selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Category:

Стиль в фильме «Через тернии к звездам» (1980)

_900 x 600  d.jpg

Весной 1980 года на советские экраны вышла картина «Через тернии к звездам» — и мгновенно стала хитом. Зрители часами стояли в очередях в кинотеатр, ходили на несколько сеансов подряд и единогласно называли фильм «лучшей советской фантастикой». Из чего состоял успех картины, где нашли актрису с инопланетной внешностью и почему рабочие комбинезоны — это одежда будущего?


XXIII век. Патрульный звездолет «Пушкин» обнаруживает в космосе инопланетный корабль с трупами гуманоидных существ и единственным выжившим клонированным андроидом — Нийей. Особая Комиссия по контактам принимает решение поместить инопланетянку в дом ученого Лебедева, чтобы через общение с земной семьей гуманоид адаптировалась и стала ближе к людям.

1 a70a479d58bad5.jpg
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»

Как это принято в подобных случаях, андроид становится в конце концов гораздо человечнее, чем сами земляне. А после заключительного титра «Все пейзажи умирающей планеты Десса сняты на территории СССР» приходит окончательное понимание, что фильм и вовсе не про космос.

CHerez-ternii-k-zvezdam.jpg
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»

Картина «Через тернии к звездам» стала заключительной в космической трилогии режиссера Ричарда Викторова (еще две части — «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной»). Сценарий к фильму написал фантаст Игорь Можейко, скрывающийся под псевдонимом Кир Булычев. Будучи самым знаменитым отечественным фантастом, Можейко продолжал работать в Институте востоковедения и боялся увольнения, если «свыше» узнают о его «несерьезном» увлечении. В итоге именно «Через тернии к звездам» расставили все очки над i. За сценарий к картине Булычеву присудили Государственную премию, а получить ее под псевдонимом было невозможно. Так вместо увольнения Можейко получил долгожданное признание и свободу творить открыто.


Судьбоносной стала картина и для исполнительницы главной роли. После многочисленных кастингов стало очевидно, что найти тонкую андрогинную девушку с длинной шеей и огромными глазами будет не так-то просто. В итоге выбор пал на манекенщицу из ГУМа Елену Метелкину, которую режиссер случайно увидел в одном из советских журналов мод.


Кадр из фильма «Через тернии к звездам»

Предполагалось, что в фильме она будет абсолютно лысой и без пупка. Но в итоге по требованию чиновников Госкино, утверждавших, что положительная героиня не может быть без волос, для Нийи сделали очень короткий белый парик. Для создания клонированных гуманоидов с актрисы сняли слепки, заполнили их жидким пенопластом и надели идентичные парики.


«Фантастика не предлагает нам образы будущего, скорее, отстраняет и реконструирует опыт нашего собственного настоящего», — говорил американский литературный критик Фредрик Джеймисон. Это высказывание верно и для работы над костюмами в «Терниях». Художник по костюмам Людмила Чекулаева не стала переизобретать одежду будущего, а взяла за основу такой привычный для советского человека предмет гардероба, как рабочий комбинезон.


1  2c8156fef849.jpg
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»  Комбинезоны землян

1  e74cefa983cda3a.jpg
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»  Комбинезоны землян

1   Captvfrgrgfure.JPG
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»  Комбинезоны землян

2YovMPL1QAt9gLK4msiTeAZp9Qz.jpg
Кадр из фильма «Через тернии к звездам» Комбинезоны землян


Кадр из фильма «Через тернии к звездам» Комбинезоны землян



Кадр из фильма «Через тернии к звездам» Комбинезоны с планеты Десса


Кадр из фильма «Через тернии к звездам» Комбинезоны с планеты Десса

Два года спустя точно такой же трюк при работе над «Бегущим по лезвию» проделает Майкл Каплан и оденет людей из будущего в одежду из прошлого. (К слову, после выхода «Через тернии» в Москву прилетал Ридли Скотт, чтобы пообщаться со съемочной командой картины. На тот момент знаменитый режиссер как раз приступал к работе над «Бегущим»).

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» 1982 г

В итоге Людмила Чекулаева в точности угадала, что будут носить люди будущего как минимум через 38 лет. Показанные в картине uniform dressing, фэшн-аскетизм и утилитарность актуальны в нынешнем мире как никогда.

_ 6Capture.JPG
Фэшн-аскетизм и утилитарность нашего времени



Кадр из фильма «Через тернии к звездам»

Платья земных женщин напоминают то лабораторные халаты, то  коллекцию Uniqlo или COS.

_  7apture.JPG
Kоллекция Prada 2018

На рабочих комбинезонах построена мужская  коллекция Prada 2018, а комбинезоны Dickies и Carhartt и вовсе вторят робе из фильма.


_  8Capture.JPG
Комбинезоны Dickies с сайта продаж


_  77Capture.JPG

Комбинезоны Carhartt


Одежда гуманоида Нийи практически полностью «воссоздана» в двух из последних коллекций Yeezy. Одна из моделей носит не только идентичный телесный комбинезон, но и короткий обесцвеченный ежик на голове.


Поскольку фото мне пришлось подбирать самой, не знаю, что именно имелось в ввиду, но андрогенов  с обесцвеченными ежиками на голове я у Yeezy нашла целую толпу.  Yeezy - это бренд Ким Кардашян с супругом Уэстом.

Цветовая гамма костюмов тоже аскетична. Белый, черный, синий, голубой, бежевый — это цвета спецодежды. И отсутствие любого орнамента, даже на женских платьях, лишь усиливает это сходство. Тем неожиданнее работают костюмы Нийи в доме семьи Лебедевых.

Режиссер картины Ричард Викторов утверждал, что фантастику абсолютно всерьез снимать нельзя. Возможно, именно поэтому визуальная часть картины периодически работает на стыке научной фантастики и народной сказки, по типу «Понедельник начинается в субботу» Стругацких. Земной дом семьи Лебедевых снаружи выглядит как образец футуристической архитектуры, но изнутри скорее напоминает деревенскую избу.

3   file (1).jpg
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»

Роботы похожи на домовых и носят на голове заварники, на столе стоят резные шахматы, в углу арфа, которая на фоне бревенчатых стен напоминает скорее гусли. Нийя, все больше очеловечиваясь, отказывается от робы в пользу расшитых фартуков, орнаментальных сарафанов и блузок русского рубашечного кроя.

1   1122c26dd4b.jpg
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»

1  fcbc0d1ccceb1.jpg
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»



Кадр из фильма «Через тернии к звездам»


3   Capture.JPG
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»


Так режиссер вместе с художником по костюмам проводят черту между всеобщей униформой и индивидуальной одеждой, делая тем самым гуманоида Нийю самой человечной из окружающих ее землян.

med_1546102773_00032.jpg
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»
Отсюда


Tags: Без политики, Культура, Россия
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments