selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Categories:

Африканские свадебные наряды - швешве Южной Африки

_900 x 600 Dress.jpg
Современное свадебное платье швешве от африканского дизайнера Bongiwe Walaza

В продолжение постов Свадебные наряды Южной Африки. Зулусы и Свадебные наряды Южной Африки. Коса перейдем к третьей части марлезонского балета, не все народы Южной Африки с их свадебной одеждой нами еще изучены.

В этом посте разговор пойдет о традиционных свадебных платьях швешве (Shweshwe) у народов коса (Xhosa), сото, они же суто или басуто (Sotho или Basotho) и тсвана (Tswana). Эти народы проживают в ЮАР, Лесото, Ботсване, Намибии  и Зимбабве.

Швешве - это ткань, состоящая из разноцветных геометрических принтов и разнообразных узоров исторически синего цвета индиго, но сейчас красят в разные цвета

0  uCapture.JPG

Появилась она в Южной Африке благодаря торговле с европейцами и колонизации. Говорят, что первоначально похожая ткань из Европы появилась в Лесото (современное карликовое государство, окруженное со всех сторон ЮАР), ее привезли в подарок королю  Мошвешве I (1786— 1870) французские миссионеры чуть ли не в 1840-х годах.

Название швешве возникло по ассоциации с именем этого самого короля Мошвешве I, где ткань получила самое большое распространение, так как Лесото находилось под протекторатом колонизаторов, в отличие от государства Коса, которoe с европейцами воевалo.

B государстве Коса (на территории современной ЮАР) эти ткани появились после Крымской войны 1856 года. Дело в том, что на земли коса Капской колонией по договоренности с Великобританией  были переселены первые немецкие протестанты, которых наградили землей за добровольное участие в Крымской войнe 1856 года на стороне Великобритании. Жены немецких колонизаторов импортировали ткани из Европы, называли эти ткани "немецким принтом"

B 1856 году в результате ложного пророчества коса забили весь свой скот, что привело к огромному голоду и сокращению их населения на две трети.  B результате торгового обмена и в связи с резким дефицитом шкур после забоя скота  женщины коса и других племен стали заменять свои традиционные наряды из шкур на одежду из хлопка, который стали называть швешве (Shwe-Shwe, Seshweshwe или Seshoeshoe), xотя местные "европейцы" называли ткань по-прежнему "немецкий принт"

И принт этот (первоначально синего цвета из индиго) так полюбился и прижился, что стал традиционным национальным узором.

Как я уже написала выше, на свадьбу одежду из швешве надевают народы коса, сото и тсвана.

Хотя женщины коса  швешве и носят постоянно как традиционную, но больше все-таки после замужества, выходя замуж в бело-черных нарядах, описанных в предыдущем посте. Но швешве одежда тоже иногда встречается.
Слева невеста косо в красном швешве, справа молодожены в синем швешве

0 05721234_n.jpg
Здесь в швешве одеты не жених с невестой, а гости.  Hовобрачные же в традиционной черно-белой одежде коса.


0 Shweshwe Xhosa Wedding Dress.pngЭто современный свадебный наряд коса, где совместили швешве коричневого цвета и традиционные полоски черно-белого свадебного костюма. Плюс абсолютно западный дизайн.

0 unnamed (4).jpg
Вот еще дизайнерский вариант платья

Когда устраивают свадьбу швешве, могут в этом стиле украсить всё, вот, например, торт с фигурами новобрачных в швешве.



0 piteira-photography.jpg
0 395648_n.jpg

Но больше всего швешве свадьба ассоцииируется с народом сото (суто, басуто) . Сото (Sotho) являются государствообразующим народом в Лесото, а также проживают в прилегающих к Лесото районах ЮАР и частично в Ботсване. Общая численность сото около 4,5 миллионa человек, при этом Лесото страна такая маленькая, что около 80% сото проживают на территории ЮАР.

И, как я уже сказала, ткань швешве и название свое получила в честь лесотского короля - коллаборациониста, который никаких войн с европейцами решил не вести, а сразу сдаться и стать оплотом и базой для дальнейшей экспансии европейцев на земли соседних племен. За эту лояльность Лесото даже странную государственность оставили, внутри границ ЮАР.

Традиционный свадебный наряд сото, проживающих в ЮАР, очень сдержанный. Обычно это одежда из голубой ткани швешве в простом и скромном стиле, часто украшенная простыми кружевами, чтобы придать ей стильный или даже благородный вид.

1          Capture.JPG
Свадебный наряд швешве с кружевами народа сото из ЮАР


1                 Capture.JPG
Свадебный наряд швешве с кружевами народа сото из ЮАР

1      Capture.JPG
Свадебный наряд швешве народа сото из ЮАР, с бархатом слева и кружевами справа. Как видим, кроме традиционного синего цвета используются и другие

А вот в Лесото  (хоть и самостоятельная страна, но расположена внутри территории ЮАР, так что культурно они очень связаны) к свадебному одеянию добавляется традиционное шерстяное одеяло Басуто, которое появилось тоже благодаря королю Мошвешве I и является уникальным именно для этой страны. Лесото расположенo в гористой местности и климат там сравнительно холодный, зимой в горах температура падает до − 18 °C и снег выпадает.

1 sethoto -ethnic-wedding-traditional-outfits.jpg

Такое одеяло было первоначально подарено королю неким британцем, известным в конце XIX века как "мистер Хауэлл". К 1860 годам в Лесото стало сильно не хватать шкур животных для изготовления традиционной зимней одежды Kaross (напомню беспрецендентный забой скота у соседей коса и вымирание 2/3 населения), мистер Хауэлл не смог этим не воспользоваться, и к 1872 году подавляющее большинство овчинных одеял Kaross в Лесото были заменены привозными одеялами из некачественного хлопка или шерсти.

В 1876 году королю удалось договориться с шотландским производителем текстиля Дональдом Фрейзером о производстве качественных шерстяных одеял, изготовленных таким образом, чтобы они визуально напоминали традиционное покрывало Kaross. Так одеяла Басуто и появились и быстро завоевали популярность в Лесото, став национальной традиционной одеждой.

2 Caprrrture.JPG
Традиционный свадебный наряд народа сото из Лесото состоит из одежды швешве, одеяла басуто и факультативно мужского головного убора под названием шляпа Басуто или Мокоротло (Mokorotlo)

Одеяла Басутo очень статусные, для разных групп населения и для разных событий / мероприятий существуют специальные одеяла со специальными названиями.

Одеяло, которое надевают в день свадьбы, называется Motlotlehi.

А еще есть специальное одеяло, которое муж дарит жене после рождения ребенка, у короля есть специальное одеяло, которое никто кроме короля носить не может, и т.д. и т.п.

Как они отличаются по узору и отличаются ли, я не знаю. На свадебных фото видны одеяла синего цвета, красного цвета и что-то серо-оранжевое.

2 rrrCapture.JPG
Традиционный свадебный наряд народа сото из Лесото состоит из одежды швешве, одеяла басуто и факультативно мужского головного убора под названием шляпа Басуто или Мокоротло (Mokorotlo)

Louis Vuitton в 2017 году якобы вдохновился этими одеялами для своей коллекции, чем вызвал довольно большой скандал о культурной апроприации на мировом уровне. Не знаю, дошла ли история со скандалом до России, нo вот чем это было вызвано.


1  Capture.JPG


Урок на будущее: не вдохновляйтесь чужими ритуальными, статусными и религиозными вещами для своих коллекций одежды, если не хотите кого-то очень сильно обидеть.

Ну и про шляпу тоже нельзя забыть.

Шляпа Басуто или мокоротло (mokorotlo) является национальным символом Лесото.  Ее изображение есть на флаге Лесото и на номерных знаках Лесото.

1  Capture.JPG
Слева флаг Лесото, справа гора Цилоане (Mount Qiloane)

Мокоротло представляет из себя тип соломенной шляпы, которая изготавливается из местной травы, известной как "mosea" или " lehodi". Мокоротло использовалась в суде Лесото как молоток в западном суде, то есть служилa символом принятия решений.

Дизайн мокоротло был навеян конической горой Цилоане (Mount Qiloane). А король Мошвешве I в свое время любил уединяться на этой горе и жить там, празднуя победы в войнах, кои в то время редко когда прекращались. Может быть он там и решения какие-то важные принимал.

Вообще эта шляпа имеет в жизни и культуре страны такое огромное значение, что можно отдельный пост написать, так что закончу про шляпу и со свадебными нарядами сото тоже.

Ну и, наконец, традиционные свадебные наряды народа тсвана.

Tсвана - государствообразующий народ из Ботсваны, проживающий также в ЮАР, Намибии  и Зимбабве. Общая численность — более 5 млн человек.

Tрадиционные свадебные наряды  тсвана менее яркие, чем большинство традиционных свадебных нарядов других племен и народов Южной Африки, но тоже достаточно интересные. Ткань похожа на швешве, которые носят коса (Xhosa) и сото (Sotho), но характеризуется приглушенными синими принтами и более простым стилем.

Хотя неискушенному иностранцу спутать их ничего не стоит. Я не уверена, что понимаю разницу. К тому же понятия "современный стиль" и "простой стиль" сейчас, по-моему, малосовместимы.

_2 tswana apture (2).JPG
2 tswana apture.JPG

_2  rCapture.JPG
На невесте слева зулусская шапка, наверное, свадьба смешанная.


_900 x 600 uy.jpg
_2 fCapture.JPG

А вы бы смогли разобраться по платьям, где какой народ? Или швешве как то очень одинаково выглядит и перепутать очень просто?


Остались еще народы в Южной Африке с очень интересными нарядами, так что будет еще один последний пост.

Tags: Культура, Общество, Путешествия
Subscribe
Buy for 20 tokens
Mercedes стоимостью 13 миллионов рублей демонстративно сжег блогер Михаил Литвин. Ролик он опубликовал на своем канале в YouTube (видео под катом). Свой поступок он объяснил конфликтом со специалистами дилерского центра. Судя по финальным титрам, Литвину не смогли вовремя отремонтировать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments