selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Кто такие христославы и славильщики и чем они отличаются от колядников.

1917 before Не могла пройти мимо этой российской почтовой карточки начала прошлого века.jpg
"Христославы". Дореволюционная рождественская открытка

В прошлом году я перед православным Рождеством написала пост про ряженых. Костюмы для ряженых. Потом перед Mасленицей пост o скоморохах. На Масленицу о скоморохах

В общем, все самое "карнавально-красочное" уже охвачено. Неохваченными остались колядки.

И поскольку с необычной одеждой в колядках как-то напряженно, обратимся к бессмертному искусству.
Посмотрим на картины и попробуем разобраться, что там за люди такие изображены и почему они по-разному называются - то христославы, то  славильщики, то колядники. В чем разница? И какие там были обязательные атрибуты и одежда, если они вообще были. На старинных картинках всегда хорошо все видно.

1864 Колядки в Малороссии..jpg
"Колядки в Малороссии". Трутовский Константин Александрович, около 1864, Государственный Русский музей

Начнем с "коляды" как самого непонятного слова.

Коляда — славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова( 6 января), а также Святок от Рождества до Крещения (12 дней c 6 января до 19 января)

Происхождение слова "коляда" до конца так и не определено. Есть две основные версии -  что-то из древности и язычества и заимствование церковного слова. И в связи с этим одни слово "коляда" привязывают к праславянской древности и словам типа "колесо", "зажженный пень", "круговые явства" и "вокруг идущий". Другие говорят, что это заимствование из латыни слова calendae - календы, первый день месяца. Третьи говорят, что это никакая не латынь и не праславянская древность, а церковный язык примерно с 15 века, слово в чешском, например, обозначало "подарки, подаяние, собираемые духовенством" или в греческом "новогоднее довольствие"

И сторонники всех этих версий друг с другом не устают спорить.

В общем, нам не понять.

Пимоненко_Колядки.jpg
“Колядки”. Пимоненко, Николай Корнильевич. Конец XIX в. Херсонcкий областной художественный музей им. А. А. Шовкуненко.

Коляду не надо путать с колядками.

Колядки (коледовки, колядные песни) — это календарные обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период, во время ритуальных обходов по домам (колядовании)

Говорят, что это слово пришло в Россию с запада через Западную Украину и что в колядках часто звучат пожелания "веселого и счастливого праздника", в которых не уточняется, чье именно рождение прославляется.


1868 Славильщицы.Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г 11.jpg
"Славильщицы". Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло. Государственный Русский музей

Поэтому православные священники решили уточнить и стали использовать слово "христославить" вместо "колядовать", ну а певцов называть "христославы", чтобы смысл песенок не вызывал никаких сомнений. Более того, существовал еще обычай начинать с пения "Христос рождается, славите" ("христославы" и отсюда тоже), а потом уже видимо по желанию можно было выбирать, что петь.

Ну и каждый что хотел, то по теме и придумывал

"Мы Христа славим - носим,
у хозяев ничего не просим,
а чего накладут -
не бросим!"

Ну и из-за того, что главный смысл пения был славить Христа, в народе прижилось также более гармоничное для русского языка слово "славильщики"

1872 Городовые-христославы Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1872 г. 15.jpg
"Городовые-христославы". Соломаткин Леонид Иванович  1872 г. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея

Если посмотреть внимательно на картины, то видна разница между христославами городскими и деревенскими. Деревенские чаще всего ходят со звездой. И в деревне это чаще дети.

А городские часто ходят без звезды. И это вполне себе взрослые городовые или бабушки как на картинах Соломаткина.

1880  Пимоненко Николай Корнилиевич «Христославы» 1880.jpg
"Колядки". Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. . Донецкий областной художественный музей

Звезда по идее являлась главным  атрибутом шествия христославов, она символизировала Вифлеемскую звезду, которая указывала волхвам путь к месту рождения Иисуса. Почему на некоторых картинах ее нет, вопрос, конечно, интересный.

1910  Н.В.Симаков Славильщики СПб.Община Св. Евгении Красного Креста, 1910 - 1911.jpg
"Славильщики" Симаков Н. В. СПб.Община Св. Евгении Красного Креста, 1910 - 1911

Звезду изготовляли сами славильщики из подсобного материала.  Ее делали из палок, бумаги, слюды, оберток от конфет и т.д.  Обычно для основы звезды использовали обруч сита, внутри него пристраивали палочку с гнездом для свечи, которую зажигали во время шествия. Отверстие обруча и его верхнюю часть по кругу заклеивали промасленной разноцветной бумагой. На получившейся круглой поверхности рисовали или наклеивали на нее изображение на тему о рождении Иисуса Христа и поклонении волхвов. К основе-обручу приделывали палки, на которые крепили конусообразные рожки - лучи звезды, - украшенные на концах бахромой из бумаги. Звезда утверждалась на палке-рукоятке. В некоторых местах звезду устраивали так, что от движения руками она делала постоянные обороты, при которых полые внутри рожки-лучи освещались зажженной свечой.

1916 Со звездой..jpg
"Со звездой". Репродукция с картины Гермашева Михаила Маркиановича, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.

Если звезда была большой, богато украшенной, то ходить с нею могло большoе количество славильщиков. Предварительно участники обряда могли выбрать мехоношу, собиравшего в каждом доме подарки хозяев. Вот мальчик с мешком наверху как раз эту роль исполняет.


1917 before Рождественская открытка по рисунку Бориса Зворыкина.jpg
Дореволюционная рождественская открытка по рисунку Бориса Васильевичa Зворыкина

Eсли посмотреть на эти картинки, такое ощущение, что стандартов, какая должна быть звезда, не было вообще, То пять лучей, то шесть, то семь, то девять, то двенадцать, то вообще звезда как колесо. Кто на что горазд, так звезду и делал.


1917 before 0_20282_7a3129f8_XL.jpg
Дореволюционная рождественская открытка

Славильщиков одаривали пирогами, шаньгами, ржаными козулями, калачами (ржаными и крупитчатыми, то есть из лучшей пшеничной муки: белой и самого тонкого помола), витушками (архаичное обрядовое печенье в виде спирали) и пряниками, баранками, а также мукой и деньгами. Последних давали по копейке-по две, а кто побогаче - и по пятаку.


Обрядовое печенье сканые козули, конец XIX – начало XX века Из кн. Русские  Отв. редактор В. А. Александров.jpg Некоторые виды нижегородских святочных печений — реконструкция по материалам книги К. Е. Кореповой Русские календарные обряды и праздники Нижегородск…
Слева: Обрядовое печенье сканые козули, конец XIX – начало XX века Из кн. Русские  Отв. редактор В. А. Александров
Справа: Некоторые виды нижегородских святочных печений — реконструкция по материалам книги К. Е. Кореповой Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья

1917 before Христославы  Рождественская открытка. before 1917.jpgДореволюционная рождественская открытка

Тем, кто кроме слав Христу пел еще и виноградья (песни-славы хозяевам), выделяли и по 50 копеек, и по рублю. То, что подавали славильщикам, называлось христославным. Помимо продуктов, оно у некоторых партий славильщиков достигало до четырех рублей серебром за один день.

1917 before  1325886832_02f5c0359039.jpg

Рождественская открытка периода после 1918 года (судя по написанию слов реформа русской орфографии 1918 года уже произошла)

1935 Христославы..jpg
"Христославы. (Дети старой деревни)". Федот Васильевич Сычков 1935. Холст, масло. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи

Примечательно, что народ со звездой одет в обычную одежду и среди них нет никаких ряженых. А вот если посмотреть на старинные картины с ряжеными, то там, наоборот, нет никакой звезды.

Переходим к современным картинам.

Сейчас концепция изменилась, и по картинам это заметно

2005 Елена Ревуцкая Рождественская песня.jpg
"Рождественская песня" Елена Борисовна Ревуцкая  2005

Сейчас рассказывают (я несколько раз прочитала это в интернете), что надо ходить колядовать со звездой и с козой.

Судя по картинам наверху это исторически неправильно. В русской святочной традиции явно Христос был сам по себе в религиозном смысле, а ряженые сами по себе в игровом (на Святки организовывали как-раз святочные игрища с ряжеными, но это было совсем другое)

И из уважения к религии Вифлеемскую звезду у славильщиков и колядующих ряженых, включая козу, не смешивали.


2008 Оксана Архипова Каляда. 2008 г..jpg
"Каляда". Оксана Владимировна Архипова 2008 г.

A сейчас стали. Новодел такой.

Вот внизу картина со звездой, козой и народом сильно навеселе. А христославам вообще-то не наливали.

И еще гармошки на картинах и наверху и внизу. А колядки вроде под аккомпанемент не пели.

1514548744.216svyatki_mzabylin_6.jpg
“Коляды”. Акеньшин Сергей Игоревич 2013 год  Холст, масло

2014  Аликина Елена Ряженые.jpg
"Ряженые". Елена Аликина. 2014 год

На этих двух картинах наверху и внизу тоже  веселье, гармошка, дудочка, бубенцы. И у них вообще в маску с рогами одет человек, который несет Вифлеемскую звезду.

2016 Добровецкая Ирина Коляда.jpg
"Коляда" Ирина Добровецкая 2016 год

2015 Кириллов Иван Борисович Славильщики.jpg
“Славильщики” Кириллов Иван Борисович картон/смешанная 2015 г.

В общем, по старинным картинам ясно, что раньше на Рождество были колядки христославов  и колядки ряженых на  игрищах.  И они не смешивались, как сейчас.

А нынешние художники, не являясь, видимо, людьми религиозными, не понимают смысла обрядов и рисуют так, как им кажется должен выглядеть праздник.

Я еще отдельно пост с дореволюционными картинами чисто ряженых сделаю. Чтобы совсем понятно было.


Оригинал взят у selyanka1 в https://selyanka1.livejournal.com/155044.html

Tags: без политики, культура
Subscribe
promo michaelsvoboda 14:33, вчера 1
Buy for 30 tokens
Добра и мира моим дорогим читателям! И мы продолжаем разговор о счастье. В прошлом выпуске мы обратили внимание на то, что нашу жизнь создает наш мозг. Абсолютно ничего нет в жизни, что мы могли бы испытать или сделать без помощи нашего мозга. И мы, люди все готовы делать для того, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments