prajt (prajt) wrote in nash_dvor,
prajt
prajt
nash_dvor

Categories:

Судьба человека. Зинаида Райх

В июне 1939 года Москву взбудоражило известие: арестован Мейерхольд. Люди из НКВД пустили слух: режиссера взяли на аэродроме при попытке сесть в самолет английского посла. Анна Ахматова презрительно бросила: «Кто же поверит, что он хотел бежать из Советского Союза один, без Райх?» Это был сильный аргумент. Все знали, что Всеволод Эмильевич просто помешан на собственной жене...




Познакомились они случайно. Мейерхольд зашел хлопотать о чем-то в Наркомпрос, а Райх сидела там, в секретариате Крупской, за пишущей машинкой. Красивая, высокая, коротко стриженная, в кожаной куртке и сапогах. На матовом лице глаза — как спелые вишни. Ей было двадцать восемь, ему — на двадцать лет больше. «Хотите ко мне в студию? — с ходу предложил Мейерхольд. — Я сделаю из вас актрису. Лучшую актрису России, обещаю вам!»

Вот это был поворот! А ведь еще утром Зинаиде Есениной-Райх казалось, что жизнь пропала окончательно! Ее брак с Есениным рухнул, не просуществовав и года. Осталось двое детей мал мала меньше. И ничем незаслуженная ненависть есенинских друзей. «Это дебелая еврейская дама. Щедрая природа одарила ее чувственными губами на лице круглом, как тарелка... Кривоватые ее ноги ходят, как по палубе корабля, плывущего в качку», — дерзил Мариенгоф. Шершеневич каламбурил: «Ах, как мне надоело смотреть на райх-итичные ноги!»

А как все начиналось...
Свою вторую жену, Зинаиду Райх, Сергунька, как называли его приятели, отбил у своего дружбана Алексея Ганина.
Шел 1917 год. Есенину 22. Мальчишка! Однако, уже известный «новокрестьянский» поэт. Зинаида Райх - сногсшибательная красотка, такая же юная (на год старше), машинистка в газете эсеров «Дело народа».
Поездка втроем она родину крестьянского поэта Ганина, в деревню Коншино под Вологдой, закончилась тем, что Ганин, занятый домашними делами (шел сенокос!) несколько "ослабил хватку". До этого он довольно долго добивался расположения Райх и, казалось, преуспел. Но заскучавший в деревне Сергунька неожиданно сделал Зинаиде предложение. То ли действительно влюбился, то ли сильно скучал.
Зинаида согласилась. Обвенчались в Кириках-Улитах, под Вологдой. До сих пор на место, где стоял когда-то храм, в котором венчались Есенин и Райх, приходят поклонники поэта, читают стихи, поют песни. Установили памятный камень, приятно.

Однако, брак не был долгим. Сначала молодожёны жили порознь. Потом съехались, уже после поездки к родителям Райх в Орел.
Но скоропалительный брак был обречен с самого начала.
Есенин гулял, выпивал, скандалил, оскорблял жену. И все же Зинаида терпела долго, и даже родила поэту двоих детей. И если дочь Татьяну Сергей любил, то сына - полюбить себя заставить так не смог.




"Сына я не люблю... " - его слова. Есенин любил детей, всегда носил их фотографии с собой, но Константина так до конца и не принял. Сын родился, когда они уже не жили вместе, брак расторгли в 1921 году. Есенин узнал о рождении наследника по телефону. Однако, сам выбрал для него имя. Мариенгоф утверждал, что Есенин хотел дать сыну нелитературное имя и долго искал такое. В итоге остановился на имени Константин. И после крещения (крестным Константина Есенина стал писатель Андрей Белый) расстроился, вспомнил: «Черт побери, а ведь Бальмонта Константином зовут».
Его первая встреча с сыном случилась, когда они в разных поездах оказались на одной станции. Анатолий Мариенгоф с трудом уговорил Есенина взглянуть на мальчишку. Есенин сдался: «Вошел в купе, сдвинул брови. Зинаида Николаевна развязала ленточки кружевного конвертика. Маленькое розовое существо барахтало ножками. «Фу! Черный!.. Есенины черные не бывают…».

Есенин возился с дочерью, но сыну не уделял внимания вовсе. Тот даже не смел называть его папой! Племянница Есенина Наталья Наседкина рассказывала:

«Когда Сергей Александрович пришел навестить своих детей, к двери подбежал Костя и, увидев отца, закричал: «Танечка, иди, к тебе пришел Есенин!».

Есенин пьяно откровенничал на каждом углу: «Не могу я с Зинаидой жить. Говорил ей — понимать не хочет»... В конце концов через Мариенгофа ей было передано: пусть убирается, у Есенина давно другая женщина. Райх ушла. По этому поводу Есенин сочинил пронзительные стихи: «Вы помните, вы все, конечно, помните, Как я стоял, приблизившись к стене; Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое в лицо бросали мне», — и на время забыл о ее существовании.
Впрочем, когда Зинаида с двухлетней Танечкой и годовалым Костей переехала к Мейерхольду, поэт вдруг заревновал и все порывался «идти бить Зинке морду». Случалось, плакал навзрыд, глядя из партера мейерхольдовского театра на бывшую жену.


Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх. 1920-е гг.



Зато с Мейерхольдом Зинаиде повезло. Этот от любви просто обезумел! Скоропалительно развелся с женой, с которой прожил без малого тридцать лет и от корой имел трех взрослых дочерей. Ввел Райх, не имеющую ни малейшего актерского опыта, в труппу своего театра, и сразу на первые роли. Однажды Всеволод Эмильевич спросил Мариенгофа: «Как вы думаете, Зинаида будет великой актрисой?» Тот ответил: «А почему не изобретателем электричества?». Больше Мейерхольд ничьего мнения на счет Райх не спрашивал.

А ее, если честно, раздражало в муже все: и этот наряд впавшего в маразм фронтовика — солдатская гимнастерка, феска с кистью и алый гарусный шарф. И его дикая речь с неожиданными остановками и неприятным смехом. И его худоба, и белесые немецкие глаза, и длинные цепкие пальцы, и манера вращать головой, как на шарнирах, на 45 градусов направо и налево при полной неподвижности плеч. Во всей фигуре Севочки — что-то странное, гофмановское. Ну как такого любить? А вот ей, Зиночке, приходится! Что за несчастье!

Просто выстраивал мизансцены таким образом, чтобы зритель волей-неволей смотрел только на нее, слушал только ее, восхищался только ею. У бывшей примы — Марии Бабановой отнималась роль за ролью. И когда один драматург принес пьесу, написанную специально для Бабановой, Мейерхольд переглянулся с Райх: «Вам, конечно, будет приятно узнать, что эту роль согласилась играть Зинаида Николаевна?». Великая Бабанова горько плакала, но Мастер был неумолим...


Зинаида Райх с детьми от Есенина: Константином и Татьяной.



Актеры созвали общее собрание, постановили: запретить Мейерхольду жениться на этой выскочке! Но он плевать хотел на их решения. После свадьбы Всеволод Эмильевич даже поменял паспорт и записался Мейерхольдом-Райх. Зинаида же ограничилась тем, что отказалась от второй фамилии — Есенина и сделалась просто Райх. Поначалу она надеялась, что ее второй брак не будет последним, и откровенничала с подружками: «Я очень надеюсь на Севочку — он сделает из меня большую актрису, и тогда я от него уйду. Поступлю в Московский Художественный, закручу головокружительный роман… Да хоть, к примеру, с Качаловым! Ведь какой красавец!» Но только со временем она убедилась: в МХТ ее не возьмут ни за какие коврижки! Потому что никто, кроме Мейерхольда, не считает ее одаренной актрисой.

Театральные рецензии пестрели издевками: «Очень слабо играла Зинаида Райх, и это все заметили, кроме Всеволода Мейерхольда. Но мужья всегда узнают правду последними», «Ее сценическая беспомощность, физическая неподготовленность и неуклюжесть, слишком очевидны». Всеволод Эмильевич отчего-то решил, что это — происки Бабановой, и той пришлось покинуть театр. Еще раньше ушел Игорь Ильинский — безусловная звезда, посмотреть на которого зритель валом валил в «ГосТИМ».

Впрочем, со временем страсти улеглись. Простая публика, не разбиравшая, где заслуга режиссера, где — актерское мастерство, к Райх привыкла, и стала-таки аплодировать. В одной берлинской газете даже написали: «Мейерхольд! Учись у Райх!», — Зинаида Николаевна вечно таскала эту глупую статейку с собой. Мужу это казалось трогательным, как и все другие ее «грешки»...


Зинаида с дочерью от Есенина Таней



Зиночка часто заставляла его ревновать. К примеру, увлеклась Николаем Волковым, гражданским мужем Ольги Книппер-Чеховой. Да что там! Она и дня не могла прожить без поклонников. Чтобы не допустить ни малейшей конкуренции, запретила мужу звать домой женщин — только мужчин. Гостей принимала роскошно одетая, остроумная, кокетливая — королева! Их квартира в Брюсовском переулке была образцом роскоши по-советски: мебель из карельской березы, ковры, японские вазы, хрусталь баккара. Мейерхольд привнес в это великолепие только одну деталь: пустые рамы без полотен на стенах: «Картину домыслит смотрящий», — объяснял Мастер. Он сам роскоши не любил, если не сказать: ненавидел. Так уж повелось с самой его юности, когда он не был еще ни Всеволодом, ни Мейерхольдом…

В середине тридцатых Мейерхольд еще оставался в фаворе у советской власти В изданной в 1933 году толстенной «Истории советского театра» он — единственный — был прямо обозначен, как гениальный режиссер. Он по-прежнему входил во всевозможные комиссии и комитеты — вплоть до 1936 года. Но к этому времени художественные пристрастия новой власти стали стремительно меняться. В советской литературе образцом для подражания был объявлен Горький, в архитектуре – Жолтовский со своими арками и колоннами, в кино – “Чапаев”, а в театральном искусстве — МХАТ.

Авангарду в советском искусстве пришел конец, его теперь стали именовать ругательным словом “формализм”. Вот тут-то Мейерхольду и стали припоминать «грешки».
Словом, стоило в газете один раз появиться подлому словечку «мейерхольдовщина», и началось! Отречения учеников, клятвы «вывести на чистую воду», требования «покончить», рекомендации «разоблачить»…
8 января 1938 года театр Мейерхольда закрыли.
Они еще пытались существовать. Была даже иллюзия, что все наладится — Райх взяли в театр Ленсовета, Мейерхольда приютил Станиславский в оперном театре.

Райх горячо, до умопомрачения жалела Мейерхольда. Иначе трудно объяснить то, что она сделала. Или она под конец совсем разучилась понимать что-либо, кроме себя самой, своих нужд и переживаний? Ведь она в одночасье лишилась высокого положения, аплодисментов, поклонников… Как бы то ни было, но Зинаида Николаевна, ни с кем ни посоветовавшись, отослала совершенно безумное письмо Сталину. В числе прочих непочтительностей там были и такие: «Как вы, грузин, можете судить о русском театре?», «Вам самому не помешало бы брать уроки понимания сценического искусства у Мейерхольда!». Вряд ли она знала, что подписывает и себе, и мужу смертный приговор...




* * *


20 июня 1939 года в Ленинграде был арестован Мейерхольд. Ему каким-то чудом удалось позвонить жене, но связь оборвалась, он так почти ничего и не успел сказать. Впрочем, не прошло и часа, как в московскую квартиру Мастера пришли с обыском. Первым делом была изъята копия того самого письма Сталину на 6 листах. В протоколе зафиксирована жалоба гражданки 3.Н. Райх, протестующей против поведения одного из сотрудников НКВД. Говорят, этот сотрудник получил строгий выговор от начальства — «за допущенное протоколирование жалоб обыскиваемого».

Мейерхольд тоже пытался жаловаться — написал Молотову: «Меня, 65-летнего старика, заставили лечь на пол лицом вниз и били по подошвам и по позвоночнику резиновым ремнем… Я выл и плакал от боли». Ответа, понятно, не получил. И через полгода признался во всем: в шпионаже в пользу англичан, японцев, в участии в троцкистской организации… Он назвал всех своих сообщников: Эренбурга, Пастернака, Катаева, Эйзенштейна, Шостаковича, Утесова… К счастью, ни одного из них брать не стали.

А поздним вечером 15 июля 1939 года Зинаиду Николаевну Райх зарезали грабители. То есть сначала пришли двое сотрудников НКВД, открыли балкон в кабинете Всеволода Эмильевича и опечатали его, не запирая на замок. А потом уж, минут через двадцать, двое неизвестных зашли через этот балкон в квартиру и нанесли хозяйке 17 ножевых ран. Соседи слышали крики Райх, но решили, что у нее очередная истерика. Впрочем, дворник все же выглянул из своей каморки — как раз в тот момент, когда двое мужчин садились в ожидавшую их машину.




Райх похоронили в том же черном бархатном платье, в котором она играла свою долгожданную «Даму с камелиями». Сразу по возвращении с кладбища ее дети — Татьяна и Константин Есенины — узнали, что обязаны освободить квартиру, так как она отходит НКВД.
Прошло несколько лет, и убийцы Зинаиды Райх были, наконец, названы народу: соседи Мейерхольдов, артист Большого театра Головин с сыном. И напрасно они твердили, что единственная улика — золотой портсигар с вензелем Мейерхольда — был подарен на день рождения! Преступникам пришлось-таки отсидеть в тюрьме несколько лет — пока их не реабилитировали и не освободили.

А Всеволод Эмильевич Мейерхольд ко дню своего рождения — 28 января 1940 года — получил, наконец, копию своего обвинительного заключения. Через пять дней, 2 февраля, его отвели в подвал Военной Коллегии и расстреляли.



Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (при рождении Карл Казимир Теодор Мейергольд), немец — российский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист Республики (1923).
Мейерхольд с радостью принял революцию и в 1918 году вступил в РКП(б).

Поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» Маяковского (1918 год). В марте 1918 года в кафе «Красный петух», открытом в бывшем Пассаже Сан-Галли, поставил пьесу Блока «Незнакомка».
С мая 1919 по август 1920 года жил в Крыму и на Кавказе. Пережил несколько смен власти, его арестовывала белая контрразведка.
Заведовал Театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса по приглашению наркома просвещения Луначарского (сентябрь 1920-февраль 1921).
В 1920 году начал активно вводить в театр программу «Театральный Октябрь». Вводит на Курсах мастерства сценических постановок преподавание биомеханики как теории движений. В 1921 году поставил вторую редакцию Мистерии-Буфф в Москве.
Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ) создали в Москве в 1920.
Параллельно Мейерхольд руководит Театром Революции (1922-24).
В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом


https://drug-gorod.ru/ljubovnoe-pomeshatelstvo-mejerholda/
https://zen.yandex.ru/media/tarakanova/poet-i-krasavica-neschastlivyi-brak-sergeia-esenina-i-zinaidy-raih-5f4fa4574ceb137c3d261682




Subscribe

  • Страсти по "Фердинанду"

    ЧАСТЬ 1 Предлагаю Вашему вниманию интересную статью об истории автомобилей, снятых в культовом советском фильме "Место встречи изменить нельзя".…

  • Вселенная в Твоей руке🙏🏻❤️🙏🏻

    Друзья, простите если что за повторы🤗 Как трудно часто нам Тебя понять, К словам Твоим относимся «промежду прочим» Так тяжело у нас это отнять……

  • Лисята из Ивановского

    В апреле возле Измайловского леса (на 108-м километре МКАДа) Дмитрий гулял вместе с другом. Они наткнулись на большую трубу, в которой ютились…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments