prajt (prajt) wrote in nash_dvor,
prajt
prajt
nash_dvor

Categories:

Сказочный Свято-Владимирский собор. Киев

Нет на Руси для русского художника святее
и плодотворнее дела, как украшение храма
В. Васнецов

Владимирский собор в Киеве — один из самых красивых храмов города, возвышающийся над бульваром Тараса Шевченко. Это одно из многих поистине знаковых мест столицы Украины, которые, вместе взятые, и составляют исторический портрет города.

Владимирский собор. Старинная фотография
















Архитектура Владимирского собора, построенного в честь крестителя Руси – князя Владимира , традиционна для русского зодчества.

Владимир Святославович. Гравюра И.И. Матюшина с рисунка Ф.Г. Солнцева, 1889


Внешнее и внутреннее убранство собора выполнено в старовизантийском стиле, который присущ церквям, строившимся во времена Ярослава Мудрого и Владимира Святого.



С другой стороны, в архитектуре храма отчетливо видны и черты Николаевского стиля, преобладающего во многих зданиях того времени. Шестистолпный Владимирский собор в Киеве увенчан семью куполами. Длина храма составляет 55 метров, ширина - 30, в высоту собор вместе с крестом достигает 49 метров.





По некоторым источникам, идея создания Владимирского собора в Киеве принадлежит митрополиту Филарету Амфитеатрову. Что касается официального подтверждения строительства храма, то оно было получено от Николая I в 1852 году. Обращение Филарета к народу со словами о том, что в граде Киеве до сих пор еще нет "храма Божия во имя святого Равноапостольного князя Владимира", нашло отклик в сердцах многих верующих.






Был брошен своеобразный клич на сбор средств для возведения собора. Первым свою посильную лепту внес сам митрополит, пожертвовав 7 тысяч рублей. Идею поддержало достаточно большое количество людей и, к 1859 году было собрано около 100 тыс. рублей. Киево-Печерская Лавра также внесла свой вклад в это благое дело, предоставив для строительства миллион штук кирпича.



Авторство первоначального проекта Владимирского собора в Киеве приписывают архитектору И.В. Штрому. Однако, его идея была настолько неподъемной по финансам, что проект был значительно видоизменен в сторону уменьшения количества затрачиваемых средств.



Дальнейшей разработкой занялся епархиальный архитектор П.И. Спарро. Вместо планируемых 13 куполов он решил оставить всего 7, внес в проект и другие изменения.



Последующую работу над планированием Владимирского собора взял на себя архитектор А.В. Беретти, который, в свою очередь, тоже внес кое-какие коррективы, увеличив размеры храма в полтора раза.



Именно по проекту А.В. Беретти и был возведен собор, а первый камень в его основание заложил митрополит Арсений, что произошло 15 июня 1862 года. Эта дата была выбрана неслучайно, именно 15 июня на Руси праздновался день памяти князя Владимира.



В течение двух лет, с 1862 по 1864 годы, кипела работа над строительством Владимирского собора в Киеве. Но, даже несмотря на то, что стены были выведены уже почти до куполов, строительство пришлось приостановить. На арках, сводах, да и на самих стенах храма стали появляться трещины, причем довольно глубокие, представлявшие опасность для здания.



Чтобы исправить эти недостатки требовались огромные финансовые вливания, а достаточных средств на тот момент в казне не было. Поэтому, десять следующих лет недостроенный храм ожидал своей участи.



Только в 1875 году по приказу Государя Александра Николаевича строительство собора было возобновлено. Доработку проекта поручили Рудольфу Бернгарду, а все последующие работы выполнял архитектор В.Николаев, под руководством которого все-таки удалось завершить возведение храма. Эпопея с появлением в Киеве Владимирского собора закончилась только в 1882 году.



Первоначальный проект внутреннего убранства храма принадлежит В.Николаеву, но позднее, в 1885 году руководство оформлением декора собора была передано А.В. Прахову. Он не только управлял командой художников, но и выступил автором некоторых деталей интерьера, в частности массивных бронзовых дверей, на которых изображены образы княгини Ольги и князя Владимира.



Мрамор – главный материал, из которого выполнен центральный иконостас Владимирского собора в Киеве. Для отделки иконостаса и пола разноцветный мрамор специально доставляли из Италии, Франции, Бельгии и Испании. Мозаичные работы выполняли мастера из Венеции, а серебряную утварь для обрядов поставляла на тот момент очень известная ювелирная фирма Хлебникова.

Мраморный иконостас, выполненный по эскизам Адриана Прахова



Не секрет, что основная ценность Владимирского собора – это его уникальные росписи, благодаря которым храм получил статус памятника культуры. В работе над оформлением собора приняли участие ведущие русские художники В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А. Сведомский и В.А. Котарбиньский, работавшие под руководством А.В. Прахова.

Внутренний вид Собора Св.Князя Владимира. в Киеве. Литография 1898г.(?)


Стены храма украшают огромные композиции на библейские темы, которые, взятые воедино, представляют посетителям историю русской церкви. Здесь можно лицезреть фигуры русских святых, мучеников, святителей, князей и святых жен. Удивителен тот факт, что авторы настенных росписей трактуют мученичество и подвижничество, как долг каждого человека перед Богом.




Примечательно и то, что на стенах храма изображены не только лики святых, но и исторические сюжеты, как то "Крещение князя Владимира" и "Крещение Киевской Руси", а также портреты исторических личностей: Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги.

Виктор Васнецов.Крещение Киевской Руси




Первым, кто предложил свои эскизы для оформления Владимирского собора в Киеве стал М.А. Врубель. К сожалению, его видение внутреннего декора храма было отвергнуто, но художнику все-таки удалось оставить свой след, он работал над отдельными орнаментами, а также расписал правый неф собора.


Правый неф


Левый неф

Главная роль в декоре храма принадлежит В.М.Васнецову. Прежде чем приступить к работе, художник подписал контракт, который обязал его и его помощников добросовестно выполнить поставленную задачу в течение двух лет со дня подписания этого договора.




Однако, на весь объем работ ушло около 11 лет. Васнецов был воодушевлен своей миссией, он твердо верил в успешный исход работы, ведь все делалось на благо людей и Господа Бога. Художник и так не отличался отменным здоровьем, еще к тому же собор не отапливался, и работать приходилось в холоде, поэтому он часто болел.



Кроме того, Васнецов несколько раз срывался с лесов, но ни болезни, ни травмы не остановили его. Кисти В.М. Васнецова принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. За весь период работы он расписал более 2 тысяч квадратных метров.



Главным детищем В.М.Васнецова стало изображение Богоматери с Младенцем в центральной части алтаря. Когда посетитель заходит во Владимировский собор в Киеве, то в глаза сразу же бросается образ Божьей Матери, освещенный теплыми лучами.


Искусствоведы недаром назвали этот образ "Васнецовской Божьей Матерью", ведь художник по-своему трактовал привычный для многих сюжет, наделив Марию человеческими чертами. Однако вместе с тем, он сумел передать великую божественность и святость лика. По словам самого В.М. Васнецова, его главной задачей было гармонично соединить в образе Царицы Небесной божественное начало и человеческие добродетели.


А своему рождению Чудный образ Богородицы обязан одному из великих киевских чудес конца XIХ века ‒ явление Богородицы строителям Владимирского собора, хотя в этом случае о чуде свидетельствовали совсем не «простые люди», и воплотилось оно в произведении высокого искусства.


Профессор-искусствовед А. Прахов, руководивший росписью стен собора, и вице-губернатор А. Баумгартен, возглавлявший комиссию по его сооружению, не всегда ладили между собой. Друзьями и близкими приятелями они не были. Поэтому возможность тайного сговора между ними исключалась.
4 января 1885 года они сошлись на паперти для осмотра недавно оштукатуренных для живописных работ стен. Вошли в храм и все, что произошло дальше, задокументировали на отдельном листе бумаги, вынутом из папки профессора. Вот этот текст:



«4 января 1885 года, прибыв во Владимирский собор для разных соображений [относительно росписи стен. ‒ А. М.], мы, ниже подписавшиеся, остановились близь входных дверей, говоря об украшениях главного алтаря.


Затем после молчания, во время которого каждый из нас всматривался в запрестольную стену, сначала недоверчиво, стали проверять друг друга, что представляется каждому из нас на той стене, и затем сознались друг другу, что видим на ней изображение, здесь начертанное [к тексту прилагался рисунок. ‒ А.М.], образовавшееся из пятен штукатурки.
Председатель комитета по постройке собора вице-губернатор
Баумгартен.
Профессор С.-Петербургского университета
Адриан Прахов»

Зарисовка в альбоме профессора А. Прахова, сделанная утром 4 января 1885 г.


На том месте в апсиде, где появилось изображение Богородицы с Богомладенцем, как писал проф. Н. Петров (Чтения в церк.-арх. общ. ‒ Вып. 2. ‒ К., 1889) планировалось написать «Знамение Божией Матери», но, пользуясь предоставленным ему министерством внутренних дел правом «самолично назначать св. изображения», Прахов настоял на своем. Центральное место в соборе отвели для изображения Богоматери с младенцем Христом, которое мы сегодня и видим.




Интересно создание образа младенца Иисуса Христа.
Однажды весной, вспоминал Виктор Михайлович, его жена Александра Владимировна «вынесла в первый раз на воздух Мишу, еще младенца». И тогда же произошло еще одно чудо: ребенок на руках матери повторил тот же жест, который когда-то привиделся его отцу: «Увидев плывущие по голубому небу облачка и летящих птиц, [ребенок] от радости всплеснул обеими ручонками, точно хотел захватить, прижать к сердцу все, что увидел первый раз в жизни».



Так объяснял «символическое движение рук Богомладенца, понятное не для всякого» (слова проф. Н. Петрова) сам художник. Оно было необычное для иконографической традиции, но в то же время в нем было нечто запоминающееся и интригующее.



А в облике Богородицы можно увидеть черты жены художника -А.В.Васнецовой



Запрестольный образ Васнецова имел огромный успех. «Слава о ней [Богоматери кисти Васнецова. ‒ А.М.], ‒ писали «Киевские церковные ведомости» в 1896 г., ‒ распространилась далеко за пределами нашего отечества, и в соборе не редкость видеть иностранцев, восторгающихся Мадонною Васнецова, сравнивая её с Мадонною Рафаэля».



Со временем живописный комплекс собора стал образцом, по которому расписывались церкви как в самом Киеве, так и далеко за его пределами.



Чудо религиозное породило другое ‒ художественное. Едва ли стоит спорить о том, что именно увидели в свое время Прахов и Баумгартен на просыхающей штукатурке Владимирского собора – прекрасное видение или просто пятна от сырости. Чудо свершилось, набрало сил и обрело чарующий живописный облик. В мире появилась еще одна прекрасная легенда.



Верующим людям хорошо известно, что чудо не нуждается в доказательствах. Оно наделено своей собственной внутренней энергией, особой убедительностью и существует вне пределов разума.
Чудеса подтверждаются, а не доказываются.




Из-под кисти В.М.Васнецова вышли следующие композиции: Евхаристия, Собор Святителей Русской и Вселенской Церквей, Святые пророки, Бог-Слово, Бог-Отец и Бог-Сын, Христос-Спаситель, Страшный Суд, Блаженство Рая, Грехопадение.



По завершении всех работ В.М.Васнецов сказал свою знаменитую фразу: "Я поставил свечку Богу".


Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н.В. Нестеров, который выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, занимался написанием икон четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора.


Над созданием настенных росписей также трудились художники иконописной мастерской А.И. Мурашко и выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко.

Виктор Васнецов.Крещение князя Владимира


Композиции Тайная вечеря, Христос перед Пилатом, Распятие, образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича принадлежат кисти художников П.А. Сведомского и В.А. Котарбиньского.


Все, работавшие над оформлением собора худодники, по окончании всех работ были награждены золотыми медалями, сделанными по эскизам А.В. Прахова.


Освящение должно было состояться 15 (27) июля, в день памяти князя Владимира, но торжества перенесли на более позднее время: ожидали приезда в Киев императора всероссийского Николая II.
1 сентября (20 августа) 1896 в присутствии императорской семьи, сановников, высшего духовенства и клира митрополит Иоанникий освятил Свято-Владимирский собор.

В.М. Васнецов во Владимирском соборе в Киеве.1880-е гг.



https://yuhanson.livejournal.com/654610.html
https://bellezza-storia.livejournal.com/190694.html
https://bolivar-s.livejournal.com/1068725.html
https://prajt.livejournal.com/107411.html

Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment