Слава (slavikap) wrote in nash_dvor,
Слава
slavikap
nash_dvor

Ровно 50 лет назад 28 апреля 1968 года этот замечательный фильм вышел на экраны страны!

«Бриллиантовая рука»: бриллиант советского кино

Интересные факты о комедии, которую мы знаем наизусть.


Если бы меня спросили, на каком фильме я никогда не переключу канал, я бы ответил: «Бриллиантовая рука». Талантливое произведение всегда вне времени. Лучшая, на мой взгляд, отечественная кинокомедия снята в 1968 году, но до сих пор выглядит современно. В чем же секрет этой притягательной силы искусства, когда лента полвека на экране и полвека – в удовольствие?




Интрига без оснований

Оказывается, сюжетная интрига в «Бриллиантовой руке» не имеет правовой основы: советские законы разрешали ввозить в СССР хоть ведро золота – официально позволялось перемещать через границу 10 кг этого драгметалла. Преследовались лишь операции граждан с валютными ценностями, к которым относились, в частности, золото и драгоценные камни. Но поскольку ценности в фильме ввозились в страну тайно, это подпадало под статью о контрабанде. С 1959 года делами о контрабанде и нарушениях в сфере валютных операций занималось не МВД, а КГБ, а с 1961 года за эти  преступления в некоторых случаях грозила даже смертная казнь.
В основе сюжета – реальная история. Сценариста Якова Костюковского вдохновила на материал газетная заметка о швейцарских контрабандистах, использовавших для перевозки драгоценностей через границу с Италией повязки из гипса. Криминальное «ноу-хау» показалось автору сценария настолько драматургичным, что он сходу развил тему, «примерив» гипс с контрабандой на добропорядочного советского туриста, по недоразумению оказавшегося в роли курьера. В рабочем варианте сценарий так и назывался: «Контрабандисты».









Горбунков и Козодоев

Сценарий писался специально под Юрия Никулина. Другая кандидатура на роль Семена Семеновича Горбункова не обсуждалась. Между прочим, Горбунковым герой стал не сразу: в сценарии фамилия Семена Семеновича была Павлик, потом ее переписали на Тимошкина, а перед съемкой поменяли на Горбункова. Артисту «Союзцирка» предоставили отпуск, изменив программу на целых полгода. Такого раньше не делалось ни для кого. Но кинокритикам игра главного комика страны показалась неубедительной: Юрия Владимировича упрекнули в том, что он мог бы играть «острее».
Актер прихватил на съемки всю семью: 10-летний сын Максим – тот самый мальчик с сачком, который шел по воде, а супруга Татьяна Николаевна – руководитель группы, предупреждавшая советских туристов, во сколько нужно вернуться на теплоход.
С исполнителями других ролей режиссеру довелось повозиться. В образе Геши Козодоева Леонид Гайдай пробовал Михаила Пуговкина, Рудольфа Рудина и Валерия Носика, а изначально планировал снимать Георгия Вицина, сыгравшего Труса в его предыдущей комедии 1965 года «Операция Ы…». Что заставило режиссера передумать, неизвестно. Возможно, Гайдай побоялся повторения характера и захотел новых красок, чем открыл блистательный комедийный дар 27-летнего Андрея Миронова, снимавшегося  до этого в ролях другого порядка (в фильмах «Три плюс два», «Мой младший брат» и «Берегись автомобиля» от актера не требовался его искрометный сатирический талант). Как писали кинокритики, судьба протянула ему «бриллиантовую руку».



Обаятельные отрицательные

Гайдай пробовал и Михаила Пуговкина в другой отрицательной роли – контрабандиста Лёлика. Еще одним претендентом был Леонид Сатановский. Но выбором худсовета стал Анатолий Папанов. Кстати, в начальной версии кличка Лёлика была Механик, а Геши – Граф.
Контрабандистом-аптекарем мог стать Спартак Мишулин, но лучшими пробы оказались у Леонида Каневского. А Шеф мог выглядеть, как Борис Рунге, Павел Шпрингфельд или Владимир Пицек, но режиссеру в образе скрытного главаря-злодея больше понравился тщедушный Николай  Романов.


