selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

На Масленицу о скоморохах

01    140368.jpg

Решила написать наконец что-то про Mасленицу, а поскольку о ряженых пост уже был на Рождество
Костюмы для ряженых   https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
то для одежды самыми интересными персонажами оказались скоморохи, при том, что кроме одежды у них еще и очень интересная история.


Проведя довольно много времени над чтением каких-то не только научных, но еще и церковных текстов, я нашла вот такие древние исторические изображения скоморохов и отсылки на описание их одежды. Которые, в принципе, показывают, что нынешние скоморохи на прежних ну совершенно не похожи. И у меня даже появилась гипотеза, почему.

Но все по порядку

Скоморохами в Древней Руси называли музыкантов, дудочников, волынщиков, гусляров - словом, всех тех, кто промышлял пляской, песнями, шутками, фокусами.

Самым древним из известных изображений скоморохов является изображение на фресках Киевской Софии, однако в последнее время стало считаться, что сюжет фрески со скоморохами в Киевской Софии взят из жизни византийского императорского двора, и, следовательно, изображены здесь византийские, а не русские скоморохи.

01   Музыканты_и_скоморохи_Прорись_с_Фрески.jpg
Музыканты и скоморохи. Прорись с фрески Софийского собора в Киеве. 1037 г.

01   skomoroh__3_kiev.jpg
Скоморохи. Фреска Софийского собора. Киев.

Я совершенно этому не удивляюсь, фигуры действительно выглядят ну совершенно не по-русски, представить таких людей в русских княжествах слегка тяжело, а вот каких-то итальянских акробатов они лично мне напоминают очень сильно.

Начиная с XII века в русских рукописях и евангелиях стали использоваться изображения различных персонажей и животных в качестве заглавных букв, причем иногда даже не совсем относящиеся к тексту или совсем к нему не относящиеся.

Несколько раз в качестве таких заглавных букв рисовали гусляров-скоморохов.

01  image002.jpg 01  6.jpg

Слева: Буквица с изображением гусляра. Новгородский Служебник XIV в.
Справа: Буквица с изображением пляшущего гусляра. Новгородское Евангелие 1358 г.

Исследователи утверждают, что в цветном изображении на рисунках кафтан был синего цвета, а сапоги и колпак красного.

Еще одним известным древним изображением скомороха является роспись на стенах псковской церкви XV века.
Сюжет росписи заимствован из повести об Анте скоморохе, включенной в сборник "Луг Духовный", или "Лимонис”, - сочинение палестинского монаха Иоанна Мосха (умер 619 г.). Это произведение, известное в болгарских и русских переработках, содержит назидательную повесть о скоморохе, который в своих песнях богохульствовал, понося пречистую Богоматерь. Кара не замедлила себя ждать - у Анта скомороха отсохли руки и ноги. После чистосердечного раскаяния Анта Богородица его исцелила, и Ант начал в своем музыкальном творчестве ее воспевать.

01  8.5_Istcelenie_Anta_skomoroha._Ant_skomoroh_proslavlyaet_Bogomater.jpg
Фреска над выходом из Успенской церкви в с. Мелетово под Псковом (1465 г.) изображает Скомороха Анта.

Скоморох Ант на изображении, как все, наверное, поняли, сидит в центре на троне в некой иконописной позе, в которой обычно изображали музыкантов, в руках у него музыкальный инструмент под названием гудок, на голове у него шапка, какие носили руководители византийских церковных хоров певчих.  Кафтан тут тоже синего цвета, как и сапоги, красного ничего не видно.

01  MUqw9UMZxMwR12Ks0grM8Px29TR.jpg

Известно, что в начале XVII в. придворных потешников и музыкантов награждали отрезами синей и голубой материи для кафтанов, вероятно, соблюдая определенную традицию, а также красными сапогами и колпаками. Можно предположить, что данная традиция была как-то связана со скоморохами.  При этом иностранных музыкантов одевали иначе.

Кстати, по поводу синих кафтанов, красных сапог и шапок: в конце русских народных сказок часто говорилась какая-то финальная фраза-прибаутка, например, " и я там был, мед пиво пил....." или "тут и сказочке конец....". Так вот одним из таких сказочных окончаний было: “a мне дали красный колпак, как зачали меня в шею толкать, а дали мне синий кафтан; ворона летит, говорит: "Синь кафтан!" А я думал: "Скинь кафтан", — взял и скинул”

Кроме того существуют различные археологические находки масок скоморохов, что неудивительно, поскольку и скоморохи и ряженые часто принимали участие в одних и тех же праздниках, так что скоморохи могли выступать ряжеными, а ряженые переодеваться и изображать скоморохов.

01   418-557_(426-565)_img_396.jpg


Еще в русском языке есть выражение "шут гороховый", которое тоже связано со скоморохами. Ещё со времён Древнего Рима принадлежностью паяцев была погремушка из бычьего пузыря, в который насыпали горох. В средневековом театре шуты били такой погремушкой других актёров и даже зрителей. Когда традиция добралась до Руси, русские скоморохи стали дополнительно украшать себя гороховой соломой, отсюда в языке и закрепилось выражение "шут гороховый".


Как мы видим на картинкax, абсолютно ничего похожего на наряд современных скоморохов нет, даже близко не стояло. Ну что в общем-то и не удивительно. Где и в каких заморских странах и, главное, на какие деньги, могли скоморохи доставать дорогие разноцветные ткани во времена, когда Русь ходила в лаптях и посконных (конопляных) рубахах, а льняные сарафаны или рубашки с вышивкой надевались только по большим праздникам?

В середине XVII в. не только церковная власть, которой не нравилось богохульство скоморохов, но и русская гражданская власть активно выступила против скоморошества, говорят, что это было связано как с бандитизмом, когда скоморохи объединялись в некие разбойничьи ватаги и грабили проезжих, так и с неким возможным шпионажем, когда путешествующие скоморохи могли подслушивать разговоры пригласивших их подвыпивших господ и доносить на них тем, кто заплатит.  Указами 1648 и 1657 гг. скоморошество было официально запрещено и к XVIII в. постепенно угасло.

И вот тут наступает переломный момент в ярмарочной культуре России, так как известный русский царь Петр I прорубает окно в Европу и кардинально меняет всю индустрию развлечений как минимум для знати, ну а далее уже за знатью подтягивается и простой народ.

В Россию начинают приезжать итальянские и французские цирковые и театральные труппы для выступлений как перед знатью, так и на ярмарках перед обычной публикой. В XVIII веке на ярмарках появляются балаганы и зазывалы, причем первыми зазывалами были иностранцы, часто в костюме Пьеро, которые не знали русского языка, поэтому работали с помощью мимики, пантомимы, фокусов и игры на музыкальных инструментах, т.е. они забрали себе нишу скоморохов.

Кстати, мима -паяца с набелённым лицом и в костюме Пьеро -широком бесформенном балахоне с крупными разноцветными пуговицами - в народе называли "Мельник" или "Замазка".

02  8168.jpg
Паяцы на балконе балагана (слева)
Балконные зазывалы (фрагмент). Литография, сер. XIXв. (справа)

Смена иностранцев на русских зазывал произошла где-то в 1820-х годах. Это дало определенный положительный эффект, поскольку помимо бурной жестикуляции и в некоторой степени "актерства" – пантомимы, клоунады, фокусов – теперь появилась возможность и словесной рекламы, которую все понимали.

"Мельникам", т.е. зазывалам, наряженным в костюм Пьеро, через некоторое время на смену пришел балаганный дед, внешний вид которого очень напоминал традиционного старика святочного ряжения, так как он больше соответствовал устойчивой народной традиции и вызывал больше симпатии и доверия, чем какой-то импортный паяц.

Обычно костюм балаганного деда был такой: огромные лапти, косматая борода из пакли, старый потрепанный кафтан с большими яркими заплатами.

В конце XIX века внешний вид "деда" почти не изменился – "серый кафтан-полушубок, обшитый красной или желтой тесьмой, с пучками цветных тряпок на плечах, в шляпе-коломенке или гречневике, украшенной такими же яркими тряпочками, с льняной бородой, в лаптях и рукавицах"

02   8169.jpg
Белый клоун на раусе балагана. Гравюра с рисунка В.Ф. Тимма. 1858г. (слева)
Дед-зазывала (карусельный дед дядя Серый). Гравюра с рис. С. Александровского. 1870г. (справа)

Именно такой костюм для выступлений "деда" установился не сразу. Какие-то детали изменялись, что-то дополняло общий вид.  Чаще всего балаганный дед был в зимнем одеянии и здесь прослеживается прямая связь его образа с образом святочного старика, атрибуты которого и составили основу костюма нашего героя. А именно: огромная борода и усы, выполненные из подручных материалов (лен, пенька и т.п.), серый весь в разноцветных заплатах кафтан (святочный старик обычно наряжался в рваную поношенную одежду, поэтому и заплаты). Также большие рукавицы, огромные лапти или валенки.

Городская площадь и ее условия привнесли определенные коррективы в этот "базовый" наряд. Шляпа-коломенка или ямщицкая шапка придавали оттенок особой удали, свойственной ямщикам и лихачам-извозчикам. К этой шляпе прикрепляли нелепый бумажный цветок – свидетельство одновременного влияния и высмеивания попыток некоторых мещан, приказчиков, лакеев покрасоваться и выглядеть "благородно". Яркие нашитые на одежду лоскутки – явное заимствование от итальянского "коллеги по балкону" Арлекина, костюм которого – трико был из разноцветных кусочков ткани или треугольных пестрых лоскутов.


Лучшие карусельные деды и ярмарочные зазывалы обладали ярким талантом импровизаторов. В арсенал навыков артиста непременно должно было входить умение обыгрывать различные предметы и манипулировать ими.  Например, с бутылкой водки изображая пьяного или с большим портретом какой-нибудь удивительно уродливой женщины изображая ее верного мужа и смеша публику своими шутками и прибаутками до слез.


02    4  8176.jpg
Ярмарочный дед-зазывала. Рис. Н. Далькевич. Нач. 1880-х гг. (слева)
Масленичная афиша-листок с традиционной фигурой деда-зазывалы (справа)

Ну и неизменной частью российских ярмарок и развлечений, в том числе на Масленицу, был кукольный театр с Петрушкой

02   8522.jpg
И.А. Зайцев. Петрушка. Перчаточная кукла. Конец XIX в. (слева)
Витрина с марионетками из балаганного представления И.А. Зайцева "Цирк на сцене" (справа)

Русский Петрушка всем нам хорошо известен, узнаваем его броский костюм – остроконечный колпак и красная рубаха.

Свободная рубаха и остроконечный колпак очень сильно напоминают одежду русских скоморохов. Так что скорей всего в родословной русского Петрушки находится не только итальянский Пульчинелла, но и русские скоморохи и их кукольные игры. Видимо, именно к концу XVII — седине XVIII в., когда скоморохи полностью исчезли, Петрушка и унаследовал их традиции выступлений и шуток, в том числе и достаточно скабрезных, богохульных или рискованных, но уже в кукольном варианте.

02  8119.jpg
Народные гулянья на масленице в 1870-1880-е гг. на Марсовом поле в Петербурге

После революции в СССР никаких ярмарок с зазывалами, карусельными дедами и кукольным театром Петрушки не проводилось, не говоря уже о ряженых. Да и мероприятия типа Масленицы не то, чтобы совсем ушли в подполье, но проводились крайне скромно.

Сейчас традиции стали возрождать, но вместо зазывал типа карусельного деда современные актеры и массовики-затейники решили перевоплотиться в скоморохов.

И придумали нeкую легенду про якобы традиционный костюм скомороха, мало похожий на то, что можно увидеть или прочитать в исторических документах, но сильно находящийся под влиянием, по-моему, итальянского и французского театра и одежды европейских шутов и менестрелей, чьих изображений в истории осталось больше чем изображений скоморохов.

Вот такие костюмы скоморохов можно, например, взять напрокат.

03  skomoroh_6_1 (1).jpg03  kloun_8_1 (1).jpg03  skomoroh_5_1 (1).jpg


03  arlekin_2_1.jpg03  skomoroh-naryadnyj-sajt_1479389280.jpg03  skomoroh_4_1 (1).jpg

На голове - абсолютно типичная шaпка западноевропейского шута, каких на Руси не носили. Колпак у скоморохов был, как у Петрушки. Такая шапка, как здесь, в Западной Европе в Средние века так и называлась - колпак дурака. И носили ее придворные шуты. Она была трех видов - как гребешок, с ушами или с двумя верхушками. Все три вида здесь и представлены. Но при этом шуты носили обтягивающие панталоны, а не штаны. Еще что-то в этих костюмах есть и от Пьеро, и от Арлекинa.

Короче, все страны в гости к нам. И все шутовские костюмы тоже.


Но что поделать? Вот в таком вот виде решили возродить костюм скомороха через почти 300 лет забвения. Главное - что красиво.


Оригинал взят у selyanka1 в https://selyanka1.livejournal.com/62701.html

Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Bestjerveza

February 18 2018, 13:34:41 UTC 9 months ago

  • New comment
А вот ещё интересный факт. Одним из популярных трюков скоморохов было: вставить в, пардон, анус дудку и издавать с её помощью звуки, пуская газы. Некоторые умудрялись даже наигрывать несложные мелодии.
Это, конечно, более поздняя придумка. А изначально скоморохи, как ни странно, воспроизводили в своих выступлениях элементы языческих мистерий, некоторые шутки и такие персонажи, как Коза (изначально Козюля=Змея) уходят корнями ещё к верованиям, предшествовавшим Перунову пантеону. Собственно, за это скоморохов и ненавидели церковники. Само слово "шут" в старину было синонимом "чёрта".
Кстати, ещё в XIX в. бытовала теория, якобы русские слова "чёрт" и "тьфу", а также немецкое "тойфель" перешли в человеческий язык непосредственно из языка чертей)))) А правильно, мол, с человеческой точки зрения говорить именно "шут". "... богомерзкие шутовки служат своему царю Сатане бесовские молебны" (Мельников-Печерский, "На горах"; персонаж описывает ресторанный канкан).
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →