selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Category:

Почему древнерусский бог Симаргл так странно выглядит?



В нескольких древнерусских летописях упоминается дохристианский бог со странным именем Симаргл (Семаргл), идол которого стоял в Пантеоне языческих богов князя Владимира,

Например, в "Повести временных лет" от 980 года написано, что князь Владимир I Святославич
"...постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь"

В русских летописях Симаргл упоминался до XI века включительно, а потом исчез. По широко распространенной гипотезе имя Симаргл (Семаргл)  связано со скифско-сарматской версией Cенмурва / Cимурга.

Не знаю, что это за версия, может быть скифский звериный стиль, но поскольку вчера был пост про кафтан с сенмурвами и там много чего было про торговые пути и культурный обмен, вот про торговые пути и культурный обмен и продолжим. Только вместо Сенмурва будет Симаргл

Одежды именно с Симарглом  никакой не сохранилось, но сохранились прочие изображения, включая специальные обручи-браслеты, а это уже одежный аксессуар, так что одежда будет.

Начнем мы с типичного персидского сенмурва на тарелке Х века, найденной на раскопках в Гнездовских курганах под Смоленском. Находится в Москве, в Историческом музее.


Слева прорисовка историка Б. А. Рыбакова (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян  Москва Издательство "Наука", 1981 г) , справа современный сувенир-копия с восстановленным изображением.

Это не местное блюдо, а привезенное каким-то торговцем с юга, очень уж здесь сенмурв нарисован канонически.  Tарелка для нас важна тем, что показывает, что жители Древней Руси были знакомы со сказочным существом сенмурвом и знали, как оно выглядит. Кроме тарелки на территории Древней Руси есть и другие археологические находки с изображением классического  сасанидского / персидского сенмурва, но сейчас тарелки достаточно.

Ну а теперь посмотрим на местные древнерусские изображения собако-птицы Симарглa.


Pельеф "Семаргл" с капители Борисоглебского собора в Чернигове. Х – ХІ в.


Белокаменная резьба во Владимирской области, фото ни в одном источнике не подписаны, это один из трех храмов XII века :  Успенский собор, Дмитриевский собор или церковь Покрова На Нерли.

Теперь перейдем к браслетам, их очень много разных из разнообразных кладов, клады относятся к XII-XIII векам, это время Орды, средневековых разборок, набегов, разорения городов. С одной стороны тяжелое время, а с другой стороны, если бы не эти набеги и разборки, клады бы до нас и не дошли и изображений древних Симарглов мы бы, возможно, и не увидели.


Браслет 2 половины XII века из Тереховского клада (1876 год). Собрание Русского музея. Симарглы изображены слева снизу


Прорисовки историка Б. А. Рыбакова изображений Симарглов с браслетов -обручей из Старорязанского клада и  Киевского клада.

Известные нам браслеты-обручи XII — XIII вв. поддерживали рукава женских рубах с очень длинными рукавами, почти до самой земли, которые вплоть до начала XX века надевались на игрища для плясок.



До участия в пляске участница прихватывала длинные рукава у запястья двустворчатыми шарнирными обручами, приспособленными именно для такой цели. Именно поэтому во всех кладах браслеты-обручи всегда парные

Перед танцем для того, чтобы распустить длинные рукава, плясунья расстегивала и снимала браслеты.

Сами браслеты-обручи очень часто изображали танец и плясуний.  А еще он изображен на миниатюре XV века в одной из  Радзивилловских летописей.


"Игрища". Миниатюра Радзивилловской летописи. XV век

Мы эту пляску хорошо знаем по сказке "Царевна -лягушка"



Плясали таким образом в  основном на Русалии (поминальные дни). И в это же время приносили какие-то подношения Симарглу, видимо в виде еды (в поминальные дни до сих пор  в XXI веке принято оставлять на кладбище еду). Но я в этом не разбираюсь и ничего про Симаргла как бога не знаю.

Ну а теперь давайте разберемся, почему Симаргл (Семаргл) в отличие от Сенмурва (Симурга) такой извилистый, как плетеный  Вроде и там и там пес с крыльями, а ведь совсем не похожи.

Для этого посмотрим в сторону Балтийского моря и скандинавского  стиля эпохи викингов . Смотреть, наверное, надо с X века, стиля Jelling, чисто из-за хронологии Рюриковичей .
.


Похоже извивается?

В принципе, похоже извивалось много где и у кого, начиная со скифов и древних кельтов  Но поскольку у нас X-XIII века  и специфическая территория государства, возникшего благодаря торговому пути между Балтикой и Черным и Каспийским морями, то скандинавы с их стилем вписываются намного лучше. Торговый и культурный обмен.

Предполагаю, что ушли эти извилистые линии из русских орнаментов, наверное, во время Орды, просто потому что торговый и культурный обмен начался совсем другой и с другими народами.

В заключение добавлю, что верхняя картинка поста, найденная мною случайно в интернете, подписана как "Андреевский монастырь на Ленинских горах, 2008 год" Как они в монастыре этого Симаргла называют, я не знаю. Но Симаргл красивый, русский такой Симаргл, прямо так и хочется лубком обозвать.  От скандинавского звериного стиля ничего не осталось, округлостей персидского сенмурва тоже не просматривается. Просматривается русский лубок.


Tags: Культура, Россия
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →