В нескольких древнерусских летописях упоминается дохристианский бог со странным именем Симаргл (Семаргл), идол которого стоял в Пантеоне языческих богов князя Владимира,
Например, в "Повести временных лет" от 980 года написано, что князь Владимир I Святославич
"...постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь"
В русских летописях Симаргл упоминался до XI века включительно, а потом исчез. По широко распространенной гипотезе имя Симаргл (Семаргл) связано со скифско-сарматской версией Cенмурва / Cимурга.
Не знаю, что это за версия, может быть скифский звериный стиль, но поскольку вчера был пост про кафтан с сенмурвами и там много чего было про торговые пути и культурный обмен, вот про торговые пути и культурный обмен и продолжим. Только вместо Сенмурва будет Симаргл
Одежды именно с Симарглом никакой не сохранилось, но сохранились прочие изображения, включая специальные обручи-браслеты, а это уже одежный аксессуар, так что одежда будет.
Начнем мы с типичного персидского сенмурва на тарелке Х века, найденной на раскопках в Гнездовских курганах под Смоленском. Находится в Москве, в Историческом музее.
Слева прорисовка историка Б. А. Рыбакова (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян Москва Издательство "Наука", 1981 г) , справа современный сувенир-копия с восстановленным изображением.
Это не местное блюдо, а привезенное каким-то торговцем с юга, очень уж здесь сенмурв нарисован канонически. Tарелка для нас важна тем, что показывает, что жители Древней Руси были знакомы со сказочным существом сенмурвом и знали, как оно выглядит. Кроме тарелки на территории Древней Руси есть и другие археологические находки с изображением классического сасанидского / персидского сенмурва, но сейчас тарелки достаточно.
Pельеф "Семаргл" с капители Борисоглебского собора в Чернигове. Х – ХІ в.
Белокаменная резьба во Владимирской области, фото ни в одном источнике не подписаны, это один из трех храмов XII века : Успенский собор, Дмитриевский собор или церковь Покрова На Нерли.
Теперь перейдем к браслетам, их очень много разных из разнообразных кладов, клады относятся к XII-XIII векам, это время Орды, средневековых разборок, набегов, разорения городов. С одной стороны тяжелое время, а с другой стороны, если бы не эти набеги и разборки, клады бы до нас и не дошли и изображений древних Симарглов мы бы, возможно, и не увидели.
Браслет 2 половины XII века из Тереховского клада (1876 год). Собрание Русского музея. Симарглы изображены слева снизу
Прорисовки историка Б. А. Рыбакова изображений Симарглов с браслетов -обручей из Старорязанского клада и Киевского клада.
Известные нам браслеты-обручи XII — XIII вв. поддерживали рукава женских рубах с очень длинными рукавами, почти до самой земли, которые вплоть до начала XX века надевались на игрища для плясок.
До участия в пляске участница прихватывала длинные рукава у запястья двустворчатыми шарнирными обручами, приспособленными именно для такой цели. Именно поэтому во всех кладах браслеты-обручи всегда парные
Перед танцем для того, чтобы распустить длинные рукава, плясунья расстегивала и снимала браслеты.
Сами браслеты-обручи очень часто изображали танец и плясуний. А еще он изображен на миниатюре XV века в одной из Радзивилловских летописей.
"Игрища". Миниатюра Радзивилловской летописи. XV век
Мы эту пляску хорошо знаем по сказке "Царевна -лягушка"
Для этого посмотрим в сторону Балтийского моря и скандинавского стиля эпохи викингов . Смотреть, наверное, надо с X века, стиля Jelling, чисто из-за хронологии Рюриковичей .
Похоже извивается?
Предполагаю, что ушли эти извилистые линии из русских орнаментов, наверное, во время Орды, просто потому что торговый и культурный обмен начался совсем другой и с другими народами.
Community Info