selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Categories:

"Человек– амфибия" (1961) : герой, в глазах которого отражается море.

_900 x 600.jpg

Фильм "Человек-амфибия" был выпущен в 1961 году на студии "Ленфильм" режиссёрами В. Чеботарёвым и Г. Казанским по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева.

Художником по костюмам в фильме была Мария Михайловна Кандат, также принимавшая участие  в создании таких шедевров советского кинематографа  как "Старик Хоттабыч" и "Полосатый рейс".

На фильме побывало 65,5 млн зрителей - это каждый четвертый житель СССР. В моду вошли белые брюки и длинные волосы. А министр культуры Екатерина Фурцева говорила, "эта картина - подарок Министерству финансов".

Душа этой картины - глаза персонажей. "Когда мы начали подбирать актеров, я объявил помощникам: "Мне нужны молодые люди с морем и небом в глазах", - рассказывал Владимир Чеботарев.  "Море в глазах" - забавно, именно такие глаза оказались у актера В. Коренева - сына контр-адмирала. Есть в этом что-то мистическое…




Снова цитата из интервью Розовского: "Мне хотелось создать особенный взгляд Ихтиандра и Гуттиэре, которые были как бы рождены друг для друга - человек моря и человек земли. Получить глаза, в которых отражаются все краски стихии. Для этого справа и слева от актеров ставились специальные осветительные приборы с голубыми и зеленоватыми фильтрами, просвечивавшие глазное дно и превращавшие цвет глаз в лазурно-голубой".




Невозможно забыть огромные, в пол-лица глаза 21-летнего актера Владимира Коренева, красивые восточные - 16 - летней Анастасии Вертинской и демонически бездонные 25 - летнего Михаила Козакова.



Фильм снимали в 1960 году, и конец 50-х для моды в СССР был просто "лучом света в темном царстве": в июне 1956 года в парке Горького проходил Британский показ мод.  В 1957 году на Москву обрушился знаменитый, знаковый для всего молодого поколения 60-х  VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

1.PNG
Слева женщины рассматривают у модели модную нижнюю юбку "фру-фру". Справа фестивальное фото швейцарского фотографа Леонара Джанадды.

А в 1959 году Диор привозит в Москву свою коллекцию одежды.

2.jpg3.jpg

Платья Гуттиэре - настоящий диоровский  New Look.

4.jpg
кадр из фильма

Если кто вдруг не знает, New Look - это очень женственный силуэт, с акцентированной тонкой талией, пришедший на смену тяжелому мужеподобному стилю 1940-х. Для достижения женской грациозности в силуэте использовались корсеты и кринолины, почти как в 19 веке.
5.PNG
Модные картинки тех лет, корсеты и кринолины

6.jpg


Кстати, корсет чувствуется под  этим платьем  Гуттиэре.


7.jpg

Платье это очаровательно. Посмотрите, как ритмически декор рукава перекликается с завязками сандалий - римлянок.

8.jpg

Свадебный наряд героини также сшит "по последнему писку моды".


9.jpg10.jpg

Но мне любопытнее было смотреть на мужскую одежду в этом фильме.

Разумеется, самый известный костюм фильма - это подводный комбинензон Ихтиандра.

11.jpg

12.jpg

"Для Ихтиандра придумали комбинезон из эластичной ткани (из которой делали плотные женские колготки). Из старой кинопленки вырубили чешуйки (10 000 штук), покрасили их перламутровой краской и вручную нашили на комбинезон. Таких костюмов сделали четыре", - рассказывал оператор.

13.PNG

Исполнитель роли Ихтиандра актер Владимир Коренев рассказывал: "Единственная неприятность - я постоянно замерзал, потому что был очень худым, а снимали под водой по нескольку часов в день. Трикотажный костюм сразу намокал и нисколько не грел. Сначала мне сшили под него прокладку из поролона, но и это не спасало. Потом под костюм смастерили резиновые рубашечку и трусы. Вода под них проникала, нагревалась от тела, и было чуть теплее".

14.jpg

"Художники Всеволод Улитко и Тамара Васильковская придумали форму очков, шлем, плавник на костюме, - продолжает рассказывать Розовский, -  Сначала думали, что в шлем сможем поместить какой-нибудь баллончик с кислородом для автономного дыхания, но  не вышло".

15.jpg

Не менее фантастическими смотрятся повседневные костюмы героев. Напоминаю, что 60-е года в СССР - время тотального дефицита и безумных очередей, даже ткани для пошива надо было где-то "достать".

16.jpg

М. Козаков не любил вспоминать эту роль, он рассказывал в интервью: "Был такой фильм-фельетон, который начинался так: "В коротких тропических штанишках, в пробковом шлеме на своей шхуне "Медуза" стоит красавец  дон Педро Зурита:" И когда я приходил в театр "Современник", Олег Табаков (тогда веселый, молодой) говорил: "В коротких тропических штанишках на своей шхуне "Медуза":" - "Лелик, прекрати!" Издевались".

Действительно, длина шорт у героев фильма сегодня кажется непривычно короткой. Но это именно примета моды начала 60-х, такой длины были в то время спортивные трусы и шорты, особенно забавно они сегодня смотрятся из-за высоко поднятой талии.

17.PNG
Картинки из журналов тех лет

18.jpg

Художникам хотелось показать экзотичность  Латинской Америки, отсюда, пробковые шлемы, сомбреро, пиратские платки.


19.jpg

20.jpg

Мне этот "тропический стиль" (особенно у Зуриты) напоминает стиль "сафари" в фильме "Магамбо" 1953 года, хотя я не уверена, что наши художники могли его видеть, ведь голливудское кино в СССР было "персоной нон грата".



Кадры из фильма "Могамбо" слева и "Человек-амфибия" справа

Зурита, в исполнении блистательного М. Козакова, выглядит одновременно шикарно и отвратительно.

23.jpg

Этот костюм в крупную клетку, двухцветные ботинки, водолазка - все супермодно, но слишком ярко и вызывающе.


24.PNG

Из той серии, когда богатство соседствует с вульгарностью. Кстати, это относится и к нашему времени: слишком дорогие  сорочки с несколькими пуговками на воротнике, яркая полоска на итальянском костюме, золотые аксессуары. А вдруг кто не заметит успешности их владельца

Ихтиандр - дитя моря, лишенное возможности общения с остальными людьми. Он наивен, инфантилен, для него не существует полутонов, а только две краски: белая и черная, добро и зло. Вот и его костюм почти всегда монохромен: белое с черным.

25.jpg26.jpg

Только в сцене его похищения появляется сложный коричневый цвет с оттенками. Человек - амфибия пытается быть похожим на людей.

27.jpg28.jpg


Шейный платок - еще одна примета времени и моды 60-х.

29.jpg


Перед художниками фильма стояла нелегкая задача сделать персонажей по - заграничному элегантными, непохожими на советских граждан, ведь речь шла о далекой, буржуазной Аргентине.

Шейный платок в СССР был как - раз такой знаковой деталью.

30.PNG
Слева голливудский актёр австралийского происхождения, кинозвезда и секс-символ 1930-х и 1940-х годов - Эррол Флинн с шейным платком

Их носили люди "из другого мира": иностранцы, художники, артисты. Как и белый костюм. Предполагается, что где-нибудь, в Латинской Америке, мужчины ходят в легких белых костюмах и сомбреро.


31.jpg32.PNG


Еще две детали в костюме, на которые я обратила внимание в фильме - это обувь и носки. То, что сегодня во мне вызывает бурный протест - носки, надетые под сандалии, а также белые (или просто светлые) носки под темные брюки и ботинки, в 50-х и 60-х годах, оказывается, было в порядке вещей.

33.jpg
Фото самого швейцарского фотографа Леонара Джанадды во время фестиваля


34.jpg
Кадр из фильма

Вот, что пишет один зарубежный источник по поводу носков в моде 60-х: "до 1960-ых годов мужчины носили хлопчатобумажные носки светлого цвета, которые не всегда соответствовали цвету костюма. Они были от серого до зеленого цветов, от коричневого к светло - бежевому, но редко черными и никогда белыми. Черные носки надевали под торжественную одежду или на похороны. Белые носки называли "спортивными", потому что их надевали только в спортзал или на спортивные состязания.

35.PNG

С середины 1960-ых молодые люди начали носить черные носки каждый день, кроме посещения спортзала.

36.jpg

Появление абсолютно черных носков считалось очень смелым и ультрамодным".

37.jpg


38.jpg


Конечно, этот фильм не идеален и, местами, трогательно наивен. Но для тех лет - просто революционен. На мой взгляд, не только потому, что получился нереально красивым, а еще потому, что в нем оказалось очень много чувства. Юные, лишенные цинизма наших современников, неискушенные актеры, вся съемочная группа с энтузиазмом работавшая над фильмом - все отложило свой отпечаток. И получилась одна из самых красивых сказок советского кино.

Тем не менее, редколлегия "Ленфильма" вынесла такой вердикт (дословная цитата): "Мы уверены, что значительно раньше 2000 года зрители забудут этот фильм. И если в течение ближайших лет наши кинематографисты сделают несколько увлекательных, красивых, благородных фантастических фильмов, "Человек-амфибия" спокойно, без споров и волнений, уйдет из зрительской памяти".

А вот не ушел.
Отсюда


Tags: Культура, Россия
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments