tanafi (tanafi) wrote in nash_dvor,
tanafi
tanafi
nash_dvor

Category:

Паровоз "Феликс Дзержинский"

30 ноября 1931 года, в Луганске (Ворошиловград ) был выпущен первый тяжёлый грузовой паровоз серии «Феликс Дзержинский».
В Музее Железных дорог России находится паровоз ФД20-1103 ОдК. Ж.Д.
Паровозы серии ФД строились специально реконструированным для этого одним из крупнейших в мире Ворошиловградским заводом имени Октябрьской революции в 1932-1941 годах. Всего было построено около 3200 штук. В конструкции этого паровоза прослеживаются американские корни. В 30-х годах 20 века перед советским транспортом встала задача коренной реконструкции:



требовались мощные локомотивы, большегрузные вагоны, а также серьезная модернизация и усиление путевого хозяйства.
В качестве ориентира была выбрана северо-американская модель развития железнодорожного транспорта. В США были заказаны 10 паровозов серии Та и Тб. С учетом их особенностей был спроектирован отечественный паровоз ФД, названный в честь Феликса Дзержинского.

Паровой локомотив серии «ФД» - самый мощный отечественный грузовой паровоз серийной постройки. Его мощность в два раза превышает аналогичный показатель для машин серии «Э». Он имеет огромный шестиосный тендер, механический углеподатчик, который облегчает труд помощника машиниста. Углеподатчик приводится в действие небольшой паровой машиной, находящейся на тендере. Она вращает шнек – специальный винт, который при вращении перемещает уголь из угольной ямы тендера в топку. Там он разбрасывается по всей площади колосниковой решетки струями пара. Кроме того, на паровозе серии «ФД» имелись и другие новшества: брусковая рама, пневматический привод реверса, качающиеся колосники и ряд других современных приспособлений, которые не только облегчали труд паровозной бригады, но и повышали эффективность паровоза.
Паровозы серии ФД буквально преобразили весь отечественный железнодорожный транспорт: имея мощность свыше трех тысяч лошадиных сил, они могли водить тяжелые составы. Это потребовало коренной реконструкции буквально всего железнодорожного хозяйства на главных направлениях, в первую очередь – пути и деповских устройств, способствовало внедрению автосцепки и новых автотормозов, резко повысило скорость следования товарных поездов. В годы войны ФД взяли на себя все тяготы грузовых перевозок тыла. Работая на паровозах ФД, прославились такие легендарные машинисты, как Николай Лунин, Иван Блинов, Дмитрий Коробков. На равнинных участках Шумиха – Курган, Шумиха – Чистая одним паровозом ФД были проведены поезда весом 10-11 тыс. тонн.
Из архива, по материалам экскурсии в Музей Железных Дорог России.
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments