selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Categories:

Как Наталья Бондарчук и Ванесса Редгрейв одну корону делили / «Юность Петра» и «Петр Великий»

_900 x 600 OKre.jpg

При имени царевны Софьи в памяти сразу всплывает растрепанная женщина-медведица с выпученными дикими глазами с картины Репина.

В кино ей повезло больше — ее играют харизматичные и яркие актрисы Наталья Бондарчук и Ванесса Редгрейв. И одевала их одна и та же художница — Элеонора Маклакова.

143189big.jpg
Репин И.Е. «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре», 1879

Над фильмом Сергея Герасимова «Юность Петра» работало несколько художников по костюмам: Элеонора Маклакова, Гюнтер Шмидт (немец, вы знаете его работу по «3 орешка для Золушки», в «Юности Петра» он отвечал за иностранный каст) и Наталья Полях, заявленная в титрах как художник по военному костюму.

«- Хотелось бы добавить еще несколько слов, — говорит Сергей Аполлинариевич Герасимов. – Это слова благодарности нашему художнику по костюмам Э.Маклаковой, которой, собственно, и довелось одеть и обуть огромное множество ролевых, групповых и массовочных исполнителей, начиная со стрелецких полков и кончая участниками народных сцен». <…>
Велика была помощь армии. Это они играли близких Софье стрельцов и солдат молодой петровской армии. Всех их надо было одеть: 500 стрельцов, 300 преображенцев, 300 семеновцев, сотни крестьян и горожан – участников массовки собиралось иной раз до тысячи людей! <…> Костюмы для фильма о Петре шили по всему Союзу – в Риге, Ленинграде, в пошивочных цехах пяти московских театров – Московского областного, Большого, МХАТа, Малого, имени Моссовета. Работала на массовку и Тбилисская фабрика обуви. Не следует забывать и о том, что фильмы «Юность Петра» и «В начале славных дел» — совместная постановка с «ДЕФА», и потому воссоздание вещного мира петровского времени, пошив костюмов и постройка декораций, так сказать, «иноземной» части картины – Кукуя, Англии, Франции, Голландии – были целиком и полностью, на самом высочайшем уровне, обеспечены кинематографистами из ГДР».
ЖУРНАЛ ПРОПАГАНДЫ СОВЕТСКОГО КИНОИСКУССТВА. ФИЛЬМЫ «ЮНОСТЬ ПЕТРА» И «В НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ ДЕЛ» 1983 Г.

По первоначальному плану съемки «должны были производиться при естественном освещении – скупом дневном свете, пробивающемся сквозь окна, мерцании свечей». И это видно в том, как решены эскизы Элеоноры Петровны: на черном фоне, с чуть подсвеченными лицами.

1   26215229.jpg
Эскизы Э.П.Маклаковой, хранятся в Музее кино

Софья в фильме Сергея Герасимова «Юность Петра» (1980)  – сестра, достойная своего младшего брата, будущего императора Петра Первого. Умная, волевая, даже обаятельная, хотя и жестокая, холодная женщина. Никаких «кровавых мальчиков» в глазах и полная готовность пролить родную кровь, хотя и чужими руками. Полная уверенность в своем праве на царство и нежелание покорно смириться с обычной судьбой царских дочерей. Религиозная на людях, но втайне мечтающая о европейских вольностях и живущая во грехе со своим фаворитом, женатым Василием Голицыным. Художественный образ — сложный, трагический и талантливо раскрытый Бондарчук. Актриса играла Софью еще в студенческой мастерской Сергея Герасимова во ВГИКе, и затем режиссер ее позвал воплотить этот образ в кино.

Костюмы Софьи по мере развития сюжета меняются от светлых, золотых к драматическим красным и черным. В ее нарядах, особенно в начале, можно увидеть детали с портретов того времени: самой Софьи и девических портретов ее снохи Марфы Апраксиной, жены Федора III. Узнаваемые венцы, шубы (по сути накидка с мехом), жемчужные ожерелки, отделка верхних платьев. Софья в золотых парчовых платьях с длинными рукавами неуловимо напоминает царевну золотого царства с картины Васнецова.

2  26215141.jpg
1. Неизвестный художник Портрет царицы Марфы Апраксиной, музей Гатчина,  2.  Неизвестный художник Портрет царицы Марфы Апраксиной Государственный Русский Музей ,  3. Неизвестный художник XVII века. Портрет царевны Софьи Алексеевны (точно не атрибутирован!) Около 1687 г. Дворец-музей Версаль, Франция.

Сам костюм царевны, как и положено, многослойный: нижний – рубаха, средний – телогрея или летник, верхний – шуба с мехом. Из украшений: ожерелки, запястья (манжеты), венцы, короны, кольца и серьги. Стройной и невысокой Наталье Бондарчук за счет многослойных одежд и складок, тяжелых узорчатых тканей, высоких массивных венцов придали дородности и царской стати. Во многих сценах актриса складывает руки на груди (женщины в то время действительно так часто держали руки из-за широких рукавов летников), придавая фигуре дополнительный объем.
3  26202885.jpg
4  26202886.jpg
5  26202888.jpg
6 26202889.jpg
7 26202892.jpg
8 26202891.jpg
Мелкая, но аутентичная деталь: на косе — накосник

9 26202893.jpg
10  26202894.jpg
В этом драматичном эпизоде в Новодевичьем монастыре чувствуется и что-то репинское.

11  26202895.jpg
Чего не откажешь Софье, сыгранной Бондарчук, это во внутренней силе героини, которая даже поражение принимает с достоинством

«Насколько судьба этой женщины самобытна и поразительна, настолько же и трагична. Она боролась не только за власть, но и за свою любовь – и потеряла все! В один день! Ее отчаянье, ненависть, бессильную злобу, чисто человеческие страдания – всю эту смену переживаний своей героини я старалась показать в сцене, которую мы снимали в Новодевичьем монастыре, куда Софья приезжает, пытаясь направиться затем в Троице-Сергиевскую лавру для переговоров с Петром. Мне хотелось сыграть женщину волевую, натуру жестокую и тираническую, но вместе с тем страдающую и мятущуюся. Ей не удалось переспорить судьбу и избежать участи, уготованной по тем временам царским дочерям и вдовствующим царицам – заточение и медленное угасание в темной и душной монашеской келье».
НАТАЛЬЯ БОНДАРЧУК О СВОЕМ ВИДЕНИИ РОЛИ

Честно признаемся, сам фильм не из разряда наших любимых, тем не менее, нельзя не отметить хорошую игру многих актеров: Натальи Бондарчук, Дмитрия Золотухина, Николая Еременко-мл. и др., да и в целом экранизация добротная.

Американская Софья

К петровской теме Элеонора Маклакова вернулась уже через несколько лет. В 1986 году вышел совместный с США 8-серийный фильм «Петр Великий», где царевну сыграла Ванесса Редгрейв, Петра – Максимиллиан Шелл, а Евдокию – его жена Наталья-Само Совершенство-Андрейченко. Вместе с Маклаковой над костюмами трудилась Сибилл Улсамер. За свою работу художницы по костюмам получили премию «Эмми» и Главный приз дизайнеров Калифорнии .

«Над костюмами работали 20 человек. По моим эскизам — а их получилось около 500 – шили 4 самостоятельные художницы. У всех была своя тема: у одной- бояре, у другой – военные… Каждая выполнила почти по тысяче костюмов. Шили костюмы не только в Москве, но и в Мюнхене, а большую часть – в Риме. Ткани были в точности те, что предпочитал Петр и его двор. Их покупали тоже в Италии, потому что несколько местных фирм до сих пор выполняют такие драпировочные материалы. А шелк и сукно поставляла западногерманская фирма «Фукс» из Аугсбурга. Я не имитировала ни одной ткани. Мы постарались, чтобы в «Петре Великом» изобразительный ряд был безупречным.
На съемочной площадке порой доходило до настоящих баталий. Например, американцы отсняли целую сцену: русские крестятся в шапках! Пересняли… Что же касается «звезд» — конечно, им было нелегко. Наталье Андрейченко в роли Евдокии, первой жены Петра, полагалось носить пятислойный наряд и 30-килограммовую корону. Царская поступь – она ведь не столько от воспитания, сколько от тяжести одеяний…Наташа сначала ворчала, но потом привыкла. Когда я впервые увидела маленькую хрупкую Лили Пальмер, мне шепнули: «Ей 70 лет, не мучайте ее своими тяжелыми шубами». Но Пальмер была очарована экзотикой одежды и выдержала все».
МАКЛАКОВА Э. «ЭММИ» ЗА «ПЕТРА» / Э. МАКЛАКОВА // НОВОЕ ВРЕМЯ. – 1986. – № 43. – С. 30-31

«Их страсть к аутентичности сводит нас с ума. Художница по костюмам даже настояла на аутентичном белье для женщин. А массовка, играющая татар при осаде Азова, вся побрила головы, хотя все они носили шапки»
МАРВИН ДЖ. ЧОМСКИ, РЕЖИССЕР, О РАБОТЕ С РУССКОЙ КОМАНДОЙ /
SERGE SCHMEMANNOV BACK TO THE RUSSIA OF PETER THE GREAT. THE NEW YORK TIMES ARCHIVES, NOV. 25, 1984

Редгрейв играет Софью немного иначе, чем Бондарчук. В нашем фильме она более сумрачная, серьезная, царственная, cдержанная, у американцев — более дерзкая, открытая в проявлении эмоций, даже немного стервозная и саркастичная.
«Это была возможность узнать больше об этой фантастической истории. Я ничего не знала о Петре Великом. В школе его не изучали, по крайней мере, в моей. Но телевидение может освежить эту историю».
ВАНЕССА РЕДГРЕЙВ/ DAN CALLAHN «VANESSA: THE LIFE OF VANESSA REDGRAVE»

Маклакова выбрала главным цветом «американской» Софьи – красный, цвет стрелецкого восстания, палитра постепенно смещается от алого к черному (монашескому). У Ванессы Редгрейв совершенно другая фактура, по сравнению с Бондарчук: она высокая и с худым лицом. Художники использовали небольшие головные уборы, чтобы актриса не «довлела» над окружением, крупные принты, чтобы визуально «расширить» фигуру героини.

12  26202694.jpg
Красный «стрелецкий» бунт

13 26202695.jpg
И «красная» в тон стрельцам Софья

14 26202696.jpg
Софья и Василий Голицын. И в советской и в американской картине любовники часто одеты в одинаковом цвете

15 26202698.jpg
Золотая Софья. Обратите внимание на крупный раппорт рисунка и невысокий головной убор, чтобы не так «довлеть» над Натальей Кирилловной (Лили Палмер)
16 26202699.jpg

17 26202701.jpg

18 26202702.jpg
Софья «темнеет»

19 26214765.jpg
Любопытная деталь, у Софьи — жемчужные серьги-бабочки — старинное русское украшение, обычно их делают из белого речного жемчуга, но у Софьи, которую ссылают в монастырь, они траурного цвета.

20 6202703.jpg


21  26202705.jpg
«Черный» монашеский финал царевны.

Теплый желтый тон, который доминирует в интерьерных съемках в фильме, символизирует цвет византийских и русских православных икон. Американцы как раз реализовали первоначальную идею Герасимова снимать в аутентичном «теплом ламповом» свете.

Впрочем, у царевен есть и кое-что общее – золотая корона, которую вслед за Натальей надела и Ванесса. Сама она немного напоминает корону с одного из официальных портретов царевны.

22  26202887.jpg

23 6202700.jpg24 6202822.jpg

25 6202704.jpg

Очень трудно было с Максимилианом Шеллом. Он сосредоточился исключительно на своем здоровье. Так и не удалось содрать с Шелла черный шарф, который он носит в жизни. Сделали сапоги на каблуках с вкладкой. Но Шелл то и дело выходил на съемочную площадку в своих сапогах – так теплее. И вся группа думала, как бы сапоги не попали в кадр. Зимой под Суздалем было 40 градусов мороза. Условия съемок были тяжелые. И в первую очередь для той части группы, которая готовила съемки. Трудно приходилось массовке. Я даже пошла на неправду: мальчиков-кавалеристов одела в валенки, хотя они появились только в XIX веке. И все-таки настоящий актер в первую очередь думает о роли. Вот эпизод. Ванесса Редгрейв должна была сняться в монашеской одежде. Длинная узкая черная фигура в высоком клобуке на фоне белых монастырских стен. Невероятно красиво. И вот — Суздаль, 40 градусов мороза. Все поддевают теплое и «пухнут». А Ванесса поняла, что потеряет от этого. И – медленной, величавой поступью прошла в одной рясе, даже без перчаток!»
МАКЛАКОВА Э. «ЭММИ» ЗА «ПЕТРА» / Э. МАКЛАКОВА // НОВОЕ ВРЕМЯ. – 1986. – № 43. – С. 30-31

И напоследок немного фото с выставок «Старинный костюм в кино», приуроченной к 100-летию Киностудии им. М. Горького (в 2015 году) и «Иллюзия реальности. Предметный мир костюма эпохи Петра I» в Российской государственной библиотеке искусств (2019). На первой выставлялись костюмы и головные уборы из фильмов «Юность Петра» и «Петр Великий». На втором студенты кафедры сценического костюма Школы-студии МХАТ творили на основе эскизов Элеоноры Маклаковой к фильму «Юность Петра».

«Старинный костюм в кино»
26  202805.jpg
Красный костюм Софьи из штофа, отделан сутажом, тесьмой, шнуром, вышивкой искусственным жемчугом, бисером.

27  6202807.jpg

28  6202808.jpg

29  6202809.jpg
Костюм Софьи из бархатной парчи (телогрея) и шелковой саржи (рубаха), меховой ворот, ожерелок и запястья с вышивкой искусственным жемчугом

30  26202810.jpg

31  6202811.jpg
Костюм Натальи Кирилловны (Тамары Макаровой) из узорной парчи, отделан мехом норки, ожерелок и запяться с вышивкой искусственным жемчугом.

32  26202812.jpg

33  26202814.jpg
Свадебный костюм Евдокии Лопухиной (Любовь Германова) из узорной парчи, декорирован стразами, тесьмой, искусственным жемчугом, пуговицами

34  6202890.jpg

35  26202815.jpg

36  26202817.jpg
Волосник Евдокии Лопухиной, «Юность Петра»


37  26202818.jpg
Каптур Натальи Кирилловны (Тамара Макарова), «Юность Петра»


38  26202819.jpg
Справа — венец Софьи, «Юность Петра»


39  26202821.jpg
Шапка алмазная царя Ивана (Алексей Емельянов), «Юность Петра», на заднем плане — шапка алмазная царя Петра, «Юность Петра» (Дмитрий Золотухин) и «Петр Великий» (Грехем Макграт)

40  26215059.jpg
Венец Евдокии Лопухиной (Наталья Андрейченко), «Петр Великий»

41  26215061.jpg

«Иллюзия реальности. Предметный мир костюма эпохи Петра I»

42  26202913.jpg
Копии эскизов Э.П. Маклаковой к фильму «Юность Петра»

43  26202917.jpg
В центре — макет костюма Петра

44  26202914.jpg

Макеты костюмов Софьи и Натальи Кирилловны

45  26202915.jpg

46  26202916.jpg

47  26202918.jpg

48  26202919.jpg

49  26202920.jpg

50  26202921.jpg

51  26202922.jpg
Макеты костюмов Натали Кирилловны и Василия Голицына

52  26202923.jpg
Ожерелок и запястья

53  26202924.jpg

54  26202925.jpg

Отсюда

Tags: Без политики, Культура, Общество, Россия
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments