narodreporter wrote in nash_dvor

Categories:

Каналу «Стамбул» быть: Эрдоган ведет дело к отмене Конвенции Монтрё

Судя  по всему, дорогостоящий Стамбульский канал «имени Эрдогана» все-таки  будет построен, несмотря на явные экономические проблемы Турции. Что же  означает реализация этого инфраструктурного проекта Анкарой для всех  черноморских стран, включая Россию?

О своих намерениях прямо заявил в бывшей турецкой столице президент Эрдоган:

Мы построим канал «Стамбул». Но кое-кто  говорит, что мы этого не сделаем... Что Турция имеет от соглашения  Монтрё – что она выиграла, что потеряла?

Судоходный канал  должен соединить Мраморное и Черное моря, превратив историческую часть  Стамбула в остров. Ширина водной артерии составит 150 метров, глубина –  25 метров. При стоимости проекта в 10 миллиардов долларов альтернативный  Босфору маршрут сможет пропускать до 85 тысяч судов в год. Турецкий  лидер упирает на вопросы безопасности и защиты экологии.

Действительно,  ЧП периодически происходят, а в 1979 году румынский танкер Independent  столкнулся с другим судном и загорелся, при этом в воду попало много  нефти. Но трудно не заметить, как Реджеп Эрдоган под благими предлогами  последовательно ведет к пересмотру, а то и отмене международной  Конвенции Монтре. А это вопрос серьезный, создающий опасный и  нежелательный прецедент.

Напомним, данный договор был подписан в  1936 году в швейцарском городке Монтре по инициативе самой Турции,  которая намеревалась вернуть суверенитет над своими проливами Босфор и  Дарданеллы. Согласно Конвенции, все страны поделились на черноморские и  нечерноморские. Первые могут проводить свои корабли при условии  предварительного уведомления Анкары. Для последних введены серьезные  ограничения по тоннажу военных судов и срокам их нахождения в акватории  Черного моря. При этом Турция вправе в случае угрозы в отношения нее  закрыть проход иностранным военным судам.

«Особое мнение», как  обычно, было у англосаксов. При подписании соглашения Лондон требовал  свободного права доступа своего флота в Черное море без необходимости  согласования с Турцией. В наши дни известны два случая нарушения  Конвенции, и оба были осуществлены американскими военными кораблями.

Итак, чем же может обернуться строительство обходного канала?

Прежде  всего, это означает появление альтернативной водой артерии, которая  никак не отражена в документе первой половины прошлого века. После  запуска его в строй Анкара будет вправе поставить вопрос о пересмотре, а  то и отмене Конвенции Монтре как устаревшей. Прежний договор канет в  Лету, а новый будет подписан уже под диктовку Турции с учетом интересов  ее союзников. Президент Эрдоган уже продемонстрировал, как ловко умеет  маневрировать и отстаивать свои национальные интересы. Учитывая, что  Турция состоит в НАТО, можно не сомневаться, что нормы новой Конвенции  не пойдут на пользу России и ее Черноморскому флоту.

Самое  интересное, что из всех наших правителей в свое время именно И.В. Сталин  максимально приблизился к осуществлению мечты о контроле над турецкими  проливами. Был поставлен вопрос о репарациях от проигравшей Италии в  виде ее бывшей колонии Ливии, а от Турции – о предоставлении  военно-морской базы СССР в Дарданеллах, об которые ранее обломали зубы  англичане. Получись задуманное, картина сегодняшнего мира была бы иной.

Но  вопрос с Ливией был решен иначе: Италия отдала в качестве репараций  часть своего флота. От территориальных претензий к Турции СССР не  отказывался до самой смерти И.В Сталина.   

Источник https://narodreporter.livejournal.com/145094.html

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.