История свитеров Fair isle (Фэр-Айл) абсолютно фантастична и удивительна. История свитеров Fair isle абсолютно реальна. История этих свитеров каким-то невероятным и даже гротескным образом повторяет историю Соединенного Королевства - от мощной империи, над которой никогда не заходило солнце, до раздраенного глобальными переделами острова с Брекзитом и Мекзитом.
Про то, что такое орнаменты Fair isle, как они выглядят и откуда взялись, было в предыдущем посте, а здесь речь пойдет о том, как раскручивали бренд и до чего он в результате раскрутился
Итак, шотландская (и английская) интеллектуально-образованная общественно
"The wildness of their appearance, with long elf-locks, striped worsted caps, and shoes of raw hide – the fragility of their boat - and their extreme curiosity about us and our cutter give them a title to be distinguished as natives"
Дикость их внешнего вида, с их длинными спутанными волосами, полосатыми вязаными шапками и обувью из необработанных шкур - хрупкость их лодки - и их крайнее любопытство в отношении нас и нашего катера (тогда парусного) выделяют их как туземцев.
Это, конечно, не 1814 год, а более поздняя фотография. Рыбак с Fair isle. Фото слева из коллекции Национального музея Шотландии, справа из музея Шетландских островов. Полосатый свитер и морская шапочка (или беретик) на рыбаке имеют типичный для острова орнамент, хотя говорят, что в те далекие времена орнаментальные свитера, как мы их понимаем сейчас и видим на фотографии, вязали редко, а больше вязали шапки, шарфы и носки / чулки.
Тем не менее никакого экономического значения для острова это посещение Вальтера Скотта не имело. Изменения начались, когда в 1838 году на трон взошла королева Виктория, большая патриотка, много сделавшая для создания собственных трендов в одежде, отличных от французских.
А на Шетландских островах, к которым территориально относился остров Fair isle ( Фэр-Айл), существовал свой собственный народный промысел - кружевное вязание, и королева Виктория шетландские кружева очень полюбила, с удовольствием покупала и носила. Ну и поскольку с Шетландских островов наладили канал поставок этого кружева в Лондон, то вязальщицы Фэр-Айл тоже пробовали примкнуть к торговым связям и потокам.
В 1851 году в Лондоне провели Великую выставку промышленных работ всех народов (The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations), которая стала вехой в истории промышленной революции.
Слева: Королева Виктория открывает Всемирную выставку в Хрустальном дворце. Справа: каталог изделий выставки
Из-за участия многих стран эту выставку вскоре прозвали всемирной. На этой первой всемирной выставке были представлены промышленные товары и различные изделия ремесла, машины, производственные методы, а также полезные ископаемые и работы изобразительного искусства.
Именно на этой выставке Fair isle впервые представил свой народный промысел на суд мировой общественности, включив свои изделия в каталог.
В 1862 жители острова начали размещать рекламу своих изделий в газетах
В 1886 вязальщицы острова приняли участие в Международной выставке в Эдинбурге (Edinburg International Exhibition)
Слева: первая известная реклама в газете 1862 года. Справа: вязальщицы острова на Международной выставке в Эдинбурге
Одновременно остров не то, чтобы обезлюдел, но потерял очень большую часть населения, когда в 1863 году 134 жителя из-за изменения в земельном законодательстве и невозможности себя в будущем прокормить, вынуждены были иммигрировать в Канаду (напомню, что в самые лучшие времена на этом острове площадью меньше 8 кв км жило максимум 400 человек, больше там не разместить и не прокормить было)
Но те, кто остались, продолжали продвигать свое вязание. И в общем то понятно, что в то время это была в основном одежда для низших слоев населения - рыбаков, моряков, людей , работающих на открытом воздухе.
В 1902-1904 годах шотландский гидробиолог, зоолог, арктический и антарктический исследователь Уильям Брюс (William Bruce) организовал и возглавил Шотландскую национальную антарктическую экспедицию к Южным Оркнейским островам и морю Уэддела. Для этой экспедиции Уильям Брюс закупил более 100 вязаных изделий с Fair isle.
Участники экспедиции в Антарктику 1902-1904 гг. в узнаваемых полосатых вязаных изделиях с Fair isle.
В 1901 году умерла королева Виктория, и с ее смертью популярность шетландских кружев стала уменьшаться, а вот вязанью с Фэр Айл повезло, когда патронаж над ним решил взять принц Уэльский Эдуард
B 1921 году принц , будущий король Эдуард VIII (январь - декабрь 1936 года), отрекшийся от престола из-за женитьбы на разведенной Уоллис Симпсон, появился в свитере Фэр-Айл. И не просто появился, а надел на игру в гольф в каком-то очень знаменитом, старинном и элитном шотландском клубе Royal and Ancient Golf Club of St. Andrews , Scotland. И не просто надел на игру в гольф один раз, а начал появляться в этом свитере неоднократно, а однажды даже сфотографировался. И не просто сфотографировался, a с этой фотографии еще и портрет был написан.
А принц Уэльский Эдуард считался жутким модником, иконой стиля и предметом воздыхания и подражания. Популярность вязаных вещей (свитеров, жилеток, шарфов, шапочек) с узором Фэр-Айл в Великобритании взлетела ввысь ракетой.
Принц Эдвард, герцог Виндзорский (король Эдвард VIII), цветная фотогравюра Джона Ландера, опубликованная в Illustrated London News 23 ноября 1925 г.
Связано ли это как-то с тем, что как-раз в 1920-е годы иностранцы открыли для себя сетесдальские норвежские люсекофте и начали их активно импортировать, я вот не в курсе, Но если вдруг Эдуард решил устроить небольшую конкуренцию типа "у нас тоже есть и даже лучше", то я совершенно не удивлюсь. К тому же норвежские свитера занимали в основном нишу элитной одежды для лыжников, а Эдуард прорекламировал элитную одежду для гольфа.
Моду подхватили многие и в разных местах.
В свитера оделись шотландские музыканты и шотландские теннисистки, a также британские любители игры в гольф и любительницы джаза. В стране начали проводить модные конкурсы на лучший дизайн Фэр Айл, и кроме шерсти начали использовать и другие материалы, например, район (искусственный шелк из вискозы)
Слева реклама мужского пуловера Fair isle для гольфа, а справа реклама одежды Fair isle для любительниц джаза.
Узоры Fair isle стали в это время чуть ли не британскими национальными, а ведь в Британии своего национального костюма нет. Помните пост? А давайте англичанам поможем национальную одежду выбрать. Опрос
После Второй мировой войны история этнобренда получила продолжение.
Во-первых, сам остров Fair isle был в 1947 году куплен шотландским орнитологом Джорджем Уотерстоном (George Waterstone), который всю войну вынашивал идею организовать там птичью обсерваторию, поскольку на острове обитало множество к тому времени уже редких птиц. Обсерватория была основана в 1948 году и существует до сих пор, однако Джордж Уотерстон владел островом всего 7 лет. В 1954 году Национальный траст Шотландии выкупил остров обратно.
Зачем? А потому что во-вторых, бренд Fair isle решили сделать глобальным.
Внизу спойлер о "невидимой руке рынка" или как Британия в 1960-е перестроила свою экономику и какое отношение к этому имеют вязаные вещи Фэр Айл. Картинок там нет, а есть много букв. Если кого-то эта тема совсем не интересует или если кто читать не любит, на спойлер не жмите.
Я, по-моему, уже неоднократно в своих постах и комментариях писала и упоминала об этом, но могу повторить еще раз. Историю эту не я сама придумала, я ее услышала от профессоров известной британской бизнес-школы в далекие после-перестроечные годы.
Так вот согласно их рассказам после Второй мировой войны в Соединенном королевстве был жуткий экономический кризис. После экономических потерь в войне стране было не то, что тяжело, а практически невозможно оправиться собственными скудными островными промышленными ресурсами без богатств бывших колоний. А колониальная система как-раз и начала рушиться, и рухнула в конце концов. Страна стояла на краю краха и судорожно искала выход, что делать.
Ситуация усугублялась тем, что на континенте европейские страны как раз начали очень успешную экономическую интеграцию того, что в будущем стало ЕС, но Британию на этом празднике жизни не ждали, конкуренции не хотели (и почему-то в этой конкуренции вместо интеграции не сомневались), и Шарль де Голль наложил вето на вступление новых членов, когда Британия подала заявку в 1961 году. А потом ее второй раз в 1967 году не приняли в члены.
Но британцы выход все-таки нашли.
Было решено вместо индустриальной державы и морской торговой империи, которую все хотели конкурентно задавить по старой памяти, стать мировым финансовым, банковским, биржевым и страховым центром, а также начать продавать массовые развлечения, включая музыку и спорт, как мировой товар, освоив маркетинговую нишу, где можно было продавать досуг молодому поколению.
Дело в том, что в то время ниша развлечений для этой категории людей практически отсутствовала, бизнес был нацелен на семьи с детьми и деньгами, a молодежь считалась не особо денежной и не самой перспективной с точки зрения покупательной способности. Но в Британии рассудили, что какие бы ограниченные средства у этой категории граждан не имелись, будет полезно направить их на пользу отечественной экономике. И начали продавать молодежи не только собственной страны, но и по всему англоязычному миру, а затем и не только англоязычному, музыкальные, спортивные и прочие развлечения, которые можно было производить массово. Так спорт и музыка стали мировым глобальным бизнесом и через молодежь началось культурное завоевание мира англосаксами.
Кстати, когда в 1973 г. Соединенное Королевство вошло, наконец, в Европейское экономическое сообщество (с 1992 года ЕС), они сразу же взяли быка за рога именно в этих сферах.
На сегодняшний момент, ознаменовавшийся событием под названием Брекзит, Лондон-Сити дает около 12% ВВП Великобритании, 1,1 млн занятых, 18% корпоративных налогов. Лондон-сити - это сегодня пока еще финансовый хаб ЕС. На Великобританию приходится четверть доходов финансового сектора ЕС — больше, чем на любую другую страну Европы, 46% общего объема рынка капитала, около 50% валютных операций ЕС в евро. Около 40% оказываемых финансовых услуг Великобритании приходится на страны ЕС. Половина международных финансовых организаций имеет свой основной европейский офис в Лондоне, пользуясь в полной мере созданными преимуществами центра. 87% сотрудников представительств американских банков в ЕС располагаются именно в Сити.
Ну а по поводу культурной доминанты даже не знаю, надо ли чего объяснять. Официальный язык Евросоюза английский. Некогда приличный конкурс под названием Евровидение, где певцы когда-то исполняли песни на родных языках, представляя музыкальную культуру собственных стран, превратился в сборище фриков, поющих на английском языке нечто, что и с культурой то ассоциировать страшно. Британское кино плавно влилось в Голливуд и стало его неотъемлемой частью, и именно Голливуд играет главную скрипку на всех европейских кинофестивалях, где еще остались какие-то остатки европейской, не до конца убитой киноиндустрии.
Что же касается легкой промышленности, куда входит производство одежды, то с этим Британии в ЕС не повезло, этот рынок был уже в 1973 г. поделен между Францией и Италией. Соединенное королевство, конечно, попробовало что-то сделать, раскрутило несколько собственных дизайнеров до уровня мировой известности, например, Александра Маккуина или Пола Смита, продвинуло бренды типа Burberry, раскрутило Неделю Высокой моды в Лондоне, раскрутило Кейт Миддлтон как собственную мировую икону стиля, но все равно французам с итальянцами англичане в мире моды не конкуренты, как бы не старались.
Кроме того, напасть поджидала Британию, откуда не ждали. Бывшая колония и нынешний бизнес-партнер Британии США, в 60-е годы еще были страной WASPов, то есть белых протестантов, то есть культурно подпитывались из Британии, имея при этом значительно больше финансов и возможностей. Ну и, увидев, как хорошо у Соединенного королевства получается финансовый и развлекательный бизнес, США решили перехватить управление. Сделать свое такое же, но лучше.
Так что сейчас в 2020 году мировая музыкa, кино, спорт и т.д. и т.п уже давно делаются не в Лондоне, а в Голливуде, а Уолл Стрит в Нью Йорке, наверное, будет финансово покруче Лондон-Сити.
Но Британия и США работают в этом плане в связке, у них симбиоз, при этом в Британии мозги, в США мускулы, а прибыль вместе делят.
Как работает эта связка и как она управляет в планетарном масштабе, недавно стало хорошо видно на примере WADA, которая как цепной пес на страже может по всей планете контролировать, кто может иметь доходы от многомиллиардного бизнеса спортивных развлечений, а кого от этого куска пирога отрежут сразу и со скандалом, если вдруг покусится и попробует конкурировать.
Но это это я чего-то совсем уже отвлеклась.
Просто так получилось, что одежду Fair isle раскручивали внутри всех вот этих бизнес трендов, и судьба этой одежды, как я уже сказала в начале поста, во многом повторяет судьбу Соединенного королевства. До смешного сильно повторяет.
После Второй Мировой войны производство одежды стало окончательно массовым, и массовый сегмент, как все массовое при большом обороте, стал более прибыльным чем что-то такое элитное, сделанное дизайнером в штучном экземпляре или сшитое на заказ в ателье / связанное какой-то мастерицей.
Поэтому одежду с узорами Fair isle британцы (и это были не жители острова, а представители элит, бизнес кругов) начали одновременно пытаться продвигать в двух сегментах
С одной стороны, эти узоры стали продвигать как народные для доступной по цене одежды, в которой могут ходить разнообразные слои населения, и это делалось в связке с США, как культурным симбионтом, и в расчете на США, как страну с огромным рынком сбыта
С другой стороны, их пытались продвинуть в сегменте элитной одежды через кутюрье и дизайнеров с мировым именем. Это оказалось намного труднее, потому что это был рынок, занятый Францией и Италией, которые английскими симбионтами вообще никогда не были.
В сегменте массовой одежды у британских безрукавочек, свитеров и шапочек на рынке США были конкуренты - скандинавы, все эти сетесдальские свитера, розочки Сельбю, свитера Мариуса, олени, лыжники...
Cейчас в 2020 году словом Fair isle в Америке многие называют любые жаккардовые вязаные вещи, объединив в это понятие и все скандинавское вязание.
Не знаю, как они это сделали, но в общем, думаю, что специалистам, которые сумели переформатировать сознание людей по поводу того, что Вторую Мировую войну выиграли США, а СССР там где-то просто рядом постоял, да и то с помощью лендлиза, без лендлиза бы все погибли и сдались, этим специалистам необходимость убедить кого-то, что Фэр Айл и Скандинавия - это все одно и то же, много усилий не потребовалa.
Так вот согласно их рассказам после Второй мировой войны в Соединенном королевстве был жуткий экономический кризис. После экономических потерь в войне стране было не то, что тяжело, а практически невозможно оправиться собственными скудными островными промышленными ресурсами без богатств бывших колоний. А колониальная система как-раз и начала рушиться, и рухнула в конце концов. Страна стояла на краю краха и судорожно искала выход, что делать.
Ситуация усугублялась тем, что на континенте европейские страны как раз начали очень успешную экономическую интеграцию того, что в будущем стало ЕС, но Британию на этом празднике жизни не ждали, конкуренции не хотели (и почему-то в этой конкуренции вместо интеграции не сомневались), и Шарль де Голль наложил вето на вступление новых членов, когда Британия подала заявку в 1961 году. А потом ее второй раз в 1967 году не приняли в члены.
Но британцы выход все-таки нашли.
Было решено вместо индустриальной державы и морской торговой империи, которую все хотели конкурентно задавить по старой памяти, стать мировым финансовым, банковским, биржевым и страховым центром, а также начать продавать массовые развлечения, включая музыку и спорт, как мировой товар, освоив маркетинговую нишу, где можно было продавать досуг молодому поколению.
Дело в том, что в то время ниша развлечений для этой категории людей практически отсутствовала, бизнес был нацелен на семьи с детьми и деньгами, a молодежь считалась не особо денежной и не самой перспективной с точки зрения покупательной способности. Но в Британии рассудили, что какие бы ограниченные средства у этой категории граждан не имелись, будет полезно направить их на пользу отечественной экономике. И начали продавать молодежи не только собственной страны, но и по всему англоязычному миру, а затем и не только англоязычному, музыкальные, спортивные и прочие развлечения, которые можно было производить массово. Так спорт и музыка стали мировым глобальным бизнесом и через молодежь началось культурное завоевание мира англосаксами.
Кстати, когда в 1973 г. Соединенное Королевство вошло, наконец, в Европейское экономическое сообщество (с 1992 года ЕС), они сразу же взяли быка за рога именно в этих сферах.
На сегодняшний момент, ознаменовавшийся событием под названием Брекзит, Лондон-Сити дает около 12% ВВП Великобритании, 1,1 млн занятых, 18% корпоративных налогов. Лондон-сити - это сегодня пока еще финансовый хаб ЕС. На Великобританию приходится четверть доходов финансового сектора ЕС — больше, чем на любую другую страну Европы, 46% общего объема рынка капитала, около 50% валютных операций ЕС в евро. Около 40% оказываемых финансовых услуг Великобритании приходится на страны ЕС. Половина международных финансовых организаций имеет свой основной европейский офис в Лондоне, пользуясь в полной мере созданными преимуществами центра. 87% сотрудников представительств американских банков в ЕС располагаются именно в Сити.
Ну а по поводу культурной доминанты даже не знаю, надо ли чего объяснять. Официальный язык Евросоюза английский. Некогда приличный конкурс под названием Евровидение, где певцы когда-то исполняли песни на родных языках, представляя музыкальную культуру собственных стран, превратился в сборище фриков, поющих на английском языке нечто, что и с культурой то ассоциировать страшно. Британское кино плавно влилось в Голливуд и стало его неотъемлемой частью, и именно Голливуд играет главную скрипку на всех европейских кинофестивалях, где еще остались какие-то остатки европейской, не до конца убитой киноиндустрии.
Что же касается легкой промышленности, куда входит производство одежды, то с этим Британии в ЕС не повезло, этот рынок был уже в 1973 г. поделен между Францией и Италией. Соединенное королевство, конечно, попробовало что-то сделать, раскрутило несколько собственных дизайнеров до уровня мировой известности, например, Александра Маккуина или Пола Смита, продвинуло бренды типа Burberry, раскрутило Неделю Высокой моды в Лондоне, раскрутило Кейт Миддлтон как собственную мировую икону стиля, но все равно французам с итальянцами англичане в мире моды не конкуренты, как бы не старались.
Кроме того, напасть поджидала Британию, откуда не ждали. Бывшая колония и нынешний бизнес-партнер Британии США, в 60-е годы еще были страной WASPов, то есть белых протестантов, то есть культурно подпитывались из Британии, имея при этом значительно больше финансов и возможностей. Ну и, увидев, как хорошо у Соединенного королевства получается финансовый и развлекательный бизнес, США решили перехватить управление. Сделать свое такое же, но лучше.
Так что сейчас в 2020 году мировая музыкa, кино, спорт и т.д. и т.п уже давно делаются не в Лондоне, а в Голливуде, а Уолл Стрит в Нью Йорке, наверное, будет финансово покруче Лондон-Сити.
Но Британия и США работают в этом плане в связке, у них симбиоз, при этом в Британии мозги, в США мускулы, а прибыль вместе делят.
Как работает эта связка и как она управляет в планетарном масштабе, недавно стало хорошо видно на примере WADA, которая как цепной пес на страже может по всей планете контролировать, кто может иметь доходы от многомиллиардного бизнеса спортивных развлечений, а кого от этого куска пирога отрежут сразу и со скандалом, если вдруг покусится и попробует конкурировать.
Но это это я чего-то совсем уже отвлеклась.
Просто так получилось, что одежду Fair isle раскручивали внутри всех вот этих бизнес трендов, и судьба этой одежды, как я уже сказала в начале поста, во многом повторяет судьбу Соединенного королевства. До смешного сильно повторяет.
После Второй Мировой войны производство одежды стало окончательно массовым, и массовый сегмент, как все массовое при большом обороте, стал более прибыльным чем что-то такое элитное, сделанное дизайнером в штучном экземпляре или сшитое на заказ в ателье / связанное какой-то мастерицей.
Поэтому одежду с узорами Fair isle британцы (и это были не жители острова, а представители элит, бизнес кругов) начали одновременно пытаться продвигать в двух сегментах
С одной стороны, эти узоры стали продвигать как народные для доступной по цене одежды, в которой могут ходить разнообразные слои населения, и это делалось в связке с США, как культурным симбионтом, и в расчете на США, как страну с огромным рынком сбыта
С другой стороны, их пытались продвинуть в сегменте элитной одежды через кутюрье и дизайнеров с мировым именем. Это оказалось намного труднее, потому что это был рынок, занятый Францией и Италией, которые английскими симбионтами вообще никогда не были.
В сегменте массовой одежды у британских безрукавочек, свитеров и шапочек на рынке США были конкуренты - скандинавы, все эти сетесдальские свитера, розочки Сельбю, свитера Мариуса, олени, лыжники...
Cейчас в 2020 году словом Fair isle в Америке многие называют любые жаккардовые вязаные вещи, объединив в это понятие и все скандинавское вязание.
Не знаю, как они это сделали, но в общем, думаю, что специалистам, которые сумели переформатировать сознание людей по поводу того, что Вторую Мировую войну выиграли США, а СССР там где-то просто рядом постоял, да и то с помощью лендлиза, без лендлиза бы все погибли и сдались, этим специалистам необходимость убедить кого-то, что Фэр Айл и Скандинавия - это все одно и то же, много усилий не потребовалa.
Поскольку речь стояла даже не о благополучном экономическом будущем страны, а элементарно о выживании, задействованы были все ресурсы - и королева, лично рекламировавшая ту же группу The Beatles, и спецслужбы, поднявшие все свои связи экономического и не только шпионажа, чтобы новый товар начал продаваться и ему нигде не ставили препоны, даже в отсутствие конкуренции.
И всем, кто не верит в участие спецслужб в раскрутке бизнес интересов Британии, напомню, что в проворачивании операции по вывозу за границу гражданина Родченкова с последующим мордобоем конкурента на рынке спортивных развлечений под названием Россия, занимались спецслужбы 5 (ПЯТИ!!!) англосаксонских стран.
Ну а как раздували с явно подтасованными фактами скандалы со смертями и отравлениями Скрипалей или Литвиненко ради экономических санкций, вспоминать даже весело, потому что показали они во всей красе, что Джеймс Бонд уже не тот. Спился Агент 007, мартини то с водкой столько во всех фильмах трескать.
И всем, кто не верит в участие спецслужб в раскрутке бизнес интересов Британии, напомню, что в проворачивании операции по вывозу за границу гражданина Родченкова с последующим мордобоем конкурента на рынке спортивных развлечений под названием Россия, занимались спецслужбы 5 (ПЯТИ!!!) англосаксонских стран.
Ну а как раздували с явно подтасованными фактами скандалы со смертями и отравлениями Скрипалей или Литвиненко ради экономических санкций, вспоминать даже весело, потому что показали они во всей красе, что Джеймс Бонд уже не тот. Спился Агент 007, мартини то с водкой столько во всех фильмах трескать.
Продавали "новый культурно-развлекательный товар" в те далекие времена пакетами. Сейчас это уже обычная практика и все к этому привыкли, а тогда было новшество каких мало. Ну это когда музыкальный исполнитель делал деньги не только на концертах и пластинках, но и сувенирах, а в дополнение шли книги, фильмы и т.д. и т.п.
Так вот узоры Фэр Айл часто шли довеском к продажам на прочих направлениях.
Так вот узоры Фэр Айл часто шли довеском к продажам на прочих направлениях.
Ну давайте теперь посмотрим, как узоры продвигали в массовом сегменте, и как в элитном.
Массовый сегмент
В 1967 году для The Beatles был организован Magical Mystery Tour, во время которого они продемонстрировали множество красочной одежды, которая нравилась тогдашним хиппи (и могла быть хиппи куплена для подъема промышленности). За все предметы одежды не скажу, но среди прочих разноцветных кафтанов и рубашек мелькнула и вот такая безрукавка. На Поле Маккартни.
The Beatles выглядывают из окна на крыше автобуса. Magical Mystery Tour в Англии в сентябре 1967 года. Эта фотография появилась на обложке музыкального альбома и была продана миллионными тиражами
С безрукавкой этой есть очень много фотографий, я не знаю, они все из этого тура только или Пол Маккартни эту безрукавку и в другое время носил, но эта безрукавка до сих в Англии культовая и ее до сих пор вяжут "точь в точь как у него".
А спустя два года после этого тура в 1969 году на телевидение выпустили комик-группу "Монти Пайтон” (Monty Python). Они прославились благодаря юмористическому телешоу "Летающий цирк Монти Пайтона", которое выходило на BBC в 1969—1974 годах. Они также выпустили 4 полнометражных фильма, выступали с концертами, выпускали музыкальные альбомы, книги, и мюзикл.
Благодаря своему новаторскому и абсурдистскому юмору участники "Монти Пайтон" до сих пор находятся в числе самых влиятельных комиков всех времён. Влияние, оказанное коллективом на жанр комедии, сравнивают с влиянием, оказанным группой The Beatles на поп- и рок-музыку.
(Самых влиятельных комиков всех времен - с точки зрения англосаксов.)
Гамби. “Летающий цирк Монти Пайтона”. А жилеточки то ведь очень знакомо выглядят, не правда ли?
Среди любимых персонажей "Летающего цирка Монти Пайтона" были Гамби
Они выглядели как недалекие и туповатые, говорящие громким противным голосом мужчины (в исполнении почти всех участников труппы; наиболее канонический образ "гамби" принадлежит Майклу Пейлину) с платком на голове, в больших очках, с "гитлеровскими" усиками, в сапогах, жилетках Фэр Айл и штанах на подтяжках, и являлись пародией на представителей английского среднего класса. Повторяющейся фразой у гамби было: "Мой мозг болит".
В 1970-х годах моду на орнаменты Фэр Айл продемонстрировали и прорекламировали на представителе пан-рока, и не просто абы каком, а Поле Уэллере, фронтмене группы The Jam, в коммерческом отношении наиболее успешной группы первой волны британского панк-рока
Пол Уэллер, фронтмен группы The Jam, 1970-e
Вот такая вот интересная реклама национальных орнаментов с помощью крутейших и мощнейших по тем временам инфлюенсеров от культуры. А норвежские то свитера в США всего лишь лыжники и норвежские иммигранты продвигали... Почувствуйте разницу!
Одежду с узорами Fair isle стали показывать в британских телесериалах и фильмах. Я не знаю, когда это случилось в первый раз. В предыдущем посте была подборка фильмов, я самый первый сериал нашла 1978 года - "Все созданья: большие и малые", но почти уверена, что и до этого сериала такая одежда в кино- и телепродукции мелькала.
И в 1980-е годы случилось, наконец, знаменательное событие - одежда Fair isle вышла на мировой рынок массовых продаж одежды.
Ну и что вы думаете случилось на американском рынке массовой одежды с чем-то модным и популярным? B условиях, когда сначала WASPы стали меньшинством, а потом и количество белых в стране стало все больше уменьшаться? B условиях, когда стали совмещать понятия Фэр Айл орнамент и скандинавский орнамент?
А американцы стали делать свое. Переделывать под собственный вкус, собственную культуру, собственные традиции и собственные предпочтения. Ну примерно так же, как переделывали в свое время норвежских лосей в американских оленей на свитерах.
Просто потому что этномода привязана географически к определенной территории и культурно к определенной группе населения И если эта этномода выходит за рамки данной территории с данным населением, она не сохранится в первозданном виде, она видоизменится под другие географические реалии и культурные традиции населения.
А американцы стали делать свое. Переделывать под собственный вкус, собственную культуру, собственные традиции и собственные предпочтения. Ну примерно так же, как переделывали в свое время норвежских лосей в американских оленей на свитерах.
Просто потому что этномода привязана географически к определенной территории и культурно к определенной группе населения И если эта этномода выходит за рамки данной территории с данным населением, она не сохранится в первозданном виде, она видоизменится под другие географические реалии и культурные традиции населения.
В результате с одной стороны в магазинах сейчас можно купить достаточно приличные и стильные вещи от производителей одежды, ни к Шотландии, ни к Соединенному королевству отношения не имеющие.
Современные вязаные безрукавки в ассортименте. Машинная вязка, естественно, и ткани смесовые.
А с другой стороны каждый год перед Рождеством на полках американских магазинов появляется куча уродской рождественской одежды вот такого вот сильно знакомого орнамента, но из покупателей вряд ли кто расскажет, откуда это пошло. Могут сказать: "Всегда так было"
Уродская рождественская одежда в ассортименте. Дешево и сердито, уровень недорогих магазинов. Шерсти вообще нет, принты.
Элитный сегмент
Прорыв на как бы элитном сегменте рынка произошел тоже в 1980-е годы, причем прорыв этот случился в Америке, а не в Европе, где европейские кутюрье и модные дизайнеры все еще воротили от этого орнамента нос.
Первым дизайнером, который осмелился включить Фэр Айл орнаменты в свою коллекцию одежды был Ральф Лорен, первый настоящий американский модельер, который начал создавать именно американскую моду, моду на джинсы, моду на клетчатые рубашки, и моду вот на такие вязаные свитера. Он как включил эти узоры в свою одежду в 80-е, так и не прекращал никогда, каждый год что-то новое добавляет.
"Как бы элитном" означает, что Ральф Лорен тогда не был на рынке элитной моды тяжеловесом.
"Как бы элитном" означает, что Ральф Лорен тогда не был на рынке элитной моды тяжеловесом.
Слева: Джемпер из шерсти без рукавов с рисунком "Fair Isle", Ральф Лорен, начало 1980-х, Музей Виктории и Альберта, Лондон
Справа: Свитер из коллекции британского дизайнера Пола Смита (Paul Smith), который начал включать в свои коллекции Фэр Айл узоры с 2001 года.
А вот для прорыва на европейский рынок высокой моды понадобилось еще 20 лет и собственный британский дизайнер с мировым именем. Пол Смит выдал Фэр Айл орнамент в своей коллекции 2001 года. На острове Fair isle было просто ликование по этому поводу: "Мы это сделали!". Там (на острове) с 1981 года работал кооператив вязальщиц, и у них, видимо, были надежды, что именитые дизайнеры начнут у них специально заказывать вещи для коллекций, поскольку ручное вязание было слишком дорогим и коммерчески невыгодным, если только не продавать его элитным клиентам втридорога.
Но начало XXI века - это эпоха глобализма, время мешанины стилей, время уродской моды, время апроприаций и скандалов, связанных с ними. Это время, когда деньги стали брать за бирку, а не за качество, все-равно ведь моду делали такой, чтобы каждые полгода надо было покупать новое. Качественные, служащие хозяину много лет свитера в такую концепцию вообще не вписываются.
И что вы думаете случилось с узорами Fair isle, когда они вышли на подиумы высокой моды в эпоху этого самого глобализма ?
А то же самое, что и в массовом сегменте, только на болеe "изысканном уровне", за значительно более высокую цену и под личные предпочтения "креативных творцов" от мира моды.
И что вы думаете случилось с узорами Fair isle, когда они вышли на подиумы высокой моды в эпоху этого самого глобализма ?
А то же самое, что и в массовом сегменте, только на болеe "изысканном уровне", за значительно более высокую цену и под личные предпочтения "креативных творцов" от мира моды.
Dolce & Gabbana и Alexander McQueen демонстрируют совместную коллекцию осень-зима 2010
Вот тут вот фантазии англо-итальянского тандема перемешали стиль Fair isle со скандинавскими люсе-точками и .. а ведь это, по-моему, лоси! или все-таки олени?
В 2015 году Карл Лагерфельд / Шанель просто скопировал рисунок свитера, созданный жительницей острова Fair isle вязальщицей Мати Вентриллон. Разразился скандал и Шанель была вынуждена принести извинения. Слева практически идентичный узор безрукавки вязальщицы с острова по имени Мати Вентриллон
Карл Лагерфельд даже придумывать ничего не стал. Он ознакомился с тем, что вяжут на почти уже Богом забытом острове те жители, которые там еще остались, и скопировал точь в точь. Получилось очень стильно и красиво, засмотреться можно. Но вот краденое оно. В результате скандала Карл Лагерфельд вынужден был извиниться.
В 2017 году британский бренд Burberry скооперировался с Гошей Рубчинским (совершенно не уверена, что этим надо гордиться, если честно), в результате на свет Божий явилась вот такая интерпретация Fair isle (они это сами назвали "интерпретацией")
В этой истории даже Россия отметилась, в 2017 году Burberry решил привлечь Гошу Рубчинского к созданию Фэр Айл узоров. Pезультат вот такой.
Ну в общем, дизайнеры и бренды при желании над чужими этно узорами могут поиздеваться еще хуже, чем реднеки со своими уродскими рождественскими вкусами.
Вот внизу примеры.
Ну в общем, дизайнеры и бренды при желании над чужими этно узорами могут поиздеваться еще хуже, чем реднеки со своими уродскими рождественскими вкусами.
Вот внизу примеры.
Слева Виктория Бекхэм в собственной интерпретации островного узора, а справа итальянский свитер Missoni стоимостью $ 2 595, который они у себя на сайте назвали свитером Fair isle
Итальянский свитер чем-то похож на правую жилетку от Гоши Рубчинского, не знаю кто как, а я бы Фэр Айл не узнала, если бы мне не сказали, что это он.
А что на самом то острове?
На самом острове ручное вязание - это народный промысел, которым занимается несколько человек из оставшегося в наличии населения, которое на сегодняшний день составляет 57 человек, причем только половина исторически местные, а половина - "понаехавшие".
Как я уже упомянула выше, в 1981 году на острове был основан кооператив по вязанию, участницы которого вязали свитера на продажу и даже с надеждой начать сотрудничество с элитными мировыми брендами Этот кооператив просуществовал 30 лет и был распущен в 2011 году, поскольку коммерческая конкуренция этномоды с малюсенького Богом забытого островка со всей мощью глобалистской экономики смысла не имеет. А бренды, начав использовать эти узоры, их просто апроприировали, зачем им на каких-то теток с далекого острова оглядываться, деньгами еще делится, авторское право в расчет брать.
Сувенирный магазин с вязанием Fair isle для круизных туристов. В основном шапочки и шарфики.
Местные жительницы, по прежнему занимающиеся вязанием (еще раз, население острова сейчас 57 человек) , делают это в свободное от других работ время, в основном зимой, и продают свои изделия или круизным туристам в специальном сувенирном магазинчике, или вяжут на заказ (срок ожидания 3 года). Расширять и увеличивать они ничего не хотят, заявляя, что данное вязание уходит корнями в историю острова, принадлежит острову и здесь и должно осуществляться и продаваться. А мощностей вязать больше у острова нет.
Тем не менее на острове есть одна предпринимательница родом из Венесуэллы, по профессии архитектор. В 2007 году она с семьей переехала на остров, несколько лет изучала местное вязание, занималась даже специальными историческими исследованиями, например, про одежду, проданную для антарктической экспедиции Уильяма Брюса, а затем запустила собственный бизнес по вязанию артизанских, как они называются (artisan - ремесленник) свитеров на вязальных машинах на основной земле, на острове она только разрабатывает дизайны.
Вот у этой "ремесленницы" по имени Мати Вентриллон Карл Лагерфельд / Шанель в 2015 году дизайн и украли. Мати свои свитера продает не очень дорого, поскольку это машинная вязка, а она не кутюрье с мировым именем и клиентами из королевских семей, и считает свою деятельность поддержкой историческим традициям острова.
А Шетландские оcтрова тем временем промотируют круизный туризм. Ради этого была даже выбрана пара милых пони, которых одели в специальные лошадиные свитера с узором Фэр Айл. И фотографии с этими пони облетели весь мир. Поднялся ли после этого уровень круизного туризма на Шетландские острова, я честно не в курсе.
Вот такая вот история. Успешная она или провальная, я даже не знаю. Но она явно поучительная.
Урок первый.
Этно-узоры и этно-одежда имеют значение только для своего народа и ценятся только на своей территории, где это культурный маркер.
На чужой земле они вполне могут превратиться во что-то откровенно скабрезное, например, головной платок бабУшка для негритянских рэперов из гетто, ну или уродские рождественские свитера с совокупляющимися оленями.
Урок второй.
Урок второй.
Соединенное королевство как нация всё. У них не осталось своей культуры. Всё, что они смогли очень мощно родить в те же 1960-х, ушло, уплыло и улетело в Америку. Hовое рождается в симбиозе с США.
Может быть и Брекзит поэтому? США будут ЕС топить как конкурента, а Британия решила соскочить и примкнуть к той стороне, с которой уже несколько десятилетий делит свои главные экономические завоевания - финансовый сектор и культурно-спортивные развлечения?
В продолжение Что такое узор Fair isle и в каких фильмах вы его видели, даже если не узнали , где я обещала рассказать "всё, что вы всегда хотели знать осексе "невидимой руке рынка", но боялись спросить" (c)
Может быть и Брекзит поэтому? США будут ЕС топить как конкурента, а Британия решила соскочить и примкнуть к той стороне, с которой уже несколько десятилетий делит свои главные экономические завоевания - финансовый сектор и культурно-спортивные развлечения?
В продолжение Что такое узор Fair isle и в каких фильмах вы его видели, даже если не узнали , где я обещала рассказать "всё, что вы всегда хотели знать о
Community Info