enot2290 (enot2290) wrote in nash_dvor,
enot2290
enot2290
nash_dvor

Category:

Первые мотоциклы ИЖ: как рождалась легендарная советская марка мотоциклов

Встретить легендарный мотоцикл ИЖ сегодня на улицах можно нечасто. Но ещё 20 лет назад двухколёсные и трёхколёсные кони из Ижевска были довольно распространены. В эпоху Советского Союза мотоциклы ИЖ обходили по популярности знаменитый Урал, они были дешевле и купить их было проще.

В 1929 году на Ижстальзаводе группа инженеров под руководством П. В. Можарова начала работу по созданию мотоцикла для участия во Всесоюзном мотопробеге. Интерес и стремление разработчиков настолько велико, что всего за несколько месяцев они собрали 5 различных опытных образцов мотоциклов, от мощного и брутального ИЖ-1 до более компактного но проходимого ИЖ-5.

Остановимся детальнее на мотоцикле ИЖ-1, всё-таки он был первый.

Фото из интернета

Тяжёлый байк создан с применением новаторских технологий своей эпохи. По тем временам его можно было смело назвать одним из самых продвинутых мотоциклов мира. Мощный (1,2 литра, 24 л. с) четырёхтактный двухцилиндровый двигатель V-образного типа, 3-ступенчатая КПП, коленчатый вал мотора располагался продольно. Максимальная скорость 65 км/ч. Мотоциклы ИЖ-1 и ИЖ-2 отличались друг от друга незначительно. Эти тяжёлые байки были удобны в управлении. У ИЖ-1 был недостаток, он крайне плохо справлялся даже с лёгким бездорожьем, на ИЖ-2 эту проблемы решили.

ИЖ-3 оснащался двухцилиндровым V-образным 750-кубовый силовым агрегатом. ИЖ-4 и ИЖ-5 были лёгкими мотоциклами, с меньшим объёмом двигателя, зато весьма шустрыми и манёвренными.

Все 5 моделей успешно преодолели трассу мотопробега протяжённостью более 3 тыс. км. Однако к производству правительство одобрило лишь один из них — ИЖ-4. Позже и этот проект задвинули. Правительство СССР не считало нужным устраивать технические гонки с мировыми мотопроизводителями и конкурировать с ними. От инженеров требовали создать максимально простенький, дешёвый мотоцикл, чтобы позже запустить его в серию. На более же сложные проекты денег просто не давали.

Конечно, с точки зрения технологий это было серьёзной ошибкой. Искусственно заложили отставание страны и отечественных мотоциклов от мирового мотоциклостроения. Но приказы партии не обсуждались, инженеры воплотили в жизнь требования чиновников, разработав в 1933 году модель ИЖ-7.

Мотоцикл ИЖ-7 фото из интернета
Мотоцикл ИЖ-7

Именно ИЖ-7 стал первым серийным мотоциклом Ижевского завода. Он подвергся операции «снижения трудоёмкости», исчезли передние щитки, вместо удобных больших плоских подножек поставили небольшие круглые, вращающуюся ручку газа заменила поворотная монетка, и ещё много изменений, существенно снижающих комфорт от вождения и негативно влияющих на характеристики мотоцикла. ИЖ-7 оснащался одноцилиндровым, двухтактным с воздушным охлаждением, двигателем, объёмом 293 куб.см и мощностью 5,5 л. с. Максимальная скорость 80 км/ч, расход горючего 6–7 лит/100 км при ёмкости топливного бака — 12 литров.

Мотоцикл ИЖ-7 выпускался на протяжении 4 лет. Он успел поучаствовать в 8 мотопробегах и соревнованиях. Всего было изготовлено 5779 мотоциклов. Цена ИЖ-7 составляла 3360 рублей. В 1938 году на смену ему придёт следующее поколение мотоциклов — ИЖ-8.



Tags: Технологии
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments