cand_orel wrote in nash_dvor

Categories:

Хампи. Заметки на холме Малаяванта

Второе утро в Хампи случилось поздней ночью. От нее (ночи) было впечатление черной болотной липкой всепоглощающей жижи вывернутой в небо, во все небо:

Такое ощущение еще было в первобытно-примитивной Камбодже. Нет никакого искусственного освещения, так как нет никакого искусства – есть только дикая первозданная природа. И единственный фонарь тонет в этой тьме вечного здесь начала мироздания – и только утро спасет его (фонарь) от тьмы, но утром его потушат, чтобы отдать на муки следующей ночью.

И как-то я сам утонул в этом мраке, и до сих пор не помню и не могу вспомнить сейчас ни поездки видимо в автобусе, ни последующей легкой прогулки к «экспонатам». Я очнулся от «рок-н-ролла»:

Одним словом, как говаривал Освальд Чемберс в своих настойчивых проповедях: «Когда разум сдает позиции, молитва - не проявление малодушия, а единственный способ вернуться в действительность».
А уж истинный свет учения нашего Рамаяны, да еще с такой оркестровкой, разбудил! Разбудил к жизни...
Пока писал - мельком  «ощупывал»  фотографию:

и опять ощутил эту всё окружающую и всё поглощающую темноту, опять поразился её ощутимой тучной плотности, мелькнула даже мысль, что не было ни поездки в автобусе, ни последующей легкой прогулки к «экспонатам» (нельзя физически проехать в этой чугунной темноте), а я сразу из света фонаря вынырнул на свет Рамаяны.
А это бесконечное чтение эпоса, с восторженными комментариями и прогнозами гида о чтении в вечном будущем вечной из прошлого Рамаяны - оно еще больше сгущало окружающую тьму, так как противостояние ей состояло опять же и всегда в корпускулярно-волновом дуализме нашего существования, в двуединой диффузии материального и духовного в сплав нашего мира, в примирении материализма и идеализма в одном сознании, ищущего одной пристани понятности и незыблемости мира, реально же бытующем в расплывающемся состоянии океана мироздания двумя лодками, растягивающими двуногие опоры на шпагат, разрывающий разум...
Только две границы тьмы в декартовых координатах материального и духовного - свет от лампы и свет от слова и мысли.

И опять, как это водится у погруженных в себя выдумщиков и мечтателей, мою мизантропическую неврастению порушило в песок и прах мелкая и суетная чепуха в виде и образе шуршащих денежных знаков, за которые мои спутники приобщались и приникали к божественной вечности быстро и сразу с игрой «в паровозики» по храму и нанесением соответствующей национально характерной атрибутики красной кляксы третьего глаза на в одночасье просветленном лбу.

И видимо быт, и наши насущные проблемы реально закручивают наш мир, питая его энергией вращения и сообщая ему сущий смысл существования - начало светлеть, потому что так было по сценарию нашей экскурсии и по распорядку дня, принятому человечеством... И тьма отступила, не потому что уже никого не пугала, а потому что обыденная рациональность не включает её в рассмотрение условий существования и противостояния... Когда один человек после сна открывает глаза - он уже отодвигает тьму и её страхи и сомнения, а когда всё человечество открывает глаза - всходит солнце!

На холме Малаяванта светало:

С порога Кальяна мандапа, где мы внимаем Рамаяна-ремикс , в утренних сумерках первыми проступают контуры гопуры (светлеющее небо все еще тянет на передний план возвышенно-храмовое), но уже проступают очертания библейски простого хозяйства (по данному определению скорее без привязки к святости, а скорее к временам древности), которому нужен свет для бытовых посредственных нужд. И уже на смену чувствам неуютности  от сокровенной сакральной пугающей темноты, приходит ощущение какой-то пошлости, что приходящее светило во всей своей потенциальной благовейности, спасающей от мрака ночи, на самом деле необходимо для простых и банальных дел.

Бегом! Бегом отсюда... Мы еще застанем в этих экзистенциально волшебных сумерках, крадущих время и пространство, Раму и Лакшмана; вот и Хануман со своим воинством суетится в построении военных порядков, чтобы отправиться на Ланку. Если прибавим шагу, то еще застанем их, пока они не ушли за Ситой. Да вот же они:

с походными сумками, только что вышли из беседки, спасшей от муссона…

«Ох уж эти сказки! Ох уж эти сказочники!» Все – дальше только беспощадная документалистика!
Ну,  конечно же, с учетом излишней сентиментальной чувствительности и склонности к романтическим фантазиям  у автора.

А дальше наш путь лежал к мечте...
Мечта эта явилась утомленному архитектурными изваяниями взору ещё по приезде в Хампи, ибо ангельское её явление белокаменным чудом на грани наваждения в зенитной вышине воздушно-голубой хампийской выси на поднебесно высокой скале, данной природой для построения на ней именно такой диковины.
Причем наваждение это подкреплялось непременным присутствием во всех локациях экскурсии на небесном своде наравне с солнцем и луной.

И сюда к этому диву дивному (впоследствии переведенному мной с аглицких брошюр, как храм Ханумана, а рядом же - пещерный храм Шивы)  мы и прибыли:

Вызвало удивление и восторг  то, что само культовое строение оказалось игрушечных размеров. При этом его наблюдение снизу (от подножия холма Малаяванта и вглубь индийской территории до горизонта) обманывает разум тем, что храм ожидаем в предчувствиях в общепринятых размерах и габаритах. Поэтому его видимые размеры в перспективе на небесном своде с учетом означенных иллюзий разума опять играют с воображением, которому кажется, что храм парит в стратосфере.
Воистину воздушный замок - в прямом и переносном смысле.

И тут же рядом - нерукотворное чудо:

И если в случае с храмом  явно был применен разум и мастерство вкупе с фантазией и вкусом, то в случае с камнем отсутствие проектной документации и соответствующих специалистов в области практической архитектуры, имеющих потребную технику и искусные руки, объяснений увиденному  не дает.
При этом при всей чудесности каменного объекта, сотворенного в отсутствии субъекта-творца - как реально воплощенные в тверди фантазия и вкус появились без этого субъекта!? Значит и искусство в целом - не субъективно, как нас убеждают...
Ну не может же абстрактно существующая вселенная, лишенная оголтелым материализмом разума и божественного замысла, в рамках каких-то диссипаций энергий и прироста энтропии вдруг родить этот шедевральный памятник многотонной легкости. Именно этот полет фантазии на грани нонсенса и парадокса: чтобы понять легкость и воздушность надо сделать  монумент максимально массивным и предельно габаритным...
Именно в такие моменты становится интуитивно понятно, что действительно красота и гармония не от «пытливого» разума и таланта гения (не только), глобальная эстетика и всемирный унисон разлиты во вселенной в виде того, что мы называем законами природы...
И гений не знанием (не только знанием), а в большей мере проницательной интуицией постигает новый член в канонической формуле, о которой мы думаем, что исчерпывающе описали природу и материю, и делает новый шедевр, не возвышаясь над природой и вселенной, а приближаясь на самом деле к ним.

И уже с этой мыслью мы выходим к долине и солнцу:

И найдя в процессе ночных размышлений в себе согласие божественного и предметно-эмпирического начАл, воспринимаю рукотворные феномены аграрных проявлений в божественной «раме» из хаоса камней и дикой растительности. Такое ощущение, что пока мы спали ночью, кто-то садистски закидал рощицу глыбами камней:

Всё, хватит – мне не нужно новых доказательств моей неправоты в материальном устройстве мира! Просто материальный мир действительно прост, и, чтобы внести в свою жизнь мысли о боге и в целом получить духовную составляющую жизни, нужен какой-то труд, какое-то усилие над собой.
Мы возвращались:

Стало совсем светло в Кальяна мандапа. Рамаяна звучала неким речитативом без музыкального сопровождения, местные были заняты простыми бытовыми нуждами…
И как из окружающего мира уходила экзистенциальность, порожденная темнотой и сумерками, так и из мыслей уходила иррациональность – Рамаяна,  Чемберс, диссипация, энтропия … Когда я ещё вспомню про них?

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.