cand_orel wrote in nash_dvor

Category:

Музыка. ДДТ - дуст не выдыхается

Раз начал извлекать склеротические обрывки мыслей о зауральском наследии отечественного рока, то и, наверное, с присущей древнему возрасту инерцией мышления и продолжу.

«ДДТ» (DDT) — советская и российская рок-группа, основанная летом 1980 года в Уфе. Лидер группы, автор большинства песен и единственный бессменный участник — Юрий Шевчук. Название группы происходит от химического вещества Дихлордифенилтрихлорэтан (Дуст). Общеизвестны песни 1980-х годов («Дождь», «Не стреляй!», «Ленинград», «Родина»), 1990-х годов («Что такое осень», «В последнюю осень», «Это всё», «Белая река», «Ветер», «Любовь», «Просвистела»), 2000-х годов («Осенняя», «Капитан Колесников»). Основной тематикой творчества группы и её лидера Шевчука является гражданственно-патриотическая лирика, призыв к нравственному самосовершенствованию, отказу от насилия и преодолению ненависти, а также социальная сатира и протест. 

Это я обычным образом взял из Википедии, с которой в очередной раз согласен не во всем. Согласен с датами и с историческими событиями, которые и буду излагать оттуда дабы не изречь "новое слово" в биографии группы.

Честно скажу, что в середине 80-х я на ДДТ запал и не разочарован в их творчестве тех лет до сих пор... Есть при этом несколько но.

Во-первых, я для себя точно их не считаю рок-группой — возможно и именно согласен с определением — советская рок-группа. Именно в стилевом её восприятии. 

Во-вторых, сам Юрий Шевчук ныне как бы оказался революционером на пенсии (и их много таких в той или иной степени революционеров тех времен) в поисках точки приложения своих сил. Кончилось то время, когда "мы хотели перемен", и ДДТ остались не при деле. Вот эти поиски возможностей противостояния (кому противостояния? зачем противостояния?) выглядели достаточно смешно:

В принципе российский либерализм имеет свою национальную специфику сродни специфике ДДТ — это не либерализм, и это не рок. Такая вечная профессиональная оппозиция.

В-третьих, как следствие второго — репертуар... Да, песенки потом какие-то попсовые вообще были. А далее — можно назвать гражданской тематикой, но как-то не актуально  и не свежо. Хотя всё слушал не без удовольствия — но это уже не моё.

Поэтому, я далее, наверное — по историческим вехам с музыкальным сопровождением из 80-х.

В 1980 году в уфимском телецентре познакомились клавишник Владимир Сигачёв и Юрий Шевчук. У Шевчука была группа из трёх человек, которые исполняли политические песни. Сигачев играл в свадебной группе Геннадия Родина, которая базировалась в ДК «Авангард». Так сложилась новая группа. Названия «ДДТ» ещё не было, группа назвалась «ансамбль под управлением Геннадия Родина». 

Весной 1982 года Геннадий Родин принёс вырезку из газеты, где «Комсомольская правда» объявила конкурс молодых исполнителей «Золотой камертон». Победителям была обещана запись дебютного сингла на «Мелодии». В течение последующих трёх дней была подготовлена демонстрационная кассета: «Инопланетянин», «Чёрное солнце» и «Не стреляй!» и аранжировка песни Юрия Антонова «Все как прежде». К своему удивлению, музыканты прошли во второй тур. Когда потребовалось название, Владимир Сигачёв предложил «ДДТ», которое и было принято. Песня «Не стреляй!» стала лауреатом конкурса, а самого Шевчука пригласили в Москву для записи композиции «Не стреляй!» на студии «Мелодия». 

При помощи звукорежиссёра Игоря Верещаки в подпольных условиях в мае 1984 года записывается альбом «Периферия». После записи альбома «Периферия» у «ДДТ» начались трения с властями; в местной прессе появились разгромные статьи о группе, Юрия Шевчука вызывали в КГБ и угрожали уголовным сроком. 

Некоторое время Шевчук провёл в Свердловске, где играл с участниками группы «Урфин Джюс». К концу 1985 года материал для альбома «Время» был готов, но записать его в Уфе было невозможно. Шевчуку удалось договориться с московской студией. В Москве к группе присоединились Сергей Рыженко и Сергей Летов. Гитариста найти не удалось, все гитарные партии на альбоме были сыграны самим Шевчуком. Запись альбома была сопряжена с большими трудностями. 

В ноябре 1985 года Шевчук переезжает вместе с женой, сыном и матерью в Ленинград, где начинает собирать новый состав «ДДТ».

«ДДТ» показывает свою концертную программу на V фестивале Ленинградского рок-клуба в июне 1987 года и становится его главным открытием. На выступлении «ДДТ» на подольском фестивале состав усилился клавишником Андреем Муратовым и гитаристом Александром Бровко. По воспоминаниям Муратова, несмотря на то, что шёл проливной дождь, Шевчука било током и пару раз взрывался усилитель, группа блестяще отыграла свои 25 минут. Для записи альбома «Я получил эту роль» был приглашён джазовый саксофонист Михаил «Дядя Миша» Чернов, ставший вскоре постоянным участником. Альбом был выпущен на виниле и разошёлся тиражом в два с половиной миллиона экземпляров. Летом 1988 года группа выступила на VI Ленинградском фестивале и отправилась в первый концертный тур по стране. 

Популярность того периода отчасти была обеспечена программой «Взгляд». Сергей Ломакин в газете «Музыкальная правда» вспоминал: «"Взгляд" эксплуатировал закономерный интерес публики к социальному року. И показал массовой публике лучшие команды: «ДДТ», «Nautilus Pompilius», «Кино». Это была настоящая гражданская поэзия, и мы пробили этой музыкой брешь в цензурной стене. Параллельно с нами и с нашей помощью на музыкальные площадки страны прорывались подпольные музыканты. На т. н. «большой» планёрке в Останкино один из музыкальных редакторов однажды сказал: «Огромное спасибо «Взгляду» за то, что он открыл стране советский рок». Бутусов, Цой, Шевчук — это литература неравнодушных людей. Тогда музыка делала революцию...»

Весной 1992 года группа выпускает альбом «Актриса Весна». Композиции «Дождь», «В последнюю осень», «Родина» становятся «визитной карточкой» группы, а песня «Что такое осень» — по-настоящему народной. Настроение альбома, его название и основные музыкальные и поэтические идеи отразили перелом в творчестве ДДТ, произошедший в начале 1990-х годов; группа отходит от протестных ритм-энд-блюзовых композиций 1980-х годов («Мальчик-слепой», «Революция», «Пластун» и др.), многочисленные концерты уступают место редким, но проработанным концертным шоу с элементами театральной режиссуры. Юрий Шевчук становится более требователен к себе как к автору, устанавливает в группе сухой закон, завязывает «со всякой ерундой, которая сопутствует рок-н-рольной жизни», активно занимается спортом.

27 мая 1993 года, в день рождения Санкт-Петербурга, «ДДТ» дали бесплатный концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало около 120 000 человек. Летом 1993 года группа приняла участие в рок-фестивале «Белые Ночи Санкт-Петербурга», а осенью была удостоена музыкальной премии «Овация» как лучшая рок-группа года, а сам Шевчук удостоился титула «Лучший рок-певец года». 

В январе 1995 года Шевчук отправился с миротворческой миссией в район военных действий в Чечне, где дал около пятидесяти концертов для российских военных, а в октябре 1996 года «ДДТ» всем составом дали концерты в Грозном, Ханкале и в аэропорту «Северный», на которых присутствовали представители обеих противоборствующих сторон.

23 июня 1996 на стадионе «Петровский» Театр «ДДТ» организовал свой первый фестиваль, прошедший под девизом «Наполним небо добротой». Участие в нём, помимо «ДДТ», приняли «Алиса», «АукцЫон», «НЭП», «Аркестр Ау», «Странные игры», Настя Полева, «Рикошет», «Ва-Банкъ», «Фронт» и «Tequilajazzz», каждая из которых, по идее организаторов, представляла слушателям двух-трёх молодых или малоизвестных исполнителей, многие из которых («S.P.O.R.T.», «Пилот», «Сплин», «Король и Шут», «КС» и т. д.) впоследствии сами стали известными группами. 

В интервью журналу Fuzz Шевчук отметил, что 1990-е годы были крайне важным и насыщенным периодом жизни и творчества как для ДДТ, так и для него лично, и что на всём протяжении 1990-х годов он менялся из «честного, но несколько плакатного бунтаря» в лирика, однако не все понимают и принимают эту перемену. «Зал кричал: «Осень!», а я: «Ребята! Послушайте стихи…» Кайф просто. То есть некое насилие над залом мы устраивали, но оно было необходимо. Необходимо было не идти за залом, не петь то, что хочет он. Потому что я понимаю, что если начну это делать, то от меня очень скоро ничего не останется, кроме очков, бороды и пустоты между ними. Поэтому всегда нужно своё что-то тащить…»

Осенью 2000 года ДДТ начинает готовить новую концертную программу «20:00», посвящённую двадцатилетию группы, и презентует её 1 ноября в петербургском Ледовом дворце. 24 февраля 2001 ДДТ вместе с «Алисой» и В. Бутусовым отыграли концерт под названием «Три дороги», летом группа даёт концерт у Брестской крепости и с успехом выступает на фестивале «Нашествие». В середине 2001 года компания Grand Records переиздаёт на пятнадцати компакт-дисках ранее вышедшие альбомы, причём каждый альбом дополняется бонус-треками. 

В ноябре 2002 года увидел свет новый альбом «Единочество. Часть I».  27 мая 2003 года, ровно через полгода после выхода первой части «Единочества», вышла вторая — «Единочество. Часть II. Живой». В апреле 2005 года группа ДДТ выпускает альбом «Пропавший без вести» и отправляется в концертный тур в поддержку альбома и в честь собственного двадцатипятилетия. Во время тура «Пропавший без вести» были даны 47 концертов по городам России, Украины, Белоруссии, Германии, Израиля и Великобритании. 19 апреля 2007 года выходит новый альбом группы под названием «Прекрасная любовь», представляющий собой сборник старых и новых песен, которые исполнялись Юрием Шевчуком сольно, под гитару, и, за исключением некоторых песен, не издавались ранее в студийных версиях. 5 мая 2007 года группа дала акустический концерт на камерной площадке в Доме-музее Булата Окуджавы, в котором прозвучали песни с альбома, одноимённую заглавную композицию с которого Шевчук исполнил Окуджаве при личной встрече в 1995 году. 

С апреля по июль 2008 года при информационной поддержке Русской православной церкви группа играла миссионерский тур по городам Украины в честь 1020-летия Крещения Руси. На разогреве у «ДДТ» выступали украинские группы «Скай» и «Братья Карамазовы», а известный миссионер диакон Андрей Кураев читал проповеди, обращённые к молодым поклонникам петербургского коллектива. Главным концертом тура стало выступление в Киеве на Спивочем поле, которое собрало более ста тысяч зрителей. 

16 января 2010 года «ДДТ» выступила в СК «Юбилейный» с благотворительным концертом в поддержку реабилитационного центра «Дом надежды на горе». 29 мая группа приняла участие в благотворительном вечере в Михайловском театре, посвящённом сбору средств в поддержку онкологически больных детей. После этого концерта состоялась неформальная встреча участников концерта с премьер-министром Владимиром Путиным, на которой Юрий Шевчук вступил в полемику с премьером. Это событие громко освещалось в СМИ, в том числе и зарубежных.

26 октября 2015 года, на концерте, посвящённом дню рождения арт-центра «Пушкинская, 10» были представлены новые песни группы, одна из которых («Русская весна») стала одной из самых обсуждаемых в новостях и социальных сетях. В песне присутствует острая критика власти, хотя в 2014 году группа перечислила 500 000 рублей в «Фонд Доктора Лизы» с целью помочь людям в Донецке и Луганске. 31 декабря 2015 года на официальных страницах ДДТ было размещено видеопоздравление с Новым годом вместе с клипом на новую антивоенную песню «Третья мировая». 

В конце 2019 года ДДТ анонсировала масштабный гастрольный тур, посвящённый 40-летию группы. Начало концертов было запланировано на март 2020 года.

Интересные свежие отзывы о группе здесь — https://www.yaplakal.com/forum28/st/25/topic2199414.html

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.