Слава (slavikap) wrote in nash_dvor,
Слава
slavikap
nash_dvor

Степан Микоян: дотянул до горизонта




12 июля 1922 года родился Степан Анастасович МИКОЯН - Герой Советского Союза (3.04.1975), заслуженный лётчик-испытатель СССР (10.12.1963), генерал-лейтенант авиации (1980), кандидат технических наук (1980).



Родился первенец Анастаса Микояна в Тифлисе (Тбилиси) 12 июля 1922 года и на пару с товарищем Тимуром Фрунзе в 1940 году поступил в Качинскую школу пилотов учиться на военного летчика. Эту же профессию выбрал и второй сын Анастаса Микояна Владимир. И обоим братьям довелось после летного училища испытать судьбу в Великой Отечественной войне.




После окончания училища в начале сентября 1941 года Степан Микоян за два месяца переучился на Як-1 и в декабре был направлен оборонять Москву в истребительный авиаполк. Он успел полетать всего месяц, как был по ошибке сбит своими же. Чудом посадив горящий самолет, Степан уцелел, хотя получил ожоги лица и тела. Восстановившись в медсанбате, спустя полгода летчик получил назначение в район Сталинграда, где при выполнении боевого задания погиб его брат Володя.


Самолет Владимира перевернулся в воздухе после обстрела из «мессера», дважды вошел в пике и врезался в край обрыва. Когда об этом сообщили отцу, Анастас Микоян нашел утешение хотя бы в том, что было известно место падения: пропавших без вести среди летчиков тогда было много. Огромные потери лётного состава в начале войны Степан Микоян объяснял тем, что в схватку с врагом выпускали неопытную молодежь. Молодые пилоты гибли в первых же боях. Была даже примета: если новичок переживет боевое крещение, то будет летать. Жить или не жить летчику, решали первые два-три боя, но чувства обреченности не было. «Каждый надеялся на лучшее, - вспоминал Степан Микоян, - никто не думал, что будет следующим. Выстоять мне помогала уверенность, что ничего не случится».




Не случилось со Степаном Микояном того, чего не удалось избежать брату, по простой причине: по его собственным словам, после гибели Владимира ему там уже летать не дали. Да и полк воевал всего две недели, за которые понес большие потери: за 14 дней недосчитались 25 самолетов и 16 человек. Вместе с тем, сбили наши летчики тогда 82 самолёта противника.





Вскоре после боев под Сталинградом Степана Микояна вместе с еще тремя  летчиками полка начальник инспекции Военно-воздушных сил Василий Сталин забрал к себе – проверять строевые части и разбирать причины аварий. «Как молодой, я там не играл никакой роли, - признавался сын Анастаса Микояна. – За два месяца получил лишь пару заданий». В то же время, в ноябре 1942 года капитана Степана Микояна наградили Орденом Красного Знамени за прошлые заслуги: три воздушных боя и шесть сбитых немецких самолетов в групповом вылете. Всего же на его счету за два месяца на рубеже 1941-42 годов числилось 14 боевых вылетов. У полка, по воспоминаниям ветерана, вылетов было гораздо больше, но его уже на линию фронта не пускали. Летать Степану Микояну позволялось лишь на сопровождение особо важных бортов и на прикрытие аэродрома. Василий Сталин объяснил это инструкцией отца. Иосиф Виссарионович сказал ему так: «Видишь, погибли сыновья Фрунзе, Хрущева и Микояна, не потеряй еще одного».




На переформировании в Люберцах Степана Анастасовича назначили в 12-й гвардейский истребительный авиаполк ПВО Москвы. За выполнение сопровождения семи особо важных авиабортов и литерных поездов Жукова, Новикова, Мерецкого, Воронова и Попова в августе 1944 года гвардии капитан Степан Микоян удостоился второго Ордена Красной Звезды (всего же их у него четыре: еще два получил после войны).




А в 1975 году Степан Анастасович стал Героем Советского Союза – за испытания нового военного истребителя МиГ-25. Больше двух десятков лет летчик испытывал боевые самолёты ОКБ Яковлева, Сухого и Микояна, получив звание Заслуженного летчика-испытателя СССР.






В полетах не раз случались нештатные ситуации, но Степан Анастасович никогда не отождествлял чувство опасности с чувством страха. «Пожалуй, страшно мне было только раз, - признавался воздушный ас. - На Миг-21 в ходе испытательного пилотажа нужно было сделать петлю на максимальном режиме двигателя и с максимальной перегрузкой на малой высоте. Мне было уже 50 лет, и я осознал, что этот полет может стать для меня последним, когда на форсаже полетел носом вниз. На возросшей скорости машина не слушалась руля, а катапультироваться с километровой высоты означало разбиться. Двумя руками тянул ручку на себя, в каждую секунду ожидая удара о землю. Это была главная мечта жизни – дотянуть до горизонта…».




Он дотянул. Прожил долгую и успешную жизнь, освоив 102 типа летательных аппаратов. После окончания инженерного факультета Военно-воздушной академии им. Жуковского Степан Микоян работал первым заместителем начальника НИИ ВВС и стал кандидатом технических наук, что не мешало ему до 1978 года садиться за штурвал и налетать 3,5 тысяч часов. Потом он был заместителем по лётным испытаниям у главного конструктора НПО «Молния» и отвечал за управление на этапе приземления космическим кораблем «Буран».




Удалась и личная жизнь Степана Анастасовича. Его женой после войны стала журналист и филолог Элеонора Лозовская (родилась в 1922 году) – дочь погибшего в 1932 году лётчика-испытателя Петра Лозовского. Род продолжили трое детей (сыновья – биофизик и автогонщик-музыкант, дочь – филолог), пятеро внуков (среди них – историк, математик и экономист) и правнучка. Им есть, кем гордиться в своей родословной.




24 марта 2017 года Степана Анастасовича Микояна не стало. Старший из пятерых сыновей Анастаса Микояна скончался на 95-м году жизни, пережив всех своих младших братьев.


© Вячеслав Капрельянц, 2017



Tags: культура
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments