selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Categories:

Костюмы балета «Шахерезадa»

_900 x 600.jpg

В 2019 году в Пермском театре оперы и балета был поставлен балет «Шахерезада» на музыку симфонической сюиты Николая Андреевича Римского-Корсакова «Шехеразада».

Почему «Шахерезада», а не «Шехеразада»?

Римский-Корсаков написал сюиту на мотивы сказок "Тысячи и одной ночи", и в 1910 году  в «Русских сезонах» Сергея Дягилева на музыку этой сюиты был поставлен сказочный балет Михаила Фокина. Однако балетмейстер Пермского театра Алексей Мирошниченко решил изменить сюжет и вместо арабских сказок рассказал о жизни Фарах Пехлеви, жене последнего иранского шаха. Кроме новаторского сюжета в этом балете были довольно новаторские костюмы

Художник по костюмам Татьяна Ногинова рассказывает, как создавались костюмы «Шахерезады»

* * *

Когда я начинаю работать над балетным спектаклем, я вынуждена выбирать между двумя языками разговора со зрителем. Либо я могу целиком отступить на второй план и одеть артистов в трико, чтобы мы видели только линии тела и танец, тогда единственное, что останется от костюма, — это цвет. Либо я могу играть в документального кино, помогая рассказать историю. Часто костюмы работают энциклопедией, своего рода сигнальными огнями, которые помогают зрителю дополнительно сориентироваться во времени (помимо про­граммки) — он видит, допустим, что 1958 или 1962 год. На подсознательном уровне мы узнаем силуэты и считываем привязку ко времени: например, 1950-е мы узнаем по силуэтам Christian Dior.

1 Сцена из балета «Шахерезада».jpg
Сцена из балета «Шахерезада» © Андрей Чунтомов

В данном случае был скорее кинематографический подход. Мы старались рассказать историю, показать разницу между военным и гражданским, иранским и европейским, крестьянским и аристократическим костюмом. В некоторых сценах костюмом важно было показать местоположение, потому что декорация не позволяла это сделать: пространства сцены было недоста­точно, чтобы наполнить его важными деталями декорации, помогающими зрителю сориентироваться. Например, о том, что мы находимся в спальне, говорили элементы ночного костюма: ночная сорочка Фарах и нижняя рубашка императора.

* * *

Все зависит от автора хореографии и того пластического языка, который он выби­рает. Некоторые хореографы любят ставить танец в бытовых вещах, то есть можно, создав эскизы, просто пойти в магазин и купить готовую одежду. Если же это сложная хореография с огромным, часто используемым диапа­зоном движений: перегибы, фантастические прыжки, кувырки — то лучше не мучить танцовщика и дать ему возможность не думать о костюме, то есть исполь­зовать стрейчевые ткани. Но такие ткани абсолютно не держат форму, поэтому в балетных спектаклях часто используется комбинаторное решение костюма: эластичная основа, на которую набирается какая-то структура — например, кринолин.

Если действие происходит в наше время и нужна современная одежда, то можно купить готовый костюм и вшить в него эластичные кусочки — ластовицы, например, в подмышках. Но зрители не должны знать о том, что внутри. Например, когда артист балета поднимает руки вверх, плечи у обычного пиджака «сядут на уши» и у артиста не будет шеи. Поэтому если мы видим, что пиджак остается на своем естественном месте и не укорачивает шею, это значит, что художник по костюмам подумал, как вставить допол­ни­тельные ластовицы, какие-то фрагменты в боковые швы, чтобы компенси­ро­вать стремление пиджака убежать вверх за руками.

* * *

Время, о котором мы рассказываем в «Шахерезаде», — это 1950-е годы. Сейчас в магазинах и даже в антикварных лавках не всегда можно найти костюмы этой поры. Так что все сшито.

2 Capture.PNG
Эскиз костюма: Слева направо Лучник, Офицер-лучник, Офицер © Татьяна Ногинова

Если делить постановку на блоки, то я бы сказала, что есть семь больших частей, посвященных тому или иному времнеи. Очень большой блок — с истори­ческими костюмами военных, участвующих в параде. Мы реконстру­ировали фрагменты этого парада на сцене и использовали как минимум три полка из разных периодов великой империи: Персии, Ахеменидской империи и древних государств Двуречья, — чтобы создать представление о том, как костюм из примитивного накладного трансформировался в почти совершен­ный военный доспех.

2 Capgture.PNG
Эскиз костюма: Слева направо  Офицер, Солдат тяжелой пехоты. © Татьяна Ногинова

2 Сцена из балета  «Шахерезада».jpg
Сцена из балета «Шахерезада» © Андрей Чунтомов

Дальше мы попадаем в довольно сжатый временной период от юности Фарах до ее зрелого возраста. Она как зритель оценивает все произошедшее с ней начиная с юных лет. Этап обучения в Париже — это европейский костюм. Затем — замужество и какие-то важные официальные встречи. Большая дуэтная сцена — уже взрослая Фарах в Иране, и там будут элементы нацио­нального аромата.

Другой большой блок — это национальные танцы, ремесла. Там есть и ткачи, и гончары, и водоносы, и танцовщицы — несколько групп артистов, которые выходят на сцену круговертью, каруселью в ее воспоми­наниях.

3 Capture.PNG
Эскизы костюмов Фарах © Татьяна Ногинова

3 Captgure.PNG
Эскизы костюмов Фарах © Татьяна Ногинова

* * *

В небольших труппах, где задействован весь кордебалет, проблема быстрого переодевания стоит очень остро. Если я как костюмер это не продумаю, костюм будет просто порван. При этом переодевание — это важное событие в спектакле, которое отвечает за чудеса. Артист вошел в кулису в одном виде — и, по ощущению зрителя, буквально через две секунды выходит совершенно в другом костюме.

Наверное, в «Шахерезаде» мы поставили рекорд, потому что для соль­ной пары — Фарах и ее мужа — переодевание должно было происходить из полного военного облачения мужчины и официального костюма дамы в гражданскую одежду для прогулки, кажется, за 40 секунд.

Танцовщик должен быть достаточно стрессоустойчив. Он только что продефи­лировал по сцене в своем образе, с высоко поднятой головой, принимал кра­сивую позу — но как только он пересекает границу кулис, на него набрасы­ваются минимум три человека. Один начинает рвать с него туфли, а в этот момент артист, если он мужчина, расстегивает ремень, и пока с него стягивают брюки, он тем же волшебным движением должен содрать рубашку и начать надевать следующую. Нет ни секунды для раздумий о том, что происходит, — он должен просто доверять.

Моя задача в данном случае — продумать, чтобы все застежки были удобными, потому что в костюме танцуют до и после этого переодевания — и не хоте­лось бы, чтобы в какой-то момент артистка оказалась без юбки. Нужно продумать и подкладки, потому что если внутрь надевается другой костюм, подкладка должна защитить от пропечатывания, зритель не должен понимать, что там внутри еще что-то надето.

Естественно, это вопрос репетиции. Мне повезло с хореографом: Алексей всегда очень внимательно относится к сложным момен­таль­ным переоде­ва­ниям, всегда берет на репетиции полуготовые вещи, чтобы вместе с нами пройти этот путь и подсказать, где застежка неудобна или где вместо привыч­ной левой застежки лучше делать правую, потому что с этой стороны будет больше места, чтобы к ней подобраться.

Костюмерам тоже следует быть очень стрессоустойчивыми: мало того что им нельзя выбить артистов из образа — они еще должны все успеть, и на них ответственность за то, чтобы потом ничего не свалилось. А в ходе этого спек­такля быстро переодеваются не только солисты, но и кордебалет, и иногда люди фактически стоят друг у друга на голове — в Пермском театре совсем нет пространства за кулисами.

На постановке могут работать и непрофессиональные артисты: в «Шахереза­де», например, участвовали курсанты военного училища. Они приходили в театр, их кормили обедом, офицеры следили, чтобы они дошли до места и никто не заблудился, потом курсанты занимали свои места, к ним подходили знакомиться костюмеры — и потом нужно было надеть юбку. Представьте, что современному военному человеку, никогда в жизни этого не делавшему, нужно надеть тунику или какую-то странную мохнатую юбку, потом на него наве­ши­вают кольчугу, которая сковывает движения в зоне колен и мешает двигаться, и после этого он еще должен выйти на сцену, чего он тоже никогда не делал, и красиво, не обращая внимания на зияющую черноту зала, пройти, не сбив шаг. Конечно, репетиции для курсантов заняли месяца два.
.
4 Сцена из  балета «Шахерезада».jpg
Сцена из балета «Шахерезада» © Андрей Чунтомов

* * *

В основу моих эскизов для костюмов были положены аутентич­ные изобра­жения с рельефов Персеполя. Я использовала изображения воинов разных стран, пришедших с дарами к царю Дарию, и дальше давала свою интерпре­тацию. Например, я знаю, что туники были изготовлены из тонкой шерсти, а поверх надевались кольчуги из сыромятной кожи, на которые крепились металлические — свинцовые, железные — пластины. В театре это невозможно, костюмер должен помнить о том, чтобы вешалка выдержала вес костюма. Еще важно думать о том, что костюм будет эксплуатироваться дальше: он пере­местится из хранилища в гримерку, его наденет артист, потом он вернется в гримерку и снова в хранилище, а дальше, возможно, его судьба — поехать на долгосрочное хранение. Это работа людей руками, поэтому делать тяжелые костюмы не в наших интересах.

В балетных спектаклях самый простой костюм обычно и есть самый сложный в изготовлении. Невозможно не учитывать, во-первых, хореографию, а во-вторых, какие-то моральные принципы танцовщиков: мы же не хотим показывать их в невыгодном свете или заставлять чувствовать себя неком­фортно. Например, ночная сорочка в любовной сцене четы Пехлеви. Сорочка в 1960-е годы была довольно проста по крою и по материалам, но я не могла позволить себе надеть на танцовщицу обычную сорочку, потому что это дуэтный танец и был риск продемонстрировать некоторые пределы, которые на сцене демонстрировать неприлично. Поэтому внутри сорочки есть основа, которая выглядит как слитный купальник с поддержкой во всех необходимых местах и с фиксацией на груди, а сама сорочка уже смонтирована по верхнему контуру этого купальника.

5 Диана Вишнёва и Марсело Гомес в балете «Шахерезада».jpg
Диана Вишнёва и Марсело Гомес в балете «Шахерезада» © Андрей Чунтомов

В спектакле есть танцующие люди-камни, которых мы назвали «бессмертные». Это историческое название: в персидской армии существовал целый клан офицеров, которые шли в бой первой линией, в них стреляли из луков, и если кого-то убивали, то на его место моментально становился тот, кто стоял за спи­ной, поэтому у врага было ощущение, что они неубиваемые.

У нас они не в военных костюмах, а скорее в гражданской, кре­стьянской одежде, которая состоит из длинной рубахи и штанов. Эти костюмы выпол­нены из трикотажа с компьютерной печатью: во время первой сцены, которая начинается на фоне камня, эти люди из барельефа превращаются в полно­мерные фигуры и начи­нают действовать, как бы оживляя картинку.

Самым сложным тут является комбинация парика и бороды. Это целый голов­ной убор, это не настоящие волосы, а фактически маска, которая надевается на артиста. Она выполнена из пены, ее как скульптуру стачивали художники головных уборов. А расписывали ее так, чтобы повторить рисунок на костюме.
.
6 Сцена  из балета «Шахерезада».jpg
Сцена из балета «Шахерезада» © Андрей Чунтомов

Перелистывая огромное количество всевозможных фотографий о жизни в Иране, в том числе современном, я обратила внимание на траурный обряд для мужчин, когда они полностью вымазывают себя грязью, скорбя об ушед­шем человеке. Под палящими лучами солнца во время молебна эта грязь рассыхается и трескается, превращая этих людей фактически в глиняную армию. Это было настолько красиво и неожиданно, что я не смогла пройти мимо. Но важно помнить, что это современный исламский ритуал, который не имеет никакого отношения к историческим событиям, происходившим две с половиной тысячи лет назад. Если говорить о бессмертных, то это ком­пиляция моих эмоций, современных технологий и впечатления, которое нужно произвести на сцене.
.
7 Траурный обряд иранских шиитов. 2016 год.jpg
Траурный обряд иранских шиитов. 2016 год © Eric Lafforgue / Art in All of Us / Corbis via Getty Images

* * *

Цветовое решение для меня всегда исходит от художника декораций: он задает тот фон листа, на котором я рисую эскизы, поэтому обычно, прежде чем начать рисовать, я жду решения, какой цвет будет основным для той или иной сцены. В данном случае я ждала решения Альоны Пикаловой — художника-постановщика. Она сбрасывает мне рабочие макеты — картинки с цветовой гаммой, которую она хотела бы выдержать, — это мой фон. Отталкиваясь от него, я понимаю, нужно ли мне уходить в более светлый, темный или кон­трастный цвет.

Когда ты создал вроде бы соответствующий эскизу и задумке костюм, ты мо­жешь понять: какого-то цвета не хватает — и тогда добрасы­ваешь еще какие-то акценты в отделке. Скажем, в костюмы ремесел мы до­бав­ляли тесьмы, чтобы немного поднять почти песочную, миражную картину.
.
8 Capture.PNG
Эскиз костюма: слева направо Гончар, Женщина с вуалью, Женщина с кувшином © Татьяна Ногинова

8 Сцена    из балета «Шахерезада».jpg
Сцена из балета «Шахерезада» © Андрей Чунтомов

8 Caputure.PNG
Эскиз костюма: слева направо Мастер с блюдом, Разносчик воды © Татьяна Ногинова

8 Сцена и з балета  «Шахерезада».jpg
Сцена из балета «Шахерезада» © Андрей Чунтомов

8 Captjure.PNG
Эскиз костюма: слева направо Ткач ковров, Чеканщик © Татьяна Ногинова

8 Сцена из   балета «Шахерезада».jpg
Сцена из балета «Шахерезада» © Андрей Чунтомов

* * *

Я не отвечаю за бутафорию и реквизит — я отвечаю за то, что непосредственно соприкасается с телом артистов, если артист выносит это как костюм. Напри­мер, портупея, военный ремень, в который вставлен меч, — это моя епархия. А оружие, которое будет в портупее, — уже декорация и относится к епархии сценографа, как и портфели. Потому что она отвечает за аутентич­ный ряд реквизита.

Кропотливая, требующая большого внимания работа — это грим и прическа: от этого тоже зависит, попали мы во время или промахнулись. Бижутерия и аксессуары, например маленькие дамские сумочки, должны быть решены в одном ансамбле. И конечно, я работаю с ювелирными украшениями. В дан­ном случае было очень много элементов, которые мы захотели повторить.

Коронационные уборы, созданные для спектакля, конечно, бутафорские и сделаны из искусственного камня, то есть стекла. Но мы проделали большую работу: Альона помогла нам дозвониться до юве­лирной компании, которая изготавливала макет коронационного убора для Фарах, и в нашем распоря­же­нии были чертежи и рисунки этого убора, а также очень хорошие, детальные фотографии свадебной парюры, которая была изготовлена специально для Фарах. Парюра — это комплект, в который входят головной убор, ожерелья, серьги, браслеты, кольца, возможно подвески. Так что копию той парюры можно увидеть на сцене.
.
9 Capture.PNG
Слева: Мохаммед-Реза и Фарах Пехлеви в день коронации шахбану. 1967 год © Universal History Archive / Getty Images
Справа: Диана Вишнёва и Марсело Гомес в балете «Шахерезада» © Андрей Чунтомов

Для парадного выхода Фарах — Дианы Вишнёвой — использовались броши из чешского стекла, выполненные под бриллианты. Мы дорабатывали укра­шения с мастером по головным уборам и были вынуждены сделать специ­альную подклейку из фетра и вмонтировать туда крючок, который встав­лялся бы в мочку уха. Эти стеклянные украшения действительно очень тяжелые и танцевать в них невозможно — они очень здорово болтаются и бьют. В них можно только дефилировать, что Диана прекрасно и делает.

В этом спектакле три комплекта серег. Есть еще гигантские, тяжелые серьги, которые ей помогают надеть перед коронацией. И есть маленькие аккуратные сережки со слезой, в которых она танцует дуэт. Они на гвоздиках с закручи­вающимся сзади винтом — такие серьги никогда не выскочат из ушей.

Иногда можно увидеть, как артист кордебалета, уходящий со сцены, галантно присаживается и что-то поднимает — это кто-то уронил камень, или жемчу­жину, или бляшечку с костюма. Их нужно убрать с пола, потому что если во время танца, особенно пальцевого танца на пуантах, балерина наступит на какую-то неровность, она подвернет ногу — и может быть страшная травма. Все мелкое, что надето на артистах, должно быть приклеено, закручено и при­бито гвоздями, чтобы не потерять.

10 Диана Вишнёва и  Марсело Гомес в балете «Шахерезада».jpg
Диана Вишнёва и Марсело Гомес в балете «Шахерезада» © Андрей Чунтомов

Прототипы костюмов или похожие костюмы, взятые из подбора, из гардероба на время репетиции, нужны для дуэтных танцев, чтобы танцовщики понимали, с каким объемом материала и на каком уровне им придется столкнуться. Обычно это пачки, или юбки-шопенки, или какие-то хитоны, например хитон Джульетты или ночная сорочка для «Шахерезады». Важно дать прототип, чтобы партнер понимал, как ткань ведет себя у него под руками: скользит или не скользит, не нужно ли укрепить эту ткань, например, ниже по бедрам, чтобы она не взбивалась наверх во вращении и не мешала ему.

* * *

Была проблема с обувью для выхода Фарах в костюме Chanel, которую мы должны были заказать на стороне — у бытовых обувщиков. В свое время у Фарах был ансамбль, состоящий из костюма Chanel и туфель, созданных из этой же ткани. Ткань Chanel очень рыхлая, и балетные обувные мастера сразу сказали, что не возьмутся за обувь на каблуке, да еще из такой рыхлой ткани, и что нам надо искать бытовых мастеров. Мы нашли обычную обувную мастерскую в Перми. Они трижды приходили на примерки заготовок, потому что балетные ноги — это очень сложная история и нужно учесть все косточки, баланс, высоту каблука, супинатор и то, насколько глубоко каблук стоит под пяткой. Пожалуй, это была самая сложная и быстрая работа: мы слишком поздно сообразили, что у нас нет обуви для этой сцены, и спасибо мастерской, которая великолепно справилась с задачей. Мы получили действительно хоро­шую, удобную для балерины модель из ткани Chanel на нужном каблуке.

Для мастеров, которые изготавливают костюмы: закройщиков, портных, — очень важен опыт. Если человек всю жизнь сидит на пачках-блинах 1970-х годов, ему очень сложно переключиться на платье Christian Dior. Каждый раз работа со мной — это испытание для пошивочного цеха, когда пошивка и за­кройщики вынуждены перелистать журналы мод того времени, посмотреть, как строилась базовая сетка, и переработать ее так, как прошу я. И пермские портнихи и закройщики — удивительный коллектив. Если выточка не на месте, они готовы ее двигать, даже если костюм уже завершен. Я могу прийти и ска­зать, что я ошиблась, что задуманное не сработало на сцене и нужно что-то пере­двинуть: поднять юбку, застрочить какие-то складки на брюках или пере­стро­чить пару слоев на пачке. И я очень благодарна за то, что они спокойно и уважительно выполняют все мои просьбы.

Отсюда

Tags: Культура, Россия
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments