selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Categories:

Художник по костюмам Анжелла Сапунова делится секретами отечественной киноиндустрии



Анжелла Сапунова – художник по костюмам. Член Союза кинематографистов России. Пришла на студию "Ленфильм" в 1969 году. Как ассистент и художник по костюмам работала на фильмах "Звезда пленительного счастья" Владимира Мотыля, "Левша" и "Оно" Сергея Овчарова, "Легенда об иконе" и "Наследник' Родо Седзи, "Год собаки" Семена Арановича и многих других.

В этом интервью она делится воспоминаниями о том, как в работали художники по костюмам

1 900 x 600.PNG
Анжелла Сапунова


КАК РАБОТАЛИ НАД КОСТЮМАМИ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ?

- Работа над фильмом начиналась на предподготовительном периоде. Режиссер осваивал материал, изучал сценарий, думал над сценами. В это время, когда еще неизвестно, кто будет играть в какой роли, находятся оператор, художник-постановщик, художник по костюмам. Собирается информация о персонажах. Если фильм исторический, художнику по костюмам приходилось много работать в библиотеках с источниками. Раньше отличная библиотека была на самом "Ленфильме". Но приходилось ездить и в библиотеку академии художеств, академии наук, музеи, исторические фонды. Длилось это месяца два-три. В конце художник должен был предоставить эскизы костюмов.

2 Эскиз к фильму Оно (1989) Сергея Овчаровa.PNG
Эскиз к фильму "Оно" (1989) Сергея Овчаровa  Фото: Александр ГЛУЗ
В основе сюжета - история уездного города Глупова от начала века до возможного будущего…


2       Capture.PNG
Кадры из фильма "Оно" (1989) Сергея Овчаровa

Эскизы принимали режиссер, художник и оператор. Все долго обсуждалось, часто переделывалось. Каждый вносил свои предложения. Если оператору по цвету что-то не подходило, он мог попросить поменять. Художники всегда делали несколько вариантов, а не один. Потому что всегда спрашивали: "А что у вас еще есть?" И потом часто компилировали. Брали что-то из одного варианта, из другого. Кино – это совместное творчество. И это проявляется даже в создании костюмов.

2 Леонид Куравлёв Василиск Семёнович Бородавкин  ONO.jpg
Кадр из фильма "Оно" (1989) Сергея Овчаровa

2  Олег Табаков — Дементий Варламович Брудастый-Органчик ONO.PNG
Кадр из фильма "Оно" (1989) Сергея Овчаровa
.
2  ONO.jpg
Кадр из фильма "Оно" (1989) Сергея Овчаровa

Соответствие костюма исторической эпохе зависит от художественного замысла. В классическом советском фильме "Анна Каренина", например, костюмы полностью соответствуют эпохe. А прически и грим у женщин современные. Но зритель на это не обращает внимания. Потому что модные тенденции определенного времени отпечатываются в кино.

В послевоенных фильмах, вроде "Пармской обители" или "Красное и черное" в костюмах героев можно увидеть женские плечики. Просто потому, что они были популярны в ту эпоху.

Впрочем, сейчас художники стараются точнее соответствовать историческому крою. Раньше во главу угла ставился художественный образ. Ведь для костюма самое главное – подчеркнуть характер героя.

3                Capture.PNG
Эскиз к фильму "Левша" (1986) Овчаровa Фото: Александр ГЛУЗ
Кадр из фильма "Левша"


СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЛ ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ?

- Художник по костюмам, даже если у него была самая низшая категория, получал оклад 150 рублей. Потом, конечно, категории становились выше и выше. На последней оклад был уже, кажется, 220 рублей. Плюс при работе над фильмом платили постановочные. Это где-то порядка 400 рублей. А за действительно успешный фильм – даже больше.

При подготовке костюмов приходилось проявлять смекалку. В магазинах ведь было ничего не достать! Если фильм совместного производства, то еще можно было закупать ткани в Венгрии или Германии. Иначе приходилось выкручиваться. Брались атласные ткани и покрывались шифоновыми и появлялись такие соединительные фактуры. Много исторических костюмов шили из портьерных тканей. В общем, это было очень интересно.

Раньше много фильмов получали "третью категорию". Это значит минимальное количество копий, узкий прокат… Но сейчас начинаешь их смотреть, и понимаешь, что в них больше правды, творчества, искусства, чем во многих известных. Вот, скажем, фильм "Мой боевой расчет" (1987) снимал Михаил Никитин. Это была лента про человека, для которого война была лучшим временем жизни. Это очень качественное кино, которое поднимает проблему человека на войне. А из-за того, что дали третью категорию, он очень мало шел.





С КЕМ ИЗ РЕЖИССЕРОВ РАБОТАТЬ БЫЛО ИНТЕРЕСНЕЕ ВСЕГО?

- Сергей Овчаров работает в очень интересном ключе. Вместе с ним мы сделали две картины: "Левша" и "Оно".



На фильме "Левша" 1986 года приходилось постоянно что-то изобретать. Там есть такие аглицкие военные. Для них мы придумывали уникальные костюмы, которые, конечно, к Англии не имеют никакого отношения.



Овчаров всегда стимулировал творческий процесс.

Например, в фильме "Левша" у генерала Платова должна быть стоячая бурка. Овчаров придумал, что генерал должен туда входить и выходить. Как в шкаф. Нужно было свалять бурку определенного размера. Мы связались с комбинатом народного творчества где-то в дагестанских горах. Спросили: можно ли такую сделать? Со мной поговорили по телефону, спросили размер. Ответили: "Хорошо! Через неделю будет готово!" Мы позвонили через 10 дней. Нам отвечают: "Да уже давно все сделано, приезжайте!" И вот из Дагестана к нам прилетела эта бурка. Дальше уже мы придумали конструкцию, чтобы эту бурку можно было носить.

4  _kadr-5.jpg
4  _;ougCapture.PNG

Еще интересные съемки были с японским режиссером Родо Седзи. Мы снимали фильм о японке, которая училась в Петербурге иконописи (“ Рин. Легенда об иконе". 1992)   Это был реальный человек, ее работы хранятся в Эрмитаже. Печально, что она уехала из России, заболев туберкулезом.

5 RIN legendaobik.jpg
Рин. Легенда об иконе. 1992

5 a   Capture.PNG
Рин. Легенда об иконе. 1992

С режиссером было очень увлекательно работать. Японцы – удивительные, широкие люди. У нас каждый съемочный день был словно праздник. Потом мы еще вместе делали фильм 'Наследник'. Жаль, я сейчас не знаю, что с ним.

6 Capture.PNG
Эскиз к фильму "Наследник" (1996) Родо Седзи  Фото: Александр ГЛУЗ

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КОСТЮМ ЗАБЫЛИ В ДРУГОМ ГОРОДЕ?

- На съемках фильма "Объяснение любви" (1977)  Авербаха все время забывались, терялись, пропадали костюмы. Началось все с того, что мы приехали в Николаев, где должны были снимать, а съемки отменили из-за плохой погоды. Детские береты, о которых говорил режиссер, я лично набирала в гардеробе, но в итоге они остались в Ленинграде. Пришлось искать в магазине какую-то ткань и кроить на месте перед съемками.


7  p-2012-12-22-0.png
"Объяснение любви" (1977)  Авербаха

Еще забыли плащ одного из главных героев. Причем он до этого был в нем отснят. Пришлось звонить в Ленинград. Специальный человек открыл гардероб, нашел его, привез в Пулково и вручил экипажу. Самолет доставил плащ в Крым. И я прямо на летном поле в Симферополе его получила от второго пилота.

Раньше художники писали в сценарии, какой костюм на герое в каждом кадре. Иногда даже зарисовывали. А я однажды на сериале "Моя жизнь" (1972) отвлеклась и не записала. В итоге получилась так, что героиня подходит к церкви в одной шляпе, а стоит там в другой. И выяснилось это только в Ленинграде на просмотре. Но режиссер сказал: ладно, может, она не в первый раз туда зашла. Так и получаются киноляпы.

8    Capture.PNG
Эскиз к фильму "Левша" Овчарова  Фото: Александр ГЛУЗ
Кадр из фильма "Левша"


Отсюда/


Tags: Культура, Россия
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments