких фасонов не носили. Говорухину пришлось с самоуправством смириться: Большой театр был арендован на два дня, и переносить съемку не представлялось возможным.


Снялась в эпизоде и первая жена Станислава Говорухина, мать их общего сына, режиссера Сергея Говорухина, Юнона Карева – она сыграла гражданскую супругу Груздева Галину Желтовскую. Харьковчанка по рождению, Юнона Карева закончила в Москве театральное училище им. Щепкина, 37 лет прослужила в Казанском театре русской драмы, а после непродления договора осталась в той же столице Татарстана преподавать актерское искусство.


Позвал в фильм Говорухин и других урожденных харьковчанок – Наталью Фатееву (Ирина Соболевская) и Татьяну Ткач (красавица-подружка Фокса). Последняя вспоминает, что поехала в Одессу по звонку Говорухина, который пригласил ее весьма оригинально: «Все роли разобраны, осталась одна бандитка, зато познакомишься с Высоцким». Актриса даже сценарий не читала, запомнив съемки не как работу, а как развлечение у моря, главной фигурой на котором был обожаемый ею артист.


А вот ее киношная коллега по «малине», исполнительница почти бессловесной роли подруги главаря банды Горбатого Валерия Заклунная (Клава) знала Высоцкого еще с учебы в Школе-студии МХАТ, которую закончила в 1966 году. Проигнорировав приглашения в московские театры, актриса распределилась в Киев, где жили ее родители. Народная артистка России и Украины, лауреат Государственной премии СССР (за роли в дилогии «Любовь земная» и «Судьба») всю жизнь прослужила в Театре русской драмы им. Леси Украинки, удостоилась звания Героя Украины и была депутатом Верховной Рады от Коммунистической партии.



Кто во что горазд

Для исполнительницы колоритной роли Маньки-Облигации Ларисы Удовиченко съемки стали не только одной из первых и самых ярких ролей в кино, но и возможностью навестить родной город. После службы в армии отец, военный врач, перевез семью из Австрии, где появилась на свет будущая актриса, в Одессу, откуда рано потерявшая родителей девушка уехала на учебу в Москву (закончила ВГИК, мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). В фильме Говорухина Удовиченко должна была играть Варю, но молодой артистке более интересным показался образ проститутки, который она обогатила собственными творческими находками. В частности, крылатая фраза «Облигация или Аблигация?» вырвалась у актрисы не по тексту – она действительно тогда задумалась, как нужно писать это слово.


Удался экспромт и исполнителю роли Ивана Груздева: Сергей Юрский случайно поранился во время бритья и заклеил порез от бритвы газетной бумагой. Режиссер находку оценил и включил эту деталь в окончательный монтаж.



Но лидером импровизаций в картине стал интеллигент по жизни Иван Бортник (уголовный элемент Промокашка). Он подарил фильму много талантливых находок, однако бдительные цензоры распорядились всё вырезать. Чудом осталась сцена, которой аплодировали даже зеваки на улице. Когда при выходе из подвала Промокашка на блатной манер затянул тюремный шлягер «А на черной скамье, на скамье подсудимых», Жеглов улыбнулся в кадре и восхищенно покачал головой – такого перла от Бортника Высоцкий не ожидал.


Александра Белявского в роли Фокса (на нее также пробовались Борис Химичев и Вячеслав Шалевич) дублировал каскадер Владимир Жариков. Он же сыграл в фильме бандита, приставляющего нож к горлу Шарапова. За столом в «малине» белокурый молчун сидит напротив Левченко. Он не разговаривает, а делает дело – вышибает стул из-под садящегося Шарапова и наносит ему удар, после которого хлопающая в ладоши подруга Фокса томно говорит: «Дай-ка ты ему еще разок, для ума». Владеющий всеми видами оружия и проделывающий самые сложные автомобильные трюки бывший спецназовец с опытом рискованных постановок в 80 с лишним фильмах не только сбрасывал с моста фургон в «Место встречи изменить нельзя» (Владимир Жариков работал с напарником Олегом Федуловым), но и дублировал женщин: сбитую машиной милиционершу и выбрасываемую из окна официантку ресторана. Мало кто знает, что самый известный каскадер отечественного кино – кандидат философских наук и владелец собственной киностудии («Мустанг»).

А вот исполнительница маленькой, но заметной роли Верки-модистки Людмила Давыдова добровольно ушла из жизни в 57 лет. В конце декабря 1996 года страдающая душевным разладом и головными болями женщина повесилась на поясе от домашнего халата. Перед Новым годом ее выписали из психиатрической клиники. Одиночество, бездетность и профессиональная невостребованность драматично сказались на некогда успешной актрисе, учившейся профессии во ВГИКе, на курсе Григория Козинцева. В последние годы жизни в ней трудно было узнать былую красавицу, трижды выходившую замуж за крепко стоявших на ногах мужчин: актера и режиссера Андрея Ладынина (сына великих Ивана Пырьева и Марины Ладыниной), режиссёра Валерия Ускова, снимавшего актрису в роли Натальи в телесериале «Тени исчезают в полдень», и декана одного из факультетов элитного столичного вуза (МГИМО).

…Нет уже в живых половины из тех, кто был причастен к созданию фильма-легенды. И когда обсуждалась идея снять его продолжение (у Вайнеров оставался проект сценария, написанного Высоцким), Говорухин тему закрыл.  «Не с кем продолжать», - грустно заметил режиссер.



© Вячеслав Капрельянц, 2016


Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы ваши друзья смогли его прочитать! ;)
Читайте также по теме:
[Spoiler (click to open)]
Божественный промысел и его интерпретаторы
Как два Андрея снимали фильм об Андрее, и почему историческую драму о России положили на полку?

В бой идут одни «старики»: Не могЁм, а мОгем!

Белое солнце пустыни: истерном по вестерну

«Весна на Заречной улице»: в кадре и за кадром.
Любопытные подробности из истории фильма

Как снималась «Калина красная»: 25 марта 1974 года на экраны вышла последняя картина Василия Шукшина.

От смешного до великого: режиссер бессмертных комедий Леонид Гайдай.

Ирония судьбы Мягкова и К?

«Служебный роман»: история шедевра

«Экипаж»: трижды первый

"Ошибка резидента": шпионский детектив на экране и в жизни

Кому Афоня рубль должен?

"Осенний марафон": рассказ о себе самом

"Золотой теленок": не в деньгах счастье!

"Кавказская пленница" на крымском курорте

"Любовь и голуби": очень жизненное кино

"17 мгновений весны": рождение легенды

"Невероятные приключения итальянцев в России"

Как Иван Васильевич менял профессию

"12 стульев": любимое детище Леонида Гайдая

"Пираты XX века": фильм про настоящих мужчин

"Мимино": наше славное кино

"Берегись автомобиля!": полвека с благородным человеком

"Операция "Ы"..." или "Кондуктор, нажми на тормоза!"

"Джентельмены..." и удача

"Ирония судьбы": 40 лет под звон бокалов

"Три плюс два" - фильм навсегда

"Бриллиантовая рука": бриллиант советского кино

"Человек-амфибия". Фильм, который нельзя повторить


Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments