selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Categories:

Барановские платки. Начало.

Оригинал взят у selyanka1 в https://selyanka1.livejournal.com/185718.html

Русский народный женский костюм. Рубаха шита из отрезного барановского ситца. Платок Троицко-Александровской мануфактуры конец XIX — начало XX века.j…_1  Иван Семёнович Куликов (Россия, 1875 - 1941) «Девушка с туесом» 1912.jpg
Слева: Русский народный женский костюм. Рубаха cшита из отрезного барановского ситца. Платок Троицко-Александровской мануфактуры (барановский платок) конец XIX — начало XX века
Справа: Иван Семёнович Куликов (1875 - 1941) “Девушка с туесом”. 1912 (барановский платок)

Известно, что любимый русский цвет - красный, именно слово "красный" является синонимом слова "красивый". Однако одежда красного цвета на Руси и в России очень долгое время была редкостью, позволить себе ее мог мало кто, и она была необыкновенно дорогой. И все это по одной простой причине - на территории России очень долго не было устойчивых и недорогих красителей такого цвета и технологий для покраски в такой цвет.

Поэтому в большинстве случаев любовь к красному цвету в одежде выражалась в вышивке красными нитками, благо они были дешевле и доступней.

И только в XIX веке одежда красного цвета стала доступной самым широким слоям населения.

Большая заслуга в формировании стилистических особенностей русских кумачовых ситцев в Российской империи принадлежала предприятиям, которыми владели купцы Барановы.

Красные барановские платки - это целая глава истории русской народной одежды, а их дизайн и мотивы до такой степени красивы и любимы в народе, что возрождаются и используются до сих пор.

Родоначальником династии купцов-мануфактуристов был крепостной крестьянин Тихон Петрович Баранов, накопивший в 1740-е годы первоначальный капитал с помощью торговли.


Capture33333.PNG



Его внук Федор Николаевич Баранов (1763-1838) был записан уже не крестьянином, а купцом 3-й гильдии. Он и положил начало бумаготкацкому производству в Александровском уезде Владимирской губернии.

При своем доме в Александрове (исторически это знаменитая  Александровская слобода) он завел небольшую красильню для крашения пряжи и холстинки в синий кубовый  цвет.  Название произошло от чанов - "кубов", в которых восстанавливали природный краситель индиго, добываемый из растения индигофера красильная. Индиго - чрезвычайно прочная краска для тканей, получаемая из листьев распространенного растения практически круглый год, поэтому окраска тканей в синий кубовый цвет в то время была одной из самых популярных и недорогих

Indigofera_tinctoria1.jpg
Индигофера красильная (лат. Indigofera tinctoria) — растение семейства Бобовые, вид рода Индигофера, происходящее из Индии и культивируемое во многих тропических странах ради получения синей краски.

1280px-Indigo-Historische_Farbstoffsammlung.jpg
Индиго, Историческая коллекция красителей Дрезденского технического университета, Германия


Российский Этнографический музей. Русский отдел. Сцена "Набойно-красильная мастерская". Видна еще неокрашенная ткань, которую опускают в чан/куб

ris7 (1).jpg
Современная реконструкция окраски набивной ткани в кубе как на картинке сверху


image (1).jpg
Не знаю, откуда взялась эта картинка, бродящая по интернету, но она показывает процесс набивки, когда на ткань перед опусканием в чан/куб с краской наносят рисунок каким-то веществом, которое либо оставляет это место вообще незакрашенным (белым) или во время окраски из-за химической реакции меняет цвет краски на другой.


Отечественная война 1812 г., разорение Москвы и страны, потеря рынков свели к нулю все усилия Федора Николаевича Баранова, оставив его почти ни с чем. Но он не опустил руки и заново начал “дело”.

В 1818 году он  построил в Александрове новое красильное заведение, a в 1834 выстроил первую красильную фабрику  для окрашивания бумажной пряжи в яркие красный и синий цвета. В отдельном помещении пряжy и ткани отжимали и сушили, затем отглаживали и складывали уже на продажу. Tруд был не из легких, условия тоже. Насыщенные запахи красок и кислот буквально пропитывали воздух, освещение керосиновыми фонарями было слабым. И тем не менее, продукцию Федор Николаевич Баранов выпускал на славу: высокое качество окраски его пряжи и тканей было отмечено Серебряной медалью на Нижегородской ярмарке в 1835 г.

Сейчас в решении красить пряжу в красный цвет, нет ничего удивительного, но в те годы, чтобы решиться на это, необходимо было обладать недюжинным умом и решительностью.

Для окрашивания ткани в красный цвет в те времена использовался крапп — натуральный краситель, представлявший из себя толчёный корень на основе марены (водоросли из южных стран).

Rubia_tinctorum_001.JPGKrapp1.jpg
Марена красильная. Общий вид цветущего растения.
Корни красильной марены, из которых добывался крапп.

На Востоке, еще до нашей эры, существовало несколько рецептов получения различных оттенков пурпурных и алых цветов. Вначале сырьем для получения знаменитого “пурпура античного” служили моллюски Murex brandaris, пурпурные улитки. Их панцири содержали несколько красящих веществ и давали возможность, в зависимости от технологии, получать разные оттенки. Но человеческое тщеславие и ненасытная жажда роскоши привела к практическому истреблению пурпурниц.

И тогда в качестве заменителей были найдены растительные красители, в частности марена красильная (Rubia tinctorum L), позволявшая, в зависимости от протравки, получать ткани разных цветов – красного, розового, пурпурного, оранжевого и коричневого. Именно с Востока, наряду с другими восточными драгоценностями, окрашенные ткани попадали в Древнюю Грецию, а позднее – в Рим. Издревле существовали центры, славящиеся своими окрашенными тканями и производством красителей, но именно в турецком городе Адрианополе (ныне Эдирнэ), как нигде, процветало искусство производства красок из марены – отсюда лет 200 назад и пошло, благодаря французам, название “адрианопольский красный”.
Alizarin-sample.jpg
Получаемый из краппа пигмент ализарин в виде порошка. Применение краппа в красильной практике основывалось на способности ализарина давать стойкие и яркие цветные лаки с различными металлическими окислами; так, с железом — фиолетового или чёрного цвета, с глиноземом — яркого красного и розового цвета, с оловянной протравой — огненно-красного цвета и т. п.

Bо Франции, в сравнении с другими европейскими странами, собственную марену начали разводить довольно рано, еще в XVIII веке, но технологию получения красного цвета  освоили только в начале XIX века, причем всюду ее строго засекречивали. Оттуда рецепт каким-то образом попал в Англию, видимо, был украден, и уже в 1813 году эта технология была усовершенствована фирмой Томсон, где занимались разработкой краски из смирнской марены (Смирна – античный город, что располагался на месте нынешнего Измира). Из Англии рецепт попал и в Россию.

Avignon-Jean-Althen-statue-5608.jpg
Армянскому агроному Ованесу Алтуняну (фр. Jean Althen, 1709–1774) поставлен памятник в Авиньоне за его вклад в развитие культуры марены во Франции

В отличие от индиго, который можно производить круглый год, корни мaрены можно было собирать и использовать только раз в году в определенное время, то есть он был дороже индиго с самого начала. К тому же в России не было собственного промышленного выращивания марены, крапп привозили из-за границы, тщательно оберегая от воды и света, чтобы не испортился, поэтому краситель был очень дорогой.

Процесс окрашивания был сложным и длительным, а с таким трудом достигнутый цвет мог легко вылинять, поэтому для закрепления краски использовали бычью кровь. Бычью кровь привозили с бойни, и хранилась она в огромных деревянных чанах при мануфактуре и, как можно представить, жутко воняла. Поэтому репутация у мест, где окрашивали ткани в красный цвет, была специфическая. Применение бычьей крови в производстве служило благодатной почвой для различных пересудов, слухов и суеверий.

"С тех пор как бабы начали
Рядиться в ситцы красные, –
Леса не подымаются,
А хлеба хоть не сей!
– Да в чем же ситцы красные
Тут провинились, матушка?
Ума не приложу!
"А ситцы те французские –
Собачьей кровью крашены!
Ну… поняла теперь?"
Н. А. Некрасов  "Кому на Руси жить хорошо"

До Федора Николаевича Баранова ситец с красным рисунком уже выпускался на мануфактурах Сокова и Витова. Встречались и темноземельные платки (платки темных цветов) с пунцовыми розами. Но первенство в производстве недорогих красных (ализариновых или красноземельных) вытравных ситцев, доступных по цене и приемлимых по качеству,  принадлежит Федору Николаевичу  Баранову.

Эти ткани долго сохраняли первоначальный цвет, а не линяли после третьей стирки, как часто бывало с разнообразными красными растительными красителями, в конце концов можно ведь и в свекольном отваре одежду покрасить, только вот цвет долго держаться не будет.

Хотя, конечно, с современными тканями не сравнить. Фотографию тканей времен Федора Николаевича  Баранова я в интернете нигде не нашла, но вот так выглядит сохранившийся в музее один из первых образцов ситца, выпущенных на мануфактуре сына Федора Николаевича Ивана Федоровича Баранова
_1 Один из первых образцов тканей ситца выпущенных на Троицко-Александровской мануфактуре XIX век88051-put_1_7-1024x499.jpg
Один из первых образцов тканей ситца выпущенных на Троицко-Александровской мануфактуре XIX век. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Иван Федорович Баранов в истории российской текстильной промышленности известен тем, что произвел настоящий прорыв в технологии окрашивания тканей в красный цвет.

Но об этом в следующий раз.

Продолжение  Барановские платки. Расцвет


Tags: Общество, Россия
Subscribe
promo xwx сентябрь 4, 00:41 12
Buy for 20 tokens
Приглашаю всех добавляться в друзья. По мере сил буду заглядывать в гости! Если Вам нужны друзья, пишите в комментариях - будут тут составлять…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments