Слава (slavikap) wrote in nash_dvor,
Слава
slavikap
nash_dvor

«Три плюс два» – фильм навсегда

Как снимали первую комедию о курортном романе?


3 июля 1963 на экраны страны вышел фильм «Три плюс два».  Отпускная история трех друзей и двух подруг оказалась столь привлекательной, что таким способом отдыха «заразились» 3,5 миллиона «дикарей», приехавших в Крым и другие романтические места Союза в год выхода фильма.




Обаяние сюжета

Роман, Вадим и Степан приезжают на необжитый берег моря с машиной и палаткой. Отдохнуть они намерены вдали от перенаселенного людьми городского пляжа, на котором яблоку негде упасть. Но, не успев насладиться свободой и природой, вынуждены встречать гостей: на выбранное ребятами место претендуют две подруги-красавицы, которые доказывают, что заняли этот рубеж раньше. О том, что именно они должны здесь остаться на правах первооткрывателей, свидетельствует записка в спрятанной в песке бутылке, где указывается, что Зоя и Наташа отдыхают на этом месте из года в год. Уступать никто не хочет. По соседству с мужской палаткой вбиваются колышки для женской, а рядом с «Волгой» парней паркуется «Запорожец» девушек.

Соперничество за берег сопровождается кознями друг другу, но к долгой войне полов молодость и море не располагают. Вскоре попытки «насолить» врагам сменяются взаимным интересом. Дрессировщица тигров Зоя «приручает» ветеринара Романа, а дипломат Вадим увлекается актрисой Наташей. Один лишь физик Степан остается верен клятве «дикаря», смирившись с «предательством» друзей: что делать, если по законам физики  противоположности притягиваются






Мастер сюрпризов

Основой для фильма «Три плюс два» (совместное производство Киностудии им. Горького и Рижской киностудии) послужила пьеса «Дикари» - самая неожиданная в творчестве детского писателя и автора Государственного Гимна Сергея Михалкова. В столичном Театре им. Ермоловой одноименный спектакль шел с 1958 года, и в фильме ожидалось участие тех же актеров: Вячеслава Тихонова, Георгия Вицина и Николая Рыбникова. На момент съемок всем было за 30 лет, что соответствовало возрасту героев в пьесе. Но режиссер Генрих Оганесян (его выбрал для экранизации, кстати, сам драматург) рискнул омолодить актеров.
До этого режиссер снял картину «Приключения Кроша», в которой сыграл совсем юный сын Сергея Михалкова Никита, и его прочили на роль Романа в «Три плюс два». Однако Оганесян оказался непредсказуемым. Ветеринаром Романом Любешкиным стал не известный широкой публике 21-летний Андрей Миронов. Компанию ему составил ровесник Евгений Жариков (в роли дипломата Вадима) и 28-летний Геннадий Нилов (физик Степан Иванович Сундуков), будущий отец популярного артиста из «Улицы разбитых фонарей» Алексея Нилова. Кстати, поступать на актёрский факультет Нилов-старший решил из-за проваленного экзамена по физике и, благодаря выбранной профессии, «отомстил» прошлому, став на экране доктором физико-математических наук.



Режиссера не смущал ни «доктор»-вундеркинд, ни «дипломат» студенческого возраста. Его забавляло, что у студента ВГИКа Евгения Жарикова даже требуемая сценарием борода толком не росла – шутил по этому поводу вместе со съемочной группой.
А к пробам режиссер-балагур допускал только тех, кто выговорит название местности, где отбирали актеров. Рижская киностудия проводила кастинги в латвийском Клапкалнциемсе, и получившие роли артисты запомнили это  название на всю жизнь.


А ну-ка, девушки!

На женские роли претендовали самые красивые актрисы, цирковые артистки, балерины и манекенщицы. Пробовались, например, Лия Алешникова и Татьяна Конюхова – не прошли. А Наталье Фатеевой поначалу предлагали роль не дрессировщицы Зои, а ее подруги Наташи. Актриса не захотела играть Наташу, и ее взяли на Зою. В жизни Фатеева – такая же серьезная, как и ее героиня. И это, по словам актрисы, не приветствовалось режиссером. Генрих Оганесян постоянно юморил, поощряя импровизацию и ответную  реакцию на шутку. Кстати, он и сам снялся в эпизоде – в роли официанта ресторана «Чайка», обслуживавшего «интуристов».


Киноактрису Наташу мило сыграла «секс-символ» 60-х Наталья Кустинская. А ведь могла актриса и не попасть на фильм, во многом изменивший ее актерскую и личную судьбу. Пройдя пробы, самая красивая блондинка советского экрана продолжила сниматься в фильме «После свадьбы» и случайно узнала от коллеги, что в директорском столе давно лежит телеграмма с вызовом ее на съемки в Крым. Об утверждении на роль в картине «Три плюс два» актрису не оповестили, чтобы она закончила предыдущие съемки. Пришлось работать по изматывающему графику: с 5.00 утра гримироваться, с 6.00 до 17.00 сниматься у моря, прыгать в машину и мчаться на самолет, вылетая на ночные съёмки в Ленинград, и под утро лететь обратно. На пике усталости Кустинская задавала себе вопрос – стоит ли так надрываться ради проходной картины, которую через два-три месяца все забудут? Но вышло так, что именно эта работа принесла актрисе известность в СССР и за рубежом. Западные журналы посвящали ей обложки, называя «советской Мэрилин Монро».
Кустинская так соблазнительно выглядела в кадре, что в нее запустила бутербродом тогдашняя супруга партнера по фильму (первая жена-фигуристка была на несколько лет старше Жарикова), после чего режиссер запретил пускать ревнивицу на площадку. А вот жену Нилова Галину (она по профессии – инженер-химик) даже сняли в эпизоде: это ее ноги – на первом плане в панорамной картинке пляжа. Крымские съемки стали медовым месяцем молодоженов, поэтому исполнитель роли «Сундука» не отвлекался на девушек не только по роли.


Дислокация на местности


Действие в картине происходит в четырех уголках Крыма. Базой для съемок стала Зеленая бухта в Новом Свете, где стоял лагерь киношников. Полвека назад берег там еще не был обжитым и идеально подходил для съемок в качестве не тронутого цивилизацией прибрежного пейзажа. По воспоминаниям старожилов, раньше в тех местах берег действительно был песчаным, а затем песок вымылся штормами и изменившимися течениями.
В кадр попали восточный склон горы Хоба-кая и ограничивающий бухту с другой стороны ископаемый риф горы Сокол, на фоне которой герои Андрея Миронова, Геннадия Нилова и Евгения Жарикова клянутся «не бриться, не мыться» и т. д. А подруги загорают на камнях и плещутся в море на фоне мысов Меганом и Алчак. В эпизодах вечерних прогулок можно узнать очертания окруженного морем мыса Капчик.


Вторым местом съемок была набережная в Судаке – именно там снималась сцена в прибрежном ресторане, где Вадим демонстрировал свой безупречный английский Наташе. В кадре видны Крепостная гора, Капчик и Сокол.


Третьим видом стала Алушта. Сценарием это место никак не диктовалось. Скорее всего, режиссеру просто приглянулась архитектура современной автостанции, которая создавала колорит южного города. Видимо, в Новом Свете и Судаке такого объекта не нашлось, и героев Кустинской и Жарикова режиссер «водил кругами», чтобы показать разноплановую натуру. У тех же, кто знает Крым, маршрут Вадима и Наташи вызовет улыбку: в реальности их прогулка заняла бы часов семь. Выйдя за хлебом из бухты Нового Света, в Судак пара почему-то пошла через горы, затем оказалась в Алуште, а в следующем эпизоде – в ресторане в Судаке.


А четвертое место в Крыму, попавшее в фильм, – трасса из Алушты в Судак со стороны Морского, по которой в начале и в финале едут на «Запорожце» героини. Внимательный зритель заметит, что сперва подруги проезжают Богатое, что соответствует реальности: именно так и едут отдыхающие в Новый Свет по дороге Симферополь-Керчь. Но в следующем кадре Зоя и Наташа едут уже в окрестностях Морского. Для этого им пришлось бы вернуться в Симферополь и добираться в Новый Свет более длинным путем (зато красивым) – через Алушту.


Праздник жизни

На крымской натуре начали снимать в конце августа, а закончили к началу ноября 1962 года. Перед съёмками «дикарям» дали две недели на загар – для достоверности кадра. По Судаку актеры ходили в шортах, из-за чего то и дело имели проблемы с патрульными. Для предъявления милиции пришлось даже выписать справки, что бороды и шорты – производственная необходимость.


Кстати, заграничные шорты, плавки, купальники, капри и сумки реквизиторы добывали для съемок у рижских фарцовщиков, а один купальник для актрисы позаимствовали у жены режиссера.
В Новом Свете киношники жили во дворце князя Голицына – буквально над подвалами завода шампанских вин. Это обстоятельство внесло свою лепту в поддержку «градуса вдохновения» на площадке. Да и купаться в осеннем море было веселее, согреваясь крымским коньячком.



Поскольку вина у актеров было хоть залейся, а пресной воды мало, привозную бутыль берегли для умывания (мылись в тазиках, как настоящие «дикари»), а жажду утоляли «напитком богов». Кстати, источник Святой Анастасии, к которому в фильме ходил по воду Миронов, находится дальше, чем подразумевается в картине: у дороги из Судака в Новый Свет.


Еду съемочной группе привозили из Судака, по дороге она теряла кондицию, и есть ее могли только смельчаки. А выбор в местных магазинах  ограничивался килькой в томате. Поэтому артисты налегали на белый хлеб и виноград, из-за чего Фатеева переживала, что к пляжным съемкам прибавила в талии. Но это не помешало ей влюбить в себя партнера по роли Андрея Миронова.



Рабочие подробности

Героиню Фатеевой «на работе» снимали в Ленинградском цирке. В роли укротительницы тигров актриса не только входила в клетку к хищникам, а  даже похлопывала их по шерстке. Но после того как тигр «приобнял» артистку за плечи, постановщик аттракциона Вальтер Запашный взял зверя на короткий поводок. Чем и запорол съемку. Удавшийся эпизод пришлось забраковать из-за попавшей в кадр руки дрессировщика на ошейнике питомца.
Герою Миронова «рабочие будни» дались проще: коров ветеринар лечил в импровизированном «колхозе» в Москве.
А сцены в палатках и «Волге» досняли в павильоне Рижской киностудии. Чтобы Нилов ловко втиснулся в салон между Мироновым и Жариковым, машину разрезали надвое.


В Риге режиссер нашел аранжировщика музыки Раймонда Паулса, который тогда был ресторанным пианистом и дебютировал в качестве сочинителя именно в фильме «Три плюс два». Паулс по-своему интерпретировал мелодии Андрея Волконского и исполнил партии на рояле в сопровождении оркестра под управлением Эмина Хачатуряна. А песню Андрея Волконского и Сергея Михалкова «Все говорят…» записали Геннадий Нилов и Аида Ведищева.


Забытая версия

Лишь недавно зрители узнали, что комедия снималась в двух форматах – стандартном, с монозвуком, и широкоэкранном, со стереозвуком. Поскольку еще не было техники, позволявшей перевести один формат в другой (она появилась на несколько лет позже), каждый эпизод снимался дважды, на обычную и широкоэкранную камеры. Основная версия была широкоформатной, ее снимали первой, и актеры в полную силу выкладывались именно на ней. Даже по хронометражу широкоэкранный фильм полновеснее обычного: он на 12 минут длиннее. В стандартной версии, например, нет начальной сцены с переполненным отдыхающими пляжем. И начальные титры в широкоэкранном варианте другие: написанные на песке, они смываются волной.


Технология съемок опередила возможности проката. Только в крупных городских кинотеатрах были условия для проектирования «растянутого» изображения и передачи многоканального стереозвука. Массовому же зрителю была доступна лишь стандартная версия фильма, которую и показывали всё это время.
После развала СССР хранившиеся на Рижской киностудии плёнки с широкоэкранным вариантом оказались утраченными. Лишь недавно нашлась забытая копия в Госфильмофонде. В 2014 году широкоэкранную версию «Три плюс два» впервые показали по телевидению. Правда, сетка вещания не позволила продемонстрировать картину полностью, и из нее вырезали те самые дополнительные 12 минут. Без купюр широкоэкранный вариант с качеством изображения HD и со стереозвуком впервые транслировался 8 марта 2015 года – это был подарок зрителям от Первого канала к Женскому дню.



Триумф и потери

Комедия вышла на экраны в 1963 году и собрала 35 миллионов зрителей. После неожиданного успеха не претендовавшему на «аншлаги» фильму вместо второй категории была присвоена первая, а артистам выплачены премии в 300 рублей.


Фильм пошел на экспорт, а исполнительниц главных ролей наперебой приглашали представлять картину в разных странах. Работа в «Три плюс два» сдружила двух Наташ, рассорившихся впоследствии из-за ухода космонавта Бориса Егорова от Фатеевой к Кустинской. И в этом тоже было  «кармическое» участие совместной картины.
И только режиссер Генрих Оганесян насладиться триумфом не успел: через год после премьеры 46-летнего режиссера не стало. Трудно представить, как не спавшему от боли человеку, умиравшему от рака желудка, удавалось поднимать всем настроение на съемках жизнерадостной комедии…


На момент съемок дочке Генриха Оганесяна и художницы Елизаветы Оганджанян Гаянэ было три года, а без отца она осталась в пять лет. Будущему сценаристу Ганне Оганесовне Слуцки (Гаянэ Генриховне Оганесян), известной по работе «Ландыш серебристый», отец успел оставить в наследство любовь к кино и свою «лебединую песню» - комедию «Три плюс два».
Как знать, возможно, дочь продолжит дело отца и в том, что касается его не осуществившихся планов? Известно, что режиссер хотел вернуться к судьбам героев, показав развитие их отношений в будущем. В Москве Наталья должна была расстаться с Вадимом, а Зоя – с Романом (дрессировщица обрела бы счастье с Сундуковым). Другое дело – нужно ли такое продолжение зрителю? Сама судьба оказалась против «покушения» на сказку. Пусть хотя бы в хорошей комедии курортный роман длится вечно…

                                                                                                                                                 

                                                                           © Вячеслав Капрельянц, 2015








Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! ;)


Читайте также по теме:

«Ну, погоди!»: «золотой» юбилей «золотого» мультфильма
50 лет назад родился самый любимый мультик трех поколений.

Божественный промысел и его интерпретаторы
Как два Андрея снимали фильм об Андрее, и почему историческую драму о России положили на полку?

В бой идут одни «старики»: Не могЁм, а мОгем!

Белое солнце пустыни: истерном по вестерну
«Весна на Заречной улице»: в кадре и за кадром.

Любопытные подробности из истории фильма

Как снималась «Калина красная»: 25 марта 1974 года на экраны вышла последняя картина Василия Шукшина.

От смешного до великого: режиссер бессмертных комедий Леонид Гайдай.

Ирония судьбы Мягкова и К?

«Служебный роман»: история шедевра

«Экипаж»: трижды первый

"Ошибка резидента": шпионский детектив на экране и в жизни

Кому Афоня рубль должен?

"Осенний марафон": рассказ о себе самом

"Место встречи изменить нельзя": о буднях МУРа

"Золотой теленок": не в деньгах счастье!

"Кавказская пленница" на крымском курорте

"Любовь и голуби": очень жизненное кино

"17 мгновений весны": рождение легенды

"Невероятные приключения итальянцев в России"

Как Иван Васильевич менял профессию

"12 стульев": любимое детище Леонида Гайдая

"Пираты XX века": фильм про настоящих мужчин

"Мимино": наше славное кино

"Берегись автомобиля!": полвека с благородным человеком

"Операция "Ы"..." или "Кондуктор, нажми на тормоза!"

"Джентельмены..." и удача

"Ирония судьбы": 40 лет под звон бокалов

"Бриллиантовая рука": бриллиант советского кино

"Человек-амфибия". Фильм, который нельзя повторить



Tags: культура
Subscribe
Buy for 20 tokens
В предыдущем посте о впечатлениях, по большей части негативных, русскоязычной эмигрантки (или просто приезжей на продолжительный срок) от Америки попался интересный комментарий, заслуживающий вынесения в отдельный пост : Сам в Штатах долго не проживал, но побывать довелось. А знаете, в этом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments