
В 2021 году на экраны вышел фильм-сказка "Конёк-Горбунок", экранизация одноимённого произведения, Петра Ершова, написанного в 1830-х годах. Фильм необыкновенно красивый и с потрясающими костюмами, созданными Надеждой Васильевой и Ольгой Михайловой
Надежда Васильева — российский художник по костюмам, художник, куратор. Обладатель кинопремии “Ника” за лучшую работу художника по костюмам на фильмах “Замок” (1994) и “Матильда” (2017). Работала в качестве художника по костюмам на большинстве фильмов кинорежиссера Алексея Балабанова. Среди других режиссёров, с которыми работала Васильева — Семен Аранович, Владимир Бортко, Игорь Волошин, Олег Ковалов, Рената Литвинова, Василий Сигарев, Рустам Хамдамов и Алексей Учитель.
Ольга Михайлова – российский художник по костюмам. Лауреат кинопремии “Ника” за лучшую работу художника по костюмам на фильме “Матильда” (2017). Также работала над костюмами в кинокартинах “Скиф” (2018), “Цой” (2020) и “Шаман” (2021).
Продюсер фильма Сергей Сельянов поставил перед художниками по костюмам задачу создать настоящую сказку сказок. После долгих споров решение было принято: основой художественных образов будут иллюстрации к сказкам Ивана Яковлевича Билибина.
Именно сказку "Конёк-Горбунок" сам Билибин никогда не иллюстрировал, но из костюмов фильма видно, что у Билибина Надежда Васильева и Ольга Михайлова взяли идею украшения одежды разными диковинными узорами в виде зверей, птиц и цветов, и что костюмы, как и в большинстве случаев у Билибина, сделаны больше по моде XVII века - герои гордо вышагивают в воротниках - козырях и неких сказочных интерпретациях горлатных шапок

Обратите внимание на сказочных птиц на иллюстрации справа и сравните с узорами на одежде из фильма ниже. И на ягоды обратите внимание тоже, в фильме использовался клубничный узор, про него Надежда Васильева расскажет в видео ниже

Детали одежды из фильма "Конёк-Горбунок" со сказочными птицами
Кстати, фигуры птиц такие выпуклые, потому что они набиты ватой. Вышивали их в Индии и ваты индийские мастера первоначально набили как в подушки, потом в России пришлось лишнюю вату оттуда вытаскивать. А еще от индийских вышивальщиков было очень тяжело добиться, чтобы на вышивках лицо было не индийское; они не понимали, как лицо может быть вышито розовыми нитками.
Почему вышивали именно в Индии? Потому что там по-прежнему вышивают канителью - тонкой металлической (обычно золотой или серебряной) нитью.. Канитель выпуклая и необыкновенно хорошо смотрится на экране. Правда, одежда с ней очень тяжелая.
Ну вы уже поняли, что материалы для одежды привезли чуть ли не со всего света?
После того, как были готовы эскизы и уже было ясно, что именно нужно для костюмов, Надежда Васильева и Ольга Михайлова поехали в Индию. Оттуда они привезли полтонны хлопка с орнаментом – по их словам точь-в-точь таким же, как у знаменитого русского художника Ивана Билибина. Для костюмов был также использован узбекский бархат и шёлк, церковная ткань, которую производят в Греции, и русский лён c фабрики Третьяковых
Уже на подготовительном этапе был выбран основной принцип работы: все костюмы изготавливать строго по правилам, но сам образ нужно сделать более “игрушечным”, понятным зрителю и смешным. Поэтому в фильме очень много движущихся и вертящихся головных уборов.
При украшении костюмов художники отталкивались от искусства народного лубка – фольклорных картинок сатирического характера. Из лубочных сюжетов были взяты примитивные изображения коров, львов, чудо-птиц, коней, русалок и прочих существ, которые были вышиты на кокошниках, сапогах и платьях, а в некоторых случаях напечатаны на 3D принтере.
Вышитые на одежде птицы - сирины на картинке вверху - как раз очень хороший пример таких изображений, лубок узнается сразу. Но для разнообразия решила еще чего-нибудь добавить, что долго искать не надо. Популярный лубочный сюжет- грифoн

Слева: Грифон. Роспись коробьи XVII века, город Великий Устюг. Справа: Элемент кокошника из фильма "Конёк-Горбунок"
Первое очень короткое видео внизу - это просто кадры про то, как делали костюмы, и показ некоторых очень красивых деталей этих костюмов.
"The Humpback-horse" costume design from masha falileeva on Vimeo.
Сам жанр фильма-сказки не подразумевает достоверного отображения определенной исторической эпохи, а скорее ставит перед собой цель развеселить и погрузить зрителя в уникальный и волшебный художественный мир. Это позволяло художникам находить нетривиальные решения и делать отсылки к образам массовой культуры.
“Это же сказка – в ней все может быть!” Именно жанр сказки позволяет художникам совместить в костюмах различные исторические эпохи, стили и техники. Так и произошло с костюмами к “Коньку-Горбунку”: в них соединились традиционные методы изготовления костюма, стиль лубочной картинки, современные технологии и популярные образы массовой культуры.
“Каждый сарафан и кафтан мастера украсили ручной вышивкой или аппликацией в виде солнца, цветов, человечков, животных – всего, что используется в лубке” – рассказала Надежда Васильева.

Например, этот очень красивый синий костюм Спальника (актер Ян Цапник) был частично сделан из индийских тканей и с участием индийских вышивальщиков.
Вышивка сделана в Индии по эскизам, хвосты птиц выложены канителью. Фигуры птиц на одежде соединены с исторической индийской вышивкой, вырезанной из старинных сари.
Шишки отлиты из пластика и покрашены в золотой цвет. Пуговицы сделаны в России по образцам, закупленным в Индии. Узоры на рукавах сделаны с помощью вышивки, поверх которой прикреплены индийские металлические мелкие детальки разной формы

Чтобы пошить сотни кафтанов и сарафанов, мантий и платьев, был потрачен почти год.(хотя Надежда Васильева в интервью ниже говорит про собственную работу в течение четырех с половиной месяцев, но возможно, что она не считала работу индийских вышивальщиков или какие-то костюмы для массовки)
Все актеры о костюмах, в которых им приходилось сниматься, рассказывают с благоговением.
C большим чувством юмора говорит о своем костюме, например, актер Олег Тактаров, сыгравший Воеводу

Олег Тактаров -Воевода, Михаил Ефремов - Царь, Ян Цапник - Спальник
"В моем костюме мне было тяжеловато, если честно. Мне сделали специальные кривые сапоги, чтобы ноги были колесом, да они еще и на каблуках были, пятки скошены... Во время съемок стояла страшная жара в Петербурге, в павильоне было очень душно и вот мой костюм - он из нескольких слоев состоял: подкафтан, кафтан, еще один нарядный сверху, плюс шуба и огромная шапка-папаха на голове, и при этом мы должны были танцевать с девушками. Паулина, наша Царь-девица, говорит, что у нее были тяжелые костюмы, но мне кажется, что на мне был надет костюм с нее весом. Килограммов 50 минимум..."

Слева костюм царского воеводы из фильма "Конёк-Горбунок" на выставке, справа актер Олег Тактаров в роли воеводы
Полный костюм боярина для актёра массовых сцен состоял из длинной рубахи, кафтана и верхнего платья и весил около 15 килограммов. Актёрам было тяжело, но все были в восторге от костюмов, а Надежду Васильеву между собой называли не иначе как "Билибиным в юбке".

Бояре в костюмах весом по 15 кг
Ну а теперь поговорим о некоторых отдельных костюмах главных героев
B сказке Царь дарит Ивану кафтаны - один-другого краше.

Кадр из фильма

Кадр из фильма
Но это уже по ходу развития сюжета, а в начале Иван одет довольно просто и по-крестьянски

Костюм Ивана с выставки и кадр из фильма
Самая примечательная часть "крестьянской одежды" Ивана - вязаная рубашка-свитер, которая чем-то напоминает кольчугу (если не присматриваться, а так, общий образ)

Слева кадр из фильма, справа иллюстрация Ивана Билибина к сказке "Иван-царевич и Серый волк"
Надежда Васильева о костюме Ивана:
“Была проблема, чтобы главный герой смотрелся героем, а не парнем в косоворотке. Мы думали-думали и я вспомнила молодость, как делался герой в фильме “Брат”, из потрясающего Сережи Бодрова. Связали полотно и из него сделали рубашку, повторив общее впечатление от того свитера. Добавили ситцевую пуговицу, сделали форму воротника и кучу зацепок и ниток, чтобы подчеркнуть крестьянское происхождение. Разное отфактуривание, но не грязью, а голубым цветом, чтобы его «освежить». Вместо свитера получилась рубашка, но все равно получился ассоциативный переброс в то время, в восприятие Данилы. По-моему, получился такой герой-герой. Свитер мы еще перетянули ремнем, и он получился совсем крестьянской рубашкой, но изначально это свитер Данилы. И ему привет большой от нас всех”.

Слева Иван из фильма Конёк-Горбунок", справа Данила Багров из фильма "Брат"
Внизу маленькое видео прo этот свитер-рубашку
IVAN from masha falileeva on Vimeo.
У Паулины Андреевой почти все платья были многослойными и тяжёлыми – подготовка к съёмке длилась по несколько часов.

Кадр из фильма
"Костюмы у нас восхитительные. Правда, и весят они соответственно. Но красота того стоит!", - Паулина Андреева, актриса

Слева костюм Царь-девицы к сцене купания в котлах, справа свадебное платье и убор Царь-девицы к свадьбе с Иваном. Костюмы с выставки
Самoе запомнинающееся и сложное плате Царь- девицы - в сцене первой встрече с Иваном. Это льняное многослойное платье вышито серебряной нитью. Запоминается в первую очередь огромный воротник, сделанный из пластика и сверху политый жидким силиконом, но это еще и платье-парашют. В нём актриса летит со скалы, в полёте юбка раскрывается – как зонтик.

Сцена из фильма.

Костюм Царь-девицы на выставке

Сцены из фильма
Надежда Васильева о костюме Царь-девицы:
“Царь-девицу хотели видеть молодой, игривой и задорной девчонкой, которая не может быть в тяжелых нарядах и все время хочет противостоять царскому двору. Есть персонаж Ляпкина-Тряпкина, некоего модельера, который стоит на службе при царе и следит за его внешним обликом и одеждой. Родилась идея, что когда к ней приходит Ляпкин-Тряпкин, он должен выглядеть как старый морской пират, вдруг решивший стать модельером: в камзоле по типу “Пиратов Карибского моря”, только в нашем исполнении он сделан из тканей, вышитых розовыми цветочками; с птицей на плече, сделанной немного в стиле “стимпанк”. Наша Царь-девица раздевает этого Ляпкина-Тряпкина. Придя ко двору в мужском костюме, она сделала свой выход эксцентричным. Ясное дело, обувь у них разного размера, но так как это сказка, мы не делаем на этом акцент”.
Внизу небольшое видео об этом костюме
PRINCESS from masha falileeva on Vimeo.
Царь
Надежда Васильева о костюме Царя:
“Царь, с одной стороны староват, с другой — глуповат. А с третьей стороны он все-таки должен быть миловат. Он пожилой и в его обиходе обязательно должны быть теплые вязаные вещи. В каждой вещи присутствует клубника: красная, золотая, на веревочках, валеная, связанная, вылепленная. У него наверняка радикулит, поэтому мы сделали ему радикулитный пояс с клубничками.Клубнички трясутся и создают воздух всей государственности".

Слева наряд Царя с выставки (обратите внимание на красные клубничины по центру), справа сцена из фильма, Царь в этом наряде
Во всей одежде Царя очень много золота. На рубашке, например, есть золотые клубники. Но на это золото мы обязательно надеваем что-нибудь душевное. Главная визуальная часть Царя — мантия с горностаем. Или что-нибудь с горностаем. (Горностай у нас, естественно, искусственный). Мантия вся связана из золотых нитей, но поставлена на ситцевую подкладку. На подошве есть его портрет, как и везде: на тапках, носках, медалях и ночном горшке. Для властности он всегда в короне, даже когда спит, а для милого образа у него вязаная корона, привязанная к чепчику, очень трогательному и смешному.”

Наряды Царя с выставки
Ниже небольшое видео про костюмы и образ Царя
KING from masha falileeva on Vimeo.
Премьера фильма «Конек-горбунок» from Teledetki.tv on Vimeo.
Так что следите за новостями, не привезут ли выставку в ваш город
Community Info