irina_co (irina_co) wrote in nash_dvor,
irina_co
irina_co
nash_dvor

Categories:

Крым: гора Перчем в Судаке - путешествие к древнему монастырю Византийских монахов

В который год (а именно - третий) я поднимаюсь на гору Перчем, но времени написать об этом раньше не хватало. Перчем – это самая высокая гора в цепи Судакских гор. "Перчем" в переводе крымско-татарского означает "грива". Эта гора высится в западной части длинной горной гряды и имеет не одну, а две вершины. Более высокий пик возвышается на 576 метров над уровнем Черного моря.

В этот раз восхождение на гору мы делали небольшой компанией родственников и наших гостей-друзей, предусмотрительно наняв гида из турбюро.


Вид с горы Перчем на Судакскую долину:




На склонах и в предгорье

Наш дом стоит прямо у основания горы, поэтому наблюдаем ее флору и фауну мы круглый год: весной здесь цветут прекрасные горные цветы, дикая вишня и груша. Склоны сплошь заросли орешником, дубом кудрявым, кустами шиповника и ежевики.

Выше в горы - больше хвойных: встречаются целые рощи можжевельника. Осенью многие кустарники окрашиваются в разные цвета, и поэтому именно в это время пейзажи Судакской долины, которые открываются с вершины горы, особенно живописны. На склонах частенько можно встретить следы кабаньих "терок" (мест, где кабаны чешут спины о стволы деревьев), а вдоль дорог и тропинок шныряют лисы. Что,  уж,  говорить о зайцах и белках, которые здесь просто не боятся людей, и часто разглядывают вас с еще большим интересом, чем вы их.
Был один забавный случай, когда дятел выдолбил себе дупло в стене нашего дома, мы были просто ошарашены и довольно долго не могли понять, как нам вести себя в такой ситуации. А белки - они ежегодно съедают все орехи с миндального дерева, которое растет у ворот дома. Причем они делают это в любое время, совершенно не обращая внимания, есть кто-либо во дворе или нет, засыпая скорлупками поверхность двора. Также их добыча -  орешки из шишек ливанского кедра, который растет у ограды дома.













В предгорье Перчем также находится старейший судакский лесопарк с одноименным названием, любимое место отдыха судакчан. Он представляет  собой  лесной массив площадью 4,6 га, который состоит в основном из Крымской сосны и сосны Станкевича – местного эндемика (это вид сосны, который произрастает только в Судакской долине). Посадки эти рукотворные и были сделаны до и после Великой Отечественной войны по распоряжению Сталина, чтобы противостоять "опустыниванию" и эрозии местных почв.

Лесопарковая зона:












Когда и как лучше подняться на гору?

Взобраться на гору – это всегда огромное удовольствие: виды захватывают, а склоны довольно пологие и по ним легко подняться даже не очень тренированным туристам. Единственное время, которое не очень подходит для таких походов –  конец июля, начало и середина августа, когда зной не отступает даже ночью.

Отправиться в горы можно и самоcтоятельно, если вы знаете маршрут (стоит все же заранее оставить заявку о выходящей группе в местном  отделении МЧС и взять с собой все необходимое, включая запас еды, воды и непромокаемые чехлы для телефонов, плащи - на случай дождя, а также необходимо зарядить средства связи). В случае, если вы никогда не были в местных горах, лучше  все же воспользоваться услугами гида: регулярных экскурсий по такому маршруту экскурсионные бюро Судака не предлагают, но можно заказать индивидуальную экскурсию: цены варьируются в пределах 2000-2500 руб. с группы.

Гиды, конечно, попадаются разные (так, один раз наемный гид даже предлагал нам покурить с ним "травки" на вершине; как он спустился домой с горы - для меня до сих пор большая загадка).
Но в этом году нам очень повезло: свою профессию наш гид – спортивный мужчина лет 40-ка – предпочел оставить в секрете, но я догадываюсь, что он - учитель истории (уж,  слишком хорошо он помнит даты). На раз-два он ошарашил нас замечанием, что мы не помним дату включения Крыма в состав Российской Империи ( эта дата - 19 апреля 1783 года императрицей Екатериной II был подписан манифест о присоединении к Российской Империи Крымского полуострова, острова Тамань и области, теперь являющейся Кубанской и частью Украины).

Так что,  на этот раз экскурсия была очень познавательной и подробной. Кроме прочего, наш гид интуитивно предчувствовал надвигающийся дождь и поэтому "гнал" нас нещадно. И оказалось - не зря.

Всем выходящим в горы очень советую свериться с прогнозом погоды и не выходить, если обещают дождь. Мы знали, что дождь должен был быть, но понадеялись на "авось", в результате  в горах нас застала гроза (не поступайте так непредусмотрительно, как мы !). Могу сказать, что такая ситуация связана с реальной опасностью для жизни: склоны становятся слишком скользкими, а молния часто ударяет прямо в метре от вас. Благодаря нашему экскурсоводу, который сразу задал очень быстрый темп, гроза нас  все же настигла, но  только,   когда мы уже почти спустились с горы. Но,  нам "хватило" и этого.
Экскурсия в среднем может длиться от 4-х до 6-ти часов,  в зависимости от маршрута и физической подготовки участников. Мы прошли весь маршрут за 5 часов.


Перчем – исторический и природный памятник

Это замечательное и уникальное место кроме всего прочего является настоящим историческим памятником: на склонах горы находятся развалины нескольких древних Византийских монастырей. Эти монастыри в большинстве своем были основаны беглыми греческими монахами, которые покинули Византию, спасаясь от преследований иконоборцев. Лучше всего сохранились развалины монастыря на самой вершине, о нем дальше и пойдет речь.

Развалины монастыря на вершине горы Перчем:







Иконобо́рчестворелигиозно-политическое движение в Византии в VIII — начале IX веков, направленное против почитания икон. Иконоборцы считали изображения святых «идолами», а почитание икон — «идолопоклонством», ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5)). В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон. Итогом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально закреплено на Иконоборческом соборе в 754 году при поддержке императора Константина V Копронима, сурово ополчившегося против иконопочитателей, особенно монахов.Однако позднее, при новом патриархе Мефодии в 843 году состоялся новый собор, снова подвергший иконоборцев отлучению.

Большую роль в росте иконоборческих настроений сыграло влияние новой религии — ислама, враждебно относящегося к изображениям всего одушевлённого. В районах Римской империи, граничивших с землями арабских племён, издавна процветали христианские ереси — монтанизм (религиозное движение II в.), маркионитство (гностическое течение в раннем христианстве), павликианство (армянское средневековое христианское движение). Адепты этих христианских течений, по-видимому под влиянием ислама, стали испытывать всё больше сомнений в истинности иконопочитания, а византийские императоры, вынужденные искать мира с Арабским халифатом, шли на уступки иконоборцам. Известно, что император Филипп до своего свержения в 713 году собирался издать закон против почитания икон. Защитники же иконопочитания называли таких императоров-иконоборцев «сарацински мудрствующими».

Как выглядит древний монастырь сегодня

Итак, проделав немалый путь "на подъем" (мы поднимались со стороны татарского поселка Асрет в черте города Судака), вы можете добраться до остатков Византийского монастыря у вершины горы Перчем. Сразу скажу, что памятник находится в очень плачевном состоянии.  Когда-то здесь  проводились раскопки.

Храм, крошечный по площади, находится на каменистом выступе, как нам объяснил гид, - на специально выровненной площадке - в небольшой можжевеловой роще.
Вокруг него виднеются остатки фундаментов других построек: тоже очень небольших по площади (чуть более 1м х 3м), видимо, келий или хозяйственных помещений. Некогда здесь проживало до 12 послушников: сейчас в это очень сложно поверить, площадка около монастыря просто,  ну, очень маленькая. Вокруг непроглядный лес, сверху очень хорошо видна вся судакская бухта: храм еще служил и маяком в древности.

Вот какую информацию оставили о храме ученые-археологи, которые изучали его в 90-ых годах (далее по тексту).

Из истории монастыря

Храм возник около VIII веке, покинут в XV веке в связи с турецким нашествием. Впервые объект был зафиксирован разведочными работами в 1926-1928 годах экспедицией А. Фомина. В 1993-1994 годах были исследованы фундаменты основной части храма. Храм представлял собой довольно крупное для этой местности сооружение.

Конструкция храма - двухапсидная (то есть с небольшой пристройкой сбоку); в западной части имеется обширный входной зал. В строительных остатках видны следы перестройки, последовавшей вслед за пожаром, очевидно уничтожившим почти до основания первоначальное сооружение. При раскопках в 1993 году рядом с входом в храм была обнаружена фреска на квадрате стены с живописной рамкой. Сохранился фрагмент надписи на фреске, при прочтении в переводе он гласит: “... воздвигнут от оснований храм святого великомученика и бессребреника Пантелеимона (?) трудами такого-то ...”. Речь в надписи, скорее всего, идет о возведении от основания храма (а, вероятно, и всего монастыря) в XIII-XIV вв. То есть на месте некогда сожженного монастыря был вновь воздвигнут храм в честь Святого Пателеймона-Целителя.

Южный неф (то есть не основное, а пристроенное помещение), имевший отдельный каменный алтарь, использовался для погребения и заупокойных служб. Есть все основания отнести монастырь к обычному типу поздневизантийских монастырей, находившихся под патронатом частных лиц. Как правило, их территория или храм использовались для погребения членов семьи патрона, а братия проводила заупокойные службы у их могил. Предположительно архитектурная форма строительства двухапсидных храмов сложилась под влиянием переселенцев-армян.


Почему монахи селились так далеко?

Современному светскому человеку может показаться странным такая удаленность монастыря: со стороны место кажется очень глухим. Однако выбрано оно было не случайно: недалеко (то есть минут 20 пешком спуститься с горы и далее подняться тоже на  крутую гору) находится горный источник с  чистой водой, который берет начало на самой вершине. Сейчас он носит название "Родник Верности". Именно сюда и ходили монахи, чтобы пополнить свои запасы воды.

Неподготовленному человеку этот путь к источнику может показаться очень тяжелым, особенно "на подъем". Место действительно было удаленным и глухим, с другой стороны, при необходимости,  можно было все же в любой момент спуститься в город, закупить провизию и другие необходимые предметы быта.

Жителям больших городов при слове "храм" представляются обычно огромные соборы. Эта церковь "сломала" все мои стереотипы: она очень скромных размеров да и в весьма удаленном месте. Только позже, прочитав описания устройства новоафонских скитов ("скит" - небольшой посёлок из нескольких келий в отдалении от монастыря), я поняла, что монастыри на Перчем – практических их точная копия.

Чтобы понять, как жили монахи на горе Перчем, стоит посмотреть на Новоафонские скиты и монастырь.

Подробнее о новоафонских скитах

Кроме монастырских обителей, на Святой Горе Афон (Греция) действует множество скитов, в которых живут монахи. Скиты на Афоне относятся к тому или иному монастырю, поэтому собственной земли у них нет, и в монашеском самоуправлении они не принимают участия. Иноки в скитах ведут один из двух типов монашеской жизни: общежительный или идиометрический. По общежительному типу устроены только русские и румынские обители, в то время как все греческие скиты являются идиометрическими. Это значит, что монахи в этих скитах живут отдельно: каждый в своей келье. Все вместе они собираются на молитву или трапезу только по воскресеньям либо на праздники. Это своего рода пограничная форма между совместным проживанием и отшельничеством.

Описание нескольких новоафонских скитов

Скит Святой Анны: эта обитель относится к главенствующему монастырю на Афоне – Великая Лавра. Скит был основан в XIV веке и считается одним из древнейших на Святой Горе. Монахи, которые здесь живут, отличаются строгостью в соблюдении устава: в мир не выезжают, ночью перед причастием не спят. В скиту хранится стопа матери Богородицы - праведной Анны.

Скит Продром: общежительный румынский скит, расположенный на высоте 250 метров над уровнем моря. Скит посвящен Иоанну Крестителю. Здесь хранится частица главы пророка, и чудотворная икона Божией Матери Продромитисса.

Скит Малая Анна: находится в 30 минутах ходьбы от скита Святой Анны. Кельи скита выстроены на крутой скале и с моря напоминают ласточкины гнезда. Согласно церковному преданию, первыми подвижниками, которые обустроили в этой местности келью, были преподобный Дионисий Ритор и ученик его Митрофан.

Скит Великомученика Пантелеймона: это греческий скит, который относится к монастырю Кутлумуш. Скит был основан на месте обветшалой кельи в 1785 году иеромнахом Харлампием. Главный храм скита был построен спустя 6 лет и посвящен святому Пантелеймону. Насельники скита свято чтят чудотворную икону Великомученика Пантелеймона, которая датируется XVIII веком.
Про монастырь Кутлумуш в нашем блоге можно прочитать большой материал
"Монастырь КУТЛУМУШ на горе Святой Новый Афон".

Ильинский скит Скит: основал преподобный Паисий Величковский. Когда в XVIII веке преподобный подвизался на Афоне, братия монастыря Пантократор предоставила Паисию Величковскому небольшую келью. Вскоре вокруг преподобного стали собираться ученики, появлялись новые кельи, и в 1892 году образовался уже полноценный скит.

Скит Старый Русик: уже из названия ясно, что это русская обитель, которая относится к Свято-Пантелеимоновому монастырю. Скит был основан в XII веке монахами, которые желали вести уединенный образ жизни. Во второй половине XIX века в скиту были построены храмы в честь святого Пантелеимона и иконы Божьей Матери «Почаевская».

Ксилургу: это еще один скит, который относится к русскому Пантелеимоновому монастырю. Он построен на восточном склоне Святой Горы и спрятан в чаще густых лесов. Согласно церковному преданию, Ксилургу основали дружинники святой княгини Ольги в X веке. Соборный храм скита освящен в честь Успения Богородицы. В 1885 году был построен новый двухэтажный братский корпус с параклисом во имя святых Кирилла и Мефодия. Еще скит называют "Богородица".

Так живут монахи в скитах и монастырях на Новом Афоне, монастырь Симона и Петра:



Афонские отшельники:







Афонский пещерный скит:



Скит Святой Анны:



Афонский пещерный скит:




Панорама на вершине горы Перчем

Даже если вы неверующий человек, поход на Перчем может стать для вас ярким впечатлением: сама красота природы и потрясающие виды с вершины никого не оставят равнодушным.

Отсюда открывается панорама на северный крепостной склон, гору Полвани-Оба, где когда-то располагалась портовая зона, поселок Уютное. Вдали виднеются картины нижнего и верхнего ярусов обороны Генуэзской крепости, Девичья башня, Консульский замок. Немного дальше виден и сам Судак, восточнее, в хорошую погоду различимы мыс Меганом и Капсельская долина, а западнее распростерлась Кутлакская долина. Вдалеке виднеется гряда Крымских гор с массивами Демерджи-Яйла, Караби-Яйла и Бабуган-Яйла. Венчает картину знаменитая Медведь-гора.

Судакская крепость на закате:



Вид на гору Крепостная (где расположена крепость) и гору Сокол со стороны Судакской бухты:



Вид с горы Перчем на гору Крепостная, гору Алчак и Судакскую бухту:



Вид на окружающие горы:





Несколько фотографий цветения на горе Перчем и ее окрестностей весной.


Цветущий миндаль в окрестностях Перчем в феврале:













Птицемлечник:



Крымские горные и луговые цветы, фото по часовой стрелке, ботанические названия:
прострел крымский (цветок фиолетовый, цветет в апреле-мае, луковичный многолетник);
наголоватка грязная (цветок пурпурный, сухоцвет для букетов, цветет в мае-июне, свое название получила благодаря  неопрятному виду коробочки во время созревания семян);
мускари кистевидный (или мышиный гиацинт, луковичный низкий многолетник, цветы белые, синие, фиолетовые, цветет в апреле-мае);
пион узколистный (многолетник, цветет в апреле-мае, имеет  неприятный запах, цветки  красные, опыляются муравьями)

Автор фото Ангелина Гурина. lina_gurina




Гора Перчем в декабре месяце, а точнее фото сделаны 31 декабря, прямо зимняя сказка "Двенадцать месяцев" (фото Ангелины Гуриной, судакской художницы и нашей соседки):
















Осенние виды моря в Судаке и Судакской долины (фото А. Гуриной):













Все фото, кроме вышеупомянутых фото Ангелины Гуриной, сделаны автором поста.


Источники:
О новоафонских скитах: здесь
Об истории монастыря на вершине Перчем: здесь
Об иконоборчестве: здесь
Tags: #Крым, Без политики, Природа, Путешествия, Россия
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments