selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Categories:

Вязаный жакет и три мушкетера / «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978)

_1 900 x 600 .jpg

Костюмы в советской экранизации «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978) оставляют странное, противоречивое впечатление. Смелая фантазия художника сочетается в них с исторической достоверностью и, увы, грустной дешевизной материалов. И все же целые поколения выросли с этим фильмом, гадали над французскими словами в песнях и именно так подсознательно представляют себе героев книги.


Как только не хулили поначалу советскую экранизацию мушкетеров наши строгие критики, но картина вошла в историю советского кино. И сейчас, 40 лет спустя после выхода в эфир, засмотренная до дыр, она все равно вызывают у зрителя массу ярких эмоций. В том числе и костюмами.

Скандальную историю создания фильма и пикантные подробности съемок смакует в своих воспоминаниях режиссер картины — Георгий Юнгвальд-Хилькевич. В его книге «За кадром», написанной совместно с дочерью Натальей, можно прочитать, как пили и с кем спали актеры. Нам же интересны другое: то, во что их одевали.

Несмотря на то, что фильм снимался на Одесской киностудии, художником по костюмам на нем была ленинградка Татьяна Евгеньевна Острогорская, известная своим многолетним сотрудничеством с Яном Фридом и умением создавать прекрасные исторические костюмы. За год до мушкетеров на экраны вышел фильм «Собака на сене» с ее костюмами. «Я не костюмерша, я художник», — говорила о себе их создательница, Татьяна Острогорская и у нее были все основания так говорить. Она проникалась художественным миром фильмов, над которыми работала, рисовала сотни эскизов и картин по мотивам, а ее костюмы сейчас выставляются в музеях.

«Прекрасный питерский художник Татьяна Острогорская сделала абсолютно все костюмы к „Трём мушкетёрам“. Замечательные костюмы! Её эскизы: красная кардинальская мантия, голубое платье Анны Австрийской, на котором Людовик Тринадцатый считал подвески, до сих пор висят на стенах у нас дома».
Георгий Юнгвальд-Хилькевич

Цветовая палитра костюмов обусловлена сюжетом и исторической достоверностью. Очевидно, что кардинал Ришелье (Александр Трофимов) должен быть в кроваво-красном (и у него не только сутана, но и военный костюм алый), а его гвардейцы — в красных табардах. На сюжетном и цветовом уровне им противопоставлены королевские мушкетеры в голубых плащах-табардах и Людовик XIII (Олег Табаков), чей герб — золотые лилии на лазурном фоне.
2  5887515.jpg

Острогорская в ряде эпизодов настойчиво подчеркивает этот контраст алого и голубого.

3 25887513.jpg

4 25887534.jpg

«Должен сказать, что когда на кинопробах с Борисом Клюевым на меня надели облачение кардинала, я уже тогда почувствовал внутреннюю опору. И потом, когда мне подобрали все костюмы, сделали более точный грим, я уже был в образе Ришелье и не выходил из этого состояния».
Александр Трофимов о роли кардинала Ришелье

Для Рошфора (Борис Клюев) и его людей (Жюссак-Владимир Балон и другие) художница выбрала фиолетовый с черным, подчеркнув этим цветом их работу на кардинала. Шпионы кардинала носят черный, как и Миледи (Маргарита Терехова).


5  25887524.jpg

6  25887521.jpg

Тереховой, кстати, не понравились платья, которые ей предложили, и она сама придумала себе мужской костюм в total black: полупрозрачная рубашка (из гардероба Бэкингема) подхвачена на талии широким ремнем, лосины, сапоги, черный плащ и шляпа с красным пером.

Исторической достоверностью и не пахнет, зато хорошо отражает жесткий характер и образ жизни героини: она всегда в седле, а в платье на лошади не слишком удобно.

Сначала этот костюм был выдан актрисе и ее дублерше в одном экземпляре. Но после того как Ларо Джаркас проскакала в нем на лошади съемочный день, костюм порвался и пропах потом и лошадью, Терехова попросила сделать ей дубликат.
7  25887533.jpg

«Рита спросила, какие костюмы, я говорю — уже все пошито. Она заметила: „Мне это не подходит. Я хочу что-то другое… А ты не возражаешь, если это будет что-то почти мушкетерское?“ <…> Короче, приезжает она во Львов на съемки и выбирает себе рубашку Бэкингема. <…> И вообще эта женщина была настоящей миледи, хотя одета она была не по времени, честно говоря. Лосины, сапоги, эта рубашка с широким поясом… »
Цитата Г. Юнгвальд-Хилькевича из книги Маргариты Тереховой «Из первых уст»

Второй наряд Миледи — черное платье из тисненого бархата и отделкой светло-бежевым мехом в цвет шикарных кудрей актрисы и нежно оранжевой подкладкой рукавов. На эскизе в сочетании с маленькой шляпкой образ выглядит более кокетливо, а в фильме — Терехова в этом наряде выглядит драматично, настоящая женщина-вамп, роковая красотка. На наш взгляд, это платье — настоящая жемчужина среди костюмов фильма. С одной стороны, оно силуэтом близко XVII веку, а с другой — героиня резко выделена среди других женских образов в кружевах и «шелках». Очень любопытно, как смотрелось бы это платье на томной и ранимой Миледи-Елене Соловей, которую режиссер изначально пробовал на эту роль.

8  25887806.jpg
9  25887644.jpg
Миледи. Эскиз костюма. Из книги: Татьяна Острогорская. Каталог выставки. 1981

10  25887518.jpg
Ларо Джаркас и Маргарита Терехова

11  25887639.jpg

«Заслуга Юры Юнгвальда-Хилькевича в том, что мою Миледи удалось сделать именно такой: не щеголять нарядами или красиво уложенной прической, а придумать образ непростой, даже трагической личности. <…> А потом на меня набросился Слава Зайцев: „Почему тебя так одели? Что за растрепа? Ты была такая красивая в „Собаке на сене“, а тут что?“ Сначала, когда я смотрела материал, огорчалась, если не очень хорошо выглядела. Но прошло время, и оказалось, что это было правильно. Тогда ведь я нарочно не спала ночами, чтобы на съемках было уставшее лицо и круги под глазами. Ведь Миледи ночи напролет проводила в седле».
Маргарита Терехова «Из первых уст»


А вот дама в кружевах и шелках — это Анна Австрийская (Алиса Фрейндлих). На контрасте с Миледи ее цвета — белый, золотой, голубой, серо-голубой, желто-бежевый.

12  25887516.jpg

13  25887517.jpg

В сцене бала она подчеркнуто в голубом, они с королем показаны примирившейся парой. В других эпизодах в цветовом отношении королева либо сближена с мужем (золотое платье Анны и бело-золотой костюм у Людовика), либо, наоборот, выделена цветом из окружения. Юнгвальд-Хилькевич, изучивший историю Франции начала XVII века, хотел подчеркнуть ее одиночество в фильме (как она в отчаянии молится с ножом в руке). На ее испанские корни намекает черная мантилья, характерный жест (она щелкает пальцами д’Артаньяну) и музыка с кастаньетами.

14  25887511.jpg

15  25887514.jpg

16  25887532.jpg

17  25887526.jpg

Во второй серии, когда кардинал за лютней вспоминает танец с его признанием Анне («Мне ваше имя небесная манна»), королева одета на испанский манер (наглухо закрытое платье с жесткой юбкой колоколом — «вертюгаль»). Предполагается, что она только приехала во Францию, да и Ришелье еще епископ. Его черный с серебром костюм (черный же носят его приспешники) противопоставлен бело-золотому наряду королевы.

18  25887525.jpg

19  25887642.jpg
Анна Австрийская. Эскиз Татьяны Острогорской.  Из книги: Татьяна Острогорская. Каталог выставки. 1981

«Созданы сотни эскизов костюмов. Здесь и юная Анна Австрийская, одетая по испанской моде — в закрытом платье с удлиненным лифом; и под стать ей влюбленный Ришелье, еще епископ. И снова Анна — королева Франции, одетая на французский манер — с открытыми плечами, в мягком пышном платье с широкими рукавами; и Ришелье, уже кардинал, в кроваво-красном костюме — враг и мститель».
Е.А. Сажина об эскизах Острогорской. Вступительная статья в книге «Татьяна Острогорская. Выставка произведений. Каталог», 1981

20 25888137.jpg
Инфанта и королева Анна Австрийская (Портреты Бартоломе Гонзалес-и-Серрано и Рубенса).

Что особенно хочется отметить в образе Анны в фильме — это ее прически, хорошо стилизованные под эпоху.

Вообще золотой — символ богатства и власти, его носят только правители: Анна, Людовик и герцог Бэкингем (Алексей Кузнецов). У последнего, кстати, костюм темно-золотой, украшенный «драгоценностями» и жемчужными нитями (эта деталь перекочевала с его портретов, герцог был знатным модником и любил пустить пыль в глаза). В цветовом отношении он также выделен среди героев, интересно, что в Лондоне на встрече с д’Артаньяном он в черной рубашке с зеленым воротником и манжетами (роковой любовник для Анны Австрийской).

21 25887805.jpg

22 25887529.jpg

Кроме того, здесь стоит назвать редко упоминаемого человека, который вложил очень значительный вклад в фильм — это Татьяна Острогорская, художник по костюмам. Как же она умудрялась в те годы делать такие потрясающие костюмы! Именно её работы задавали на съёмочной площадке тон, в котором надо было существовать.
Алексей Кузнецов о роли герцога Бекингэма в фильме «Д`Артаньян и три мушкетёра»

23  25887523.jpg

«Я счастлив, что мне хоть как-то удалось „наполнить“ Ваш костюм, сотканный из тончайшего понимания образа, своеобразного видения и безупречного вкуса. Облачившись в такое произведение искусства, невозможно не почувствовать себя Бэкингемом».
Алексей Кузнецов. Вступительная статья в книге «Татьяна Острогорская. Выставка произведений. Каталог», 1981
И, наконец, мы с вами доползли до главных героев — мушкетеров.

Юный (в отношении 28-летнего Михаила Боярского это звучит натянуто) гасконец д’Артаньян прощается с отцом (Валерий Мышастый). В костюме отца сразу обращаешь внимание на о-де-шосс воротник-раф (эта мода была на пике в 16 веке и на рубеже, но в 1620-е потихоньку отходила, так что, очевидно, отец одет, по замыслу художника, «старомодно»).

24  25887520.jpg

А вот д’Артаньян уже в бриджах (пусть и не совсем исторически достоверных) и вязаном дублете или пурпуэне, если брать разные языки наименования одежды. Тут, конечно, сразу в голове звучит Михаил Шуфутинский, Эдита Пьеха или Николай Фоменко:

«В день, когда исполнилось мне 16 лет,
Подарила мама мне вязаный жакет»

25  887522.jpg

26  25887535.jpg
Д’Артаньян, эскиз Татьяны Острогорской.  Источник: Архив ЦГАЛИ СПб

Среди всей массы костюмов платью д’Артаньяна отведено особое место. Д’Артаньян в Менге — совсем юный, в вязаной кофте и потрепанных сапогах, с длинной не по росту шпагой на широкой кожаной перевязи. Знаменитую вязаную кофту, в которой он отважно дерется и которой в фильме отведена особая роль, вязали специально для М.Боярского — д’Артаньяна.
Е.А. Сажина. Вступительная статья в книге «Татьяна Острогорская. Выставка произведений. Каталог», 1981

Откуда эта вязаная кофта с крылышками? Очевидно, что это анахронизм. У Дюма был шерстяной (тканевый) пурпуэн (pourpoint de laine, в русском переводе — шерстяная куртка, затем переводчик переводит pourpoint как камзол). У Боярского же — вязаная из меланжа кофта на шнуровке. Вещи из меланжа в 1970-80-е считались модной новинкой, их носили и мужчины и женщины. В качестве примера художник Сэм Пенти, герой Николая Еременко-мл. в фильме «31 июня» (1978) и ведьмочка Алена Игоревна-Александра Яковлева в «Чародеях» (1982). Оба молодые, красивые, модно одетые. И на подсознательном уровне те же ассоциации вызывает у зрителя рубежа 70-80-х и д’Артаньян-Боярский. И в то же время наш герой из бедной семьи в глубокой провинции, может, ему мама этот «жакет» связала?

27  25887807.jpg

28  25887845.jpg

На заработанные деньги д’Артаньян покупает новую белую рубашку (с кокетливой оборкой по краю воротничка), новые кожаные бриджи и колет (английское наименование — джеркин, куртка без рукавов, как правило кожаная). Но отправляясь в Лондон за подвесками он снова достает из шкафа свой модный меланжевый пурпуэн, старую рубашку, но защитившись кожаным колетом и плащом. Нам очень нравятся мелкие детали — расшитые сумочки на поясе у героя, которыми он явно обзавелся в Париже.

Еще одна, как нам кажется, цветовая символичность — это сочетание костюмов д’Артаньяна и Констанции (Ирина Алферова). Сам фасон ее платья — не простонародный, но и не аристократический, есть небольшая отделка, но без кружев и особых изысков, ткань плотная, но не грубая, расцветка — бежевая. Все как бы посередине между народом и знатью, между золотом королевы и поношенными платьями простонародья. Ведь Констанция — что-то вроде «среднего класса», «мещанка» по социальному статусу. И цвет ее наряда замечательно сочетается с костюмом д’Артаньяна.
29  25887527.jpg

Костюмы каждого из мушкетеров при первом появлении героев в кабинете Тревиля явно выражают характеры своего хозяев.

30  25887512.jpg

Кокетливые розетки цветов на дублете, холодные оттенки костюмов, тисненые «шелковые» ткани — для отстраненного, утонченного Арамиса (Игорь Старыгин). Грубоватые, зато с золотой отделкой костюмы — для пускающего пыль в глаза Портоса (Валентин Смирнитский), павлинье перо в шляпе и бантик — отлично характеризуют персонажа — пижона и модника. Атос (Вениамин Смехов) — хоть и обедневший, но граф, в элегантном наряде, без излишних деталей и отделки.

30  25887519.jpg\\
Арамис и Атос, эскизы Татьяны Острогорской. Источник: Архив ЦГАЛИ СПб

32  25887643.jpg
Три мушкетера. Эскиз Татьяны Острогорской. Из книги: Татьяна Острогорская. Каталог выставки. 1981

33  25887510.jpg

У нас были замечательные художник по костюмам Татьяна Острогорская и художник-постановщик Лариса Токарева. С художником по костюмам мы очень много работали, пересмотрели кучу старинных гравюр, она предлагала на выбор огромное количество разных вариантов. Кстати, просматривая вместе с ней старинные гравюры, мы увидели на одной из них французского франта с пижонским бантиком в волосах. Такой бантик называется кадонет, в честь барона Кадонета, который придумал этот аксессуар. Это был такой стильный атрибут светского общества при дворе короля Людовика Тринадцатого. И я сразу сказал: «Вот! То, что нужно!». Это очень ложилось на характер Портоса, потому что он показушник, модник. Мы предложили такой вариант режиссёру, и ему понравилось. А потом все на этот бантик почему-то обратили внимание, хотя не знали что это такое. А ведь это исторический факт, поскольку несколько веков назад во Франции мужчины действительно носили на голове бантики, а самые богатые ещё и украшали их бриллиантовой булавкой.
Валентин Смирнитский: «В нашей криминальной истории нам помог криминал»

34  25887531.jpg

В заключение отметим, что костюмы ключевых персонажей фильма можно увидеть в Музее кино при Одесской киностудии.

Отсюда

Tags: Без политики, Культура, Россия
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments