... и немного об истории (glebminskiy) wrote in nash_dvor,
... и немного об истории
glebminskiy
nash_dvor

Тутоны Полоцкие или Дикая охота князя Всеслава

Тутоны Полоцкие или Дикая охота князя Всеслава


В истории Средневековой Руси есть много загадочных и необъяснимых моментов. Одним из них являются события в Полоцке и других местах Полоцкого княжества, которые упомянуты в летописях под 1092 годом.



В лѣт̑ . ҂s҃ . х҃ . [6600 (1092)] Предивно бъıс̑ чюдо оу Полотьскѣ 25. оу 26 мечьтѣ . и в нощи бывши тутенъ . стонаше 27 полунощи . ӕко члв҃ци рыщуть . /л.79об./ бѣси по оулици . аще кто вылѣзѧще 28 Ж . ис хоромины хотѧ видѣти . ї абье оуӕзвенъ бѧше 29 невидимо ѿ бѣсовъ . и с того оумираху . и не смѣӕху . излазити їс хоромъ . по сѣмь же начаша . во 30 дн҃е ӕвлѧтис̑ на конѣх̑ . ї не бѣ их̑ видити 31 самѣх̑ . но кони 32 ихъ видити 33 копыта . и тако оуӕзьвлѧху люди Плотьскыӕ 34 . ї его ѡбласть . тѣмь 35 и члв҃ци гл҃ху . ӕко навье 36 бьють Полочаны . се же знаменье поча бъıти ѿ Дрьюцька 37 .



В год 6600 (1092). Предивное чудо явилось в Полоцке в наваждении: ночью стоял топот, что-то стонало на улице, рыскали бесы, как люди. Если кто выходил из дома, чтобы посмотреть, тотчас невидимо уязвляем бывал бесами язвою и оттого умирал, и никто не осмеливался выходить из дома. Затем начали и днем являться на конях, а не было их видно самих, но видны были коней их копыта; и уязвляли так они людей в Полоцке и в его области. Потому люди и говорили, что это мертвецы бьют полочан. Началось же это знамение c Друцка.



Обыкновенно исследователи объясняют это как описание морового поветрия, эпидемии неизвестной болезни, которые были частым гостем в Средние века.
Есть и другие толкования этого события, как-то выделение ядовитого газа вызывавшего галлюцинации и смерть, прохождение Земли через хвост кометы и сопутствующий ей метеорный поток.
Есть также предположение что это были происки языческих волхвов. Как считают некоторые историки в тот период, вторая половина 11 века, началась так называемая «языческая реакция» на Руси, то есть общество постигло разочарование в христианстве, и произошёл некий возврат к языческим верованиям, если не полный, то частичный. Не отвергая веры во Христа, многие начали практиковать параллельно и языческие обряды, и снова чтить языческих богов.

Есть и фантастические версии, как-то прилёт НЛО и инопланетян (ну например «Хищников» на сафари), и мистические – нашествие оборотней, вампиров и навей из потустороннего мира.

В этой связи приводят следующую строку из летописи, идущую сразу за упоминанием тутонов.

в си же времена быс̑ знаменье . оу 38 н҃бесѣ . ӕко кругъ быс̑ посредѣ 39 неба Г привеликъ 40


в это же время было в небе знамение, круг огромный был посреди неба.


Круг этот в таком случае считают или кораблём пришельцев, или порталом в иной мир.
Однако лично я склоняюсь к версии, которая считает этот рассказ летописца аллегорией на мифологический сюжет, конкретно на так называемую «Дикую охоту».
Дикая охота является сквозным сюжетом для мифологии почти всех индоевропейских народов, от кельтов и германцев до славян и балтов. В разных странах разные личности, реальные исторические или мифические считались предводителями процессии Дикой Охоты.




Вот здесь подробнее - Что такое Дикая Охота


В случае с древнерусским летописцем, «Дикая охота» в Полоцком княжестве, это такой призрачный намёк на того, кто этим княжеством в тот период правил. И был «виновником», или даже предводителем «Дикой охоты». А в 1092 году Полоцким князем был грозный и воинственный Всеслав Брячиславич, прозванный также Всеславом Вещим или Всеславом Чародеем, что подразумевало его потустороннюю магическую силу, и связь с язычеством. В летописях прямо говорится, что его мать, которая долго не могла произвести на свет ребёнка, родила Всеслава от «волхования», то есть с помощью языческих волхвов и их обрядов. И даже ещё через сто лет его слава как князя-оборотня гремела по всей Средневековой Руси. В том же «Слове о полку Игореве» (написано в конце 12 века), говорится что Всеслав «ночью волком рыскал … великому Хорсу (славянскому языческому богу Солнца) путь перебегал». Способность Всеслава Полоцкого к оборотничеству, создала ореол таинственности вокруг его личности.

А натянутые или даже откровенно враждебные отношения грозного Полоцкого князя с великими князьями Киевскими, давали повод придворным летописцам последних, распространять про Всеслава разные басни, создавая ему негативный образ князя-монстра. И сюжет с тутонами, как раз и является одним из таких. Кроме того это также завуалированный намёк на язычество большинства подданных князя-чародея. Так как, согласно сюжету мифа о «Дикой охоте» призрачные всадники могут похитить или убить только некрещённого человека.

Также возможно этот сюжет в аллегорической форме отражает борьбу в Полоцком княжестве между условно «проязыческой» и «прохристианской» партиями.



И ещё есть один интересный момент, который возможно неким образом связан с летописным упоминанием «тутонов полоцких». Это довольно путаная информация об избрании/назначении митрополитом Киевским и главным церковным иерархом Киевской Руси, полоцкого епископа Никифора в 1092, или в 1096 или в 1102 или даже в 1104 гг.
Избранию церковного иерарха такого уровня скорей всего предшествовала подковёрная борьба претендентов на митрополичью тиару. А летописец был сторонником неизвестного нам оппонента и конкурента полоцкого епископа. Он сочинил и внёс в летопись этот сюжет, с целью очернения верховного Полоцкого священнослужителя тесно, связанного с одиозным князем-чародеем, князем-оборотнем Всеславом Брячиславичем Вещим. С таким прозрачным намёком, что мол не смог в своей епархии язычество искоренить, а смеешь претендовать на высшую церковную власть над всей Русью. И с князем-оборотнем князем-язычником якшаешься. Приведёшь ещё «тутонов» к нам в Киев. И использовал для этого очень распространённый миф о Дикой охоте. Конкретно о Дикой охоте князя Всеслава.




Конечно это всего лишь гипотезы, и разгадать полностью загадку «Тутонов Полоцких» возможно будет только по мере появления новой информации раскопанной нашими уважаемыми исследователями и историками.


Мой канал на Дзене.

Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments