selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Category:

Костюмированная история: фильм "Золушка" (1947) с Яниной Жеймо

_900 x 600 7.jpg

Все мы хоть раз смотрели сказку "Золушка" с трогательной Яниной Жеймо, и многие убеждены, что лучшей истории про добрую девушку, мечтавшую попасть на бал, до сих пор не сняли. Советская "Золушка" снималась в тяжелые послевоенные годы, в Ленинграде, который еще не оправился от блокады. Но, несмотря на сложные условия, кино получилось легким, волшебным и очень красивым.

Во многом успех картины связан  с полной очарования Яниной Жеймо, идеально, в свои  тогдашние тридцать семь лет, вписавшейся в роль юной Золушки.  Но важна и сказочная атмосфера: дворцовые интерьеры, кареты и, конечно, наряды.


Кадр из фильма "Золушка"

Фильм "Золушка" был утвержден к производству в конце мая 1945 года, а вышел в 1947 году. Его снимали режиссеры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро. Сценарий, специально под Жеймо, написал знаменитый драматург и писатель Евгений Шварц. А эскизы костюмов и декораций "Золушки" принадлежат художнику Николаю Акимову.


Советский театральный режиссёр, сценограф, педагог, художник (портретист, книжный график, иллюстратор, плакатист, кино), публицист, народный артист СССР Николай Павлович Акимов

Это был союз близких людей, порой даже родственников или бывших родственников. Например, режиссер Кошеверова пригласила делать эскизы к "Золушке" своего бывшего мужа, художника Акимова. Он привел с собой свою вторую жену Елену Юнгер, которая сыграла одну из вредных сестер Золушки.


Кадр из фильма "Золушка" . Елена Юнгер

"Золушка" с самого начала могла бы быть цветной (фильм отреставрировали  и "раскрасили" в 2009 году), о чем говорят красочные эскизы. Но в послевоенное время с пленкой было непросто, в итоге кино было снято на трофейную черно-белую пленку.

Кроме Николая Акимова над костюмами в фильме работали художники Татьяна Левицкая и Е. Шибинская

Самым сложным, с чем им пришлось столкнуться, было полное отсутствие материала из которого можно было сшить сказочные костюмы для королевского бала. Съемочная группа приносила из дома все, что хоть как то могло помочь работе.


Кадр из фильма "Золушка" . Костюм волшебника явно сшит из занавески.

Костюмерные "Ленфильма" после войны были в ужасающем состоянии, большая часть помещений cгорела или была уничтожена бомбами, поэтому платья для Золушки и главных героинь пришлось шить из занавесок

Большую часть костюмов сшили из бархатных и велюровых штор и  скатертей, из обрезок тюля. Пышное бальное  платье Золушки  - не стало исключением: его сшили из обрезков шифона, которые когда-то приберегла Фаина Раневская.

4.jpg
Кадр из фильма "Золушка"

Впрочем, у Золушки в фильме не одно, а два бальных платья. Давайте вглянем на них поближе.

В первом платье художника по костюмам явно вдохновила середина XIX века с пышными юбками на кринолинах (специальных каркасах в форме купола). Носили тогда и корсажи с заострёнными лифами. У бальных платьев были короткие рукава и вырезы, открывающие шею и грудь, а юные девицы чаще всего носили именно такие, светлые воздушные наряды из лёгких тканей. Вот разве что у настоящего платья той поры декольте открывало бы плечи и рукава были бы другой формы и покороче.

Зато сколько материалов использовано в этом платье! Тут вам и атласный лиф, и узорчатые узкие нижние рукава, и воздушные тюлевые поверх них, и кружево по краю выреза... Особенно интересна юбка Золушки. Кринолин под ней не очень длинный, судя по тому, как ведёт себя подол платья в движении. А сама юбка, по всей видимости, из нескольких слоёв, с отделкой атласными бантиками.
.

Кадр из фильма "Золушка"

Второе платье - того же типа. Атласный блестящий лиф, пышная матовая юбка и пышные же рукава с крылышками. Но у этого платья вырез треугольный, лиф не гладкий, а с вышивкой, и рукава длинные, очень пышные, с высокими атласными манжетами. И в отделке рукавов почти теряется тесьма с блёстками, которая перехватывает их выше и ниже локтя...


.Кадр из фильма "Золушка"

Юбка, в отличие от предыдущей, без отделки. В ней, судя по всему, тоже несколько слоёв, причём поверх блестящего надет матовый, с разрезом впереди. И, главное, она не на круглом кринолине XIX века. Больше похоже на фижмы XVIII века, плоские спереди и сзади и широкие в боках.
.
.0 1 1Capture.PNG
Кадр из фильма "Золушка"

А если посмотреть сзади, то это даже больше похоже на т. н. "бамролл" конца XVI века (валик из ткани, который чем-то напоминает... да спасательный круг! их носили на бёдрах для придания пышности юбкам).

Кадр из фильма "Золушка"

Словом, эклектика! Но сказочная. А, учитывая обстоятельства, настоящее чудо..

Давайте теперь взглянем на наряд Феи-Крёстной. Тем более, что он тоже волшебный - почти неузнаваемо преобразил актрису Варвару Мясникову, которая сыграла пулемётчицу Анку в легендарном "Чапаеве" (1934).

В пьесе Евгения Шварца, и в фильме Фея появляется сначала как "солидно, соответственно возрасту одетая пожилая дама".

_____Capture.PNG
Кадр из фильма "Золушка"

Однако затем преображается: "Перед Золушкой стоит теперь стройная, лёгкая, высокая, золотоволосая молодая женщина. Платье её горит и сверкает, как солнце".


Кадр из фильма "Золушка"

Как известно из многочисленных сказочных иллюстраций, у феи должен быть головной убор. Высокий! Рогатый или остроконечный. Похожий на те фантастические сложные уборы, которые дамы носили в XV веке, да ещё с ниспадающей прозрачной вуалью.

___bbCapture.PNG

И головной убор нашей Феи - просто находка художника по костюмам Николая Акимова. С одной стороны, он действительно навевает воспоминания о старине. С другой - это же полумесяц! А сверху сверкают звёзды. Словом, почти что "месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит", только наоборот. А ещё можно вспомнить, что олицетворением луны была богиня Диана...

Словом, множество аллюзий!

И полумесяц, и серьги, и звёзды, и палочка, и юбка, и даже бретельки на платье - всё сияет, всё искрится! Спасибо чешскому бра от Фаины Раневской, которое разобрали на отдельные бусинки...


Кадр из фильма "Золушка"

Cам наряд при ближайшем рассмотрении оказался довольно соблазнительным.

__bhbvCapture.PNG
Кадр из фильма "Золушка"

Плотно облегающий лиф, высоко приподнимающий весьма пышный бюст. Обнажённые плечи (тоненькие бретельки не в счёт). Отделённые от лифа короткие рукав. Талия подчёркнута пышной и жёсткой баской, играющей роль верхней юбки и маленьких фижм (в стиле XVIII века) одновременно. Из-за узора и блеска ткань кажется похожей на чешую, а жёсткий каркас усиливает это впечатление.

__nbCapture.PNG
Кадр из фильма "Золушка"

Зато по контрасту многослойные юбки из тонкой прозрачной ткани кажутся особенно нежными. И если у Золушки платье, как и положено хорошим девочкам, закрытое, то Фея, дама, многое повидавшая, уже может себе позволить глубокое декольте!

Абсолютно незабываема и неподражаема в фильме Фаина Раневская в роли мачехи.
.

Кадр из фильма "Золушка"
.

.Кадр из фильма "Золушка"

"Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли", - говорила Фаина Раневская.

Во время съемок она заметно похудела, и не щадя лица, перекраивала его под образ зловредной алчной лесничихи. Раневская засовывала в рот кусочки ваты, чтобы приподнять скулы, подтягивала нос (в сказке нос у Раневской вздернутый) с помощью клея.


.Кадр из фильма "Золушка"
.


.Кадр из фильма "Золушка"
.
Кадр из фильма "Золушка"


Кадр из фильма "Золушка"

В фильме у Раневской как минимум три разных наряда, при этом актриса, по своей привычке активно участвуя в процессе съемок, изобретала фразы, жесты, и аксессуары, способные, по ее мнению, лучше показать ее героиню, усилить ее восприятие зрителями.

В своем дневнике она писала: "В сцене, где готовилась к балу, примеряла разные перья - это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья, и любоваться собой"



C костюмами  съемочной группе в конце концов улыбнулась удача. К тому времени, как начали снимать сцену бала и потребовалась масса роскошных нарядов, на костюмеров свалилось настоящее богатство – в 1945-м Красная армия (получившая название Советская в 1946 году) конфисковала в Берлинском театре три тысячи шикарных костюмов, и часть из них передали для съемок "Золушки".

Именно эти костюмы мы теперь можем увидеть на гостях и придворных в сказочном дворце.  А еще часть бальных костюмов взяли на время у Мариинского театра



Кадр из фильма "Золушка"

И именно поэтому в фильме представлено такое разнообразие стилей и фасонов из абсолютно разных стран и времен.  Но это сказка, а в сказке много чего можно нафантазировать, в том числе и платья из разных эпох на бал надеть.

1  post-5393-1482768309.jpg
Кадр из фильма "Золушка" . Здесь очень хорошо видно, что костюм принца из одной эпохи, а слуг - из совершенно другой.

"В павильонах не топили, и поверх платьев для королевского бала каждый обматывался платками и шалями. Но как только раздавалась команда "Мотор!", "гости бала" сбрасывали платки и валенки и вальяжно обмахивались веерами, как будто им жарко", – так Янина Жеймо описывала съемки в своем письме сестре.



Янина Жеймо была очень маленького роста, всего 148 сантиметров, и ножка у  нее была крохотной. "Хрустальные"  туфельки 31-го размера, которые торжественно вручил доброй девушке влюбленный в нее паж, на самом деле сделаны из оргстекла.


Кадр из фильма "Золушка"

В них невозможно было ходить, и тем более, танцевать. Но однажды Янина Жеймо их надела и очень аккуратно ступая, вошла в них в кадр.
.

"Хрустальная" туфелька из фильма "Золушка" в музее киностудии "Ленфильм"


В сценарии Золушка по просьбе мачехи безропотно надевает туфельку её дочери Анне. Жеймо была с этим категорически не согласна. Она считала, что Золушка должна бороться за свою любовь. Накануне съёмки актриса звонила Шварцу и просила переписать текст, но тот отказался.

Алексей Костричкин, правнук актрисы Янины Жеймо:
"– На следующий день назначена съёмка. Кошеверова командует: "Камера, мотор, начали!" Идёт сцена, доходит до этого момента, и прабабушка не может согласиться. Но она говорит: "Нет". И в этот момент Фаина Георгиевна Раневская делает удивительную вещь. Она говорит: "Золушка, если ты сейчас не наденешь туфельку Анне, то я выгоню твоего отца из дома". И тогда Золушка соглашается. Медленно идёт Шварц из глубины павильона. И вот дальше это просто нужно представить себе! Он обращается не к Янине Жеймо, он обращается к Фаине Раневской и говорит: "Фаина Георгиевна, Вы забыли сказать: "И сгною его под забором". На что Фаина Георгиевна отвечает: "Прости, дорогой, чувствую, что говорю что-то не то, а что именно…"


_900 x 600.jpg
Кадр из фильма "Золушка"

Жеймо тщательно перегримировывали перед каждым крупным планом, актриса старалась как следует высыпаться, чтобы хорошо выглядеть. Несмотря на это, "не золушкин" возраст мог бы "выступать", если бы не сияющие, распахнутые глаза Янины Жеймо…

Правда, небольшие хитрости для "омоложения" Жеймо все-таки применять пришлось. Например – длинные белые перчатки, которые Золушка надевает на бал – не случайность, – руки актрисы выдавали ее возраст.

6.jpg
Кадр из фильма "Золушка"

Все декорации и почти все костюмы фильма "Золушка" были утеряны. Цветная версия картины создавалась по сохранившимся эскизам художника Николая Акимова. В целости сохранились лишь хрустальные туфельки…


Слева направо эскизы Николая Акимова для фильма "Золушка" (1947): Лестница; Спальня мачехи и дочерей; Терраса Королевского дворца

_ 4 Capture.PNG
Эскизы Николая Акимова для фильма "Золушка" (1947)

ОтсюдаОтсюда Отсюда

И немного  Отсюда. Отсюда . Отсюда. Отсюда   Отсюда


Tags: Культура, Россия
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments