selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Свадебный убор Саукеле

2d9262ddece8f17a7f6790a64e60012d.jpg
Саукеле как следует из перевода названия (сау - "солнечный, красивый", келе - "голова") – это головной убор, и не просто головной убор, а женский свадебный головной убор у казахов, киргизов и каракалпаков.


Cаукеле и юрта были самыми дорогими элементами приданого невесты, и богато украшенные саукеле представляют собой лучшие образцы казахского народного прикладного искусства.

Его изготовлением занимались наиболее искусные мастера. Ювелиры-зергеры отливали, штамповали или чеканили металлические детали. Как правило, на изготовление одного саукеле уходил целый год. Стоимость его достигала к концу XIX - началу XX вв. 1000 рублей (стоимость примерно 100 добрых скакунов), и дороговизна, к сожалению, стала одной из причин сокращения производства. Важно отметить, что при сохранении основных элементов, каждый из саукеле имеет свои особенности в силу индивидуального характера работы, наличия материалов и по другим причинам. Таким образом, каждый головной убор - неповторимое, уникальное произведение искусства.

Саукеле передавался от матери к дочери, из поколения в поколение. По обычаю, невесту одевали в свадебный наряд в доме ее отца. Саукеле надевала на невесту уважаемая женщина, за что она получала дорогой подарок от жениха. После свадьбы молодуха носила саукеле по торжественным случаям в течение года, точнее, до рождения первого ребенка.

Саукеле (предмет в целом и его отдельные детали), как и все головные уборы казахов, имеет высокий семантический статус. Так, большую знаковую нагрузку несут орнаментальные изображения, например, "священное древо жизни", "бараньи рога", а также сами материалы. Считалось, что серебро обладает защитной силой (в частности, серебряные подвески в форме стрел образуют целый ряд нижней части саукеле). Широко известна магическая функция камней: коралл оберегает от порчи и сглаза, жемчуг - от бельма, сердолик - символ благополучия и радости, и так далее.

Oдин из самых ценных музейных экспонатов саукеле на территории России находится в коллекции Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Он входит в состав большой коллекции, собранной и переданной в дар музею самими казахами в январе 1899 г.

saukele1.jpg saukele.jpg

Высокая тулья, сделанная из войлока, имеет усеченную форму. Высота ее спереди 34 см, сзади - 45 см, окружность вверху - 34 см, внизу - 50 см..

Один из дарителей, Лаикжан Дербисалаевич Биркамбаев, будучи в Петербурге, посетил МАЭ и был удивлен скудостью казахских коллекций. Он пообещал прислать недостающие предметы. И действительно, вскоре от Л.Д.Биркамбаева и его земляка Хасана Иш-Мухаммедовича Имамбаева поступило интереснейшее собрание, включавшее 88 предметов из Тургайской волости Актюбинского уезда и из Сарайской волости Кустанайского уезда, из аула № 4.

Исследователи уже давно обратили внимание на некоторое сходство казахского саукеле с головными уборами саков (так называли в персидских источниках скифов). Среди саков, занимавших огромные территории Средней Азии и Казахстана, имелись племена, именовавшиеся "тиграхауда" ("носящие остроконечные шапки"). Предположения подтвердились, когда в 1970е гг. казахские археологи обнаружили неограбленное захоронение сакского вождя (V-IV вв. до н.э.), одежда которого была сплошь покрыта золотыми пластинами.

115dbf64447849f671977a29dae06fcd.jpg

На его голову был надет высокий (60-65 см) головной убор с золотыми украшениями, даже поверхностное сравнение которого с саукеле свидетельствует об их сходстве.

Однако казахский саукеле - женский головной убор. Археологические находки позволяют снять и это расхождение.

В Сибирской коллекции Петра I имеются две золотые поясные застежки, изображение на которых получило название "Отдых в пути". Каждую композицию составляют три фигурки: две мужских и одна женская. Женщина и мужчина сидят, второй мужчина лежит на их коленях. На голову женщины надет высокий головной убор, совпадающий по форме с казахским саукеле. Если согласиться с датировкой этого предмета (как предполагают археологи, III в. до н.э.), то можно считать, что в скифо-сакский период высокие головные уборы могли носить как мужчины, так и женщины.

1423522960_otdyh.jpg
1422732021_zv.-zapadnaya-sibir-napoyase-5-4vv.do.n.e-napoyasnaya-detal.jpg

Почти два с половиной тысячелетия разделяют сакский головной убор и саукеле. Тем не менее, в течение всего этого времени в Средней Азии и Казахстане продолжали бытовать высокие головные уборы. Очевидно, они и послужили прототипами казахского саукеле - важного элемента свадебного обряда.

тут и тут



Оригинал взят у selyanka1 в https://selyanka1.livejournal.com/79229.html

Tags: без политики, женские секреты, культура, семья
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments