Слава (slavikap) wrote in nash_dvor,
Слава
slavikap
nash_dvor

Степан Микоян: дотянул до горизонта




12 июля 1922 года родился Степан Анастасович МИКОЯН - Герой Советского Союза (3.04.1975), заслуженный лётчик-испытатель СССР (10.12.1963), генерал-лейтенант авиации (1980), кандидат технических наук (1980).



Родился первенец Анастаса Микояна в Тифлисе (Тбилиси) 12 июля 1922 года и на пару с товарищем Тимуром Фрунзе в 1940 году поступил в Качинскую школу пилотов учиться на военного летчика. Эту же профессию выбрал и второй сын Анастаса Микояна Владимир. И обоим братьям довелось после летного училища испытать судьбу в Великой Отечественной войне.




После окончания училища в начале сентября 1941 года Степан Микоян за два месяца переучился на Як-1 и в декабре был направлен оборонять Москву в истребительный авиаполк. Он успел полетать всего месяц, как был по ошибке сбит своими же. Чудом посадив горящий самолет, Степан уцелел, хотя получил ожоги лица и тела. Восстановившись в медсанбате, спустя полгода летчик получил назначение в район Сталинграда, где при выполнении боевого задания погиб его брат Володя.


Самолет Владимира перевернулся в воздухе после обстрела из «мессера», дважды вошел в пике и врезался в край обрыва. Когда об этом сообщили отцу, Анастас Микоян нашел утешение хотя бы в том, что было известно место падения: пропавших без вести среди летчиков тогда было много. Огромные потери лётного состава в начале войны Степан Микоян объяснял тем, что в схватку с врагом выпускали неопытную молодежь. Молодые пилоты гибли в первых же боях. Была даже примета: если новичок переживет боевое крещение, то будет летать. Жить или не жить летчику, решали первые два-три боя, но чувства обреченности не было. «Каждый надеялся на лучшее, - вспоминал Степан Микоян, - никто не думал, что будет следующим. Выстоять мне помогала уверенность, что ничего не случится».




Не случилось со Степаном Микояном того, чего не удалось избежать брату, по простой причине: по его собственным словам, после гибели Владимира ему там уже летать не дали. Да и полк воевал всего две недели, за которые понес большие потери: за 14 дней недосчитались 25 самолетов и 16 человек. Вместе с тем, сбили наши летчики тогда 82 самолёта противника.





Вскоре после боев под Сталинградом Степана Микояна вместе с еще тремя  летчиками полка начальник инспекции Военно-воздушных сил Василий Сталин забрал к себе – проверять строевые части и разбирать причины аварий. «Как молодой, я там не играл никакой роли, - признавался сын Анастаса Микояна. – За два месяца получил лишь пару заданий». В то же время, в ноябре 1942 года капитана Степана Микояна наградили Орденом Красного Знамени за прошлые заслуги: три воздушных боя и шесть сбитых немецких самолетов в групповом вылете. Всего же на его счету за два месяца на рубеже 1941-42 годов числилось 14 боевых вылетов. У полка, по воспоминаниям ветерана, вылетов было гораздо больше, но его уже на линию фронта не пускали. Летать Степану Микояну позволялось лишь на сопровождение особо важных бортов и на прикрытие аэродрома. Василий Сталин объяснил это инструкцией отца. Иосиф Виссарионович сказал ему так: «Видишь, погибли сыновья Фрунзе, Хрущева и Микояна, не потеряй еще одного».




На переформировании в Люберцах Степана Анастасовича назначили в 12-й гвардейский истребительный авиаполк ПВО Москвы. За выполнение сопровождения семи особо важных авиабортов и литерных поездов Жукова, Новикова, Мерецкого, Воронова и Попова в августе 1944 года гвардии капитан Степан Микоян удостоился второго Ордена Красной Звезды (всего же их у него четыре: еще два получил после войны).




А в 1975 году Степан Анастасович стал Героем Советского Союза – за испытания нового военного истребителя МиГ-25. Больше двух десятков лет летчик испытывал боевые самолёты ОКБ Яковлева, Сухого и Микояна, получив звание Заслуженного летчика-испытателя СССР.






В полетах не раз случались нештатные ситуации, но Степан Анастасович никогда не отождествлял чувство опасности с чувством страха. «Пожалуй, страшно мне было только раз, - признавался воздушный ас. - На Миг-21 в ходе испытательного пилотажа нужно было сделать петлю на максимальном режиме двигателя и с максимальной перегрузкой на малой высоте. Мне было уже 50 лет, и я осознал, что этот полет может стать для меня последним, когда на форсаже полетел носом вниз. На возросшей скорости машина не слушалась руля, а катапультироваться с километровой высоты означало разбиться. Двумя руками тянул ручку на себя, в каждую секунду ожидая удара о землю. Это была главная мечта жизни – дотянуть до горизонта…».




Он дотянул. Прожил долгую и успешную жизнь, освоив 102 типа летательных аппаратов. После окончания инженерного факультета Военно-воздушной академии им. Жуковского Степан Микоян работал первым заместителем начальника НИИ ВВС и стал кандидатом технических наук, что не мешало ему до 1978 года садиться за штурвал и налетать 3,5 тысяч часов. Потом он был заместителем по лётным испытаниям у главного конструктора НПО «Молния» и отвечал за управление на этапе приземления космическим кораблем «Буран».




Удалась и личная жизнь Степана Анастасовича. Его женой после войны стала журналист и филолог Элеонора Лозовская (родилась в 1922 году) – дочь погибшего в 1932 году лётчика-испытателя Петра Лозовского. Род продолжили трое детей (сыновья – биофизик и автогонщик-музыкант, дочь – филолог), пятеро внуков (среди них – историк, математик и экономист) и правнучка. Им есть, кем гордиться в своей родословной.




24 марта 2017 года Степана Анастасовича Микояна не стало. Старший из пятерых сыновей Анастаса Микояна скончался на 95-м году жизни, пережив всех своих младших братьев.


© Вячеслав Капрельянц, 2017



Tags: культура
Subscribe
Buy for 20 tokens
В предыдущем посте о впечатлениях, по большей части негативных, русскоязычной эмигрантки (или просто приезжей на продолжительный срок) от Америки попался интересный комментарий, заслуживающий вынесения в отдельный пост : Сам в Штатах долго не проживал, но побывать довелось. А знаете, в этом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments