Константин Маковский. Слева картина "Боярышня" 1890 год, справа "Боярышня"- этюд к картине 1901 года "Хмелем обсыпают"
А вот для наших предков это слово озачало совсем другое. В допетровской Руси ожерельем называли нарядный воротник из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п.
И воротники - ожерелья были характерны как для мужской, так и для женской одежды. Чем-то они были даже похожи на оплечья и бармы, только, естественно, без религиозных сюжетов и значительно скромнее, благо не регалии.
Слева парсуна - оплечный портрет Ивана Грозного из Национального музея Дании.Справа парсуна царя Федора Иоанновича, Государственный исторический музей. Обе парсуны 1630 года и на обоих портретах виден обшитый жемчугом и драгоценными камнями круглый накладной воротник - ожерелье
Ожерельем также назывался бобровый воротник шубы и бобровая пелерина в женской одежде.
А еще была такая одежда охабень - верхний широкий кафтан, надевавшийся поверх другого кафтана, с прорезями для рук в длинных рукавах и с большим откидным воротником. Так вот этот большой откидной воротник тоже назывался ожерельем.
Кстати, слово воротник или ворот происходит от древнерусского слова "воротъ" - "шея".
Я так сильно подозреваю, что воротом в те времена был совсем ничем особо не украшенный вырез для головы, ну или украшенный какой-нибудь простой вышивкой. А вот чтобы стать ожерельем, воротнику уже требовались украшения или бОльший размер
На обеих царицах воротник ожерелье, но они очень разные, на Милославской воротник частично сделан из меха.
В послепетровское время элитная одежда стала совсем другой, мужские воротники стали абсолютно западными, а у женщин не только западными, но еще и декольте появилось. И ожерелья стали выглядеть как украшения, а не как предмет одежды.
А вот в народной одежде традиции воротника-ожерелья сохранялись еще очень долго, хотя тоже стали медленно и понемногу изменяться в сторону бус. В музеях по всей России можно найти старинные экземпляры народных ожерелий XIX века
Эти ожерелья, конечно же, не такие дорогие.
.
Ожерелье девичье. XIX век. Ткань шёлковая, нить золотная, бисер, блестки, бусины, холст; вышивка, шитьё. Муромский историко-художественный музей
Ожерелье девичье. XIX век. Холст, рубленый перламутр, розетки, ткань шёлковая; вышивка, шитьё Муромский историко-художественный музей
Ожерелье к венчальному костюму Вологодской губ. Г.Сольвычегодск, вторая пол. XIX в.-Русский этнографический музей
Ожерелье девичье. XIX век. Бисер, стекла, хб ткань, лента шёлковая; вышивка, низание бисером, шитьё. Центральная Россия Муромский историко-художественный музей
Слева Центральная Россия. Конец XVIII — начало XIX века. Ожерелье перламутр, стекло, лен, шелк вышивка. В центре ожерелье: льняное полотно, льняные нити, шелковые ленты, перламутр, стекло, металл, трунцало; вышивка, низание. Справа г. Торжок, Тверская губ. Ожерелье перламутр, стеклянные бусины, цветные стекла в кастах, хлопчатобумажная ткань; низание, вышивка. Первая половина XIX века
В ХХ веке народный костюм носить перестали, оставив только для сцены и художественной самодеятельности, а украшения вобще стали роскошью и носил их мало кто, ожерелья так вообще превратились в нечто из сказок и легенд.
Тем не менее сейчас ожерелья возрождают, причем иногда именно в качестве воротников, а не бус с подвесками. Но называют их больше "колье", а это слово произошло от французского coler и далее из лат. collare "шейная цепь, ошейник"
Вот такие метаморфозы
Community Info