Роль соблазнительницы Горбункова Анны Сергеевны должна была достаться Кларе Лучко, но артистка «облико морале» не захотела портить амплуа достойной советской труженицы «низкой» ролью портовой шлюхи. В образе проститутки Гайдаю пришлось пробовать трех актрис, ни одна из которых не устроила худсовет. Раскованную Лилию Юдину сочли чересчур «откровенной», сдержанную эстонскую актрису Эву Киви – излишне «заграничной», а роковую красавицу с внешностью «Во!» Светлану Светличную – слишком «соблазнительной». К счастью, с боем Светличную отстояли, и ее привлекательный образ «ночной бабочки» добавил картине баллов у зрителей. Органичная исполнительница роли женщины легкого поведения на съемках была очень «зажатой», преодолеть застенчивость в интимной сцене в гостинице «Атлантика» молодой артистке помог комфортный партнер Юрий Никулин. Правда, Гайдая почему-то не устроил голос Светличной (ее переозвучила Зоя Толбузина), и он оставил в оригинале единственную фразу актрисы: «Не виноватая я, он сам пришёл!» (это была художественная отсылка к роману Льва Толстого «Воскресение»).



В кадре и за кадром

А законную супругу Никулина-Горбункова Нину могла сыграть Ия Савина, но Леонид Гайдай отдал предпочтение собственной жене. И Нина Гребешкова не обманула ожиданий. Она отлично справилась с актерской задачей и даже помогла мужу в постановке некоторых сцен – например, придумала трюк с будильником, который поднимает с постели труженика Семена Горбункова, привыкшего вставать на работу по звонку.


Снялся в фильме и сам режиссер, любивший участвовать в камео (cameo с английского – эпизод с участием знаменитости). Это его рука с бриллиантом закрывает запоры на сейфовой двери Шефа и является в кошмарном сне  Козодоева. И себя же Гайдай снял в не узнаваемом образе пьяницы, принимаемого Горбунковым за труп («На его месте должен быть я!»). Поет алкоголик при погрузке в милицейский мотоцикл голосом Георгия Вицина, а мотивчик ему режиссер выбрал из своего же фильма («Песня о медведях» из «Кавказской пленницы»).
В эпизоде, где Горбунков лишается дара речи при встрече у входа в подземный переход с громилой с черепом на шее, снялся московский журналист Леонид Плешаков. Корреспондент приехал взять интервью у Юрия Никулина, и Гайдай не смог пропустить такую фактуру. Здоровяка взяли в кадр, с ходу придумав смешной диалог с героем Никулина: «Папаша, закурить не найдется? Ты что – глухонемой?» - «Да!». Сняли эту сцену в оперативном режиме у входа в подземный туалет на Ленинском проспекте возле Центрального парка культуры и отдыха им. Горького.


А падение Горбункова, поскользнувшегося на арбузной корке, отыграл не Юрий Никулин (не смог правдоподобно поскользнуться), а Леонид Каневский. Подмену видно на цветной пленке: на корку наступает нога в коричневом ботинке, а в воздух взмывают туфли черного цвета.
Зато Юрий Владимирович без дублера отработал травмоопасный эпизод, не предполагавший риска для его здоровья. Вы тоже содрогаетесь от финальной сцены с бьющим Никулина по шее железным крюком подъёмного крана? Этот кадр, конечно, не планировался – наклонившегося к жене и детям Горбункова никто не собирался добивать, хватило бы ему загипсованной руки и «костяной» ноги. Но машинист крана не рассчитал расстояние и чуть не снес Никулину голову. Артист с трудом дожал сцену и не смог участвовать в финальном эпизоде, где жена должна была обрадовать Семена Семеновича известием о скором прибавлении в семействе.



Нарочно не придумаешь

С детьми и в других случаях было не всё гладко. Например, никак не удавалось натуралистично сбить в воду Максима Никулина. По сценарию, показавшего Геше путь с острова на берег мальчика неблагодарный герой Андрея Миронова должен был пнуть ногой, освобождая себе дорогу по мелководью. Но Максим испортил семь дублей – прыгал в воду, не дожидаясь пинка. Тогда режиссер пошел на хитрость: мальчику сказал, что будет снимать  дубль без пинка, а актеру шепнул, чтобы всё сделал, как надо. Не ожидавший подвоха мальчишка впервые отыграл сцену реалистично – сбитый с ног, он по-настоящему свалился в море от удара «дяди Андрюши», которому долго не мог простить вероломства.
Из-за неопытности детишек в Андрея Миронова не стали стрелять из рогатки мороженым: лицо актеру пачкали творогом. И кидал его не маленький озорник, который был в кадре, а уверенная рука ассистента оператора.


Рыбалка на Белой Скале снималась под Туапсе при температуре воды около 8 градусов, и нырявший с рыбой и торпедой Лёлик-Папанов вконец замерз. Когда оператор «обрадовал» очередным браком по съемке. актер в сердцах выругался в адрес виновника пересъемки - «Идиот, тьфу!» . Эта реплика случайно попала в запись, и Станиславский сказал: «Верю». Гайдай не стал вырезать «убедительный» кадр.


Интересна и природа «иностранных ругательств», которые произносят осознавшие ошибку контрабандисты. Тарабарщина в устах героев Шпигеля и Каневского – не просто набор слов, а осмысленные придумки Каневского и Гайдая. Например, вызывающее вполне однозначные фонетические ассоциации «хам дуралля» - искаженное арабское «альхам-дулилла» (близко по значению к нашему «слава Богу»). После стычки режиссера с исполнительницей роли управдома Ноной Мордюковой на съемочной площадке появилось ругательство «мордюк». А лексической находкой «березина команит» Каневский обязан собственной жене Анне: Березина – ее девичья фамилия. Фамилия (только уже восточная) – и выражение «тайбишлак».


Не с потолка взят и упоминаемый в ресторанном разговоре колымским гостем «Володька Трынкин» - это реальные имя и фамилия одноклассника Гайдая.



Машины и люди

А фразу: «Шуба подождёт!» - своей героине вложила в уста Нина Гребешкова. Незадолго до этого на «Мосфильм» выделили две машины, одну из которых купил на семейные сбережения Леонид Гайдай. Деньги супруга откладывала на шубу, но благословила мужа на покупку дефицитного автомобиля словами: «Шуба подождет».


С машинами связаны и другие любопытные факты в «Бриллиантовой руке». Например, в «роли» такси «на Дубровку» снялась та же самая «Волга» из реквизита «Мосфильма», в которой таксовал герой Олега Ефремова в «Трех тополях на Плющихе» и уходил от милиции Деточкин-Смоктуновский в «Берегись автомобиля». Теперь это реликвия музея киностудии.


Кстати, номер на такси в «Бриллиантовой руке» «28-70 ОГО» означает стоимость «полулитры» до реформы рубля в 1961 году – цена бутылки водки была 28 рублей 70 копеек.
А номерной знак машины Шефа выдал реквизиторов с головой – тот же «Москвич-408» цвета вишни снялся с тем же номером еще в одной картине («Внимание, черепаха!»).
Названием «Михаил Светлов» круизный теплоход обязан лично режиссеру: это «комплимент» Леонида Гайдая его любимому поэту. Моряки так прониклись просьбой переименовать на время съемок лайнер, что сделали соответствующие надписи не только на борту судна, но и на спасательных кругах. Причем, в фильме снимались два корабля: пассажиры отправляются в плавание на теплоходе «Россия», а песню «Остров невезения» Андрей Миронов записал на
палубе «Победы».



Интересные подробности

Бронзового Пегаса, о котором сказана крылатая фраза Семена Семеновича в комиссионном магазине: «А у вас есть такой же, только без крыльев?» - после Леонида Гайдая сняли еще два режиссера: Эльдар Рязанов в «Служебном романе» и Владимир Меньшов в «Ширли-Мырли».


«Стамбулом» в «Бриллиантовой руке» был Баку. Городом, где жил Семен Семенович с семьей, - Адлер и Сочи. Рестораном «Плакучая ива» - декорации в павильоне «Мосфильма». Белой Скалой – скала Киселева в Туапсе. Дорогой, на которой Семена Семеновича преследовали контрабандисты, - окрестности  Павловской Слободы.


Цензуру «Бриллиантовая рука» прошла еще на этапе утверждения сценария. Но и приемка худсоветом готового фильма не обошлась без требований что-то поменять в нем. Убрать пришлось выступление пионеров на чествовании шефа контрабандистов, реплики о партии и правительстве, социалистическом реализме и синагоге. Вопросы худсовета вызвало пьянство главного героя и эпизоды с  проститутками – в «Стамбуле» и отеле. Чтобы не вырезать удачные сцены, Гайдай снабдил картину заведомо сомнительным кадром ядерного взрыва в финале, который, конечно же, потребовали убрать, чтобы не накалять и без того взрывоопасную международную обстановку. Остальные режиссерские «проделки» на этом фоне показались детскими шалостями, и Гайдай сдал ленту без лишних купюр.



Ксива, хаза, гонорар

Только в год выхода картины ее посмотрело почти 77 миллионов зрителей! «Бриллиантовая рука» стала абсолютным лидером проката, самым популярным фильмом в телевизионном показе и наиболее рейтинговой лентой по количеству просмотров в Интернете.
Леонид Гайдай и Юрий Никулин удостоились за свою работу Государственной премии России.
Гонорар же за фильм, которому нет равных, был по-советски скромным. Режиссер Леонид Гайдай получил за съемки 4949 рублей. В 2000 рублей был оценен сценарий. Юрию Никулину причиталось за роль 5188, Анатолию Папанову – 2288, Андрею Миронову – 1920, Ноне Мордюковой – 1531, Нине Гребешковой – 792, Светлане Светличной – 346 рублей.


«Бриллиантом» в кинобиографии всех причастных к этому шедевру оказался сам фильм. Образы главных персонажей даже увековечены в бронзе: памятник герою Андрея Миронова установлен в Новороссийске, а Семена Семеновича с семьей, Гешей и Леликом поставили на набережной в Сочи.


                                                                                                                                       
                                                                                                                                                     © Вячеслав Капрельянц, 2015



Если вам понравился мой пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! ;)


Читайте также:

[Spoiler (click to open)]
«Ну, погоди!»: «золотой» юбилей «золотого» мультфильма
50 лет назад родился самый любимый мультик трех поколений.

Божественный промысел и его интерпретаторы
Как два Андрея снимали фильм об Андрее, и почему историческую драму о России положили на полку?

В бой идут одни «старики»: Не могЁм, а мОгем!

Белое солнце пустыни: истерном по вестерну

«Весна на Заречной улице»: в кадре и за кадром.
Любопытные подробности из истории фильма

Как снималась «Калина красная»: 25 марта 1974 года на экраны вышла последняя картина Василия Шукшина.

От смешного до великого: режиссер бессмертных комедий Леонид Гайдай.

Ирония судьбы Мягкова и К?

«Служебный роман»: история шедевра

«Экипаж»: трижды первый

"Ошибка резидента": шпионский детектив на экране и в жизни

Кому Афоня рубль должен?

"Осенний марафон": рассказ о себе самом

"Место встречи изменить нельзя": о буднях МУРа

"Золотой теленок": не в деньгах счастье!

"Кавказская пленница" на крымском курорте

"Любовь и голуби": очень жизненное кино

"17 мгновений весны": рождение легенды

"Невероятные приключения итальянцев в России"

Как Иван Васильевич менял профессию

"12 стульев": любимое детище Леонида Гайдая

"Пираты XX века": фильм про настоящих мужчин

"Мимино": наше славное кино

"Берегись автомобиля!": полвека с благородным человеком

"Операция "Ы"..." или "Кондуктор, нажми на тормоза!"

"Джентельмены..." и удача

"Ирония судьбы": 40 лет под звон бокалов

"Три плюс два" - фильм навсегда

"Человек-амфибия". Фильм, который нельзя повторить


Tags: культура
Subscribe
Buy for 20 tokens
В предыдущем посте о впечатлениях, по большей части негативных, русскоязычной эмигрантки (или просто приезжей на продолжительный срок) от Америки попался интересный комментарий, заслуживающий вынесения в отдельный пост : Сам в Штатах долго не проживал, но побывать довелось. А знаете, в этом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment