selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Categories:

Искушения идеального мужа / «Идеальный муж» (1980)

900 x 600 .jpg

Экранизации книг часто только расстраивают фанатов, но мы, как мышки, продолжаем плакать, колоться и жрать кактус, то есть смотреть и пересматривать киноверсии любимых произведений. В этот раз  смотрим комедию «Идеальный муж» Оскара Уальда и образ главной злодейки – Лоры Чивли.

Пьеса была написана в 1893 году, действие в ней происходит «в наши дни», соответственно при точной постановке костюмы должны соответствовать этому году. Автор также дал несколько подсказок относительно внешнего вида и костюмов своих персонажей, но, как это часто бывает, режиссер и художник им не слишком следовали.

Модный силуэт 1893 года подразумевал пышный рукав «жиго», увеличение линии плеч, широкую грудь, узкую талию, чуть заниженную и заостренную шнипом. Линия бедер и ягодиц искусственно не увеличивалась, а юбка конусом расширялась к низу. Вечерние наряды часто были без рукавов и с треном, который красиво изгибался, когда женщина сидела. Причёска и шляпка могли быть замысловатыми, но аккуратными и небольшими. Ближе к концу века рукава станут сужаться, а в начале XX века шляпы вместе с причёсками дам, наоборот, постепенно расти. Силуэт станет S-образно изгибаться.

1  22020957.jpg
Модные иллюстрации периода из Цифровой коллекции Музея Метрополитан

В 1980 году пьесу экранизировал Виктор Георгиев, позвав художником по костюмам Ганну Ганевскую.

Наш фильм нередко «обвиняют» в том, что костюмы не соответствуют эпохе, возможно, это было осознанное желание немного «осовременить» пьесу в глазах зрителя, сделать ее более динамичной. Кроме того, Ганевской не откажешь в том, что костюмы героев прекрасно выражают их характер. «Правильная» Гертруда – вся в белом, как ангел во плоти. Мейбл, желающая пощекотать нервы и в меру поэпатировать, в брюках, псевдо античных нарядах, красной амазонке. Денди Горинг в костюме для гольфа аля принц Уэльский. Не говоря уже о Лоре Чивли.

ЛОРА ЧИВЛИ

Оскар Уальд дает довольно подробное ее описание: «миссис Чивли высока и худощава. Сухие, сильно накрашенные губы яркой чертой перерезают бледное лицо. Золотисто-рыжие волосы, орлиный нос, длинная шея. Румяна только подчеркивают её природную бледность. Серо-зелёные беспокойные глаза. Платье цвета гелиотроп, бриллианты. Похожа на орхидею и возбуждает любопытство. Все движения очень грациозны. В целом она — произведение искусства, но со следами влияния слишком многих школ». Так как Лора Чивли – одноклассница Гертруды Чилтерн, ей, видимо, так же «около 27 лет».

Из текста пьесы мы знаем, что миссис Чивли дважды замужем, как закончился ее второй брак, не говорится, возможно, она вдова, и тогда «платье цвета гелиотроп», то есть фиолетовое, – это авторская подсказка. Фиолетовый – это один из цветов траура в викторианском этикете. Очевидно, что её платье сильно декольтировано, поскольку, как говорит лорд Горинг, «вчера на ней румян было очень много, а платья очень мало». И, кроме того, на нём должна быть бриллиантовая брошь в виде змеи с большим рубином. Второе её появление (у Чилтернов за брошкой) описано словами Мейбл: «В сногсшибательном платье». И, наконец, третья смена костюма — визит Лоры к Артуру: «Она вся в зелёном с серебром и, более чем когда-либо, змееподобна. На плечах чёрное атласное манто, подбитое шёлком цвета увядшей розы».

А теперь взглянем на нашу аферистку.



Людмиле Марковне Гурченко было 45 на момент съемок, но и партнеры были в той же «весовой категории»: 52-летний Юрий Яковлев в роли Чилтерна и 44-летний Эдуард Марцевич за лорда Горинга. Плюс великолепная игра актрисы. И яркие костюмы Ганны Ганевской.

Дмитрий Андреев, художник по костюмам:
«Фильм потрясающий, на самом деле. Если сравнить все экранизации, в нем есть интересный «костюмный» ход, чего нет в других версиях. Миссис Чивли–Гурченко, если посмотреть на ее костюм, это человек из другого мира, из будущего, из Голливуда 1930 — 40-х гг (в то время как действие фильма – это рубеж веков, Модерн). Референсом для ее образа были, возможно, костюмы Марлен Дитрих и других голливудских див 30-40-х. Поскольку сама Людмила Марковна любила этот стиль, я думаю, что художница тоже с удовольствием пошла вслед за ней»

3  22024216.jpg
Марлен Дитрих (1939), фото Джорджа Харрела, кадр из фильма
4  2024215.jpg
Кэй Френсис, «Мандалай» (1934, художник по костюмам Орри-Келли), Марлен Дитрих, «Ангел» (1937, художник по костюмам Трэвис Бэнтон), Людмила Гурченко, «Идеальный муж» (1980)

Ганна Ганевская рассказывает в интервью для фильма «Людмила Гурченко. Как я стала богиней» (2012): «Я ей сказала: «Давайте начнем с корсета». Людмила Марковна онемела: «Корсет! Для меня?!» «Да, корсет на вас. Людмила Марковна, я знаю, что ваша талия – самая тоненькая среди наших актрис. Но я вам даю корсет не для этого, я даю его для того, чтобы вы ощутили время, свою собственную осанку и оценили, насколько это способствует чёткости вашего силуэта, который я предполагаю на вас осуществить».

В другом интервью она говорила: «Она была трудная для художников по костюму вообще. Они не любили с нею работать. Но у меня всё с нею было совершенно идеально. Она работала по моим эскизам, по тому, что мы делали. Ей нравилось, в основном». (Передача «Имена», эфир 16.02.2014. Первый образовательный канал). Сама же Людмила Марковна в своей книге «Люся, стоп!» писала о костюмах из «Идеального мужа»: «Художник по костюму Ганна Ганевская создала уникальные вещи».

Ганевская одевает Людмилу Гурченко на прием в чёрно-золотое узкое платье с пышной отделкой на груди. В сочетании с замысловатой прической образ напоминает королевскую кобру с раскрытым капюшоном. Брошь-змея гармонично вписана в костюм.

5  23602666.png


6  23602667.png

«Ганна Владимировна Ганевская, конечно, великий художник, — рассказывает Дмитрий Андреев. — Её костюмы всегда можно выделить среди всех остальных. Цветовая палитра этой картины — это перламутр. В фильме прослеживается абсолютное взаимопонимание между оператором, художником по костюмам и художником-постановщиком. В декорациях мы видим такой «отчаянный» Модерн. И Ганна Владимировна очень тонко, как в картину, вписывает свои костюмы в эти декорации. Художник работает на легких полутонах: все фактуры прозрачные, чуть зеркальные, мерцающие. И на контрасте с ними героиня Гурченко неожиданно появляется на балу. Ее платье сшито из черного полупрозрачного шифона, расшитого вертикальными полосами сверкающих пайеток, на чехле нежно-абрикосового оттенка».

Необычный костюм – цвета пыльной розы с воротником, декорированным розами и огромной шляпой, поля которой расшиты такими же розами. Любая другая актриса смотрелась бы странно, даже нелепо в этом огромном «кокошнике», но Гурченко великолепна и органична. Наряд, по Уальду, сногсшибательный, и он резко отличается от нежных белых кружевных нарядов Гертруды и других дам.

7  22025707.png
«А кто это там, в жутких розочках?» — могла бы ревниво спросить Мейбл Чилтерн. Но это совсем другое кино.

8  22025708.png
Миссис Чивли дома у Чилтернов


9 22025709.png
Миссис Чивли уходит с гордо поднятой головой

Этот костюм сейчас можно увидеть в экспозиции Музея Мосфильма. Шляпу для него восстановил художник по костюмам Дмитрий Андреев.

10  22025743.jpg
Дмитрий Андреев

«Как-то два года назад копался я на складах Мосфильма, и на полках лежали какие-то смятые старые шляпы из фильмов еще советского периода, — рассказывает Дмитрий. — И вдруг я натыкаюсь на что-то знакомое по фактуре. Где-то когда-то я это видел. А это ТА САМАЯ шляпа ТОЙ САМОЙ Людмилы Гурченко из ТОГО САМОГО фильма, мной обожаемого. Я попросил разрешения привезти эту шляпу в порядок. Была погнута основа, частично разобраны цветы, что-то висело, естественно, уже не было пера. Я эту форму заново слепил, нашёл у себя похожее перо. Оно ведь тоже не простое, сложного седоватого оттенка».
11  22025741.jpg
Фото Синемода из Музея Мосфильма.

12  22025742.jpg
Все дело в шляпке.

13  22025840.png
Дорожный костюм Лоры – красное пальто с чёрным поясом, шляпкой, перчаткой и лаковыми сапогами, — ее первое появление на экране: эффектно, драматично, опасно. И по моде 1940-х гг.

14  22025842.png
Лора вернулась в город. Лондон, держись.

x60_8.jpg

В кульминационной сцене объяснения с Горингом Чивли-Гурченко в эффектном персиковом платье с палантином из перьев и тюрбаном, расшитым золотом. Она смотрится, словно дива золотой эры Голливуда (см. коллаж выше). Сейчас это платье хранится на Мосфильме, а тюрбан — в музее-мастерской Людмилы Гурченко.

15  22025834.png

16  22025837.png

Художник по костюмам Дмитрий Андреев рассказывает: «Кажется, что подол платья украшен перьями. Но нет. Это истрепанный газ. Очень популярный в то время приём, когда перьев не сыщешь днем с огнем. Для манто перья собирали по всей студии, все подушки были вскрыты. Потом платье и манто подкрашивали в такой легкий персиковый тон. И на экране оно смотрелось дорогим тончайшим шёлком». (Татьяна Нагорских «Не доигрывайте актёра костюмом» / Русский мир)

17  22025839.png


18  22021420.jpg
Эскизы костюмов Ганны Ганевской к фильму. Миссис Чивли. Дорожный костюм, Леди Маркби и миссис Чивли, Леди Чилтерн и миссис Чивли, Леди Чилтерн и миссис Чивли. Эскизы представлены Музеем кино

ГЕРТРУДА ЧИЛТЕРН

Несмотря на то, что Гертруда – сугубо положительный персонаж, ей трудно симпатизировать как в пьесе, так и в экранизациях, уж больно она ригидная, непрошибаемо-правильная, жесткая. Оскар Уальд указывает: «она очень хороша собой — тип строгой классической красоты». Что ж посмотрим в кино на неё и её костюмы.

_2aa54b3d.jpg
Анна Твеленева не произвели на нас впечатления ни своей игрой, ни своими нарядами, хотя и элегантными и благопристойными.

У Анны Твеленевой костюмы и шляпы в стиле Модерн (начало XX века). Обилие светлого и кружева в костюмах и аксессуарах Гертруды-Твеленевой должно было ей создать в глазах зрителя образ нежного ангела во плоти. Но оно плохо сочетается с её холодной, даже безразличной игрой.
xscreenshot_1.jpg

ixdealnyj.muzh.avi.image6.jpg
x439994.jpgx444438.jpg

МЕЙБЛ ЧИЛТЕРН

Оскар Уальд характеризует её как «совершенный образчик английской женской красоты, белорозовой, как цвет яблони», и в принципе Елена Коренева  под этот типаж подходит. К сожалению, она не произвела на нас хорошего впечатления. Отметим лишь своеобразные наряды.

Ганна Ганевская придумала интересное бальное платье для Мейбл- Елены Кореневой: белое с ассиметричной отделкой желтым, немного в античном стиле.

22  031401.png

Нам кажется, что здесь есть отсылка к описанию Уальда: «она похожа на танагрскую статуэтку». В этом же античном стиле выполнена и прическа Мейбл. Логично, что она удивляется словам миссис Чивли, что ее платье «простенькое и приличное»: «Неужели? Непременно скажу моей портнихе. То-то она удивится!».

23  2031584.jpg
Вид сзади

24  2031585.jpg
Еще один любопытный наряд – черный брючный костюм, который Мейбл надевает для катания на велосипеде. Мы уже писали про брюки в женском гардеробе в конце XIX века, и здесь опять же они смотрятся очень уместно. Мейбл – смелая девушка, не боящаяся немного поэпатировать публику. К тому же она на велосипеде.


25   031586.jpg
Красный костюм наездницы и особенно высокое кепи также отлично вписываются в гардероб Мейбл, с ее задорным, смелым характером.


26  2021419.jpg
Ганна Ганевская, эскизы костюмов: Мисс Мейбл на балу, Мейбл и лорд Горинг. Эскизы предоставлены Музеем кино

РОБЕРТ ЧИЛТЕРН

zИдеальный_муж-5.jpg
Юрий Яковлев — сэр Роберт Чилтерн


АРТУР ГОРИНГ

x2bc558b4997c.jpg
Эдуард Марцевич — Артур, лорд Горинг, Павел Кадочников — лорд Кавершем, отец лорда Горинга


xsD3LVRtIRjoViXZaJ8fAQstE8Ks.jpg

Строгая мужская мода конца XIX века не позволяла особо разгуляться: днем – сюртук-визитка, как правило, черный или серый, вечером – строго черный фрак, дома – домашняя короткая куртка

Ганна Ганевская разнообразила гардероб Горинга-Мацкевича стилем принца Уэльского, а затем Эдуарда VIII (того самого, который отрекся от престола ради женитьбы на Уоллис Симпсон): бриджи для игры в гольф, высокие носки, твидовый пиджак и кепка. Правда, принц так одевался в 1920-ые (сам-то он только родился в 1894 году).
29   2020958.jpg
Эдуард VIII и его «предшественник» Артур Горинг

Отсюда


Tags: Без политики, Знаменитости, Культура, Россия
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments