selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Categories:

Ожерелье и его метаморфозы

1  Capture.PNG
Константин Маковский. Слева картина "Боярышня" 1890 год, справа "Боярышня"- этюд к картине 1901 года "Хмелем обсыпают"

Если сейчас спросить, что такое ожерелье, то все без сомнения скажут, что это драгоценное украшение, носимое вокруг шеи, в виде бус, может быть с кулоном или подвесками, но не бижутерного вида, и именно драгоценность.

А вот для наших предков это слово озачало совсем другое. В допетровской Руси ожерельем называли нарядный воротник из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п.

Слово ожерелье происходит от слова жерло, горло.

И воротники - ожерелья были характерны как для мужской, так и для женской одежды. Чем-то они были даже похожи на оплечья и бармы, только, естественно, без религиозных сюжетов и значительно скромнее, благо не регалии.

1   Csssapture.PNG
Слева парсуна - оплечный портрет Ивана Грозного из Национального музея Дании.Справа парсуна царя Федора Иоанновича, Государственный исторический музей. Обе парсуны 1630 года и на обоих портретах виден обшитый жемчугом и драгоценными камнями круглый накладной воротник - ожерелье

Воротник-ожерелье мог быть стоячим или отложным и в зависимости от того, к какой одежде прилагался, мог выглядеть сильно по-разному,
С сорочками / рубахами использовалось пристяжное ожерелье, когда воротник вплотную облегал шею. А у зипуна воротник был более свободным.

Ожерельем также назывался бобровый воротник шубы и бобровая пелерина в женской одежде.

А еще была такая одежда охабень -  верхний широкий кафтан, надевавшийся поверх другого кафтана, с прорезями для рук в длинных рукавах и с большим откидным воротником. Так вот этот большой откидной воротник тоже назывался ожерельем.

Кстати, слово воротник или ворот происходит от древнерусского слова "воротъ" - "шея".

Я так сильно подозреваю, что воротом в те времена был совсем ничем особо не украшенный вырез для головы, ну или украшенный какой-нибудь простой вышивкой. А вот чтобы стать ожерельем, воротнику уже требовались украшения или  бОльший размер

Слева портрет Марфы Матвеевны Апраксиной, второй жены царя Федора Алексеевича из Русского музея, предположительо 1681 год. Также предполагается, что автор портрета – "иноземец Арнбургские земли"  Иоганн (Ганс или Иван Андреев) Вальтер   
Справа изображение царицы Марии Ильиничны Милославской на иконе "Кийский крест", изограф Богдан Салтанов, 1670-е годы.

На обеих царицах воротник ожерелье, но они очень разные, на Милославской воротник частично сделан из меха.

В послепетровское время элитная одежда стала совсем другой, мужские воротники стали абсолютно западными, а у женщин не только западными, но еще и декольте появилось. И ожерелья стали выглядеть как украшения, а не как предмет одежды.


5  Captdddddure.PNG
Слева: И. Н. Крамской. Портрет императрицы Марии Федоровны. 1882 год
Справа: Франц Крюгер. Портрет императрицы Александры Фёдоровны, 1836 год


А вот в народной одежде традиции воротника-ожерелья сохранялись еще очень долго, хотя тоже стали медленно и понемногу изменяться в сторону бус. В музеях по всей  России можно найти старинные экземпляры народных ожерелий XIX века

Эти ожерелья, конечно же, не такие дорогие.
.
7 Ожерелье девичье. XIX век. Муромский историко-художественный музей Ткань шёлковая, нить золотная, бисер, блестки, бусины, холст; вышивка, шитьё.jpg
Ожерелье девичье. XIX век. Ткань шёлковая, нить золотная, бисер, блестки, бусины, холст; вышивка, шитьё. Муромский историко-художественный музей

5 Ожерелье девичье. XIX век. Холст, рубленый перламутр, розетки, ткань шёлковая; вышивка, шитьё    Муромский историко-художественный музей.jpg
Ожерелье девичье. XIX век. Холст, рубленый перламутр, розетки, ткань шёлковая; вышивка, шитьё    Муромский историко-художественный музей


4  Ожерелье к венчальному костюму Вологодской губ. Г.Сольвычегодск,вторая пол.19 в.-РЭМ.PNG
Ожерелье к венчальному костюму Вологодской губ. Г.Сольвычегодск, вторая пол. XIX в.-Русский этнографический музей


8 Ожерелье девичье. XIX век. Центральная Россия Муромский историко-художественный музей  Бисер, стекла, хб ткань, лента шёлковая; вышивка, низание би…
Ожерелье девичье. XIX век.  Бисер, стекла, хб ткань, лента шёлковая; вышивка, низание бисером, шитьё. Центральная Россия Муромский историко-художественный музей




Слева Центральная Россия. Конец XVIII — начало XIX века. Ожерелье перламутр, стекло, лен, шелк вышивка. В центре ожерелье: льняное полотно, льняные нити, шелковые ленты, перламутр, стекло, металл, трунцало; вышивка, низание. Справа г. Торжок, Тверская губ. Ожерелье перламутр, стеклянные бусины, цветные стекла в кастах, хлопчатобумажная ткань; низание, вышивка. Первая половина XIX века

В ХХ веке народный костюм носить перестали, оставив только для сцены и художественной самодеятельности, а украшения вобще стали роскошью и носил их мало кто, ожерелья так вообще превратились в нечто из сказок и легенд.

Тем не менее сейчас ожерелья возрождают, причем иногда именно в качестве воротников, а не бус с подвесками. Но называют их больше "колье", а это слово произошло от французского coler и далее из лат. collare  "шейная цепь, ошейник"

_9Capture.PNG
_0 Capture.PNG
_ 0 0 Capture.PNG

Вот такие метаморфозы


Tags: Культура, Россия
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments