selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Category:

Ряженые - "Вождение медведя"


Святки. Фото: Наталья Гребнева Источник: Егор Еремов/РИА Новости

Последний пост про вождение ряженых зверей будет посвящен медведю (и частично его спутнице козе).

Про "Вождение медведя" писать одновременно и легко, и тяжело. Легко, потому что информации море, а тяжело, потому что в этом "Вождении медведя" переплетается очень много всякого разного, из разных временных слоев и возможно даже культур, потому что из всех зверей именно медведь на всем пространстве России от Калининграда до Камчатки - зверь очень особенный.

Вождение медведя

Начнем с того, что у выражения "Вождение медведя" есть два значения. Эта традиция закрепилась в России к  концу XVIII века.

Во-первых, Вождение медведя — славянский обряд вождения ряженого или живого медведя , по типу вождения козы, коня, быка.

А во-вторых, это одно из названий  Медвежей комедии или Медвежьего промысла, которая исторически у некоторой части населения была зарабатыванием денег на жизнь. Первоначально занимались этим скоморохи (и вроде как цыгане тоже), а после запрета  скоморошества в XVII веке промыслом занялись профессиональные поводыри -медведчики.

В XIX веке группа обычно состояла из поводыря с живым медведем, ряженой козы (живую козу с живым медведем никогда не водили, ряженой козой часто одевался мальчик) и  барабанщика (тоже часто мальчик)

Три изображения внизу - это Вождение медведя как Медвежья комедия. Вообще этих изображений очень много, включая лубочные.

Слева: Каразин Николай Николаевич "Ряженые".  Рождественская открытка. 1899 год
Справа: Дореволюционная рождественская открытка. Лит. Нива-Маркс

Почему художники рисовали зимой людей в лаптях, даже не знаю. Деревенский колорит - это, конечно хорошо, но во-первых, холодно и мокро, а во вторых, лапти расползутся очень быстро и через несколько дней останешься босиком.



Судейкин Сергей Юрьевич "Ряженые".  Середина 1910-х гг.

Медвежья комедия как народный промысел  была запрещена в Российской империи в 1866 году, после чего дрессированных медведей разрешалось держать только в цирке. Но за все то время, пока этот промысел существовал (а он так и не умер, возродившись после развала СССР, посмотрите, какое количество народа зарабатывает деньги на живых медведях)  многие элементы праздничного ряжения медведем и медвежьей комедии объединились.


Бродячий артист П. Я. Любаев с ученым медведем. Казань. Фото 1925 г.
В общем, запретить то запретили... еще в 1866 году...

Как я уже написала, эта традиция закрепилась в России к  концу XVIII века и скорей всего это произошло из-за того, что, когда скоморохов и их потехи запретили, то поводырям с медведями как-то нужно было менять репертуар, чтобы он не был скоморошьим (акробаты, музыканты и песенки оппозиционной направленности), но по-прежнему был интересен публике. Развлекали они эту публику часто в городах - на ярмарках и на праздниках.  И, наверное, с одной стороны, деревенские жители, которым удалось посмотреть Медвежью комедию на ярмарке, могли потом повторить похожие сценки на играх ряженых дома в деревне, а с другой стороны, поводыри могли вводить какие-то элементы деревенских ряженых игр в свои сценарии.

Основная разница между Медвежьей комедией и ряжеными былa в том,  что поводыри разыгрывали сценки с живым медведем, а ряженые - с человеком, одетым в костюм медведя. При этом, если во время праздника через населенный пункт, где имело место шествие ряженых, проходили скоморохи или медвежьи поводыри, то они часто присоединялись к шествию и одни и те же сценки разыгрывались как живым медведем, так и ряженым в медведя человеком.

Три изображения внизу - это ряженые на Святки и Масленицу. Ряженый медведь с той же группой лиц (поводырь и коза), но уже без барабанщика, хотя могут добавляться персонажи типа солдат или шут.


П. Ф. Каверзнев. "Ряженые (медведь, дед-поводырь, старуха, коза)"  Вторая половина XIX века

И. Д. Сытин Цветная литография "Святки в старину. Ряженые Окруты Окрутчики Коза Медведь Лазарь Шут". 1912 г.

Окрутничество - это святочное обрядовое ряженье. В старину тех, кто рядился, называли не ряжеными, а  "окрутниками", "окрутчиками", "выряженками" или "кудесниками".


"Ряженые". Дореволюционная рождественская открытка.
Медведь, коза, солдат, старик-поводырь

А теперь взглянем на экспозицию в этнографическом музее.

Российский Этнографический музей в Санкт Петербурге. Русский отдел. Игры ряженых на Святках.

Слева в углу стоит ряженый, который изображает козу, а на полу в шубе ряженый медведь. И поскольку он на поводке, то ряженый мужчина в сапогах и юбке должен быть поводырем.


Российский Этнографический музей в Санкт Петербурге. Русский отдел. Игры ряженых на Святках.

**************************************************************************************************************************************

Далее, в 1874 году появилась статья священника Симеона Нечаева, частично перепечатанная этнографом П. В. Шейном, о том, как в селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии праздновали праздник  Комоедица (6 апреля по новому стилю), посвященный встрече весны и пробуждению медведя. Это было единственное упоминание о Комоедице, больше  этот праздник нигде не зафиксирован.

Поскольку в Россию сейчас огромное количество информации о том, что надо делать ряженым и колядующим, приходит из Белоруссии и Украины (Вождение козы, например), то в последнее время и в интернете, и по телевидению (например, в украинской передаче  "Что? Где? Когда?") стала распространяться информация о том, что Комоедица -это еще одно древнее славянское языческое  название Масленицы, потому что на древнеславянском "ком" означает "медведь", а блины - это подношение медведю, когда он просыпается. И якобы  так и появилась поговорка "первый блин комам" (а не "комом"), то есть медведям. А в России эту информацию массово распространяют неоязычники.

При этом в статье Симеона Нечаева было написано, что в Комоедицу "приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подаётся овсяный кисель, потому что медведь любит овёс; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название "комоедица".

То есть в оригинальном и единственном описании вообще никаких блинов, а праздник Комоедица, потому что готовят гороховые комы.

А еще некоторые ученые заявляли, что в России такого праздника не было.

Но я не ученый, так что не полезу выяснять, что здесь правда, а что нафантазировали , скажу только, что энное количество картинок, выпадающих на том же яндексе по словам "Вождение медведя", связано с ряженым медведем, которого на Масленицу якобы пробуждают из спячки и кормят блинами.


Пример картинки про Масленицу-Комоедицу, где ряженых медведей кормят блинами.
Занимаются этим нынешние российские неоязычники, которые хотят расхристианизации и возвращения к языческим верованиям. Предполагается, что такое кормление - это старинный языческий обряд.  Kто-нибудь может представить язычников - самоубийц, которые полезут весной будить медведя в берлоге и чем-то пытаться его кормить (хоть блинами, хоть гороховыми комьями)?  Я не могу.  Язычники прекрасно знали, что медведь вылезет из берлоги жутко голодный и задерет любого с блинами или гороховыми комьями как первую жертву. А еще язычники жили в голодные времена и как-раз к весне многие продукты заканчивались, поэтому кормить блинами или гороховыми комьями животных могло означать собственную голодную смерть от недоедания.

Тем не менее я специально упоминаю про пробуждение медведя, так как в настоящее время в России ряженый медведь редко появляется на Святках, но всегда на Масленицу, там он главный герой ( часто с козой). А почему его на Святках мало видно? Ну наверное многие современные люди думают, что он в берлоге спит.
***********************************************************************************************************************

А что думали о медведе наши предки?

Медведь — один из основных персонажей народной зоологии, наделяемый антропоморфными (человеческими) чертами, символикой плодородия, здоровья и силы и нередко главенствующей ролью среди лесных зверей. Чаще всего образ медведя фиксируется в святочных и масленичных ряжениях.

На Руси верили, что нечистая сила не может принимать облик медведя.

_1914 А.Н. Генегар. Медведи-славильщики.jpg
А. Н. Генегар. "Медведи-славильщики" 1914 г.
Это очень необычное изображение. Судя по сохранившимся картинам и открыткам, до революции в России (Польшу Россией не считаем) ряженые в масках и костюмах не ходили с Вифлеемской звездой славить Христа; маски и костюмы носились отдельно, без звезды, для колядок-щедровок и игр ряженых. На этом изображении нет ряженых, здесь живые медведи. Они несут Вифлеемскую звезду и названы славильщиками, то есть идут именно славить Христа. Год 1914, когда ни одна приличная и уважающая себя типография не стала бы  печатать богохульных картинок на Рождество и вообще в стране была еще та цензура. То есть получается, что в дореволюционной России  медведь ассоциировался с "чистой силой" и мог быть славильщиком Христа.

По народному поверью, медведь даже постится весь Рождественский пост — сосет лапу.

Сохранилось поверье, что медведь снимает порчу с дома и со скота. Поэтому в некоторых русских деревнях существовал "обряд вождения медведя вокруг деревни, направленный на очищение полей и, соответственно, на обеспечение хорошего урожая".

_1962   Ряженые - вожак с медведем Д. Климово, Горьковская обл. Фото 1962 г..jpg
Ряженые - вожак с медведем Деревня Климово, Горьковская обл. Фото 1962 г.




Современное вождение медведя

Медведя воспринимали как символ здоровья и силы, и наделяли его продуцирующей силой.

******************************************************************************************************

Еще один важный момент, который надо учесть, это то, что существует обряд "Вождение медведя" и существует просто колядование, где медведь и коза являются участниками, иногда центральными, группы ряженых, состоящих из самых разнообразных персонажей. При этом такое колядование - это не обряд, а скорее игры ряженых.


Фото: ТАСС/Вадим Рымаков

"Медведь” и "коза" были непременными участниками святочного, рождественского обряда обхода дворов, ряжения. Ряженые колядовщики, которые ходили по дворам, исполняя специальные песни, колядки, перевоплощались в свои маски.

Bот описание, как казаки изображали ряженых медведя и козу:
Медведя изображает человек в двух вывернутых шубах; рукава одной надеваются на ноги, другой — на руки, а полами обворачивается тело.
Козу представляет человек на четвереньках, покрытый вывороченной овчиной шубой, в один рукав которой всовывается палка и на конце ее привязываются две деревянные ложки: это шея, голова и рога козы


Маски козы и медведя – непременный атрибут ряженых и колядующих. Фото Вадима Заблоцкого


При этом в России коза / козел (само животное, части тела, мясо, молоко) также в некоторых случаях могли выступать как оберег. Например, в хлеву держали козла, которого якобы любит домовой (рус., костром.)  и потому не вредит лошадям и коровам.  От падежа скота прибивали на дворе козлиную голову (костром.).

********************************************************************************************************************

В настоящее время в России возродились не только традиции ряженых и скоморохов (эти вообще после 300 лет забвения), но и Медвежьей комедии с живыми медведями, хотя она уже так и не называется, к тому же на живых медведях  часто зарабатывают даже не выступлениями, а вообще фотографированием.

При этом, по-моему, еще не появилось каких-то устойчивых традиций, где выступает живой медведь, а где ряженый, кроме очевидного факта, что на Масленицу ряженых медведей намного больше чем на Святки. Видимо, в голове у населения сидит мысль, что медведь зимой спит.

Медведь опять стал появляться вместе с козой, какие именно сценки они разыгрывают, я не знаю, но для городских праздников стали придумывать целые спектакли со сценариями и изготовлением костюмов профессиональными художниками.

Фольклорный ансамбль "Переполох"


Слева: Костюмы медведя и козы для иммерсивного спектакля "Царская Масленница" в Москве. Художник по костюму мастерской "Фестиваль-парк" Екатерина Муравьева
Справа: Святочные ряженые медведь и коза в исполнении Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея (Владимирская область).


Коллекция "Широкая масленица". Платье - Ирина Боровская, маски Василий Гелевский.  Курочка, медведь, коза



Ряженые медведь и коза  в коттеджном поселке Велегож-Парк Тульской области.



Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта. Маски козы, медведя, цыгана-поводыря и т.д. там выдают посетителям для программы колядования.


Чаще всего в колядной громаде (вечеринка, сельское сборище) белорусов используют маски Медведя и Козы, как на Колядах в Крево Гродненской области Белоруссии

*************************************************************************************************************

А вот если взглянуть на современные картины художников, как они изображают ряженого медведя, то видно, что во времена СССР при повальной индустриализации, прекращении празднования традиционных сельских праздников и попыток приучить население страны к "высокой культуре" в виде балета и театра (а лубок - это такая жуть и дурной вкус, ох!) городские граждане, занимающиеся художественным творчеством, и ряженых и медведя стали переосмыслять в сторону каких-то "темных сил".

Медведя стали помещать и рядом с чертом, и рядом с какими-то жуткими харями (и другого слова для таких масок не найти, именно хари и есть) не пойми кого, но явно не положительные герои.

Началось еще в СССР.

Юкельсон  Екатерина Михайловна. Эскизы костюмов ряженых к фильму-опере "Черевички" по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 1944 г.
Видны два ряженых медвежонка , ряженая коза и вроде бы петух. Нужно напоминать, что одним из основных героев в "Ночи перед Рождеством" был черт? И вот по деревне с чертом перед Рождеством водят медведей. И черту хоть бы что!


1  2005 Шибанов Евгений Николаевич (род. 1941) Святки. 2005 г..jpg
Шибанов Евгений Николаевич "Святки". 2005 г.
Медведь (вроде бы он) с испуганой мордой где-то там на заднем плане, а коза веселится с нечистью типа Бабы-Яги и черта (это который похож на быка, но с клыками, справа)



Аксенов Юрий Алексеевич  "Святки". 2013 г.
И опять  мы видим  медведя в окружении какой-то ряженой нечисти с жуткими харями.

Если подвести итоги, то
1. Медведь появился на праздниках опять и в живом виде, и в ряженом. Hасколько представления живых и ряженых медведей сейчас отличаются, я не знаю.
2. На Масленице медведя больше чем на Святках, более того, придумали какой-то новый обряд на Масленицу медведя будить и обзывать это Комоедицей
3. А на Святках бывший главный ряженый России сейчас вроде как уступает место пришлой полесской козе

4. Вроде как у многих утеряно понимание, что по поверьям медведь с нечистой силой не водился и с разными страшными харями, чертями и прочими бесами колядовать раньше не ходил.

5. Костюмы - кто во что горазд. И какие-то супер театральные, и массовое китайское производство, купленное где-то онлайн, и просто самые простенькие детские маски, иногда самостоятельно сделанные  Видела фото, где на праздник притащили чучело медведя и так с ним по Москве и ходили (решила эту конкретную фотографию не постить, а то как-то совсем уже у людей с чувством меры плохо) A иногда медведя изображают вообще без каких-то особых медвежьих костюмов. Вот скриншот из видео выступления. Мужчина в розовой рубашке и сером жилете - это медведь вообще-то. А женщина, которая с ним танцует, -это коза.


В общем, с медведем все очень легко и все очень сложно.
И это я еще даже не попыталась лезть в место медведя в верованиях и празднованиях
разных  народов России.


Ранее по теме
Костюмы для ряженых
Кто такие христославы и славильщики и чем они отличаются от колядников.
Ряженые на святки в дореволюционной живописи

Tags: Культура, Россия
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments