selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Category:

Сталинский гламур и ярмарочная яркость костюма в фильме "Кубанские казаки" (1949)

_900 x 600 1.jpg

В 1949 году режиссер Иван Пырьев снял одну из самых красочных, радостных и веселых музыкальных комедий сталинской эпохи - фильм "Кубанские казаки".

Из-за постоянно менявшихся идеологических ориентиров у фильма была непростая судьба, но он до сих пор радует публику и интересной историей, и шикарной игрой актеров, и прекрасными костюмами. Oн входит в кинодвадцатку самых популярных советских лент и в "Золотую серию" советского кинематографа

Мне повезло найти научную работу двух аспирантов Краснодарского государственного института культуры - Максимовой А. В. и Мэлоян Э.С. про костюмы в этом фильме, и после добавления картинок, сокращения текста и избавления от слишком умных слов типа "семантические коннотации", "вернакулярный стиль", "амбивалентность экранного амплуа" и т.д., получился вот этот пост.

Поскольку жанр фильма музыкальная комедия, то перед режиссером и съемочной командой стояла задача сделать "фильм-праздник", "фильм-концерт". Даже первоначальное название фильма было не "Кубанские казаки", а "Веселая ярмарка"

В фильме работала целая команда талантливых художников: известный советский художник-станковист Ю. Пименов, кинодекораторы Б. Чеботарев и Г. Турылев, а также художник по костюму К. Урбетис.

Надо сказать, что в кино над декорациями и костюмами долгое время  работали театральные художники, специалистов именно для кино во ВГИКе начали готовить только с 1977 года, когда была открыта мастерская художников по костюму.

Константин Урбетис был выпускником Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН) 1930 года и работал в кино в 1936.  С режиссером И.А. Пырьевым Урбетис начал работать во время съемок фильма "Сказание о земле Сибирской" (1947), а затем сразу же перешел в съемочную группу "Кубанских казаков"

Первоначально фильм "Кубанские казаки" назывался "Веселая ярмарка" и перед художником стояла непростая задача – при том, что на Кубани ярмарок не было, нужно было передать богатство и яркость красок ярмарочного действия, придав картине кубанский колорит.
Историко-этнографические особенности костюма были при этом не важны, так как музыкальная комедия – это жанр, где история достаточно условно приближена к жизни.

Давайте рассмотрим костюмы главных действующих лиц и второстепенных персонажей.

Мужской костюм составляет цветовую оппозицию женскому: в первом сдержанность, локальность цвета (красный, белый, голубой), переходящая даже в монохромность, графичность, во втором – безудержная стихия цвета, перегруженность и пестрота орнаментального рисунка.

В мужском костюме можно выделить три основных комплекса: "традиционный" (стилизованный), полутрадиционный и урбанизированный.

Традиционный (стилизованный)  представлен традиционными элементами костюма кубанских казаков: черкеска, бешмет, башлык, наборной пояс, шапка-кубанка. В казачье платье – черкеску одеты молодые казаки в концертных номерах и на скачках. Самодеятельный коллектив танцует в черных и синих черкесках, красных бешметах и черных кубанках с красным верхом. Коневод Василий солирует в ослепительно белой черкеске с красными широкими отворотами на рукавах, в ярко-красном бешмете и такого же цвета башлыке.

5 Вася Тузов.jpg
Oппозиция "белый – черный" как бы предрешает победу одного и поражение другого соперника на скачках. Костюм Василия решен в красно-черных тонах: черная черкеска с красными отворотами на рукавах, красные бешмет и башлык.



Костюм Николая Ковалева лишен ярких цветов. Темно-серый бешмет, черная кубанка с серым верхом, черное галифе и такого же цвета башлык, отделанный белым кантом, их разбавляет голубой цвет в отделке белой черкески (отвороты). При этом обязательный элемент праздничного костюма – казачий пояс с кинжалом, атрибут настоящего казака.

"Облегченный" вариант казачьего костюма – бешмет, кубанка, брюки-галифе с сапогами.



В ярмарочном эпизоде Николай Ковалев появляется в серебристом атласном бешмете, гармонирующем по цвету с серо-голубым ситцевым платьем Даши Шелест.
_______zelned0_246056.jpg

Внешний облик главного фигуранта картины – председателя колхоза "Красный партизан" Гордея Ворона (артист С. Лукьянов) тщательно продуман – "наборной пояс, плетка в руках, цепочка от часов в грудном кармане, кубанка, усы, закрученные вверх, льняной чуб, лихо падающий на лоб, – рубака времен Гражданской войны"
.
2  kub_kazaki3-1280x-52a.jpg

Во внешности и в характере председателя есть что-то от образа Чапаева, созданного Б.А. Бабочкиным. Да и сам режиссер не скрывает своего восхищения Лукьяновым – Вороном: "Какой настоящей казацкой посадкой сидел он в седле! Как лихо и смело мчался он на коне по степи…"

Ворон расстается со своей гимнастеркой в двух случаях – на концерте художественной самодеятельности и на скачках.
.
2  127733.jpg
На концерте мы видим его в зрительном зале вместе с Пересветовой, одетым в "двойку" – зеленовато-коричневый полосатый двубортный пиджак и такой же материи широкие брюки (полугалифе). Белая рубаха "украинского фасона" (с наборным поясом) украшена на отложном воротнике, по сторонам пазушного прямого разреза и по подолу узкими полосами вышитого геометрического орнамента, исполненного в серо-голубой гамме. Дополняет костюм синий галстук в темную диагональную полоску.

2  bp (2) jpg.jpg

На скачках Ворон меняет гимнастерку на ярко-красный бешмет.

Вне зависимости от смены декораций два элемента – низкая шапка "кубанка" из курпея или каракуля с плоским донышком из ткани и кожаный (ременный) пояс с металлическим набором– являются маркерами региональной специфики одежды, даже если последняя в основных своих элементах приближена к городскому типу.

Во многих сценах, за исключением трудовых, колхозная молодежь, да и люди старшего поколения, носят с рубахой навыпуск или бешметом темные галифе, "выдержавшие испытание на свою целесообразность и функциональность" и сравнительно долго удерживавшиеся в бытовом костюме

Рубаха играет роль тонового и цветового "пятна" в ансамбле костюма, может гармонировать или контрастировать с другими его компонентами, иметь городской или "крестьянский" покрой, быть гладкоокрашенной либо орнаментированной (в клетку, полоску).

6   81654.jpg

Белые рубахи украшены вышивкой мелкого растительного или геометрического орнамента (нагрудная планка, воротник-стойка, край рукава, подол).
Народные мотивы, присутствовавшие в довоенной советской моде, оставались актуальными и в послевоенное время, став главной особенностью и источником создаваемой новой "советской моды".

6  107301.jpg
В трудовых сценах мелькает крестьянская косоворотка с укороченным рукавом.

Коневод Василий на ярмарке красуется в  белой рубахе с красной отделкой: воротник, шнуровка на груди и оторочка по краю рукава. Василий вообще часто переодевается, демонстрируя широкий спектр разнообразных костюмов

5 Вася Тузов5.jpg

По заданию Ворона, чтобы произвести впечатление на Дашу Шелест, он переодевается в костюм стиляги: клетчатые кепи и пиджак в серо-черных тонах, светлая зеленая рубашка и очень широкие галифе защитного цвета с узким казацким поясом.

5  98.jpg
Яркой деталью костюма является короткий красный галстук в белокрасный "горошек" и диагональную черную полоску. В то время подобную манеру одеваться предложили американские и трофейные немецкие кинофильмы, ставшие источником трансляции тенденций моды для советских людей, причем часть неискушенной публики восприняла этот попугайский стиль и началаименно так и одеваться. Реакция  девушек на " стилягу" - удивленно-насмешливый возглас "Ой, Вася, какой ты шикарный, прям артист!".

Однако, другой, более удачливый кавалер Николай предстает перед Дашей в солидном двубортном бостоновском костюме темно-синего цвета с широкими брюками. Такой наряд считался образцом высокой моды, знаком сталинского "благополучия".
.
4 Николай Ковылёв коневод1.jpg

Приобретший популярность в мужской среде гладкоокрашенный черный или темно-синий чистошерстяной бостон считался престижной тканью вплоть до конца 1960-х годов.

Дополнением к костюму Николая являлись элегантная стального цвета рубашка в узкую белую полоску и широкий длинный галстук цвета "бордо" с орнаментом в виде диагонального белого рубчика.

Рядом с представительной фигурой Николая очень эффектно смотрится Даша Шелест в ослепительно белой нарядной кофте, длинной красной юбке и прозрачном шарфе, накинутом на голову.

107290.jpg

В целом цветовая палитра женского костюма отличается феерической яркостью красок.

Основные компоненты женского костюма – разной длины юбка и кофта модных фасонов, сшитые из разнообразных по цвету и рисунку тканей, платок/шаль и шарф.

Цельнокроеное платье встречается редко.

Важную роль играет орнаментальный рисунок плательных тканей и платков – крупный яркий  узор из роз в "народном вкусе", мелкоузорчатые растительно-цветочные мотивы и каймы (павлопосадские платки). Имперскую роскошь и тяжеловесность костюма оттеняют воланы, оборки, рюши, фурнитура – атласные ленты, гипюр и аксессуары – нитки красных, черных, синих и белых жемчужных бус (намиста).

Переодевания главной героини Галины Пересветовой обусловлены двойственностью  ее экранного амплуа: с одной стороны, это обаятельная, привлекательная и любящая женщина, с другой – твердый и решительный руководитель передового колхоза "Заветы Ильича".
Оппозиция "мужское – женское" проявляется и в костюме: на официальном открытии ярмарки мы видим ее в черном пиджаке/жакете, придающем фигуре черты мужественности, но в то же время накинутый на светлые пряди волос белый ажурный (кружевной) шарф сообщает ее облику женственность и очарование.

3  508238.jpg
На скачках Пересветова переодевается дважды, выступая как зритель, официальное лицо и как непосредственный участник действия.

В первом случае она одета в красную цветастую юбку, красный платок, розовую кофту и зеленоватый пиджак, во втором – в голубой бешмет и кубанку.

c6a9ee9ef6.jpg
Этнорегиональная специфика женского костюма практически не выражена.

Некоторый "намек" на местный кубанский стиль художник делает в эстрадных костюмах двух  птичниц – Христофоровны и Никоноровны. Они облачены в яркие пестрые наряды: красные цветастые  украшенные оборками длинные юбки с рисунком, красные кофты, накинутые на плечи белые платки с каймами из красных роз и зеленых гирлянд, на головах черные с розами платки-повязки, сшитые наподобие шапочки (колпак, шлычка), концы которых завязаны вверху бантом (метелик)


6    07296.jpg


Как атрибут сталинского гламура можно рассматривать длинные женские волосы, заплетенные в густые косы и завязанные на концах розовыми бантами (солистки ансамбля художественной самодеятельности).

Колоритной деталью являются женские головные уборы. Прозрачные газовые шарфы вкупе с косами подчеркивают грацию, чистоту и обаяние молодости; узорчатые шелковые и кружевные платки – женственность; яркие цветастые платки/шали – тяжелую роскошь "бабьего" наряда.

_107308.jpg
3  127731.jpg



В целом костюму принадлежит значительная роль в организации колорита фильма и создании его эмоционально-образного строя. Исторические детали мужской одежды помогают зрителю ориентироваться во времени (послевоенный период), а также в выборе места действия, то есть костюм выполняет функцию региональной принадлежности, что и предопределило рождение нового названия "Кубанские казаки".

Костюм также представляет эстетический канон сталинской эпохи и тесно "увязан" с жанровой природой картины.

Мир колхозной ярмарки  с ее гипертрофированным изобилием очень красиво сочетается с пышностью и нарочитой яркостью нарядов.

Причем это впечатление не ослабевает даже в тех случаях, когда цветовой тон становится приглушенным, даже монохромным, особенно в любовных "дуэтах".

_900 x 600.jpg

Сталинский гламур с его помпезностью и тяжеловатой роскошью как нельзя более коррелировал с игровой природой фильма, построенной на эстетике обрядово-праздничного действия, в котором есть и долгожданное воссоединение многочисленных любящих пар, и неизменные любовные соперники.


Съемки фильма проходили в станице Курганной Краснодарского края (сейчас город Курганинск), и в настоящее время некоторые из костюмов, использованных в фильме, можно увидеть в экспозиции Курганинского  музея


Слева направо: экспозиция музея, костюм женский для массовых сцен в фильме Кубанские казаки. Конец 1940-х гг., костюм  Клары Лучко, исполнительницы роли Даши Шелест в фильме Кубанские казаки. Реплика. Начало 2000-х гг. (фото Д.И. Гангур)


Tags: Культура, Россия
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Recent Posts from This Community