... и немного об истории (glebminskiy) wrote in nash_dvor,
... и немного об истории
glebminskiy
nash_dvor

Асма и Арва - "малые царицы Савские" (1)

Оригинал взят у glebminskiy в Асма и Арва - "малые царицы Савские" (1)
В XI в. Средневековым Йеменом управляла династия арабских эмиров Сулайхидов. Сулайхиды были шиитами-исмаилитами и признавали над собой верховную власть исмаилитских халифов Египта из династии Фатимидов. Первоначально их столица располагалась в Сане, но позже около 1086 года эмир Ахмад аль-Муккарам, точнее его жена Арва перенесла её в Зу-л-Джиблу.
Сулайхиды с переменным успехом воевали против других йеменских династий - Наджахидов, Зейдитов и Зурайидов. Но замечательна эта мусульманская династия тем, что к ней принадлежали две женщины-правительницы, явление хоть не уникальное, но всё же довольно редкое для мусульманского мира. Тем более, что они были не только жёнами монархов или регентшами, а полноценными правительницами, имя которых как положено упоминалось в хутбе*, сразу после имени Фатимидского халифа. Звали этих женщин Асма бин Шихаб и Арва бин Ахмад.

Асма была супругой своего двоюродного брата и основателя династии Сулайхидов эмира Али аль-Сулайхи. Их брак был счастливым и был заключён ещё до вступления Али на трон государства. Асма являлась не просто женой правителя, а полноценной соправительницей, которая вместе с мужем управляла Средневековым Йеменом. В знак признания этого факта, её имя провозглашалось наряду с именем супруга в хутбе, что являлось привилегий правителя в мусульманском государстве. Это первый такой случай официально зафиксированный в истории Мусульманского мира. Другим уникальным фактом было то, что Асма принимала непосредственное участие в управлении и присутствовала на государственных советах наряду с мужчинами, причём даже с открытым лицом. Её муж Али всегда советовался с ней в вопросах управления государством.
Асма была очень образованной женщиной для своего времени, кроме того она известна как поэтесса.
В 1067 году во время паломничества в Мекку кортеж Али и Асмы подвергся нападению их врагов из другого йеменского клана Наджахидов. Али был убит, а Асма захвачена в плен. Её поместили в заключение в тюрьму в городе Зубайде - столице Наджахидов. Причём из окна её камеры была видна отрубленная голова её любимого мужа одетая на острый столб. После года заключения Асме удалось послать сообщение своему сыну эмиру Ахмеду и его супруге Арве. Ахмед взял штурмом Зубайд и освободил свою мать. Асма до самой своей смерти в 1087 году являлась соправительницей сына, а после его отречения в 1086 году в связи с болезнью, соправительницей его супруги Арвы.
Её называли "Малой царицей Савской" в честь древней правительницы Йемена X века до нашей эры, современницы царя Соломона.
После смерти Асмы, управление державой Сулайхидов полностью перешло в руки её невестки Арвы бин Ахмад, о которой будет рассказано позже.

Хутба* - Хутба (араб. خطبة‎) — мусульманская проповедь, совершаемая имамом во время пятничного полуденного богослужения в мечети, а также по праздникам.
Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка. Пятничная хутба состоит из двух частей, которые разделяются сидением имама на минбаре. Опытный имам-хатыб часто облекает проповедь в форму рифмованной прозы.
Хутба также читается по особым случаям (о даровании победы мусульманской армии, об избавлении от засухи, голода, эпидемий и так далее. В Средневековье хутбой была также молитва о здравии халифа и местного правителя.


Продолжение следует ...


Tags: Общество
Subscribe
Buy for 20 tokens
На популярном ресурсе выложили наглядную карту снабжения разных регионов СССР по категориям. Где мы все можем очень наглядно увидеть какие категории снабжения были на подавляющей территории РСФСР по сравнению с остальными союзными республиками. Под катом обширный комментарий по теме. Развитие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments