selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Categories:

Сказочные костюмы Ольги Кручининой в фильме "Каменный цветок" (1946)

_900 x 600.png
Кадр из фильма "Каменный цветок"

В советском кинематографе было три замечательных режиссера-сказочника - Александр Птушко, Александр Роу и Борис Рыцарев.

Александр Птушко из них, наверное, самый знаменитый. Он был не только мастером сказочного жанра в кино, он еще был изобретателем в области комбинированных съёмок, создателем первого в мире полнометражного кукольного мультфильма, первого советского звукового мультфильма и первого широкоэкранного фильма со стереозвуком. Мы знаем его по сказкам "Каменный цветок", Садко", "Илья Муромец", "Сампо", "Алые паруса", "Сказка о потерянном времени", "Сказка о царе Салтане", "Вий", "Руслан и Людмила".

Многие режиссеры предпочитают сотрудничать с одним, "своим" художником по костюмам и тут нет ничего странного: комфортнее работать с тем, кого знаешь, кто способен визуализировать твои фантазии. В фильмах Птушко таким художником была
Ольга Семеновна Кручинина, самый авторитетный художник по костюмам российского кино, создавшая во ВГИКе Мастерскую художника-постановщика по костюмам

Встреча режиссера и художника произошла случайно и судьбоносно. В одном из интервью Кручинина рассказывает: "Когда я работала с Ефимовым на картине "Дмитрий Донской", и сидела у него в комнате, которая находилась недалеко от "Дома кино", и была немного ниже первого этажа, в окно заглянул какой-то мужчина и заговорил с Ефимовым. Когда я обернулась и взглянула на него [Птушко], то почему-то сразу подумала: я с ним буду работать!". Так оно и случилось.

1.jpg
Кадр из фильма "Каменный цветок"

Первый совместный фильм Птушко и Кручининой "Каменный цветок" (1946 г.) - это к тому же первая советская игровая картина, целиком снятая на цветной пленке.

Все - режиссер и художники фильма (М. Богданов, Г. Мясников, О. Кручинина) понимали, какая на них возложена ответственность за цветовое решение картины.
.
2 Capture.PNG
Слева костюм Данилы из фильма "Каменный цветок", справа костюм Кати из фильма "Каменный цветок". Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ

"Появление цветной кинематографии сопровождалось гипертрофией цвета в фильмах, - писал позже А. Птушко - Порой казалось, что зрителей с экрана осыпают вихрем цветного конфетти. Советская кинематография уже в самом начале своего обращения к цвету увидела в нем не техническое средство восприятия натуры, а средство ее художественного выражения.
.
4.jpg
На съемочной площадке фильма "Каменный цветок"

Из этого же исходили и мы при постановке фильма "Каменный цветок". Казалось бы, его сказочная фактура толкала художника на путь самого буйного цветовоспроизведения. Мы сознавали эту опасность и постарались преодолеть ее, подчинив использование цвета строгим художественным задачам, черпая материал для их решения в творчестве наших знаменитых мастеров - передвижников. Мы тщательно изучали приемы их живописи, старались найти в кино адекватное выражение эстетической сущности лучших передвижнических полотен"
.
5.jpg
Кадр из фильма "Каменный цветок". Я разложила этот и другие кадры по цветам, чтобы вам было понятнее

6.jpg
В. Перов "Сельский крестный ход на Пасхе", 1861 г.

Фильм художниками условно разделен на три основные цветовые темы.

Первая, в начале фильма, опиралась на картины передвижников и русскую историческую живопись. В кадре преобладают густые коричневые оттенки с небольшим количеством холодного цвета. Важную роль играет свет, образующий живописную, "караваджовскую", светотень.
..
7.jpg
Кадр из фильма "Каменный цветок"

8.jpg
"Приход колдуна на крестьянскую свадьбу".1875 г., В. М. Максимов

Вторая живописная тема (в центральной части фильма) была заимствована у Кустодиева, Малявина, Рябушкина и других. В костюмах появляется много красного цвета в сочетании с перламутрово-белым, что создает у зрителя праздничное, приподнятое настроение.
..
9.jpg
Кадр из фильма "Каменный цветок"

10.jpg
Маковский Константин Егорович "Девушка в жемчужном ожерелье". Конец 1880-х – 1890-е


Слева кадр из фильма, справа эскиз костюма к фильму "Каменный цветок". Художник по костюмам О. С. Кручинина
.

11.jpg
Кадр из фильма "Каменный цветок"

12.jpg
Филипп Малявин. "Народная песня", 1925 г


Кадр из фильма "Каменный цветок"



Для третьей части фильма, в которой показано подземное царство Хозяйки Медной горы, художники создали мистическо-серебристую атмосферу, которую эффектно подчеркивали кристаллы различных пород хрусталя и глыбы малахита.  Для этого художники фильма изучали коллекции минералогического музея при Академии наук СССР и ездили на Урал.
..
14.jpg
Кадр из фильма "Каменный цветок"


13 Capture.PNG
Слева костюм Хозяйки Медной горы из фильма "Каменный цветок". Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ. Справа скрин эскиза костюма Хозяйки Медной горы. Обратите внимание на ящерок, вышитых по переду.

"Кручининой одной из первых пришлось осваивать специфику в цветном кино", - пишет Г. Г. Галаджева в своей книге "Художники советского художественного кино", -
16.jpg
Кадр из фильма "Каменный цветок"

Здесь все было ново. Нужно было создать центральный сказочный образ, который привлекал и отталкивал одновременно.
.
17 Capture.PNG
Слева костюм Хозяйки Медной горы из фильма "Каменный цветок". Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ. Справа фото с выставки "Эскиз. Костюм. Образ" в Библиотеке искусств (Москва)

На эскизе хорошо видно, что художница нарисовала манекенщицу, а не актрису: об этом говорят пропорции тела и ракурс. Напомню, что О. С. Кручинина закончила Текстильный институт, фильм "Каменный цветок" был одним из первых ее проектов. В дальнейшем она изменила стиль своих эскизов.
.
19.jpg
Кадр из фильма "Каменный цветок"


20.jpg
Кадр из фильма "Каменный цветок"

Разработать цветовую палитру "неземных" соотношений цветов и найти ткани, способные принять в себя эти краски. Партитура цвета строилась художницей на оттенках перламутрово-серых, серебристо-зеленых, розово-дымчатых красок".
.
18.jpg
Кадр из фильма "Каменный цветок"
.


На этом эскизе мы видим любимый прием Ольги Семеновны, который она использовала для создания мерцающего, эфемерного образа сказочного персонажа: двуслойный костюм из верхней легкой ткани, которой перекрыта нижняя, блестящая, светоотражающая ткань. Отсюда, при контровом освещении, получается эффект призрачности.


Съемки проходили на киностудии "Баррандов" в Чехословакии, поэтому костюмы шились из материалов, сохранившихся с довоенной поры.
.
___Фотографии с примерки костюмов к кф Каменный цветок на киностудии Баррандов. В центре актриса Т. Макарова, справа - художник по костюмам О. С. Кру…
Фотографии с примерки костюмов к к/ф "Каменный цветок" на киностудии Баррандов. В центре актриса Т. Макарова, справа - художник по костюмам О. С. Кручинина

____Фотографии с примерки костюмов к кф Каменный цветок на киностудии Баррандов.jpg
Фотографии с примерки костюмов к к/ф "Каменный цветок" на киностудии Баррандов

Лично для меня "Каменный цветок" имел главным образом то значение, что пробудил во мне интерес к нашему прошлому, к историческим корням нашей самобытной национальной культуры... Это привело нас к постановке "Садко" - фильма о былинном герое XII века", - писал Птушко.

Художники картины блестяще справились со сложной задачей - об этом говорит первая премия на Международном фестивале 1946 года в Каннах за лучший цвет. (Prix de la meilleure couleur) Режиссёр сказал, что "это произошло потому, что мы тщательно изучили накопленный мировой кинематографией опыт и постарались освоить его критически... подчинив цвет в фильме определённой колористической гамме.
Отсюда

Tags: Культура, Россия
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments