irina_co (irina_co) wrote in nash_dvor,
irina_co
irina_co
nash_dvor

Categories:

Павильон треста "Главкондитер" на территории ВВЦ

Несколько лет назад правительство Москвы взялось за глобальные преобразования на  территории  ВВЦ (бывшая ВДНХ), которая  к тому времени пришла  уже в довольно-таки запущенное состояние. В этот момент  на этой огромной территории, предназначенной для отдыха,  не было фактически ни одного достойного ресторана или кафе, интерьер и кухня которых соответствовали  хотя бы "какому-то" уровню,  куда  можно было бы, не стыдясь, пригласить коллег из Еропы или Азии.

 Одно из них находится  теперь в павильоне  "Главкондитер", это здание  считается одним из самых красивых на территолии ВВЦ.  Местечко очень тихое и уютное, всего в нескольких сотнях  метров от павильона "Космос" (правая относительно центрального входа аллея). Здание полностью отреставрировано  внутри и снаружи с полным сохранением архитектурного стиля, напротив - "Гастроном №1".

Когда-то здание выглядело так сразу после постройки, сегодня  вся архитектура сохранена  после реставрации практически без существенных  конструктивных изменений:











Торговый павильон треста "Главкондитер" был построен в 1954 году по проекту Александра Борецкого, ученика знаменитого  архитектора Ивана Жолтовского. Архитектор также проектировал гостиницу Ленинградская и вторую очередь гостиницы Москва.


В   архитектуре  павильона "Главкондитер" модернизм органично сочетается с классикой.
Колонны высокие, тонкие, поставлены с большими промежутками, что создает впечатление воздушности, какая бывает в   беседках. Основание здания прорезано большими полуциркульными окнами, отчего оно тоже кажется легким.
Крышу неоклассического здания с элементами модернизма украшает круглая ротонда со скульптурой "Девушка с виноградом", автор М. Е. Ярославская.
Павильон создан на  границе эпох,   между временем господства  сталинского  классицизма  и хрущевского модернизма, и до 1964 года был советским вариантом лучших европейских кафе, с садом  вокруг и просторной верандой на крыше. Затем кафе закрыли, а в здании располагался  Иностранный отдел ВДНХ СССР.

Также как и другие павильоны ВДНХ, этот павильон  сменил много  названий:

в 1954 году  —  назывался Торговый павильон "Главкондитер",

в 1964 году  — "Иностранный отдел ВДНХ СССР",

Позже - "Дом приёмов".

С 1964 года в здании располагался Зал приемов Иностранного отдела ВДНХ, а в постсоветские времена оно было занято частными офисами.

В результате  реконструкции здания  в  последнее время команда архитекторов и дизайнеров воссоздала внутри легкий праздничный интерьер в духе 1950-х годов. Источниками вдохновения для создания нового интерьера послужили образы советских летчиков и спортсменов, тема  авиации в СССР.
Кафе, находящееся теперь внутри,  находится в нескольких метрах от Дворца бракосочетаний ВВЦ и имеет  два зала (большой,  основной, на 80 человек и малый вип-зал на 50 мест), три  летние веранды. В теплое время года здесь  проводятся   банкеты, приемы, свадьбы.




Два фото ниже - соседнее с павильоном  "Главкондитер" здание ЗАГС на ВВЦ (оба фото наших времен,  второе- более позднее, сейчас здание окрашено в белый цвет):





Старое фото  другого здания,   через дорогу, напротив,   сейчас  "Гастроном №1", а раньше павильон "Главконсерв":



Современное фото   "Гастроном №1",  именно это здание, но с верхнего ракурса видно с веранды на 2-м этаже "Главкондитер",  вид очень красивый, особенно летом,  в обрамлении зелени и цветников:



Современный вид павильона   "Главкондитер" сбоку:



Скульптура  "Девушка с виноградом", находящаяся на  верху  здания  (подход с ближнего ракурса невозможен,  поэтому фото нечеткое, сделала   его сильно издалека):"




А теперь пройдемся по  отреставрированному зданию и осмотрим его.

Центральный холл, он же бар:



Потолок в баре:



Вход в основной зал:



Основной  зал,  деревянные патинированные арочные окна в пол, на стенах фрески  на тему: "Авиация в СССР", роспись на стенах в виде зеленых вьюнов по оштукатуренному с сохранением фактуры кирпичу,  живые растения в кадках, антикварные люстры:





Вип-зал,  тяжелые  бархатные шторы,  состаренные зеркала размером под потолок, в которых отражается живая зелень, потолок с массивными  балками и литыми  (очевидно,  что авторской работы, видимо это старые сохранившиеся или восстановленные по таким  образцам) гипсовыми панелями (этакий микс  стиля "сталинский классицизм" и  стиля "кантри"),  на потолке ненавязчиво, без  вреда для  впечатления от внешнего вида потолка, установлена система кондиционирования.
Вся мебель  антикварная и разнотипная, есть только по нескольку экземпляров одного вида, но, благодаря единой цветовой пастельной  гамме,  после реставрации,   вся  она воспринимается как единый ансамбль, разная высота стульев  с заботой о посетителях скомпенсирована специальными пробками на ножках:




Каждая люстра - тоже антикварная и уникальная, но создается полное впечатление, что все люстры  из одной серии:









Интересное решение -  в сквозных нишах стен сделаны своеобразные буфеты, доступ к посуде, к фужерам и бокалам для воды (для воды бокалы оригинальные, цветные бледно-салатовые и бежевые,  тяжелые, с поверхностью "как  гравированной")  в них есть  и со стороны зала, и со стороны кухни:



Все столики вип-зала   вечером  и  в праздничные дни   обычно   заняты:




Фрески на стенах на тему авиации:






Все эти диванчики и стулья тоже   антикварные:








Ну,  что сказать в целом   ...


Все  съеденное и выпитое нами в кафе было вкусным, несмотря на кажущуюся простоту названий блюд,  их приготовленние, я бы сказала, изысканное. Обслуживание -  вежливое и внимательное,  с возможностью получить полную информацию о составе и способе приготвления блюд  из меню.



P. S. Кафе в пошлом году работало зимой только как банкетный зал, а весной, летом и осенью - обслуживало всех посетителей.

****************************************************************************

 Все следующие  фотографии посвящены  теме  туалетных комнат  в здании.

Тамбур перед туалетными комнатами напротив гардеробной:







Во всю стену  холла - состаренное зеркало, раковины из медного сплава с отделкой объемным литьем:






Под цвет включений в мраморной столешнице умывальника -   смесители:




В корзинках - маленькие одноразовые махровые полотенца, дозаторы жидкого мыла встроены в столешницу:




На стенах  холла туалета тоже фрески:



Модель унитаза - подвесная, отделка стен  - сочетание плитки "под мрамор" и "состаренной" штукатурки:





Все выверено, продумано, со вкусом и заботой об удобстве. Приятно  отметить, что образцы культуры и стиля уверенно проникают в нашу повседневную жизнь, становятся доступными все более и более широким слоям. Этот туалет "круче" (если так можно сказать про туалет), чем, например, бывают туалеты  даже в общественных зонах некоторых  четырех-  и пятизвездочных отелей  и ресторанов при них   из нашей российской действительности.
Как говорил булгаковский профессор Преображенский: "... разруха не в клозетах, а в  головах..."

А если подробнее, то так: "Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом?… Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах."

********************************************************************************


1938—1939: Коренная перестройка, из истории ВДНХ

Весной 1938 года в прессе стали появляться обвинения в адрес главного архитектора выставки В. К. Олтаржевского - ему вменяли просчёты в архитектурном решении павильонов, неудачный, «лишённый праздничности и яркости» генеральный план комплекса (недоброжелатели даже увидели в нём тайный знак - якобы архитектор поставил павильоны в виде православного креста); припомнили Олтаржевскому и недавнюю длительную командировку в США (1924-1935), после которой на стройке он нередко изъяснялся по-английски. В июле 1938 года  Олтаржевский был арестован по обвинению в участии в "антисоветской вредительской организации, существовавшей на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке", осуждён и сослан в Воркуту.


Главным архитектором выставки  был назначен С. В. Чернышев - один из авторов генерального плана реконструкции Москвы, в то время занимавший и пост главного архитектора города. Заместителем главного архитектора ВСХВ  (Всесоюзная   СельскоХозяйственная Выставка) назначили А. Ф. Жукова, который, в связи с загруженностью Чернышёва другими проектами, фактически выполнял функции главного архитектора выставки.

После ареста Олтаржевского архитектуру большинства готовых павильонов признали в целом неудачной, а решение некоторых построек - "вредительским". Так, по мнению Жукова, павильон Московской области был "декоративно-пряничным", павильон Белоруссии он сравнил с богатым амбаром, а павильон Украинской ССР - "чистая конюшня в большом княжеском поместье". В итоге было решено снести и выстроить заново Главный вход, павильоны "Московская область", "Юго-Восток", "Механизация", "Украинская ССР", "Северное земледелие", "Сибирь" и ряд других; существенной переделке подверглись также павильоны Белорусской ССР,  Казахской ССР и республик Закавказья.

В 57 сооружениях произвели замену и усиление фундаментов, в 25 заменили крыши, в 15 - полы. Для освобождения места   под новый  павилион "Механизация", который решили поставить по оси Центральной аллеи, пришлось передвинуть стоявшие здесь торговые павильоны - "Главтабак", "Главмясо", "Главконсерв" и "Главкондитер". Место, где первоначально стоял павильон "Механизация", отдали под 25-метровый железобетонный памятник И. В. Сталину.

Несмотря на тотальную перестройку и изменение положения ряда павильонов, первоначально разработанный Олтаржевским генеральный план ВСХВ остался практически без изменений. Значительный объём работ требовал дополнительного времени и вскоре стало ясно, что уложиться в намеченный срок открытия выставки -  1 августа 1938 года -  тоже нереально. 21 августа 1938 года Верховный Совет СССР принял специальный "Закон о ВСХВ", которым вновь перенёс дату открытия выставки - на 1 августа 1939 года.


Tags: #ВДНХ, #Москва, #архитектура, #история, Без политики, Культура, Общество, Россия
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments