cand_orel wrote in nash_dvor

Categories:

Кажется... нарисованным в лодке...

Иногда ностальгия по этой песне пробивает... с началом воспоминаний на уровне мотива и с отрывочными какими-то видениями черно-белых телевизионных изображений. Как правило интерес утолялся раскапыванием в интернете чего-то такого клипоподобного (без уточнения авторских и прочих исторических данных)...

А в этот раз что-то проняло, во-первых, нашел приличный отзыв о творцах данного произведения (https://www.chitalnya.ru/work/2108070/) и более развитый в художественном и историческом плане "клип" (во-вторых).

Группа «КИНЕМАТОГРАФ» была образована в 1983 году в Москве.

В своей оригинальной форме «Кинематограф» просуществовал всего полгода и оставил после себя единственный, но, блестяще исполненный и безупречно записанный альбом, в мелодической фактуре которого органично сочетались элементы арт-рока, поп-музыки и соул, а лёгкие, но поэтичные тексты удачно подчёркивали характер музыки. Этого оказалось достаточно, чтобы имя группы сохранилось в истории, и хотя позднее под ним выступало несколько почти не связанных между собой составов, славу «Кинематографу» принёс именно дебютный альбом.

Лидером группы и автором всего её репертуара стал музыкант и композитор Сергей Миклашевский (род. 6 августа 1958, Москва, РСФСР, СССР). Как и все его сверстники, приобщался к рок-н-роллу в школьных, а потом в институтских группах, наиболее известной среди которых был «Континент» из плехановского института, откуда Сергея и его приятеля Виктора Савина в 1981 году переманили в полупрофессиональную «Олимпию» при ДК завода «Серп и молот».

Далее был Москонцерт и ансамбль саксофониста Владимира Коновальцева, с которым Миклашевский аккомпанировал вокалистам Галине Улетовой и Вадиму Аникейчику. Вот тогда-то, в середине 1983 года, и родилась идея «Кинематографа». 

Как ни странно, инициатива создания группы и даже её название исходили не от Сергея. Замысел этот родился в недрах Главной редакции кинопрограмм Центрального телевидения, где молодые сотрудники Андрей Циленко и Сергей Савушкин пробили тему комсомольско-молодёжных передач, к которым можно было привлекать знакомых со стороны.

С. Миклашевский: «С Андреем Циленко мы приятельствовали уже несколько лет. Помню, как однажды он позвонил мне и спросил: «Старик, что бы ты сказал, если бы весь советский народ включил свои телевизоры, а там – передача про мультики, которые разбавлены песнями в исполнении группы, скажем, «Кинематограф»?». Что на это мог ответить молодой советский музыкант? Угадайте с трёх раз».

И колесо завертелось. Не сумев привлечь к проекту известных композиторов, Миклашевский начал сочинять музыку сам, опираясь на тексты поэта Аркадия Тюрина. В процессе работы к ним присоединился Вадим Коротков, в будущем известный режиссёр и клипмейкер («Замыкая круг»). 

К началу осени сценарий программы и весь музыкальный материал были готовы и, к немалому удивлению авторов, успешно прошли все худсоветы.

Собрать музыкантов оказалось ещё проще: клавишником стал давний коллега Сергея Виктор Савин. За барабаны был приглашён знакомый им по «Континенту» Евгений Майстровский. С подачи Савина в проект влились известный певец Анатолий Алёшин, после запрета «Аракса» находившийся в свободном полёте, и гитарист Анатолий Шеванов, а для исполнения женских вокальных партий была приглашена жена Шеванова – Вера Соколова (она прославилась записью песни Алексея Рыбникова «Последняя поэма» для фильма «Вам и не снилось» вместе с Ириной Отиевой). Сам Миклашевский играл на бас-гитаре.

Запись проходила с сентября 1983-го по февраль 1984-го. «Кинематографу» повезло: с ним работали лучшие звукорежиссёры телевидения Александр Зубов, Андрей Казьмин, Георгий Лазарев, Анатолий Вайнштейн. 

С. Миклашевский: «Был ещё очень продвинутый ассистент звукорежиссёров Лёша Менялин, который всё знал и рассказывал нам о том, что только что изобретенному MIDI принадлежит будущее. И ведь не соврал». 

Программа «Сказки о мультипликации» была отснята, одобрена и... легла на полку до лучших времён, хотя в «Утреннюю почту» прорвались клипы на песни «Рассказывайте сказки» и «Видишь себя (нарисованным в лодке)». Последняя – её текст был поэтическим переводом битловской «Lucy In The Sky With Diamonds», сделанным Тюриным задолго до записи альбома – стала главным успехом и визитной карточкой группы и осталась по сей день. «Сказки о мультипликации» вышли на экран лишь в годы Перестройки.

Параллельно Миклашевский играл в группе Владимира Осинского. В июне они с Савиным, используя «Korg 61» последнего и вокодер Осинского, записали под вывеской «Кинематографа» песню «Урок истории» на слова Андрея Циленко и разошлись в разные стороны. Майстровского позвали в «Квадро», а Алёшина – в «Феникс», приютивший обломки «Аракса». Савин, захватив Шеванова, вернулся в «Олимпию», а Миклашевский сменил Женю Маргулиса в московском «Наутилусе». Далее в его послужном списке значатся «Глобус» (там он снова встретился с Алёшиным и другими ветеранами «Аракса») и бэк-группа кабардинского певца Заура Тутова.

Вот странно, что «Кинематограф» не "пошёл" — был в Воронеже на гастролях и «Квадро», и «Феникс», а про «Кинематограф» даже тогда и не слышал...

Осенью 1985 года, когда в стране начались лёгкие послабления в идеологический сфере, Новгородская филармония предложила Сергею Миклашевскому возродить «Кинематограф». В новый состав вошли гитаристы Александр Андреев и Евгений Ушеров, барабанщиком стал Виктор Непомнящих (Сергей познакомился с ним у Заура Тутова), на клавишных играл некто по прозвищу Цуц, а к микрофону был приглашён уроженец Кировограда Михаил Пахманов, начинавший в местной группе «Контакт». Звуком заведовал Андрей Позмогов. Аппаратурой группу обеспечил небезызвестный в Москве Юрий Фомин.

Поскольку даже в провинции получить право на сольное отделение в концерте было нереально, Миклашевскому пришлось подыскивать официального худрука, и кто-то присоветовал ему отставного джазового пианиста Бориса Рычкова, который был известен как автор хита Аллы Пугачёвой «Всё могут короли». В то время ещё действовало драконовское постановаление Минкульта, согласно которому репертуар ВИА был должен на 80% состоять из песен членов Союза композиторов, поэтому группе позволили исполнять разве что «Видишь себя» и одну инструментальную пьесу Сергея.

Стали готовить материал для выпуска альбома, аннотацию к которому написал Юрий Никулин. Альбом так и не вышел.

В конце 1986 года в группу был привлечен для совместной работы Валерий Ободзинский (этим Б. Рычков рассчитывал повысить статус коллектива), в частности, совместно было сделано пять композиций (в том числе и «Эти глаза напротив»). Вместе с ним, весной 1987 года, группа отправилась на большие гастроли по стране.

Пахманова (позднее – «Магнит», «Тайм-аут») вскоре сменил Владимир Михайлов (экс-«Акварели», «Лейся, песня»). Рычкову, однако, его роли в группе показалось недостаточно, и он, сговорившись с концертным администратором Владимиром Аксельродом, весной 1986-го сумел выжить из «Кинематографа» его основателя. С Миклашевским группу покинул Виктор Непомнящих. Позже они так же вместе выступали в «Телефоне» и «Мониторе».

Смена власти не принесла «Кинематографу» дивидендов: песни Рычкова успеха не имели, а ВИА стремительно уступали позиции рок-группам. Бас взял в руки Виталий Гурин, барабанщиком стал Николай Сафонов (ранее – «Здравствуй, песня»), а музыкальным руководителем клавишник Сергей Парамонов, который в школьные годы был солистом Большого детского хора Всесоюзного радио и прославился как первый исполнитель таких песен как «Антошка», «Голубой вагон», «Улыбка» и т. п. Уникальный голос после мутации он потерял, но сочинял симпатичные песенки и был неплохим аранжировщиком.

Весной 1987 года в «Кинематограф» пришли вокалисты Александр Добрынин и Елена Волкова. Они приняли участие в очередном смотре-конкурсе советских ВИА и гастролировали по стране, а в конце 1987-го распались, успев записать ленту с безыскусным названием «Конкурс». Ушеров ушёл в «ЭВМ», Сафонов – в «Рондо», а Добрынин позже пел в «Классе» и «Весёлых ребятах».

Филармония, впрочем, быстро набрала новых людей. За барабанами оказался Александр Манякин, до этого работавший с безымянной группой на танцах в подмосковном Александрове. Компанию ему составили Андрей Тарасов (гитара), Андрей Адонин (бас), певцы Игорь Браславский (экс-«Надежда», «Голубые гитары») и Борис Буров. Позже в ряды «Кинематографа» влился второй гитарист Валерий Шишаков, коллега Манякина по танцам в Александрове – они даже перевезли оттуда свой аппарат. В этот период группа исполняла всё, что придётся, с уклоном в популярный у подростков хард-рок и металл, включая баллады «Арии». 

Летом 1987 года Рычков уволил из группы Шишакова. Из солидарности с ним уволился Манякин – и не прогадал, поскольку в сентябре стал барабанщиком «Арии» (вот и пригодилось знание её репертуара). К осени разбежались и остальные: Бурова пригласили в «Диалог», Браславский работал с Игорем Грановым, в группе «Доктор Ватсон», а потом, как и Парамонов, сольно.

В 1987 году группа приготовила новую программу, однако концертам в Москве не суждено было состояться – «Кинематограф» распался. Причиной послужило грубое нарушение трудового режима, приведшее к срыву концерта и последующему расформированию группы.

Но и это была ложная кода. Администратор Новгородской филармонии Борис Гринберг тоже решил использовать известное имя и собрал совершенно новый «Кинематограф», в котором играли исключительно питерские музыканты, в том числе гитарист Александр Симагин (экс-«Марафон», «Форвард»), клавишники Игорь Дункул и Игорь Верховский, барабанщик Аркадий Аладьин (экс-«Марафон», позже- «Август», «Зарок»), Михаил Дудаков (тенор-саксофон), пели Дмитрий Антонов (позже – «Президиум») и Ольга Фаворская (позже – «Поп-Сервис»), а аппаратурой занимался Александр «Боцман» Лапин. Бас-гитаристом в финальной версии этого состава был Олег Дегтярёв (экс-«Проходной двор» Юрия Наумова и «Рок-штат»), ныне известный в Питере звукорежиссёр и мастер боевых единоборств. 

В конце 1989-го «Кинематограф» распался окончательно.

Покинув «Кинематограф», Сергей Миклашевский сменил ещё несколько групп, после чего серьёзно взялся за своё музыкальное образование, окончив два отделения (эстрадное и теоретическое) Царицынского музыкального училища. 

С конца 80-х годов он полностью посвятил себя студийной работе, успешно сотрудничая с эстрадными композиторами Максимом Дунаевским, Владимиром Мигулей, Алексеем Мажуковым, Игорем Ивановым, группой «Мегаполис» и другими. 

Двенадцать лет (с 1992 по 2004 гг.) работал в телерекламе и над оформлением телеканалов, в том числе НТВ и РТР. Он также сочинил музыку к фильмам «Next-2», «Ловушка для полтергейста», «Спасти и выжить» и другим, гимн Выборга, продюсировал бардов и других самодеятельных авторов.

Кроме него в музыке остались Женя Майстровский (ныне он живёт в Израиле и играет джаз) и Анатолий Алёшин, который проведя двенадцать лет в США, вернулся в Россию, собрал новую группу и до сих пор поёт на концертах «Видишь себя нарисованным в лодке». 

Как ни странно, альбом «Кинематографа» – один из лучших образцов отечественной поп-психоделии и московского рока 80-х, так и остался неизданным официально, хотя в 2009 году в магазинах можно было встретить его неавторизованное издание.

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.