
РЕКЛАМА В КИНО БЫЛА ВСЕГДА
(27 августа был День российского кино)
Люди, которым довелось жить во времена СССР, будут твёрдо стоять на своём: рекламы в советских фильмах не было ! Но они ошибаются - реклама всё-таки была.
В советской журналистике и вообще в советских СМИ даже был специальный термин - "скрытая реклама". Это когда что-то печатали в газетах или показывали в кино, но не говорили, что это и есть реклама, "вплетённая" в текст.
Однако следует отметить, что в фильмах времён СССР никогда не рекламировали и даже стремились не показывать "Кока-колу", джинсы и длинные волосы у молодёжи, считая это атрибутами "загнивающего Запада".
А показ эротики (секс в кино назывался порнографией и преследовался по закону), отдыха в отелях на Багамах и Канарах, рок-н-ролла и буги-вуги по идеологическим соображениям был и вовсе запрещён.
Зато обычным делом в наших фильмах было воспевание советского строя, успехов социалистического соревнования, достижений в космической и авиационной технике, выпуске новых моделей автомобилей. И это было чистая правда !
Например, в популярной кинокомедии "Бриллиантовая рука" (1968 г.) главарь контрабандистов, по кличке "Шеф", сообщает своим гостям в ресторане "Плакучая ива": "по совету друзей я решил купить автомашину "Москвич". Новая модель !".
И вскоре нам показывают, что этот "Шеф" едет на, действительно, замечательном автомобиле "Москвич-408" красного цвета (как раз том, из которого потом выпал Семён Семёныч Горбунков).
Кстати, в 1982 году на экраны советских кинотеатров вышел фильм "Спортлото-82". Это была простенькая, с претензией на смешную, кинокомедия, каких тогда было множество.
Следует сразу отметить, весь этот фильм был самой настоящей рекламой лотереи "Спортлото" и по сути прививал гражданам СССР интерес к азартным играм.
Но это ещё не всё. Фильм снимали в Крыму. На этом кадре мы видим привал "дикарей", точнее стоянку "автокочевников" (мыс Капчик), а на заднем плане вазовскую "тройку".
А теперь вспомните, у кого в 1980-81 году мог быть автомобиль ВАЗ-2103 ? Ведь по тем временам он стоил огромные деньги. Кстати, в те годы дорогая машина была точным индикатором, какие доходы, включая нетрудовые, имеет конкретный гражданин.
Так, неужели владельцы таких машин не могли найти денег на поезд (билет на Юг в купейном вагоне стоил, примерно, 20 рублей) и на путёвки в дом отдыха, а поехали на престижном автомобиле (своим ходом) на курорт, чтобы жить в палатках безо всяких удобств ? Впрочем, в жизни всегда находятся чудаки и любители острых ощущений...
Думается, что подтверждением того, что вазовская "тройка" была не по-карману простым трудящимся является и фильм "Москва слезам не верит", вышедший на экраны ещё в 1979 году.
Катерина, героиня этого фильма, за двадцать лет стала директором (!) крупного предприятия. И вполне закономерно, что она стала ездить на престижной (для тех лет) вазовской "тройке", в отличие от простых работяг, ездивших на народном "Москвиче" или горбатом "Запорожце".
Скорее всего, в этих фильмах была скрытая реклама этого автомобиля, в отличие от кинокомедии "Невероятные приключения итальянцев в России". Вот в ней уже агрессивно рекламировали ВАЗ-2103. Но это и понятно, ведь фильм был снят ещё в 1973 году, когда надо было "раскручивать" эту модель и расширять рынки сбыта этой машины.
От себя добавлю, что я полюбил симпатичную вазовскую "тройку" ещё жарким летом 1973 году, когда убедился не только в её прекрасном дизайне, но и отличных ходовых качествах. Как жаль, что я не стал кинорежиссёром !..
(Из старых черновиков)
Сергей Палий.
(На фото: кадр из фильма "Спортлото-82")
Community Info