selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Categories:

Пелена Марии Тверской



К сожалению, мы довольно мало знаем о богатом наследии русского золотого шитья и вышивки, просто потому что до того, как Петр прорубил окно в Европу, предметы искусства на Руси традиционно создавались в основном для церкви, то есть были религиозными.

Например, в Средневековой  Руси существовали традиции  лицевогo шитья (живописи иглой) , которое было одним из важных видов искусства. На верхней картинке приведен пример лицевого шитья на одежде, но из XVII века. К сожалению, средневековая одежда с таким шитьем не сохранилась, сохранились другие предметы, о самом древнем о которых и пойдет речь в этом посте.

Лицевое шитье - это вышивка и шитье разноцветными шелками, золотными и серебряными нитями картин на ткани, которые изображали святых или какие-то евангельские сюжеты.

"Лицевое" шитье имело много общего с иконописью, и эти произведения искусства были важной составной частью интерьеров православных храмов.

В этой технике исполнялись части облачений священников (как на  верхней картинке), воздухи и покровцы для священных сосудов, плащаницы и хоругви для праздничных церемоний, шитые иконы и пелены для их украшения и даже иконостасы, использовавшиеся во время военных походов. Их тщательно хранили в ризницах монастырей и в богатых домах, передавали из поколения в поколение.

Воздухи и покровцы - это платы/полотнища, которыми во время литургии покрывают сосуды для богослужения.  Плащаница - это плат/полотнище большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы. Хоругвь - это  религиозное знамя  Пелена - это плат/полотнище, которое подвешивалось под особо чтимые иконы.

Самый ранний из дошедших до нас датированных памятников московского шитья – подвесная пелена (воздух) "Спас на убрусе с предстоящими" – выдающееся произведение русского искусства конца XIV века. Она была создана в  1389 годy.

Сейчас эту пелену можно увидеть в Москве в коллекции Государственного Исторического музея, а поступила она туда в 1905 году в составе собрания знаменитого Петра Ивановича Щукина
.
Maria_Alexandrovna's_Spas,_pelena_(1389,_GIM).jpg
"Спас на убрусе с предстоящими». Москва. 1389 г.
Тафта, камка, разноцветные шелковые, золотные и серебряные пряденые нити; ткачество, вышивка "на проем" швом "в раскол" и "в прикреп"

Поскольку в названиях обычно никто не разбирается, а слова какие-то не из современного языка, то
Спас - это Спаситель, убрус - это такой платок или полотенце светлого цвета, а "Спас Нерукотворный" - это особый тип изображения Христа, представляющий его лик  на убрусе (плате). Легенда очень древняя, вернее их несколько, и рассказывают они о том, как Иисус утер лицо убрусом, и это лицо там отпечаталось, став нерукотворной реликвией (созданной не руками человека)

То есть Спас (Спаситель) на убрусе - это, собственно, голова Христа в центре на светлом фоне .

spas-1.png
"Спас на убрусе с предстоящими". Москва. 1389 г. Фрагмент

А странное слово "предстоящие" означает изображения людей вокруг Христа. На данной пелене среди фигур "предстоящих"  Богоматерь, Иоанн Креститель и два архангела с одной стороны, a с другой изображены четыре русских митрополита XIV в.: Петр, Алексей, Максим и Феогност.

Внизу центральной части помещены восемь изображений святых: князья Глеб и Борис, Алексей – человек Божий, Никола, Григорий Богослов, мученик Никита, Дмитрий Солунский и князь Владимир Святославич.

В кругах по углам изображены фигуры четырех евангелистов (это апостолы, авторы четырёх канонических Евангелий — Матфей, Марк, Лука и Иоанн),  а вдоль каймы вышиты полуфигуры ангелов из небесного воинства, поскольку пелена посвящена Дмитрию Донскому (умер в год создания  1389) и победе в Куликовской битве над Мамаем (1380 год).


Фрагмент иллюстрации из Лицевого летописного свода "Свадьба Симеона Гордого и Марии Тверской"

Пелена была вышита в великокняжеских мастерских по велению  великой княгини Марии Александровны (в иночестве Фотиния, ум. 1399), вдовы московского князя Симеона Ивановича Гордого (1317–1353 гг.). Об этом свидетельствует надпись на пелене: "В ЛЕ(Т)О 6897 Е [1389] НА ШИТЪ БЫ(С) С[ИÍ]В[О]ЗДУХЪ ПОВЕЛЕНИЕ(М) ВЕЛИКИЯ КНЯГИНИ МАРЕИ СЕМЕНОВЫЯ".

Симеон Гордый и его малолетние сыновья умерли в 1353 году от пришедшей на Русь из Европы чумы, поэтому Мария Тверская, которая была третьей женой Симеона, постриглась в монахини под именем Фотинии.

Дмитрий Донской приходился Симеону Гордому племянником, он был сыном младшего брата Симеона Ивана II.

Это было не просто Средневековье, это было время Ордынской власти на Руси, и хотя Орда уже находилась в кризисе из-за собственной междоусобной борьбы за власть (Великая замятня), в результате которой и появился самозванец Мамай, власти которого на Руси не признали, до окончательной независимости Руси (1480 год) оставалось еще почти 100 лет.

И, собственно, пелена эта интересна не только тем, что это самый древний из датированных и сохранившихся московских предметов с древнерусской вышивкой, но и тем, что во время правления Орды создавались произведения религиозного искусства, прославлявшие победу русского войска над ордынским ханом, хоть и самозванцем.



Tags: Культура, Россия
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments