selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Балы в России. Часть 3. Мы наш, мы новый мир построим.

1   27cde4b5ec7d9655f65d4d5d9bd.jpg
Кадр из фильма "Золушка" (1947). "Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь".

Продолжение Балы в России. Часть 1. Ты помнишь, как все начиналось?   Балы в России. Часть 2. Танцуй, не чуя ног

Итак, после революции балы из жизни страны исчезли. Их роль стали исполнять разного рода торжественные собрания и концерты. А танцевать народ ходил на обычные танцы без регламентов и специального дресс-кода. Даже если по какой-то причине ближе к концу века танцы стали называть балами, новогодними, молодежными или выпускными, все-равно по большому счету это были всего лишь обычные танцы без каких-то специальных правил и традиций.

Но если балы как специально организованные и очень дорогие мероприятия, которые ни страна, ни население себе позволить не могли, канули в лету, то бальные танцы никуда не делись. В России и СССР по-прежнему жили люди, умеющие и любящие их танцевать.


2               1d8b29225a2703d1722457379722b1be.jpg
Комсомольские танцы в Александровском дворце. Ленинград, 1930 год. Фотограф Семен Магазинер

В начале 1930-х в Москве появились двухгодичные курсы, готовившие преподавателей бальных и западных танцев.  Первые курсы открылись в "Метрополе", а вторые в 1935 году в ЦПКиО имени Горького (ими руководил декан ГИТИСа А.В. Шатин)

Выпускники этих курсов становились затем учителями танцев в общеобразовательных школах, детских Домах культуры и ДК при московских предприятиях, и в школах танцев при московских парках.

B 1957 годy в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Во время фестиваля в Колонном зале Дома Союзов был проведен танцевальный конкурс, на который были приглашены зарубежные пары. Для участия в показательных выступлениях была приглашена лучшая на то время пара в европейской программе, чемпионы Европы (чемпионаты мира с 1950 по 1959 год не проводились) Гарри и Дорин Смит-Хэмпшир.  Для педагогов и танцоров Гарри и Дорин прочитали лекции по общественному и конкурсному танцу, которые были записаны и сняты на кинокамеры.

4  rah_31379334497.jpg4   rah_29494879814.jpg

Гарри и Дорин Смит-Хэмпшир и один из бальных костюмов Дорин в музее.

Обратите внимание, какое открытое платье, в СССР такие массово появились только с перестройкой.

4   rah_32054543653.jpg4   rah_32054547100.jpg

Министерство культуры СССР, благодаря фестивалю впервые участвовавшее в организации и проведении такого мероприятие, увидело, что “европейская программа” - настоящее искусство. Это событие стало отправной точкой для десятков школ бального танца, открывшихся в разных городах страны в последующие годы.

В 1962 году в Московском Городском Доме Учителя начала работу "Студия современного бального танца" под руководством А.Т. Дегтяренко, а чуть позже там же открылась "Студия 62", где начали готовить танцоров для выступления на конкурсах.

11  history-1.jpg11.jpg
А. Т. Дегтяренко дает уроки.

3.jpg
Звезды студии Дегтяренко.
(Мне нигде не удалось найти ни одной статьи или исследования, посвященного советскому костюму для бальных танцев, но судя по фотографиям в это время костюмы шились по балетному образцу, с короткими пышными юбками-пачками.  Хотя скорее всего это платья для классических европейских танцев, а для латиноамериканских, которым долгое время в СССР ходу не давали, платья требовались более облегающие. Трудно представить танго в платье как на фотографии).


На тот момент центром культуры бальных танцев являлась Прибалтика.

Историческим турниром можно по праву назвать турнир "Янтарная пара", проведенный в конце 60-х годов в литовском Каунасе Чесловасом и Юрате Норвайша. Участники прибыли как из социалистическиx, так и капиталистических государств, и помимо уникальных хореографических вариаций и музыки были продемонстрированы образцы дизайнерской моды различных течений.



Среди русских городов центром танцевального искусства стал нынешний Санкт-Петербург.

В 1960-е годы клубы бальных танцев начали создаваться и в других городах страны. Стали проводиться первые московские, всероссийские и всесоюзные конкурсы. В 1965 году Министерство культуры РСФСР объявило о проведении I Всероссийского конкурса исполнителей бального танца. Он проходил поэтапно в разных городах России. Заключительный этап прошел в Москве

Правительство бросило клич хореографам, с просьбой создать новые танцы для советской молодёжи.  За несколько лет были выданы более 300 танцев, рекомендованных для танцоров-спортсменов и танцевальных вечеров. Не были забыты и танцы балов 19 века. Лучшие хореографы того времени создали на основе нашего танцевального культурного наследия прекрасные ремиксы многих танцев, популярных в царской России 19 века.

Самые интересные танцы отбирались для спортсменов-танцоров и по ним стали проводились Чемпионаты СССР по бальным танцам.

8  v02.jpg

После 1967. С. Г. Попов -легендарный исполнитель бальных танцев, нынешний президент Российского танцевального союза, вице-президент Всемирной Федерации спортивных танцев.

Новые танцы рождались как грибы после дождя к каждому следующему конкурсу. Парам предлагалось разучить и исполнять "Вдоль по Питерской", "Орайду", "Калинку", "Медленный русский", "Корякский бальный", "Украинский бальный", "Моя любезная", белорусскую "Польку-янку", эстонскую "Иексу-польку", молдавскую "Любимую хору", грузинский "Картули", бурятскую "Туяну", "Дагестаночку", "Ятраночку", "Сурские ритмы", "Каза-нову", "Ку-ка-ре-ку", "Барыню", "Бийчаночку" и многие другие.

Для конкурса к этому щедрому разнообразию добавлялись несколько "буржуазных" танцев, составляя несколько групп. Вот, например, как выглядела программа VI Всероссийского конкурса любителей-танцоров:

1 группа:
русский лирический, разрешите пригласить, сударушка, краковяк, фигурный вальс, вальс-гавот, рилё, вару-вару, русский танец.

2 группа:
аэлита, вывенка, волна, вьюн, кремена, лебедушка, современник, славутянка.

3 группа:
вальс, медленный вальс, полька, мазурка, медленный фокстрот, быстрый фокстрот, танго, ча-ча-ча, самба.



Шло время. Некоторые танцы давно позабыты, но около 30 самых интересных танцев   пользуются огромным успехом на балах до сих пор. В народе их называют "советской бальной программой", хотя правильнее было бы назвать "Золотой коллекцией русской хореографии". Она уникальна - аналогов в мире нет!

В 1972 году был проведен Первый Всесоюзный конкурс исполнителей бальных танцев. В центре программы были обязательные исторические и советские танцы, кроме того, были включены 5 танцев европейской программы и 5 латиноамериканской, но с одним исключением: вместо джайва исполнялась полька. Турнир состоялся во Дворце спорта ЦСКА. Событие широко освещалось средствами массовой информации, что послужило бурному притоку граждан в парные танцы.
10  ceuPlKfIWL0.jpg
Первый коллектив Виктора Давидовского 1970-e

С 1975 года стали официально открываться чемпионаты среди стран социалистического лагеря.  В 1979 году такой чемпионат был организован в Советском Союзе.

v04.jpg

В конце 70-х годов бальные танцы начали постепенно перемещаться из сферы культуры и искусства в спортивную сферу, в результате чего в Единую спортивную классификацию на 1977-1980 годы была внесена запись "спортивные танцы", что послужило толчком к формированию системы спортивных соревнований по бальным танцам на различных уровнях от межклубного до всероссийского по нескольким возрастным группам.

Праздничный бал в Молодёжном центре имени Юрия Гагарина (1980) Kishinev.jpg
Праздничный бал в Молодёжном центре имени Юрия Гагарина, Кишинев (1980)
(А на этом реальном бале в Кишиневе тоже очень интересные платья, некоторые попу еле прикрывают, то есть сшиты по спортивному/балетному варианту.  В советских учебных заведениях в 1980-м году проблемы могли быть и с ношением джинсов, не то что голопопого наряда, так что супер-короткие платья на балу - очень интересный момент)
В 1980- е годы в СССР сформировалась та организационная структура бальных танцев, которая существует в России и по сей день. В ее основе лежит клубная система, примерно такая же, что и в Германии и Италии (в Англии бальные танцы организованы по-иному).  Россия активно включилась в международное танцевальное сообщество.

И примерно в 80-е, после московской олимпиады, отечественные бальные танцы ушли из программ бальных конкурсов.

x06.jpg
Станислав и Людмила Поповы

Во второй половине 1990-х годов российские танцоры – и профессионалы, и любители – начали завоевывать ведущие позиции на крупнейших международных турнирах. В любительском танце стало бурно развиваться детское и юниорское движение, что составляет одно из главных отличий танцевального спорта России от других стран. Во всем мире бальные танцы окончательно перешли в спортивное русло. И уже некоторое время рассматривается вопрос об их включении в список олимпийских видов спорта.

0_1875a0_879f898_L.jpg
Дуэт Полины Телешовой и Кирилла Белорукова – двукратных чемпионов России, серебряных призеров чемпионата Европы 2017.

Ну а в неспортивном обществе начали возрождаться традиции общественных балов. Танцы как времяпровождение, а не как спортивное соревнование. Повод примерить классическое вечернее платье или фрак. Способ освежить в памяти правила хорошего тона.

Но об этом в следующий раз.



Продолжение следует.

Оригинал взят у selyanka1  в https://selyanka1.livejournal.com/98103.html

Tags: без политики, женские секреты, культура, общество
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments