selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Categories:

Гротескные мертвецы на "Балах жертв"



Задолго до Джорджа Флойда, "мощи" которого неделю возили в золотом гробу по всей Америке, в кровавые времена Французской революции аристократическая молодежь нашла уникальный способ высказать протест против насилия. Парижские модники превратили себя в гротескных кукол, на которых, казалось, смерть уже наложила отпечаток. "Невероятная" эпатажная мода, прически, имитирующие стрижки приговоренных к казни и, конечно, особые собрания с музыкой и танцами, которые получили названия "Балы жертв", были на самом деле своеобразным способом сказать "нет" жестокости этого времени.


Кровавая бойня революционного террора 1793-1794 годов унесла, по разным оценкам от 16 до 40 тысяч человек. Франция была охвачена массовыми казнями, огромное количество людей гибло в боях, от болезней и голода. Если считать всех, погибших в этот период времени, то исследователи называют цифру до 300 тысяч человек – 1% от населения. Не удивительно, что, как только давление якобинского террора ослабло, у оставшихся в живых наступила нездоровая реакция.

2   236914387.jpg
Казнь на гильотине. Раскрашенная гравюра XVIII века

В моду у молодых людей вошла одежда со странными пропорциями: сюртуки, имитирующие горбы, с несоразмерно огромными воротниками и галстуками, как будто скрывающими зоб, и обувь с острыми носами.

Мужчины были одеты во фраки с откинутым воротником, оголяющим шею и незастегнутую до конца рубашку. У многих щеголей того времени даже количество пуговиц на фраках соответствовалo количеству прожитых лет малолетнего узника Тампля, а ворот черного цвета был знаком траура по казненному королю.

Cамым важным была прическа. Коротко стриженная сзади, но с болтающимися по бокам длинными космами, голова, как будто готова была скатиться с гильотины.



Фрагмент картины  Carle Vernet "Инкруаябль" 1796 год

Вместо трости носили суковатые палки. Некоторое исследователи этого периода считают, что внутрь даже мог заливаться свинец, и палка превращалась в весьма эффективное оружие, с помощью которого "золотая молодежь" мстила оставшимся санкюлотам.

3   236914339.jpg
Элегантная пара инкруаябль и мервейёз, иллюстрация H. Baron, французское издание 1843 года

Они сменили стиль речи на подчеркнуто противоположный сухому и раскатистому языку революционеров. Говорили, аристократически картавя (это на французском-то), постоянно повторяя фразы: "Ma parole d’honneur!" (Честное слово!) "C’est incroyable!" (Невероятно!). Называть их стали как раз инкруаяблями, так это словечко и вошло в историю.

Девушки не уродовали свои пропорции, но делали себе  прически схожего силуэта и носили на шее красные ленточки, похожие на след от ножа гильотины. Платья к концу 1790-х  были античного покроя, из прозрачных тканей. Их называли мервейёзами (причудницами). Придумали эту моду такие известные дамы как Тереза Тальен, мадемуазель Ланж, Жермен де Сталь и Жозефина Богарне.


Танцующие инкруаябль и мервейёз\

Эволюция к прозрачным платьям французских дам шла от последних платьев белого цвета, которые одевали их матери, сестры, тети, бабушки отправляясь на эшафот. Ярко-красные ленты на платьях символизировали кровь.

На шее многих модниц красовалась "бархaтка" из тонкой шелковой ленты кроваво-красного цвета или плотно прилигающие к шее коралловые бусы, напоминая о кровавом следе гильотинного ножа. В моде были красные шали, как напоминание о том красном платке наброшенном палачом на плечи Шарлотты Корде.

Еще одна модная  прическа - это коротко остриженные волосы, вровень с шеей, в историю такая прическа вошла как "à la Titus".


На портрете кисти Луи-Леопольд Буальи мадам Арно изображена с прической "à la Titus"




Важным элементом этой слегка инфернальной моды стали особые танцевальные вечеринки, получившие название "Балы жертв". На них приглашались только родственники казненных дворян, хотя, наверное, в то время не осталось аристократских семей, переживших революцию без потерь. Темой и стилем этих собраний также были смерть и казнь.

5   236919813.jpg

Инкруаябль и мервейёз, рисунок из немецкого издания XIX века

Даже манеры должны были напоминать о недавнем терроре. Так, приглашая на танец даму или отведя ее на место, кавалер должен был поклониться по-особому, сделав резкое и быстрое движение головой, будто его голову схватил палач, чтоб положить на плаху. А во время танца танцующие так мотали головой, как будто она вот-вот скатится с плеч.

Очень ярко нравы "Бала жертв" описал А.Дюма-отца в своем романе "Женщина с бархаткой на шее": "— Довольно! Довольно! — говорил Гофман. Но танец продолжался, Гофман дошел уже до галлюцинации, и в его мозгу смешались два самых сильных впечатления сегодняшнего дня: воспоминание о площади Революции сливалось с тем, что происходило на сцене, так что Гофману казалось, будто он видит то г-жу Дюбарри, бледную, с отрубленной головой, танцующую вместо Арсены, то как танцующая Арсена подходит к подножию гильотины, к палачам. В лихорадочно работавшем воображении молодого человека смешивались цветы и кровь, танец и агония, жизнь и смерть."

6   236912147.jpg
Бал жертв. Раскрашенная гравюра XVIII века

Происходили "балы" обязательно ночью, иногда даже на кладбищах. Так, например, Бал Зефира был проведен на церковном кладбище церкви St. Sulpice, а Бал Лип - на монастырском кладбище кармелитов. Движения танцев были похожи на конвульсии только что умершего.

Вскоре "Балы жертв", благодаря избранному обществу, приобрели большую популярность. И вот уже дамы начинают соперничать между собой роскошью туалетов и украшений. Именно на этих балах впервые появились белые, прозрачные газовые и батистовые античные платья-туники обшитые цветным меандром (греческий орнамент), обувь в виде древне-греческих котурн (сандалии c лентами вокруг ног), сумочки "ридикюль".

отсюда и  отсюда



Модников на французских Балах Жертв в наше время часто называют первыми фриками, иногда их сравнивают с панками (конкретной субкультурой фриков).

И вот интересные в связи с этим события произошли на осенних модных показах 2016 года. Сразу несколько известнейших модных домов обратились в своих концептуальных исканиях к теме Французской революции и Балов Жертв и сделали коллекции "по мотивам".
1 Справа John Galliano для осенней коллекции Maison Margiela “Artisanal” show Credit...Pierre Le-Tan.jpg
Слева мода Французской Революции и Балов Жертв, справа John Galliano для осенней коллекции Maison Margiela “Artisanal” show Credit Pierre Le-Tan

1 Справа  Rei Kawakubo для осенней коллекции Comme des Garçons Credit...Pierre Le-Tan.jpg
Слева мода Французской Революции и Балов Жертв, справа  Rei Kawakubo для осенней коллекции Comme des Garçons. Credit Pierre Le-Tan

1 Слева Alessandro Michele для осенней коллекции Gucci Credit...Pierre Le-Tan.jpg

Слева Alessandro Michele для осенней коллекции Gucci, справа мода Французской Революции и Балов Жертв.  Credit Pierre Le-Tan


1    Capture.PNG

Слева Shayne Oliver для осенней коллекции  Hood by Air,  справа John Galliano’s Maison Margiela “Artisanal” show. Credit Pierre Le-Tan


Не знаю, надо ли объяснять, что таких совпадений не бывает и что подобные акции "в унисон" всегда планируются заранее.

С творческим порывом талантливых художников, видящих запросы общества и идущих впереди времени, это не имеет ничего общего. Зато имеет много общего с проплаченным заказом на политический театр.

Bишенкой на торте карикатура Isaac Cruikshank 1799 года "Зимняя мода парижской знати"

Спасибо френду kellylynch за наводку на эту тему в связи с американскими протестами жертв "полицейского террора".

Если честно, я особо связи с Америкой и полицейскими не углядела, но углядела много связей с европейской модой последних лет не только на подиумах, но и на Евровидении, Оскаре, Каннском фестивале и прочих богемных мероприятиях современных фриков.

Зачем заклятым "западным партнерам" понадобилось раскручивать эту тему, одновременно массово и планово загоняя в Европу потоки беженцев (помните еще, что это в 2016 году как-раз было, или уже забыли?), я не знаю.  Что бы они на тот год не планировали, это уже сорвалось, не дали им устроить ни кровавую баню, ни революционный террор.

Но мне вот интересно - блиставшая в голых платьях голыми задницами российская богема, обезьянничая, хоть раз задумалась, чего именно они обезьянничают то? Или думать им не обязательно?

Tags: Культура, Общество, Политика
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments