Слава (slavikap) wrote in nash_dvor,
Слава
slavikap
nash_dvor

4 сентября 1987 года завершился суд над Матиасом Рустом

Кто же сел 30 лет назад в «сердце» советской столицы  – «голубь мира» или посланник спецслужб?


28 мая 1987 года 19-летний пилот-любитель из Германии Матиас Руст приземлился у Мавзолея. В разгар перестройки немецкий авиадиверсант сделал то, чего никто не делал ни до, ни после него. В День пограничника иностранный самолет не просто вторгся в советское воздушное пространство, но и беспрепятственно «припарковался» у Кремля.





Событие 30-летней давности имело две трактовки в советской прессе. Версия самого «голубя мира», озвученная им при задержании и в последующем суде: это акция народной дипломатии с целью «наведения мостов» взамен «железного занавеса». Но версия о спецоперации иностранных разведок выглядит правдоподобнее. И целей в этом случае могло быть несколько: от проверки надежности защиты границ и боеспособности ВВС до устранения не лояльного к горбачевским реформам генералитета Минобороны. «Киллером ПВО» назвали люди с лампасами наглого авантюриста, выполнявшего, по их мнению, задание спецслужб.
Что же на самом деле стоит за этим скандалом, и как сложились судьбы его участников?



Драма с «белыми пятнами»

«Белые пятна» вокруг этой истории остаются до сих пор. Нет ответа на вопрос о происхождении масляного пятна в Финском заливе, ставшего поводом для поисковой операции после того, как Матиас Руст выключил на борту связь.
Следствие так и не объяснило, почему легкомоторную «Сессну-172»  локаторы приняли за гусиную стаю, а не за воздушную цель. Почему поднятый в небо истребитель не принудил нарушителя сесть на первом попавшемся аэродроме, как предписывает инструкция, а позволил лететь на малой высоте, недоступной для перехватчика?



Не проясненными остались и промежуточные посадки пилота «Сессны» по пути следования для возможного инструктажа, дозаправки, переодевания и даже… покраски самолета! Ведь известно, что из Хельсинки немец вылетал не в том оранжевом комбинезоне, в котором приземлился в Москве, а переодеться в полете ему бы не позволила тесная кабина. И символического изображения атомной бомбы на вертикальном стабилизаторе лайнера на момент взлета не было, а на месте приземления оно почему-то появилось.


И как «ядерный гриб» сообразуется с пацифистской миссией летчика, заключавшейся, по его словам, в «призыве к миру»? Скорее, это знак террористической угрозы, являвшийся в комплексе с несанкционированным вторжением в чужое воздушное пространство поводом для принятия адекватных мер со стороны сил ПВО. Почему же самолет с «ядерной бомбой» на хвосте не был конфискован в качестве вещдока, а крайне экстравагантную выходку воздушного хулигана «самый гуманный» суд не связал с попыткой теракта? Вместо этого к «залетному» нарушителю применили самые мягкие статьи Уголовного кодекса, позволившие отбывать наказание не в суровых колымских лагерях, а в комфортной камере Лефортово, и уже через год освободиться по амнистии...




Не так прост, как кажется

По мнению экспертов, реальный налёт Руста превышал официальный и был гораздо выше заявленных 50 часов. А минимизировали его воздушный опыт умышленно – для уменьшения наказания любителю.
Сам же Руст впоследствии уточнил, что на момент посадки в Москве его общий налёт был вдвое больше – не 50 часов, а 100: 40 часов нужно было налетать для получения прав , 50 часов составил путь из Гамбурга в Скандинавию и 10 – из Хельсинки в Москву.
Биография пилота гласит, что за штурвал маневренного самолета он сел в Вебельском аэроклубе (под Гамбургом) и лицензию на право пилотирования получил в 18-летнем возрасте. Там же сообщается, что  родился Матиас в семье инженера-электрика концерна AEG и мечтал о полётах с пяти лет, когда впервые пришел с отцом на аэродром. Подтверждает это и сам Руст, добавляя, что пилотировать решил учиться после того, как отец подарил ему на 17-летие полет с инструктором.


А советские офицеры ПВО рассказывали, что отец Матиаса Карл-Хайнц Руст (он еще жив, в этом году отмечает 80-летний юбилей, а на момент исторической выходки сына ему было 50) вроде бы приторговывал теми самыми легкомоторными самолетами типа «Сессны», которые столь феерически прорекламировал его сын. Руст же утверждает, что это неправда, и его отец никогда не был связан с авиацией.
Согласно записи в формуляре борта, лайнер пилоту не принадлежал, а был для полета арендован и дополнен топливными баками под длительный перелет.
Путь Матиаса до Москвы был многоэтапным и извилистым. Причем, начинался маршрут… в противоположном направлении.


Вылетел Руст 13 мая 1987 года из аэропорта Итерзена (городок в 37 километрах от Гамбурга) не на восток, а на запад. Летел над Северным морем и через пять часов приземлился на Шетландских островах (северо-восток Шотландии). Переночевав на архипелаге, утром взял курс на Фарерские острова, а 15 мая из Вагара полетел в Исландию. Из аэропорта Кеблавик немец добрался до Хёвди, где за полгода до этого (в октябре 1986-го) состоялась этапная встреча Михаила Горбачева с Рональдом Рейганом. Как объяснял сам Руст, его преследовало «разочарование от провала того саммита», что и мотивировало к «акту народной дипломатии».



Добро пожаловать в Москву!

Матиас рассказывал, что по пути в Норвегию и Финляндию в нем боролись две мысли: «Нет, это авантюра» и «Да, у меня получится». 22 мая он вылетел в Берген, а 25 мая – в Хельсинки. Позади – 2600 воздушных миль, впереди – всего ничего.
Заправив с утра свою «Сессну», 28 мая Руст узнал прогноз погоды и сообщил диспетчеру о плане двухчасового полёта в Стокгольм. Как объяснял Матиас, это была альтернативная заявка на тот случай, если ему изменит отвага. На самом деле, он собирался лететь не на юго-запад, а на юго-восток, и через 20 минут после взлета резко изменил курс.


В 13.21 по московскому времени Руст оторвался от земли и, выйдя из зоны аэропорта, выключил связь. Сменив эшелон, пролетел на 200-метровой высоте вдоль берега Балтийского моря к загодя намеченной точке в районе Сипоо на трассе между Хельсинки и Москвой, где и исчез в 14.00 с экранов радиолокаторов. В ходе поисков обнаружили какое-то масляное пятно в 40 километрах от берега Финского залива и к месту предполагаемого крушения стянули спасателей. За ложную тревогу впоследствии Русту выставят счёт на 100 с лишним тысяч долларов, который он (не без чьей-то помощи?) оплатит.



Советскую границу нарушитель пересёк в районе Кохтла-Ярве и не остался при этом не замеченным. Дежурные подразделения ПВО засекли его в 14.10. В боевую готовность были тут же приведены три ракетно-зенитных дивизиона, которые так и не дождались команды на уничтожение «цели 8255». С таким же результатом с аэродромов Андреаполь, Тапа, Бежецк и Хотилово поднимались по тревоге дежурные перехватчики МиГ-23 и МиГ-21. Самолет Руста находился в зоне прямой видимости от них, о чем был доклад летчиков в 14.29. Видел рядом с собой истребитель и сам Руст, вспоминавший, что в тот момент ему «стало страшно». Но команды «по воздействию» советские военные лётчики не получили и после нескольких пролётов вернулись на аэродром.


Под «охраной» истребителей?

Низкая высота и малая скорость передвижения «Сессны» не позволяли скоростным истребителям постоянно сопровождать нарушителя в полете. Но Маршал СССР Дмитрий Язов заявлял, что войска ПВО вели его до самой Москвы. А не пресекался полёт в соответствии с предписаниями Чикагской конвенции.
Статья 3 (пункт А) появилась в мае 1984 года. После инцидента со сбитым над Сахалином южнокорейским «Боингом-747» страны договорились воздерживаться от применения оружия против гражданских бортов и не ставить под угрозу их безопасность в случае перехвата. При нарушении воздушного пространства пассажирский самолет и легкомоторный спортивный лайнер можно лишь принудительно посадить. Считается ли в таком случае выполнением советской стороной международной конвенции посадка Руста на Красной площади?


Аккурат к подлёту Руста к Пскову, в 15.00, согласно графику, сменился код в системе «свой – чужой». Во время учебных полётов авиаполка все находившиеся в воздухе объекты стали «своими». Случайность? И не одна. Через час над Селигером, в зоне ответственности другого подразделения, самолет Руста принимают за участника поисковой операции – под Торжком потерпел катастрофу самолёт ВВС. «Прозрели» военные, когда «Сессна»  уже входила в зону Московского округа Противовоздушной обороны. Но командованию ПВО доложили не об иностранном судне-нарушителе, а о советском легкомоторном самолёте, летящем без заявки – такие объекты в небе якобы наблюдались нередко. На КП в Московском округе не стали устраивать переполох из-за «обычного» нарушения режима полётов, и Главнокомандующий ПВО, главный маршал авиации СССР Александр Колдунов так и не был оповещен об инциденте. Если бы он об этом узнал, то, по мнению командовавшего в 1986 – 1991 годах советскими войсками противоракетной и противокосмической обороны Вольтера Красковского, принял бы «крайние меры».


Вот кто-то с горочки спустился…

К Москве Матиас Руст подлетел в 18.30, а Кремля достиг, как сказали бы на новостных телеканалах, в «прайм-тайм». Но сесть на Красной площади оказалось проблематично. Руст боялся зацепить кого-то из людей и поэтому приземлился лишь с третьей попытки. Покружив над историческим центром столицы, он выбрал «окно» для снижения над Большой Ордынкой,  воспользовавшись… светофором на Большом Москворецком мосту. Чудом не задев машины, самолёт сел на мост и доехал накатом до собора Василия Блаженного (и такую операцию можно осуществить без сопровождения ГАИ?). Опешивший страж порядка доложил о происшествии начальству, но услышал «остроумный» совет: «Следите, чтобы там не шлялись коровы».
Руст же после «мягкой посадки» четверть часа сидел в кабине, как будто ждал «официальной» встречи. Но никого, кроме прохожих, он не заинтересовал. Москвичи и гости столицы с интересом рассматривали «пришельца», думая, что это съемки какого-нибудь фильма. Когда в 19.10 пилот выбрался из самолёта, ему ничего не оставалось, как раздавать автографы.



За этим занятием Руста и застали подоспевшие со временем служивые, препроводившие «звезду» в Лефортовскую тюрьму. Там немец и провёл лето, дожидаясь суда в компании сокамерника – некоего фарцовщика Александра.
Суд начался 2 сентября 1987 года, а уже 4 сентября был готов приговор. По трем статьям УК СССР (незаконное пересечение границы, нарушение Воздушного кодекса и хулиганство) прокурор требовал 10 лет, но получил Руст четыре, из которых из-за амнистии отбыл лишь 14 месяцев, проведя в общей сложности в тюрьме и КПЗ 432 дня. Горбачев просто «простил» Руста (по слухам, за летчика просил лично глава Германии Гельмут Коль). Запад и отечественные «правозащитники» рукоплескали генсеку. Уже 3 августа 1988 года он благополучно вернулся на родину.



Кому выгодно?

Гораздо более серьезные последствия полёт Руста имел для советского военного руководста. Этот инцидент Михаил Горбачёв использовал для расправы с неугодными и сокращения вооружённых сил страны. Не зря в народе Руста прозвали «киллером ПВО» и «истребителем генералов и маршалов». Уже через два дня, 30 мая, от должностей были освобождены политические противники генсека – дважды Герой Советского Союза, командующий силами ПВО Александр Колдунов и министр обороны СССР Сергей Соколов. А к 10 июня к ответственности привлекли 34 генерала и офицера. Было обновлено всё руководство Минобороны до командующих округами, что дало повод американскому эксперту по национальной безопасности Вильяму Одому сравнить радикальные изменения в советской армии после посадки Руста с чисткой вооруженных сил Сталиным в 1937 году. При этом красноречиво уцелел на посту генерал-полковник Владимир Царьков, назначенный командующим Московским округом ПВО за несколько дней до события.


В отличие от мировых СМИ, выдвигавших в качестве мотивов полёта Руста заключённое с друзьями пари или желание впечатлить девушку, многие высокопоставленные военные расценивали случившееся как акцию иностранных спецслужб, осуществленную с участием советской стороны. Главнокомандующий ВВС России в 1991 – 1997 годах генерал армии Петр Дейнекин заявлял, что полёт Руста был детально спланированной провокацией западных разведок, проведённой с ведома и согласия отдельных лиц из советского руководства. И экс-полковник КГБ СССР Игорь Морозов через два десятка лет после инцидента высказывался о том, что для осуществления этой «блестящей операции западных спецслужб» были привлечены люди из ближайшего окружения Михаила Горбачева, а целью было обезглавить армию и ослабить позиции СССР на международной арене. Такого же мнения придерживались генерал-полковник авиации Николай Москвителев и командующий зенитно-ракетными войсками ПВО Расим Акчурин.


В шутку и всерьёз

А в 2003 году в газете «Красная звезда» появилось сенсационное сообщение:  дежуривший 28 мая 1987 года на центральном пункте ПВО генерал Сергей Мельников якобы сослался на признание тогдашнего председателя КГБ Владимира Крючкова в том, что тот готовил эту операцию по указанию Михаила Горбачёва. Откровение генерала ПВО Сергея Мельникова об участии в разработке данного плана руководителя службы госбезопасности СССР прозвучало и в выпуске авторского телепроекта Андрея Караулова «Момент истины» в 2011 году.
Другой российский журналист Алексей Егоров в 2015 году попытался проверить бдительность ПВО, поднявшись на подобном самолете в Калининградской области. Обойти систему ему не удалось – на перехват тут же двинулся вертолёт Ми-24.
Так что поэт Евгений Евтушенко погрешил против истины, вольно или невольно оклеветав военных в известных строках из «Русских коал»: «…Нахальный аэрокурёнок чуть Кремль не сшиб – всё оттого, что был прошляплен он спросонок коалами из ПВО». Никто никого, оказывается, не прошляпил.
Но самолёт Руста был не первым иностранным воздушным нарушителем, который приземлился в Москве. По воспоминаниям генерал-лейтенанта Павла Судоплатова, 15 мая 1941 года на центральном аэродроме возле стадиона «Динамо» сел немецкий «Junkers 52», пролетевший незамеченным от Белостока до Смоленска.
Посадка в Москве Матиаса Руста сразу обросла шутками. Красную площадь народ иронично прозвал новым международным аэропортом «Шереметьево-3». Острословы упражнялись в анекдотах. Например… Встречаются на Красной площади два лейтенанта-лётчика, один просит закурить, а другой отвечает: «На аэродроме не курят!». Или такой: «Почему КГБ заварил на Красной площади канализационные люки?» - «Чтобы не всплыла американская субмарина». Второй вариант: «Зачем у фонтана возле Большого театра дежурит наряд милиции?» - «Чтобы не пропустить американскую подводную лодку!».


Как «Сессна» стала «Витой»

Когда самолёт-нарушитель был возвращен в Германию (а сделала это советская сторона спустя считанные месяцы после полета!), аэроклуб выплатил штраф в 13 тысяч дойчмарок. А что стало с этим легендарным бортом дальше?
Если вы поинтересуетесь судьбой самолёта Руста в Википедии, то найдёте там четыре строчки, не отражающие современного положения вещей. Прочтёте, что до 2008 года обладателем «Сессны» был японский богач, купивший раритет в надежде на то, что со временем он вырастет в цене. Бизнесмен даже не летал на своем приобретении, а держал самолёт в ангаре, относясь к покупке как к инвестиции. А в 2008 году, согласно сведениям из Вики-склада, предприниматель продал знаменитый лайнер Немецкому техническому музею, выставившему его в фойе в качестве главного авиационного экспоната. Но Википедия не сообщает, что с того же 2008 года самолёт Руста находится… в Украине.


После музея восстановленная крылатая машина с воздуха отслеживала дорожное движение на службе у полиции Германии, а затем судьба ее забросила в Литву. Там самолёт Руста и присмотрел украинский авиационный энтузиаст, который является его нынешним владельцем. Зовут этого человека Иван Билас, он – профессор Института международных отношений и вице-президент Федерации авиаспорта. Раньше летал на Як-52, а когда узнал о «Сессне» Руста у начальника полиции Клайпеды, решил прицениться – второго самолёта с такой историей не найти.
Полтора года литовцы приводили борт в божеский вид, и всё это время Иван Григорьевич лично отслеживал ход восстановительных работ, появляясь на месте каждый месяц, чтобы ремонт делался в его присутствии. Сделали всё на славу – на 180 литрах керосина лайнер пролетит полторы тысячи километров.
В мае 2008 года обновленный самолёт новому владельцу вручили, и на нем же он прилетел в Украину. Это был подарок самому себе ко дню рождения, которое Иван Билас отмечает в День Победы. Родился он 9 мая 1953 года, а самолет Руста выпущен в тот же день, но на 20 лет позже – 9 мая 1973 года. «То, что мы встретились, просто судьба», - считает авиатор. Зарегистрировал он борт в авиаслужбе Украины под госномером UR-VITA и называет «Сессну» Витой. Тут ассоциация и с Победой – Викторией, и с латинским значением слова – «Жизнь».


Горечь вместо триумфа

Жизнь же пилота сложилась еще более непредсказуемо, чем судьба его самолёта. На родине вместо славы его ждало поражение. В аэроклубе Матиаса Руста попеняли за легкомыслие, поставившее под угрозу человеческие жизни, и сразу после возвращения лишили лётной лицензии. А вернее, не продлили выданную ранее. Чтобы возобновить разрешение на пилотирование самолётов, от Руста потребовали заключение психиатров о его вменяемости. Матиас решил не беспокоить врачей и не тратиться на суды. В 2000 году приобрел лицензию в Южной Америке и дважды в год с тех пор летает на Карибах.


Писали, что в Германии тоже пытались завести на Руста уголовное дело, но после расследования обстоятельств скандального перелёта возбуждать процесс не стали. По свидетельству же самого пилота, подробностями полёта немецкие спецслужбы не интересовались вообще и на эту тему не задали ему ни одного вопроса. Единственное, что их волновало: был ли угон самолёта? Когда выяснилось, что из аэроклуба борт был взят легально, и на законы Германии Руст не посягал, его оставили в покое.
Альтернативную службу Руст проходил в одной из больниц Риссена и умудрился отличиться даже там: в ноябре 1989 года пырнул ножом понравившуюся медсестру, отказавшую ему в свидании. Через два года его снова приговорили к тюремному заключению, и вновь освободили досрочно – за решёткой Матиас провёл только 15 месяцев.
Выйдя на свободу, Руст снова прибыл в Россию и три недели безуспешно добивался встречи с «Горби». Но к Горбачёву его не пустили. А в следующий раз отказали в визе, когда один из немецких каналов пытался командировать героя своего фильма «по местам боевой славы» в Россию. Кому-то очень не хотелось ворошить эту историю... Удалось ему снова попасть на Красную площадь лишь в 2007 году – в Москву Руст прибыл в качестве туриста.
А вот к открывшемуся в Москве обувному бутику «Матиас Руст» хозяин  имени отношения не имел. «Какой русский бизнес, какие пожертвования детскому дому, это чья-то нелепая выдумка», - искренне удивлялся Руст расспросам журналистов.


Почти по Барону Мюнхгаузену

Следующей «остановкой» неугомонного любителя приключений в конце 90-х стал Тринидад. Поколесив по миру, сумасбродный парень вернулся домой и объявил о планах жениться на дочери чайного магната из Бомбея. Приняв в 1997 году ради невесты Гиты индуизм, немец сочетался браком на ее родине по индуистскому обряду, после чего перевез жену в Германию. Но счастливой семейной жизни не получилось – как и первый брак с полькой, этот брак с индианкой распался.


А дальше – два факта биографии, которые сам Руст никогда не комментировал. Весной 2001 года Матиас предстал перед судом по очередному обвинению. На этот раз – в краже кашемирового свитера за $80 в гамбургском универмаге. Отделался штрафом в $4500. И наряду с этим – выигрыш в казино Лас-Вегаса $750 тысяч! Поразительное везение или?.. Другому бы счастливчику хватило на всю жизнь, а азартный игрок спустил куш очень быстро.
Матиас играл на деньги в покер, преподавал йогу и даже зарабатывал аналитикой для инвестиционных компаний. «Я не специалист в экономике, но меня приглашали для консультаций и без образования, - рассказывал Руст в одном из недавних интервью российскому изданию. – Предлагали сотрудничать с эстонским агентством и инвестиционным банком в Британии, а потом подвернулась работа в швейцарском банке».
Что в жизни 49-летнего Руста правда, а что мистификация? И дружит ли этот парень с головой, напрашивается вопрос после всего о нем прочитанного, в том числе и в автобиографических мемуарах.
Но его взгляд на мир кажется не лишенным логики, по крайней мере, в том, что касается оценки известных исторических событий: «В школе нам вдалбливали, что Советский Союз – это враг, который хочет отомстить нам за войну. Армию постоянно вооружали, всё делалось для того, чтобы страна покупала оружие. Когда у власти оказался Рейган, Америка нацелилась продавать Германии ракеты и прикладывала все усилия для насаждения людям страха. Чтобы народ не сопротивлялся, со всех сторон трубили, что Советский Союз – угроза и зло. А я не был в этом уверен».
Когда немецкое телевидение делало программу об этой неординарной личности, фильм показали без запланированного разговора с гостем студии – в последний момент Матиас Руст решил на съемку не идти…


© Вячеслав Капрельянц, 2017


Если вам понравился пост, поставьте лайк и разместите его в своем блоге, чтобы ваши друзья смогли его прочитать! ;)




Tags: политика
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments