selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Categories:

Он едет в Россию искать меценатов, или почему Гуччи важнее катандинского халата?

_900 x 600.jpg

Предмет одежды, который вы видите на картинке, абсолютно уникален. Это церемониальная одежда примерно IV-III вв. до н.э., то есть ей уже значительно больше 2000 лет.

Помимо возраста этой одежды абсолютно уникален ее дизайн. Это вроде как халат, но с хвостом как у фрака, да еще и сделанный из соболиного меха.


Хранится это сокровище в Государственном историческом музее и найдено оно было в вечной мерзлоте в Большом Катандинском кургане на Алтае в 1865 г. академиком В.В. Радловым.

Раньше одежду называли катандинским фраком, сейчас называют катандинским халатом. Он был выполнен из меха соболя, кожи, шелка и золота.

Халат представляет собой одежду широкого покроя на меховой подкладке. Стан халата сшит из небольших кусочков красного, зеленого и коричневого меха, которые образуют рисунок, напоминающий чешую, украшен множеством деревянных и кожаных бляшек разных форм и размеров.


Это чисто прорисовка дизайна, без деталей оформления

Когда халат был найден в середине  XIX века, научной реставрации, а также научных способов хранения одежды, найденой в вечной мерзлоте, не существовало.

Поэтому, когда в 1921 году халат поступил в Исторический музей  из бывшего Румянцевского музея, он представлял собой бесформенный комок пересохшей кожи. В таком виде его нельзя было ни изучать, ни экспонировать.

В 1934 – 1936 гг. халат отреставрировали, основываясь на доступных для того времени технологиях.

Для того, чтобы халат просто можно было развернуть, его размягчили глицерином, и, когда он начал расползаться по швам и не только, его укрепили дополнительной тканью, разделив на мелкие детали, пришив их к дублирующей ткани и собрав обратно в готовую одежду.


На этом фото с повторной реставрации хорошо видно, как на первой реставрации сшивали одежду по кусочкам

После чего одежду стали экспонировать в музее, много лет экспонировали. И вдруг внутри витрины на стекле начал появляться какой-то конденсат, свидетельствующий о том, что что-то очень сильно не в порядке.

В 2005 году халат сняли с экспозиции и начали разбираться, что именно происходит, причем привлекли научных специалистов самых разных областей.

Оказалось, что в халате присутствует огромное количество воды, глицерина и продуктов их разложения, и вся эта среда крайне питательна для почвенных бактерий, которые халат и разрушают.

Халат подвергли антибактериальной обработке, опять разобрали на части, удалили излишки воды и глицерина, поместили в специальный шкаф с инертным газом и начали думать, как спасти. Никакие современные уже существующие методы реставрации и консервации ткани тут не работали, надо было искать какой-то новый путь.

Помогли авиационные нанотехнологии, с помощью которых раньше уже реставрировали обгоревшую бумагу

В ЖЖ есть шикарный рассказ 2014 года об этой реставрации, на который я дам ссылку. Поправлю только автора по поводу скифского халата. Это пазырыкская алтайская культура, а не скифская. Пазырыкцы скифами не являлись.
Авиастроительные технологии и скифский халат

Во время реставрациоанных работ. На этом фото хорошо виден "фрак", который на большинстве фотографий не разглядеть.

Нанопокрытие из авиационных тенологий помогло законсервировать элементы одежды, однако сшить их вместе и снова выставить как экспонат, сейчас не представляется возможным.

Спина и рукава после консервации

Поэтому сейчас  Катандинский халат хранится в специально отведенной комнате отдела реставрации и за ним усиленно следят, даже во время коронавируса.

Музею нужна какая-то специальная камера или витрина с регулируемыми климатическими параметрами – температурой, влажностью, освещенностью, в идеале, в бескислородной среде, например, в среде инертного газа.

Когда она появится и кто ее профинансирует, даже не знаю.

Халат-шуба-фрак абсолютно уникальный, нет ничего подобного больше в мире.

И наверное, я бы закончила рассказ на том, как хранители музея заботятся об экспонате даже во время коронавируса, какие они молодцы и энтузиасты, если бы не прочитала некоторое время назад статью аж в ТАСС о том, что мэр Флоренции  навострил лыжи к московским и питерским олигархам клянчить денег на поддержку культурного наследия своего города, так как коронавирус очень сильно ударил по их экономике.Туристы к ним не ездят и Гуччи у них не покупают.   Мэр Флоренции надеется на помощь российских меценатов городу



Представляете?

Мэру Флоренции даже в голову не приходит для улучшения экономического положения продать какой-нибудь музейный  экспонат, как это делали, например, большевики после революции, когда по-другому было не выжить. Мэру Флоренции не приходит в голову взять в долг до лучших времен, чтобы потом отдать с процентами. Нет, он едет в Россию искать меценатов, которые ему денег просто подарят, и небось еще и польщены будут, что к ним обратились такие люди, сам мэр Флоренции, не какого-то Мухосранска.

А хранители Исторического музея денег клянчит не умеют. Ну или их российские меценаты за Мухосранск считают, не знаю.

И нет никакого закона, что если ты спонсируешь культуру заграницы, будь готов выложить такую же сумму на российскую культуру (а еще лучше в два или в пять раз больше).

Может пора принять?

Tags: Культура, Обсуждение, Россия
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments