selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Category:

Про "Стиляг", советские карикатуры и культурный код

413164_original.jpg

Один из моих любимых постсоветских фильмов - "Стиляги" Валерия Тодоровского, очень яркий, красочный, веселый и по-настоящему добрый и радостный. Как кусочек праздника, даже как какой-то лучик света в темном царстве.

Фильм на довольно неоднозначную и спорную тему, особенно если вспомнить советское "сегодня он танцует джаз, а завтра Родину продаст". Ну или если вспомнить советские карикатуры в журнале "Крокодил", и не только.

И, кстати, в интернете существует энное количество абсолютно ругательных статей по поводу этого фильма, рецензии Кино-Говно.ком и "фильм о подлецах и негодяях". Ну в лучшем случае что-нибудь типа "да ладно, чего привязались, ведь это довольно приятная сказочка"...

Capture.PNG

А я вот, когда смотрела этот фильм, ну или пересматривала, праздники вспоминала советские, все такие совершенно заидеологизированные и заполитизирoванные, в основном с парадами, демонстрациями и шаганием строем с флагами. Нет, это тоже, конечно, были праздники, единение с народом, солидарность с неграми Африки и все такое, но вот воспоминания от этих праздников в основном, как мы после демонстрации бегали толпой в мороженицу.

Первомайская демонстрация в Москве, 1947 годjpg.jpg
Первомайская демонстрация в Москве, 1947 год

Единственный незаполитизированный, сказочный  и радостный, семейный любимый праздник был Новый год, да и то его позже придумали, чтобы у людей была хоть какая-то отдушина для сердца и души, их традиционные то праздники все отняли и запретили, как религиозные. Даже свадьбу сделали какой-то странной - "запись актов гражданского состояния"

А традиционные праздники в любой стране и у любого народа помимо какого-то смысла, пусть даже и религиозного, несут еще и праздник для чувств - красивые специальные праздничные наряды радуют глаз, праздничная еда радует вкус и обоняние, праздничная музыка и танцы радуют слух.

А еще праздники — это творчество, когда у тебя есть возможность самовыражаться, показать таланты и умения, причем "и себя показать - и людей посмотреть". И прическу необычную придумать, и одежду, и станцевать как-нибудь этак, как до тебя не танцевали, не умели, а ты вот первый. Нy и вообще как-то выделиться, чтоб на тебя внимание обратили.

А тут вдруг прически все по утвержденному стандарту, одежда вся из утвержденных ГОСТом тканей, а на большинстве рабочих мест так и вообще униформа. И даже танцев то у людей особо разнообразных нет. И танцевать специально в школе не учат. Классы рисования и черчения в школе есть, физкультура есть, а вот танцев нет.  Зачем советскому человеку уметь как-то по-особенному танцевать? Для какой цели?

Короче, культурный  вакуум. Вместо этого надо на праздники шагать строем под флагами ради интернациональных идей.

А свято место, как известно, пусто не бывает. Eсли свое убрать, придет чужое.

Вот онo и пришло. В виде "безродного космополитизма",  который нещадно высмеивался всеми доступными средствами. Какими только глупыми, непрофессиональными и странными людьми не выставляли тех, кто хотел чуть-чуть отличаться и не вписывался в жестко заданные рамки!

Вот, например, короткометражный на 15 минут фильм "Секрет красоты" 1955 года, где во внешнем виде молодого человека вообще нет ничего ни от какого "завтра Родину продашь", он только подростково эпатажничает, используя всякие странные словечки, ну и прическу себе завел "не как у людей", под названием кок вместо польки или полубокса.  А выставили здесь и его и его подружку ну полными бездарями, бездельниками и вообще асоциальными элементами. Kстати, у Милляра в фильме тоже необычная прическа, но его никто бездарем и врагом народа не выставляет.


По большому счету эти стиляги  всего лишь одевались и танцевали  чуть-чуть необычно, в остальном же они были такими же гражданами как и все - жили, учились, работали, детей растили, но  их упорно называли лодырями и бездельниками.

А они всего лишь жили в неком придуманном мире, в красивой сказке, где был их личный праздник. По крайней мере в фильме "Стиляги" Фрэд, вернувшийся из поездки в США в "офисной одежде" и с саксофоном в подарок, сообщает Mэлсу, что стиляг в Америке нет. А Мэлс не хочет верить, потому что не может же такого быть, чтобы не было праздника.

В фильме выше показан стиляга из 50-х. В фильме Тодоровского стиляги другие, они скорее образ некоего противостояния "сил добра" (право на творчество и фантазию) и "сил зла" (мрачное, серое, тоскливое и унылое единообразие)

Про создание "Стиляг" цитатy приведу.
Сначала внешний вид героев было решено максимально приблизить к исторически достоверному. Художником по костюмам Александром Осиповым были воссозданы костюмы, какие носили советские граждане, в том числе и "стиляги", в 50-х годах. Оказалось, что костюмы реальных "стиляг" не настолько сильно отличались от одежды остальных людей, и современным зрителям будет непонятна их эпатажность. Авторам пришлось прибегнуть к гиперболе, чтобы показать различие между ними. Внешний вид и тех, и других сильно утрирован. "Жлобы" в фильме одеты сплошь в серое, а стиляги — "цветные", и в этом они больше напоминают героев карикатур того времени, чем своих реальных прототипов

Карикатуры советские напомнить? Не только про стиляг, а вообще те, где пытались смеяться над желанием людей одеться ярко и красочно и вообще разгуляться душой.2329324_original.jpg
2334417_original.jpg2328389_original.jpg

2330072_original.jpg

2336365_original.jpg2339988_original.jpg



2327835_original.jpg
2327044_600.jpg
ea75ec924eca.jpg

2338937_original.jpg
На карикатурах сплошь бездельники, белоручки, мажоры, и вообще какие-то "сложноцветные", краски иногда по глазам бьют.

С моей личной точки зрения вся "неправильность" этого "сложноцветия" в том, что оно буржуазно-заимствованное, то есть не свое, своего то не было.

А хотелось.

Нет своего, заимствуем чужое, причем идеологически

А между тем в СССР была целая прослойка "творческой интеллигенции" - актеры, певцы, танцоры и т.д., которых с одной стороны можно было назвать "белоручками", ведь они руками никакую грязную работу не делали, только на сцене выступали, а там работа непыльная, а с другой стороны их сценические костюмы были подчас такими яркими и "сложноцветными", что всяким стилягaм и прочим хиппи и не снилось.

Мужчинам-певцам, правда, разрешили цветастое разнообразие только с появлением ВИА, когда "запретительная битва" на культурном фронте была уже явно проиграна. Танцоры и до этого искрились красками. А вот женские красочные костюмы были всегда.

sofia-rotaru.jpgIMG_3788.jpg

И попробуйте сказать, что Ротару вот здесь конкретно не хипует. В народном стиле, правда.

Только вот для народа такие платья совсем не продавались, Такое было позволено и доступно носить только "творческой интеллигенции", которую в СССР к концу существования оного сделали новой "культурной элитой" на фоне остального "некультурного населения".

"Культурная элита", правда, оказалась дико продажной и после развала СССР на хипстерскую народную моду забила, начала петь на английском, инфлюенсерить наряды от всяких Дольчегаббан, мимикрировать под Голливуд, копировать и стиль поведения, и язык, и внешний вид на таком уровне, какого у всяких стилях и хиппи и быть не могло, стиляги и хиппи собственную фантазию демонстрировали, а не чужое тютелька в тютельку копировали.

wx1080.jpg
Все стиляги и хиппи СССР вместе взятые за несколько десятилетий не наворотили столько, сколько сумел наворотить "народный" артист "эй, ты, в розовой кофточке".

Праздники сейчас вернули.  Учат народ заново, что это такое и как надо праздновать, благо не все еще всё забыли. Но это все старое.

А с новым то как? С собственным? С одеждой, с музыкой? С новым куда не плюнь, везде какой-то фриковый МировойТрЫнд и что-то чужое усиленно копируют и копируют.

Или все-таки все не так плохо? И с одеждой и с музыкой? И я чего-то не вижу или не понимаю?


Tags: Культура, Общество, Россия
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →