selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Categories:

Дед Трескун

Государь зимы седой, старец древний с бородой
Дед Трескун вас в гости ждёт. Он пришёл — зима идёт!


900 x 600  Li.jpg
Дед Трескун из Великого Новгорода

Когда-то в посте Как шуба Деда Мороза стала красной и правильно ли это я написала довольно длинную историю, откуда появился современный Дед Мороз, главный волшебник Нового Года, ответственный за новогодние елки и подарки.

И оказалось, что современный Дед Мороз именно в этом качестве доброго новогоднего волшебника - персонаж довольно молодой, которому всего-то чуть больше ста лет.

А тот Мороз, в которого много веков до этого верили наши предки, был совсем другим.  Это был скорее злой и страшный языческий дух зимы, встреча с которым могла закончится смертью.  Назывался этот дух по-разному, а может даже и был разными духами, сейчас уже тяжело сказать - Морозко, Студенец, Трескунец (Дед Трескун), Зюзя.

Наши предки считали Мороза ответственным за погоду и за урожай, поэтому на Святки и на Пасху было принято приглашать его на праздничную трапезу (кутью, кисель, блины). Считалось, что если хорошо накормить  Мороза, он не будет морозить озимые посевы на полях и в огороде, а укутает их снежком и сохранит.

В восточнославянских сказках Мороз описывается как старик с белой бородой, закутанный в шубу, который "на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает", усиливая тем самым зимнюю стужу.  Можно, например, вспомнить, известную русскую народную сказку "Морозко"


Иллюстрация 1932 года к сказке “Морозко" для сборника "Сказки русской бабушки", художник Билибин.

— Вези, вези, старик, её куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вози к родным в тёплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!
**********
Вдруг слышит: невдалеке Морозко на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает. Очутился он и на той сосне, под коёй девица сидит, и сверху ей говорит:
— Тепло ли те, девица?
— Тепло, тепло, батюшко-Морозушко!
Морозко стал ниже спускаться, больше потрескивать и пощёлкивать. Мороз спросил девицу:
— Тепло ли те, девица? Тепло ли те, красная?
Девица чуть дух переводит, но ещё говорит:
— Тепло, Морозушко! Тепло, батюшко!
Мороз пуще затрещал и сильнее защёлкал и девице сказал:
— Тепло ли те, девица? Тепло ли те, красная? Тепло ли те, лапушка?
Девица окостеневала и чуть слышно сказала:
— Ой, тепло, голубчик Морозушко!
Тут Морозко сжалился, окутал девицу шубами и отогрел одеялами.

2   1983 Герман Травников Зимняя сказка. 1983 г..jpg
Герман Травников "Зимняя сказка" 1983 г.

А еще в сказке "Морской царь и Василиса Премудрая" есть интересный, хотя и не самый важный персонаж по имени Мороз-Трескун.

Говорит ему Баба-яга: "Иди, дитятко, на море; прилетят туда двенадцать колпиц, обернутся красными девицами и станут купаться; ты подкрадься потихоньку и захвати у старшей девицы сорочку. Как поладишь с нею, ступай к морскому царю, и попадутся тебе навстречу  Объедало да Опивало, попадется еще Мороз-Трескун — всех возьми с собою; они тебе к добру пригодятся".
********
Видит водяной царь, что ничто не берет, приказал истопить для молодых баню чугунную жарко-нажарко; истопили баню чугунную, двадцать сажон дров сожгли, докрасна печь и стены раскалили — за пять верст подойти нельзя. "Батюшка, — говорит царевич, — дозволь наперед нашему старичку попариться, баню опробовать". — "Пускай попарится!" Пришел в баню Мороз-Трескун: в один угол дунул, в другой дунул — уж сосульки висят. Вслед за ним и молодые в баню сходили, помылись-попарились и домой воротились.
*****************

Трескунец (Дед Трескун) у древних восточных славян отвечал за сильные трескучие морозы, когда скрипит снег под ногами, трещат на морозе деревья, трещит лед на реке, а сам Трескунец хоть "без зубов да кусает" (щиплет щеки и нос от холода).

На Новгородской земле Трескунец  - Дед Трескун из всех Морозов  упоминался чаще всего.


Великий Новгород

velikii_novgorod_iaroslavovo_dvorishche_ng.jpg__1000x800_q85_subsampling-2_upscale.jpg
Великий Новгород


Великий Новгород

Поэтому, когда в Великом Новгороде решили обзавестись собственным сказочным зимним героем, который помогал бы проводить этнографические зимние праздники, Дед Трескун был вне конкуренции.

В отличие от Деда Мороза, любителя и поклонника развлечений и праздничных новогодних застолий, Дед Трескун – свидетель зимних народных традиций и обрядов, основные обязанности у него - следить за погодой и вообще за всем, что происходит в природе и в лесу. Поэтому сопровождают его лесные звери - зайчонок, бельчонок, лисенок и т.д. Дед Трескун старше Мороза, да и вообще он Деду Морозу пращур, то ли дед, то ли вообще прадед. С помощью Деда Трескуна новгородский музей-заповедник занимается социально-культурной деятельностью.

_900x 600 Main.png


Вообще Трескун как фольклорный герой стал появляться в Новгороде уже несколько лет назад, но очень ненадолго, в связи с объяснением какой-то народной традиции или обычая.  Но он нравился публике, и в музее было решено, что Трескуна надо сделать постоянным лицом Новгорода.

Самым трудным было найти правильный образ Деда Трескуна, чтобы его не путали с Дедом Морозом и прочими новогодними сказочниками, коих сейчас появилось очень много.  Дед Трескун не имел никаких изображений и никак нигде особо не описывался.

Хотя можно было, конечно, посмотреть на некоторые изображения Mороза в "славянофильском" и "языческом" исполнении, например, костюмы из сказки "Снегурочка".

4             Снимок.PNG
Слева: В. М. Васнецов "Эскиз костюма Мороз к опере Римского-Корсакова Снегурочка" Частная опера Мамонтова 1882 г.
Справа: В. А. Симов МХАТ "Эскиз костюма к пьесе Островского Снегурочка" МХАТ 1900 г.


Можно было на дореволюционные рождественские открытки взглянуть, на Рождественского деда в тулупе, а можно было посмотреть на изображения каких-то лесных существ - Старика-Лесовика, Лешего..

5 Снимок.PNG

По-моему, в Новгороде именно так и сделали

В результате музейные сотрудники и художник Светлана Чазова разработали вот такой вот необычный и совсем новый образ Деда Трескуна. Они соединили природные материалы и мотивы русского народного декоративно-прикладного творчества. В итоге  получился дремучий, строгий, но дружелюбный к детям и взрослым персонаж.


_Qx7irM78_tY.jpg


В 2016 году Новгородский музей-заповедник на уже постоянной основе, запустил серию семейных праздников в Кремле с участием Деда Трескуна, древнего русского фольклорного персонажа, связанного с погодой, играми и обрядами зимней поры. Роль Трескуна взял на себя научный сотрудник Детского музейного центра НГОМЗ Антон Вакуров.

_f161444aba108f6efd4d99e3b366e907.jpg

velikii_novgorod_ded_treskun_1.jpg__1000x800_q85_subsampling-2_upscale.jpg


В 2017 году в Детском музейном центре у героя появилась своя резиденция. Каждый день к Трескуну приходили дети, писали письма, отгадывали загадки. В январе 2018 года Дед Трескун принял участие в программе “Сказочное Новогодье” в Музее народного деревянного зодчества “Витославлицы”.


Витославлицы  Ярусная церковь Николы 1757 года из деревни Высокий Остров Окуловского района


79e7e12b6e7a2280d62573c44d34a269.jpg
“Сказочное Новогодье” в Музее народного деревянного зодчества “Витославлицы”.

Так вот усилиями новгородских музейных работников и родился новый сказочный персонаж.

Пока что это зимний проект (до Масленицы), летом Дед Трескун прячется в колодце,  поэтому летней резиденции пока нет,  но с развитием проекта она скорей всего появится Зима с Дедом Трескуном в Новгородском кремле

_GFNujwnk9ZY.jpg

А так звучит местная легенда о появлении героя:

Первая Трескунья летопись, найденная недавно в Новгородском детинце, гласит, что в давние-давние времена не было времен года. Потому что было только лето. Трудно ему приходилось одному. И лето нашло себе помощника — осень. Все бы хорошо, но и вдвоем умаялись. Вспомнили тогда про старого волшебника Трескуна. Явился, разворчался, что совсем тут без него погоду распустили. И за работу взялся. Надевал трескунью шубу, шапку-трескунку, рукавицы-трескуницы, валенки-трескаленки. Брал мешок-трескушок с любимыми своими трещотками, дудкой-трегудкой и палку-трескалку...

Тут летопись обрывается, но даже взрослый сообразит, что Дед Трескун зиму делал, а о весне потом уж Солнце позаботилось.

Кое-кто в научных кругах сомневается в подлинности летописи, но кандидат сказковедения профессор Тресканаев (более известный как научный сотрудник музея-заповедника Владимир Варнаев) доказал: все это правда, чистая, как первый снег. "Чтоб мне треснуть!" — сказал ученый.

Вот такая фольклорно-музейно-сказочная история.

Ну что, ждем Морозко и  Студенца? Зюзя уже есть у белорусов.


Tags: Без политики, Культура, Россия, Семья
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments