Геннадий Малыгин (gensmal) wrote in nash_dvor,
Геннадий Малыгин
gensmal
nash_dvor

Кино и кинотеатры 80-х

#ростов80х


Ностальгия
Боже, как приятно и вместе с тем грустно, писать очерки о кино 80-х годов, да ещё взглядом ростовского мальчишки. 30 уже лет прошло. Очень страшно ввязываться в эту необъятную тему. Боязно пропустить что-то важное, забыть или исказить. Но прошу Вас сделать скидку на то, что я описываю именно СВОИ воспоминания и ощущения от посещения ростовских кинотеатров, а не сухие факты хроники и статистики. Ведь я не краевед и не кинокритик.

А сейчас я просто выставляю на табло дату 1985 год, место действия Ростов-на-Дону и нажмаю на Enter. Самая обычная машина времени перенесет меня в детство, в хрущевскую “двушку” на Чкаловском, где ещё с утра в выходной день началась подготовка к семейному культпоходу в кинотеатр…
В “Юбилейный” как на праздник.
В провинциальном городе Р было так много парикмахерских и кинотеатров, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, подстричься, побрызгаться одеколоном, посетить ближайший кинотеатр и лечь спать.
Вот и сегодня в сентябрьский денёк 1985г. моя мама вернулась из парихмахерской и мучительно соображала: где и как применить наведенную красоту. Хотя знала в глубине души, что это будет кинотеатр. Отец в этом отношении не испытывал никаких сомнений. Он лишь нашел фильм для просмотра по газетной афише. А выбрать было из чего! 30 ростовских кинотеатров и кинозальчиков при ДК предлагали жителям донской столицы самый широкий спектр кинопродукции. От индийского ширпотреба и французских комедий, до американских боевиков и советских фильмов. И это не считая летних кинотеатров в парках.

В этот раз на семейнои совете было решено двинуть на вечерний сеанс в кинотеатр “Юбилейный”. А перед этим погулять в парке Островокого. Предстояло посмотреть новейший советский боевик “Одиночное плавание” с М. Ножкиным в главной роли.
Вся семья тщательно подготовилась. Белый верх и чёрный низ для меня с папой, красивое, но строгое платье для мамы. Всё свежее, только что из под утюга. Дресс-код.
До начала сеанса ещё два часа и мы с мамой идём в парк, а папа за билетами. И вовремя. Отстоял полчаса в очереди и купил одним из последних.

Очереди в кино… можно было и час простоять. Вот мой сын, дитя 2000-х, не слишком верит, что такое возможно. Как и в загадочную фразу “нету лишнего билетика?”.

Погуляли мы значит в парке, на автодроме покатались. “Детям мороженное, отцам - 100 грамм”.

После этого мы с заветными билетами протиснкиваемся ко входу в кинотеатр, минуя толпу просящих лишний билетик.
И вот я внутри моего любимого “Юбилейного”.

Это сейчас, с годами начинаешь понимать, что такое аромат детства. Запах кинозала въелся в подкорку головного мозга навсегда. Он особый - запах кинопленки и киношного счастья.

До начала сеанса ещё минут двадцать и мы с отцом увлечённо сразилсь в баскетбол, постреляли в тире и в морском бою пустили на дно вражеский корабль. Эти удовольствия предлагали игровые автоматы за 15 копеек.
И шикарный буфет с неповторимым советским ситро, кексами и коржиками. Как и рюмку коньяка для “дома, для семьи”.


Но вот зенит звонок, начинается журнал. Его можно и пропустить. Правда, если это будет выпуск “Фитиля” станет обидно, а если “По Дону и Кубани”, то ничего страшного.


“Фитиль” то он смешной. А новости с полей - скука.
Короче, мама ждёт нас в зале, а мы с отцом очень быстро заходим. Надо успеть занять место пока не погас свет после журнала.
“Здравствуйте” говорит нам женский голос. Оборачиваюсь - это соседка т. Галя из нашего дома. “Привет”. А это машет рукой одноклассник. И таких знакомых очень много. Живём то рядом.
И почти все пришли с семечками, чтобы не оставить без работы уборщицу. Свинство конечно, но это Ростов, детка. И вот начинается фильм, где лихие советские морпехи Ножкин и Фатюшин в очередной раз накостыляют подлым америкосам.

Отличный звук, широкий экран, зал на 850 мест. Но не только это отличало этот шикарный кинотеатр от других типовых. Очень большая высота зрительного зала и расположение рядов под крутым углом делали обзор из любой точки просто отличным.

Это потом я уже узнал, что “Юбилейный” был одним из пяти подобных кинотеатров во всем СССР.

Правда сиденья здесь были деревянные и моя костлявая задница это очень сильно ощущала.
Домой добирались мы на троллейбусе со своими знакомыми. Можно было поговорить по дороге о просмотренном фильме. А можно и молча ехать. Но такое редко случалось. Ну вот и все, приехали. На часах 23:00 и через час “карета превратится в тыкву”. Жму esc на клавиатуре. Выключаю транслюкатор. Табло “Машины времени” показывает текущую дату 2019г. С возвращением в суровую реальность, товарищи!

Самые счастливые
Ностальгическое путешествие в ростовский кинотеатр 80-х годов заставило меня сильно призадуматься о том, насколько наше поколение оказалось счастливым. Ведь мы успели посмотреть на большом экране огромное количество фильмов, которые уже в те далёкие годы считались классикой мирового кинематографа, а у себя на родине давно исчезли из кинопроката. Мои одногодки из Франции и США даже представить себе не могли,что спустя десятки лет после премьеры бывшие хиты ихнего проката обретут в Советском Союзе вторую молодость и бешенную популярность. “Фантомас” и “В джазе только девушки” это фильмы, которые мы - советские зрители все еще смотрели в 80-х годах в кинотеатрах. И даже стояли в очередях за билетами.


А наши зарубежные сверстники уже не могли себе позволить посмотреть их на большом экране. В лучшем случае на видеомагнтофоне.
До сих пор помню, как повёл девушку в 1989г. в кинотеатр “Родина” на фильм “Невезучие” с Ришаром и Депардье в гл. ролях. Мы частенько прогуливали уроки в школе и лекции в университете. Бегали кино смотреть. И это, по нынешнем понятиям “барахло” 1981г. выпуска, показывалось в самом центре города - миллионника.

До отказа забитый зрительный зал вызывал у людей чувство сплоченности и это заставляло их в едином порыве, буквально падать от смеха со стульев. Я не помню даже лица той девицы, с которой пришёл в кино, но её дрожащие объятия, приправленные истерическим смехом, запомнил надолго.

В общем, несчастные они люди, эти америкосы и французы, англичане и немцы. Не было у них возможности приобщиться к своим же хитам прошлых лет. Да и не было у них наверное кинотеатров повторного фильма типа “Чкаловаца” или “Буревестника”.

А вообще в моём старом Ростове кино безумно любили. И для коренных жителей это в крови. Мой отец крутил в нахичеванских двориках трофейные фильмы своим соседям и знакомым Саркисовым, Акопянам, Кравчукам и Вайсманам, которые брал в кинотеатре “Буревестник”, где работал киномехаником.
Старые ростовские дворы в конце 50-х превращались в настоящие домашние кинотеатры, где русско- армянская дружба пдкреплялась обсуждением просмотренного фильма со стаканчиком портвейна.

И не важно, что постоянно рвалась плёнка и дымился кинопроектор. Это как раз была пауза для перекура. В годы юности моих родителей кинотеатры ещё не были слишком большими и размещались порою в старых жилых домах. Дядя мой, подрабатывал музыкантом, играя в нахичеванском “Спартаке”, который располагался в большом старинном доме.


Всё для зрителя!
Но в послевоенные времена киношный дефицит прямо полез наружу, и партия позаботились о досуге горожан самым доступным образом. В Ростове началось строительство кинотеатров-гигантов с огромными зрительными залами.



В 1959г.построили панорамную Россию, в 1966г. фирменный “Ростов”, а в 1967 году широкоформатный “Юбилейный”. Чуть позже к ним прибавилось


“Плевен” и “Сокол” на Западном. Так, что стало полегче горожанам в плане культурного досуга, ведь важнейшим из искусств для нас является кино.
В брежневские времена кинотеатры выполняли роль культурных центров, где проводились творческие и музыкальные вечера, встречи с известными артистами. В фойе часто выставляли свои работы местные художники. И все это как в зимнем саду густо приправлялось ароматами цветов и зелени всевозможных растений.

С увеличением числа кинотеатров возрастало и количество их посетителей. А ведь были ещё и открытые летние кинотеатры. Бывало, сидишь в парке Горького в таком кинотеатре на свежем воздухе и, вдыхая аромат акации думаешь: “как офигительны в Ростове вечера”. Комары. А под ногами гора шкорок от сгрызенных семечек...

А ведь кинозалы были ещё и во Дворцах культуры многих ростовских предприятий. Некоторые из них не уступили по вместимости и комфорту центральным кинотеатрам. ДК РСМ, ДК им. Ленина, ДК Красный Аксай, Дом офицеров и Вертолётный завод имели такие фишки.

А что меня всегда приятно удивляло в этом изобилии, так это наличие на небольшом участке улицы Энгельса (Б. Садовая), между переулками Газетным и Подбельского (Соборный) сразу трех киношек: “Победы”, “Родины” и “Комсомольца”.

Фильмы, как говорится, на любой вкус.
В 1978г. Ростовчане получили королевский подарок: стерео кинотеатр “Прибой” на набережной.


А там и звук уже был шести-канальный и на глаза одевались специальные, типа 3d-очки. Короче, чудеса да и только. Вот только одна беда была с этим кинотеатром: за 10 лет в нем показали всего 10 стерео фильмов. Больше советская кино индустрия не потянула.

На 50 копеек
А вообще, чтобы потратить 50 копеек карманных денег с удовлетворением от посещения кинотеатра, нужно было соблюсти несколько условий. Первое - фильм должен быть хороший. Для культпохода желательно собрать компанию или хотя бы прихватить с собой друга. Успеть вернуться домой до прихода родителей с работы. Будем считать, что условия соблюдены и посмотрим, что у нас получится на 50 копеек. 25 копеек стоит билет на дневной сеанс. 10 - семечки. 10 копеек фруктовое мороженное или томатный сок. Плюс газировка - 3 копейки.
Справедливости ради надо сказать, что иногда получалось купить в кассе детский билет за 10 копеек. Это было уже из разряда как повезёт. Тогда сэкономленные 15 коп. я откладывал в копилку. А можно было и без билета проскользнуть. Были такие секретные способы.
Если же в кинотеатр нужно было добираться общественным транспортом, именно из накопленных деньжат брали деньги на проезд и игровые автоматы. В пример приведу фильм “Клеопатра”. До кинотеатра на Б. Садовой “Победа” нужно было ехать с пересадкой. Это четыре раза на троллейбусе по 4коп. Итого 16. Билет на фильм по 25 копеек на две серии это уже 50. Мороженное сливочное 15 и игра в “морской бой” 15 копеек. Всего вышло 0,96 рубля. А фильм то был длиннючий. В результате домой мы с другом вернулись часов в девять вечера, где нас ждали заплаканные матери и разъяренные отцы с ремнями наперевес.

А вот такой хит как ‘Пираты 20 века” не грех было и по три-четыре раза поглядеть. Причём в разных кинотеатрах. Тем более, что приключенческие фильмы выпускались в Союзе нечасто. А смотреть мелодрамы типа” Зимней вишни” мальчишку в 12 лет не заставишь и под дулом пулемета.

А ещё мне врезался в память наш местный кинотеатр “Чкаловец”, превращенный ныне в церковь. Запомнился стрелковым тиром и буфетом. Пулька стоила 4коп, поэтому чтобы настрелятся вдоволь нужен был спонсор. Им являлся мой папа, у которого я
мог выпросить до 20-ти выстрелов.

А лимонад и коржик в буфете покупала мне мама. Сытый и довольный я шёл на сеанс.
Ну и индийские фильмы порой смотрели. Показывали их часто и все они были “на одно лицо”. Особенно уморительно было смотреть “Три мушкетёра” и “Командос” в индусской постановке. В школе потом часто напевали “Джимми, Джимми - ача-ача-ача” из “ Танцора диско”.

Были индийские, а были и индейские фильмы производства ГДР с Г. Митичем в главной роли.
А ещё польских “Новых амазонок” ездили смотреть на другой конец города, чтобы учителя в школе не узнали про эротическая интересы семиклассников.

Кстати, у нас под окнами моего дома на Чкаловском было ПТУ №71. Туда раз в неделю привозили российские приключения и боевики типа “Непобедимого” . В актовом зале эти фильмы крутили. С постоянными обрывами кинопленки. Окрестных мальчишек сторож бесплатно посмотреть пускал. И в спортзал вечером тоже. Хорошие были времена. А сейчас бы за это сторожа посадили.
Так что прожили мы в городе кинотеатров, самые счастливые юные годы, даже не предполагая, что все это скоро исчезнет или изменится до неузнаваемости.

Стали не нужны.
Процесс умирания и опошливания советского кинематографа начался ещё в конце 80-х, когда нас целыми классами стали водить на просмотр “маленьких Вер и “Интердевочк”. А где падает качество киноматериала там и потребность в высоком искусстве “синематографа” снижается в сторону немецкой порнухи, дешёвых китайских боевиков и дурацких американских комедий.

И начали чахнуть наши большие кинотеатры. На смену им пришли видеосалоны по рублю за просмотр.
Некоторые пытались держаться на плаву за счёт открытия в них баров и залов с игровыми автоматами. Но смерть пришла к ним не в лихие 90-е. При Ельцине старые кинотеатры ещё агонизировали. Так, “Пришельцев” я посмотрел в кинотеатре “Ростов” в 93г., а “Основной инстинкт” - в “Юбилейном” в 1992г. Полный алесс-капут кинотеатрам-одиночкам наступил в начале благословенных 2000-х.




“Россия”, “Юбилейный”, "Прибой”, ”Сокол” ушли в небытие. Некоторые стали церквями с уродливой архитектурой в виде золотой маковкки над бывшими киношными кассами (“Чкаловец”).
Кинотеатр “Ростов” то закрывался, то вновь открывался. Приказали долго жить старые добрые “Родина”, “Смена”, “Спартак”, “Аврора”, “Комсомолец”. “Буревестник” под себя подмяла администрация ЮФУ. Скорбный список можно долго продолжать.
Я понимаю, что время на месте не стоит и на смену старым советским кинотеатрам и фильмам приходят современные, навороченные аудио и спец эффектами блокбастеры, в уютных мультиплексах с поп-корном и колой. И полупустыми залами да бутиками за дверьми. Всякие ‘меги”, “плазы”, и “синема”.
Говорят, что “Юбилейный” начали заново строить. И будет в нем торговый центр, ресторан и аж пять кинозалов!

А мне эти все пять залов и на фиг не нужны.
Верните мне мой ЛЮБИМЫЙ кинотеатр!!!
И вместе с ним золотую эпоху Советского кино и ростовских кинотеатров.
Г. Малыгин
Геннадий Малыгин на сервере Проза.ру
https://vk.com/detstvo80
Tags: Без политики, Дом, Знаменитости, Общество, Россия, Семья, Технологии
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments