selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Category:

В гостях у сказки / «Королевство кривых зеркал» (1963)

_900 x 600  .jpg

Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького  организовала несколько выставок костюмов и реквизита из своих фильмов разных лет. Именно они вдохновили нас вспомнить популярные советские киносказки, взглянув на них с новой стороны.

Начнем мы с главного отечественного киносказочника — Александра Роу и фильма «Королевство кривых зеркал» (1963). Художники картины — Арсений Клопотовский и Александр Вагичев (они и занимались созданием костюмов).

Сказка снята по одноименному произведению Виталия Губарева (опубликовано в 1951 году). И здесь стоит сделать небольшое отступление на оригинал, любопытный анализ которого делает литературовед и критик Илья Кукулин (в коллективной монографии «Воспитание воли» в советской психологии и детская литература конца 1940-х — начала 1950-х годов» ). Как он пишет, Губарев был одним из главных творцов мифа о Павлике Морозове и множества пропагандистских произведений для детей. В конце 1940-х в советской педагогике активно продвигалась идея самовоспитания и самодисциплины пионеров, и Губарев написал повесть под этот партийный «заказ». Но при этом, как ни странно, он выбрал для нее своеобразный жанр — сказка-притча с условным западноевропейским антуражом ( пьесы Г. Шварца «Голый король» (1934), «Тень» (1940), «Дракон» (1944) и т. Габбе «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах» (1943). Жанр, к этому моменту полностью скомпрометированный» Шварцeм, поскольку в его пьесах власть справедливо находила антитоталитарную направленность. В повести, как пишет Кукулин, очевидны многочисленные отсылки к популярным детским и » взрослым» книгам западноевропейского происхождения — «Три мушкетера» Дюма, ряду шекспировских комедий с близнецами и переодеваниями («Два веронца», «Двенадцатая ночь, или Что угодно», «Как вам это понравится» и  « Венецианский купец»), опере «Фиделио» Бетховена. И форма, видимо, повлияла на содержание. Из назидательного «Королевство кривых зеркал» превратилось в авантюрно-приключенческое, а современный зритель нередко отмечает в фильме и антисоветские нотки.

Сказка — жанр, который не просто позволяет, даже требует любые вольности в костюмах, полет фантазии художника. Тем интереснее «выловить» исторические детали в условно-европейских исторических костюмах.

Часть мужских костюмов в фильме — стилизация одежды XVI века (эпоха позднего Возрождения, Испания, Франция, Англия): рукава с буфами, разрезами и бантами; короткие, выше колен и очень пышные штаны (грегескос, о-де-шосс, шарованы — в каждой стране для них было свое название) с разрезами или в полоску; короткие плащи, одежда насыщенных темных цветов. В такие костюмы одеты стража, пажи, Абаж (Аркадий Цинман) и Нушрок (Андрей Файт), Оля и Яло (Оля и Таня Юкины).
1  16 век кадры.jpg
Насколько великолепно выделена «истинная сущность» в костюмах Абажа (зеленый цвет, воротник с фактурой «жабьей» кожи) и Нушрока (черный цвет наряда, перья и украшения в виде перьев на «кивере»)
2  16 century.jpg
XVI век. В центре — портрет Филлипа II работы Тициана, 1554 год. Слева сверху вниз: портрет герцога Пармы, Александра Фарнезе работы Софонисба Ангиссола, 1561 год; Джованни Баттиста Морони, Портной, ок 1550-1575. Справа сверху вниз: Антонис Мор, портрет дворянина, 1569 год; Джованни Баттиста Морони, портрет кавалера в красном, 1565 год.

А тот же Илья Кукулин отметил схожесть костюмов пажей с костюмом Виолы (Клара Лучко) в фильме «Двенадцатая ночь» (1955). Судите сами:

3  12 ночь.jpg
«Двенадцатая ночь» (1955), режиссер Ян Фрид, Клара Лучко (Виола/Себастьян) и Алла Ларионова (Оливия), художник по костюмам Алексей Дандурян.

4  пажи.jpg
Оля и Таня Юкины в роли Оли и Яло


В XVII веке шарообразные штаны у мужчин стали постепенно удлиняться и сужаться. К примеру, Йагупоп 77 (Анатолий Кубацкий) одет в кораллового цвета панталоны до колен с подвязками, более всего напоминающие бриджи из XVII века (барокко), белую рубашку с манишкой и голубую атласную, совсем короткую фантазийную курточку с пышными рукавами с бантами. Манишка с брошью и банты — популярные детали мужского гардероба эпохи барокко, так что они вполне уместны. Другое дело, что к панталонам по моде XVII века ему полагалась бы куртка-брасьер длиной до бедер, а не эта короткая куртка.
5  king.jpg
Йагупоп 77 в розовом и голубом — детских цветах и как король он больше ребенок. Неслучайно, Роу сменил имя короля с Топсед/Деспот на Йагупоп/Попугай.

6  17 century.jpg
XVII век. Слева: Антонис ван Дэйк. Алджернон Лорд Джон Стюарт и его брат (1638). В центре вверху: Антонис ван Дэйк. Карл I на охоте (1635). Внизу: Антонис ван Дэйк. Перси, граф Нортумберленд (1638 / 1639). Справа: Хуан Андрес Риси. Дон Тибурсио де Редин и Крусат 1635


Еще один вариант мужского костюма (такой носят церемониймейстеры короля Йагупопа) — узкие кюлоты до колена с чулками, жабо, камзол-аби, все светлых цветов. Это уже стилизация костюмов второй половины XVIII век, эпоха рококо (в основном Франция).

7  церемонеймейстеры.jpg
Костюмы церемониймейстеров, кадры из фильма

8  18 century.jpg
XVIII век. В центре — Томас Гейнсборо, Голубой мальчик, 1770 год. Слева сверху вниз: Англия, 1760; Италия, первая половина XVIII века. Справа сверху вниз: Франция, 1765; Франция, 1770 — 1780.

Женские костюмы из массовки трудно ассоциировать с определенным периодом, они достаточно условны, некоторые из них очень отдаленно напоминают платья XIX века. Хотя Костюм Акcал (Тамара Носова), если бы не предательские буфы с разрезами на рукавах (одежда простолюдинок была гораздо проще и консервативнее аристократии), словно «списан» с картин Вермеера (Голландия, XIX век), особенно ее чепчик.

9  askal.jpg
Акcал. Ян Вермеер Бокал вина. 1658/1660, Сводница 1656, Молочница, 1658 г.

Отдельно стоит отметить гардероб Анидаг (Лидия Вертинская). В ряде сцен она одета в бархатные брючные костюмы, декорированные блестящими деталями, вне всякого исторического стиля. В последнем эпизоде она в узком длинном золотистом платье со шлейфом и вычурными деталями, роскошно передающем «змеиную» натуру героини. У Анидаг великолепные украшения в стиле ар деко: бандо, фероньерки, которые дополняют ее образ и придают ей еще больше блеска.

10  anidag.jpg
В гардеробе Анидаг доминируют блестящие ткани и украшения, которые должны создать эффект переливающейся чешуи.

Любопытный момент в «Королевстве кривых зеркал» — появление в фильме «стиляг» — танцоров короля (помните в каком году вышел фильм?). Их одежда имеет исторические приметы, но силуэтом уже в середине XX века: пышные юбки чуть ниже колена, современные мужские брюки (пусть и с разрезными буфами-валиками на штанинах). Вырвиглазные цвета, гротескные детали, огромные банты, начесанные волосы, дикие танцы буги-вуги под аккомпонемент пианино, за которым играет обезьяна. И чтобы уж совсем не осталось никаких сомнений насчет них, Оля объясняет Яло: «Про таких мой папа говорит, что они бездельники и лодыри».

стиляги.gif


Историческая условность и фантазийность — естественные приметы сказки — и мы их видим и в других картинах. К примеру, в «Золушке» (1947) Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро (художники по костюмам — Тамара Левицкая, Е. Шибинская) по пьесе уже упоминаемого нами Евгения Шварца с Яниной Жеймо в главной роли. Основная стилизация картины (король, принц, паж, придаорные) — Возрождение, хотя несколько персонажей (слуга, министр танцев) одеты по моде XVIII века, а сама Золушка в кринолине середины XIX века.
11   zolushka.jpg
Настоящая машина времени: Золушка из середины XIX века на балу встречается с королем, принцем и придворными из XVI века и министром танцев и слугами из XVIII.

12   female dresses.jpg
Некоторые женские костюмы «Золушки» и «Королевства кривых зеркал» мы затрудняемся ассоциировать с каким-либо стилем, чтобы не попасть впросак. Что-то из XIX, что-то из XVI века, а в целом — это просто как бы старинные европейские платья.

Сравним «Королевство кривых зеркал» и «Новые похождения кота в сапогах» (1958) того же Роу (художники по костюмам Ю.Швец, Евгений Галей, позже он будет делать костюмы для «Морозко»). Это тоже сказка с «условно-европейским» колоритом (Сергей Михалков, автор сценария, в буквальном смысле слепил ее из «Кота в сапогах» Шарля Перро, «Любви к трем апельсинам» Карло Гоцци и своей пьесы «Смех сквозь слеза»).

В картине так же смешиваются приметы нескольких исторических стилей стилей: средневековые одежды ми-парти шута, пышные о-дэ-шосс и рукава с буфами из Возрождения (король, придворные), мушкетерские детали из барокко (кот в сапогах).

13  cat 2.jpg
Кадры из «Новых похождений кота в сапогах»


14  cat.jpg
Кот в сапогах (Мария Барабанова) одет ближе всего к стилю XVII века: шляпа с пером, удлиненные панталоны, пояс, плащ, не хватает только шпаги. Забавное украшение — на шнурке у Кота висит мышь. А вот походный костюм короля Унылио (Анатолий Кубацкий) включает в себя вполне современные шорты. Особенностью стиля Александра Роу, как сказочника, была постмодернистская игра со смыслами, и это проявляется и на уровне костюмов.

Интересно стилизацией под поздний Ренессанс (испанский, поскольку платье полностью закрытое, как носили строгие католики-испанцы) платье Двуличе (Тамара Носова, «Новые похождения кота в сапогах»),: распашное платье-роба из-под которого видная нижняя юбка, буфы с разрезами на руках, эгретка на шляпке и, наконец, воротник-фреза. Темно-бордовый и насыщенный красный — цвета также характерны для этого периода.


15  dvuliche.jpg
Двуличе (Тамара Носова) скрывает свою злодейскую натуру в закрытом платье позднего Возрождения

16  16 cen female.jpg
Слева направо: Алонсо Санчес Коэльо. Елизавета Валуа, ок. 1560; Неизвестный художник, ок. 1567.
17  dvuliche2.jpg
В финале картины Двуличе в прямом смысле «раскрылась»: закрытое платье сменило сильно декольтированное. А из блондинки с прической в сладко-сентиментальном стиле бидермейер она стала роковой брюнеткой в стиле ревущих двадцатых.

Красное платье колдуньи (Лидия Вертинская, «Новые похождения кота в сапогах» ) — средневековое блио XII века с удлиненными рукавами с отделкой из горностая, а на голове у нее фантазийная корона-цветочек.

18   young witch.jpg
Молодая колдунья в платье блио (XII век), в то время как старая носит чепец из XVI века (впрочем, их носили вдовы в XIX веке тоже) и пелерину из XIX века. Вот она какая старая.

Такая же — у ее старой версии (Георгий Милляр, «Новые похождения кота в сапогах»). Намекает на ее королевский статус и пелерина, подбитая горностаем. Старая колдунья носит еще и чепец в форме сердца, такие были особенно популярны во второй половине XVI века (их носили, к примеру, Екатерина и Мария Медичи, Мария Шотландская, Елизавета I), чепцы сердечком также часто носили вдовы в XIX веке. Нечто подобное носит, кстати, Черная королева в мультфильме «Алиса в Зазеркалье» (впрочем, тут возможно и влияние Герцогини Джона Тэнниела, которая носит эннен/атур, популярный в XV веке).

19  witch.jpg
Старая колдунья одета как вдова из XIX века.

20  heart shaped bonnet.jpg
Чепец в форме сердца в XVI веке. Верхний ряд: Маркус Герартс Младший. Портрет Энн Хоптон. 1593-1595 гг., Неизвестный автор, около 1590 года. Нижний ряд: Екатерина Медичи, Мария Медичи, Елизавета I Тюдор.

21  alisa.jpg
Портрет-пародия Маргариты Тирольской работы Квентина Массейса, 1525—1530, Черная королева Алиса в Зазеркалье» (1982), Герцогиня, рисунок Джона Тэнниела для Алисы в Стране чудес

Ну и в заключение забавные аллюзии и то, как современные дизайнеры интерпретируют исторические стили в своем творчестве.

22   disney.jpg
Диснеевская «Золушка» (1950)и «Королевство кривых зеркал»

23  modern.jpg
Возрождение (и отчасти барокко) и Рококо в современной моде. В центре: Alexander McQueen, осень 2010. Слева: Chanel, pre-fall 2013. Справа: Balenciaga весна 2006.

Отсюда

Tags: Без политики, Культура, Россия
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments