selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Category:

О крестецкой вышивке, или как российский предприниматель народный промысел спас

_0  flax-and-lace0743.jpg__1510737886__70408.jpg
Фото из презентации "Крестецкой строчки" для Совместной декларации о сотрудничестве между Министерством промышленности и торговли России и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (Joint Declaration on Cooperation between the Ministry of Industry and Trade of Russia and the United Nations Industrial Development Organization (UNIDO))

Не знаю, слышали ли вы когда о крестецкой вышивке.

Это русский народный промысел, зародившийся в 1860-х годах в деревне Старое Рахино Новгородской губернии.  Крестецкой вышивкой украшали как предметы одежды, так и занавески, скатерти и полотенца.


Про технику вышивания у моего френда  id77 был хороший пост Русские народные промыслы. Крестецкая вышивка

Ну а я напишу больше про историю.

В 1860-е годы недорогие и изящные изделия с крестецкой вышивкой пользовались большим спросом у скупщиков, которые перепродавали их в больших городах. А в 1882 году скатерти и занавески с этой вышивкой впервые выставили в Москве, после чего надомный промысел местных крестьянок начал выходить за пределы волости, а вышивка стала пользоваться все большей популярностью в крупных городах.

Всемирная известность пришла к белоснежным узорам в 1911 году на 1-ой показательной выставке художественных промыслов России в Санкт-Петербурге, организованной графиней Шуваловой и князем Михаилом Федоровичем.

_2   1911   16-летняя старорахинская строчильщица Раечка Тихонова демонстрирует на выставке художественных промыслов новые приёмы строчки. 1911 год..…
16-летняя старорахинская строчильщица Раечка Тихонова демонстрирует на выставке художественных промыслов новые приёмы строчки. 1911 год.

В том же году на международной выставке в Турин, Италия,  работы мастеров ручной вышивки были награждены Первой медалью.

В 1917 году ремесленники, занимавшиеся изготовлением изделий с вышивкой,  объединились в Крестецкое кустарное кредитное товарищество, а в 1929 году в поселке Крестцы было создано снабженческо-сбытовое кооперативное товарищество "Художественная строчка", которое послужило основой будущей фабрики.

В 1931 году началась продажа продукции артели за рубеж. Первым и основным покупателем становится компания "Спиро" из Великобритании. Столовое и постельное белье также поставлялось во Францию, Бельгию, Голландию и Швецию.

После войны производство восстановили, и в 1956 году были предприняты первые попытки выполнения крестецкой строчки машинным способом. В  1960 году кооперативное товарищество "Художественная строчка" была переименованo в фабрику "Крестецкая строчка".




_4  1970  цех ручной вышивки с применением швейных машин. 1970-е гг..jpg
Цех ручной вышивки с применением швейных машин. 1970-е гг.

Изделия фабрики ежегодно выставлялись на советских и международных выставках, получили множество наград и дипломов. Были созданы изделия, признанные  достоянием России, которые пополнили фонды лучших музеев страны. Полотна с крестецкими узорами хранятся в Эрмитаже, Русском музее, Этнографическом музее Петербурга...

На фабрике в советское время трудилось 700 человек. Помимо скатертей и салфеток там еще и шили платья и костюмы для звезд советской эстрады - Софии Ротару, Эдиты Пьехи, Светланы Дружининой и т.д. На постельном белье от "Крестецкой строчки" почивала королева — был такой эксклюзивный заказ для Елизаветы II.

Потом случился перестройка и, как и для большинства предприятий легкой промышленности в России это было началом конца, фабрика "Крестецкая строчка"  начала хиреть и загибаться.

Владельцы менялись чуть ли не ежегодно,  но никому не удавалось найти покупателей на уникальные кружева.  Потом здание начало разваливаться, а вместо кружев "Крестецкая строчка" перебивалась случайными заказами, даже спецодежду для ЛУКОЙЛа шила...

Спасение пришло в 2015 году, когда убыточную фабрику купил питерский предприниматель Антон Георгиев, владелец продуктового бренда "Медовый дом". К этому времени  промысел был практически мертв: на фабрике осталось всего две мастерицы, владеющие уникальной техникой, а весь штат составлял 7 человек, да и само здание почти развалилось.


_5   Семья Георгиевых в съемке «Собака.ru» в июне 2018 года _normal.jpg
Георгиевы на фоне символичных развалин (съемки для "Собака.ru")

Антон Георгиев узнал о фабрике в 1995-х, когда к его отцу в гости приехали шведы и попросили свозить их на Крестецкую фабрику, чтобы купить скатерти, салфетки и другой текстиль для их гостиничного бизнеса. Уже тогда начинался постепенный закат уникального промысла, так как государство перестало обеспечивать фабрику заказами, ведь с началом перестройки стране стало просто не до кружев и вышивки


_1   MG_5816-e1536447217896.jpg
Восстановленное здание фабрики.

Когда Георгиев в 2015 году купил то, что осталось от когда-то знаменитой фабрики, мало кто вообще понимал, что он делает - расходы колоссальные, прибыль непонятно какая и когда, конкуренция вроде как с дешевым китайским ширпотребом, по крайней мере в эпоху глобализма считается, что все в мире шьется именно там. Короче, сплошная головная боль и трата времени и денег не пойми на что.

_7  panno-v-magazine-na-fabrike-kresteckaya-strochka@1x.jpg
Восстановленное мозаичное панно "Вышивальщица" 1920-х годов

Но предприниматель заявил: "Когда я увидел, что фабрика продается, сразу решил, что это шанс испытать себя и спасти промысел. Никто не верил, что мы поднимем предприятие и сделаем его успешным. Я хочу на примере "Крестецкой строчки" показать всем остальным народным промыслам нашей страны, что при правильном подходе они могут развиваться как прибыльный бизнес".

_8  unnamed-2_2.jpg__1510757000__31948.jpg
Восстановленные интерьеры фабрики

И еще в одном интервью на вопрос журналиста, почему он решил взяться за возрождение "Крестецкой строчки" Антон Георгиев ответил следующее:  "Это интересный и очень важный проект, даже не только для меня лично, но и для Новгородской области, и вообще для нашей страны. Потому что это старинный народный художественный промысел, он последний, который остался в Новгородской области, единственное предприятие НХП. Были заводы фарфоровые, они же все закрылись. У "Крестецкой строчки" есть история. Наши коллекции хранятся и в Русском музее, в Этнографическом музее, во многих других. Поднять это предприятие на новый уровень, сохранить этот промысел очень приятно и важно для меня."


_9  Крестецкая строчка_normal.jpg
Восстановленные интерьеры фабрики


Он инвестировал в фабрику 100 млн рублей и за два года смог возродить производство. Персонал фабрики увеличился до 70 человек



Самым важным было, конечно же, наладить сбыт, чем Антон Георгиев немедленно и занялся.


_Платье из коллекции Ольги Вильшенко с вышивкой от Крестецкой строчки_0.jpeg
Платье из коллекции Ольги Вильшенко с вышивкой от "Крестецкой строчки"

Сначала изделия фабрики включили в подарочный фонд президента Путина, затем продукцией заинтересовались РЖД и магазины Императорского фарфорового завода.

Предприниматель связался с известными дизайнерами Ульяной Сергеенко и Ольгой Вильшенко, для кутюрных коллекций которых на фабрике были изготовлены кружева.


Sergeenko 2.PNGSergeenko 3).jpg
Коллекция Ulyana Sergeenko с вышивкой “Крестецкой строчки”

В этом месяце в Санкт-Петербурге открываются собственные магазины фабрики под брендом "Крестецкая строчка", там будут представлены текстиль, одежда и детские вещи с уникальной ручной вышивкой. Для широкого спроса в продаже будет относительно недорогое постельное бельё и скатерти, скатерть стоимостью порядка 12 тыс. рублей.


Sergeenko 1.PNG
Коллекция Ulyana Sergeenko с вышивкой “Крестецкой строчки”

Ответственной за проект Антон Георгиев назначил свою супругу Александру, которая училась на дизайнера костюма в Университете промышленных технологий и дизайна в Петербурге, так что во всем этом разбирается лучше него.
c3dcfe2a4188ce2afbff346b4135d264.jpg6fb7e78aa42c7b62b5e9951e3e66a184.jpg
Товары из магазина фабрики

В планах Георгиевых уже в 2019 году произвести продукции на 200 млн рублей, создать 230 рабочих мест и вывести на рынок более 250 продуктов, включая коллекцию одежды, а в дальнейшем — освоить зарубежные рынки и развить фабрику как объект туризма.

«Крестецкая строчка»_normal.jpg
Товары из магазина фабрики

Именно для этих целей ремонт помещений делается таким образом, чтобы фабрика была и объектом туристического показа. Кирпич для этого очищается пескоструем, покрывается лаком, чтобы придать исторический вид зданию, в стиле "лофт";. Кроме того возрождается музей, коллекция которого была распродана прошлыми владельцами.

3d5e7caee242e8f7f30ab636032a74ac.jpg_f00a097575249d524d55a59df810d585.jpg
Товары из магазина фабрики

_Capture.PNG
Товары из магазина фабрики

f92310fb968c25e5ef4534cbbda86754.jpg4e287e86b4fe63dc863422fd7f17534f.jpg
Товары из магазина фабрики

Вот такая вот история о замечательном народном промысле и не менее замечательном человеке, который этот промысел в прямом смысле спас.

Побольше бы таких предпринимателей!

Tags: Культура, Россия
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments