ledy_lisichka (ledy_lisichka) wrote in nash_dvor,
ledy_lisichka
ledy_lisichka
nash_dvor

Трагедия Михаила Булгакова



Как говорил профессор Преображенский, разруха не в сортирах, а в головах.
Вложивший в уста героя своей повести эти слова, Михаил Булгаков сам ощутил нечто подобное на себе: писателю не давали работать, его произведения запрещали и в итоге прожил он совсем недолгую жизнь, но оставил после себя произведения, вошедшие в золотой фонд мировой литературы.

На днях пересмотрела в который раз фильм "Дни Турбиных" в шедевральной постановке Вл.Басова.
Поэтому хочу немного поподробнее остановиться и на истории создания романа "Белая гвардия" и одноимённой с фильмом пьесы.

Но сначала вернёмся к началу творческой биографии писателя.

Жизнь Михаила Афанасьевича была вполне себе безоблачной, пока он работал по специальности.
После учебы на медицинском факультете Киевского университета работал врачом и в этом качестве даже принимал участие в боях Первой мировой.

Потом возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог.
Во время Гражданской войны записался добровольцем в офицерские дружины для защиты Киева, а в феврале 1919 года был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики.

Начав писать небольшие рассказы в 1921 году, Булгаков так охарактеризовал первые драматургические опыты: "Я запоздал на четыре года с тем, что я должен был давно начать делать – писать".

В декабре 1917 года Булгаков впервые приехал в Москву к своему дяде, известному московскому врачу-гинекологу Покровскому, ставшему прототипом профессора Преображенского в "Собачьем сердце".



Через несколько лет столица захватила его: он начал сотрудничать со столичными газетами и журналами. Очерки и фельетоны Булгакова печатали "Гудок", "Возрождение", "Красный журнал для всех".

Но в начале 20-х годов писатель впал в немилость.
В 1926 году ОГПУ провело в квартире Булгакова и изъяло рукопись повести "Собачье сердце".

В прессе началась критика творчества Булгакова.
По его собственным подсчетам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и всего три благожелательных.
Примечательно, что среди критиков были влиятельные литераторы и чиновники от литературы – Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев, Киршон и другие.

3 апреля 1925 года Булгакову во МХАТе предложили написать пьесу по роману «Белая гвардия».
Работу над первой редакцией Булгаков начал в июле 1925 года.
В пьесе, как и в романе, Булгаков основывался на собственных воспоминаниях о Киеве времён Гражданской войны.
Первую редакцию автор прочёл в театре в начале сентября того же года, 25 сентября 1926 года пьеса была разрешена к постановке.

В дальнейшем она неоднократно редактировалась.
В настоящее время известны три редакции пьесы; две первые имеют то же название, что и роман, однако из-за проблем с цензурой его пришлось сменить.
Название «Дни Турбиных» использовалось и для романа.
В частности, первое его издание (1927 и 1929 гг., издательство «Concorde», г. Париж) было озаглавлено «Дни Турбиных (Белая гвардия)». Среди исследователей не существует единого мнения относительно того, какую редакцию считать последней.
Одни указывают на то, что третья появилась в результате запрета второй и поэтому не может считаться окончательным проявлением авторской воли.
Другие утверждают, что именно «Дни Турбиных» должны быть признаны основным текстом, поскольку по ним уже много десятилетий играют спектакли.
Рукописи пьесы не сохранились.
Третья редакция впервые опубликована Е. С. Булгаковой в 1955 году.
Вторая редакция впервые увидела свет в Мюнхене.

В 1927 году проходимец З. Л. Каганский объявил себя правообладателем на переводы и постановку пьесы за границей.
В связи с этим М. А. Булгаков 21 февраля 1928 года обратился в Моссовет с просьбой о разрешении выехать за границу для переговоров о постановке пьесы.

В апреле 1929 года «Дни Турбиных» были сняты с репертуара.
Автора обвиняли в мещанском и буржуазном настроении, пропаганде белого движения.
Но покровителем Булгакова оказался сам Сталин.
Распространено утверждение, согласно которому Сталин якобы смотрел спектакль пятнадцать раз, однако никаких документальных доказательств этому нет, и этот факт вызывает серьёзные сомнения.
По указанию Сталина спектакль был восстановлен и вошёл в классический репертуар театра. Любовь Сталина к пьесе некоторыми воспринималась как свидетельство перемены взглядов, изменение отношения к традициям русской армии (с личным отношением Сталина связывали также введение в РККА знаков различия, погон и прочих атрибутов Российской императорской армии).

Сам Сталин в письме к драматургу В. Билль-Белоцерковскому указывал, что пьеса нравится ему, наоборот, из-за того, что в ней показано поражение белых.
Письмо было впоследствии опубликовано самим Сталиным в собрании сочинений уже после смерти Булгакова, в 1949 году:

Почему так часто ставят на сцене пьесы Булгакова? Потому, должно быть, что своих пьес, годных для постановки, не хватает. На безрыбьи даже «Дни Турбиных» — рыба. (…) Что касается собственно пьесы «Дни Турбиных», то она не так уж плоха, ибо она даёт больше пользы, чем вреда. Не забудьте, что основное впечатление, остающееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление, благоприятное для большевиков: «если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав своё дело окончательно проигранным, — значит, большевики непобедимы, с ними, большевиками, ничего не поделаешь», «Дни Турбиных» есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма.
(Из письма Сталина «Ответ Билль-Белоцерковскому» от 2 февраля 1929 года.)

Преуспел в травле Булгакова знаменитый и любимый многими из нас Владимир Маяковский.
Вершиной развязанной кампании стал разнос певцом Революции пьесы "Дни Турбиных", поэт предлагал пролетариям срывать спектакли во МХАТе.

Булгаков был близок к самоубийству, но по жестокой иронии судьбы его опередил сам Маяковский.
Уход из жизни его недруга вдохновил писателя продолжать писать "Мастера и Маргариту", где поэту он якобы отвел роль Иуды.

К началу 30-х годов произведения Булгакова перестали печатать, его пьесы изымались из репертуара театров.
Были запрещены к постановке "Бег", "Зойкина квартира", "Багровый остров", спектакль "Дни Турбиных" снят с репертуара.
Булгаков обратился к властям с просьбой об эмиграции.

С этого момента здоровье мастера стало резко ухудшаться, он стал терять зрение.
Врачи диагностировали у Булгакова серьезное заболевание почек.
Он начал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году для снятия болевых симптомов.

В этот же период писатель начал диктовать жене последний вариант романа "Мастер и Маргарита".
Следы морфия были обнаружены на страницах рукописи спустя три четверти века после смерти писателя.

10 марта 1940 года Булгакова не стало, ему было всего 48 лет.
На его могиле на Новодевичьем кладбище в Москве стоит камень, прозванный голгофой, который ранее стоял на могиле Николая Гоголя.

---

А у вас какое из булгаковских произведений любимое ?


Tags: культура, общество
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments